![]() |
|
|
Особенности социальной работы с детьми и семьями группы рискаТакое абстрактное (энциклопедическое). определение очерчивает лишь общие рамки данного явления, чтобы при решении конкретной проблемы наполнить его соответствующим содержанием, в частности при совершенствовании правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения, ориентируясь на ту или иную основу. В нашем исследовании этой основой, приоритетом рассматривается необходимость развития социально-педагогических функций органов и учреждений системы профилактики, обеспечение социально-педагогической поддержки, которая осуществляется в процессе социального воспитания. Социально-педагогическая деятельность имеет свои специфические цели, содержание, методы и средства, хотя и включена неотъемлемой частью в многообразие системы воспитательно-профилактической работы. С другой стороны, профилактическая система может быть рассмотрена как компонент социально-педагогической системы как системы социализации молодого поколения. Это подтверждает анализ целевых ориентации воспитательно-профилактической работы, которые отражены в принципах государственной политики в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, провозглашающих: законность, демократизм, гуманное обращение с несовершеннолетними, поддержку семьи и взаимодействие с ней, индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственную поддержку деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Перечисленные принципы имеют ясно выраженную целевую социальную направленность. Таким образом, вся деятельность современной системы профилактики и защиты прав несовершеннолетних на уровне государственной политики основывается на социально-педагогическом подходе, ставящем во главу угла достижение социально значимых целей. Деятельность по осуществлению социально-педагогической поддержки будет отличаться в зависимости от уровня воспитательно-профилактических воздействий (мы исходим из понимания профилактики как многоуровневого процесса). Содержание деятельности по социально-педагогической поддержке в сфере профилактики На законодательном уровне созданы предпосылки для модернизации деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних, направленные на приведение механизма защиты прав ребенка в стране в соответствие с современными международными нормами и требованиями. Глава 2. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска. В главе представлены основные направления совершенствования деятельности комиссий на всех уровнях системы КДН; раскрываются содержательные аспекты социально-защитной практики и организационно-педагогической деятельности КДН в системе межинституционального взаимодействия; а также характеризуются перспективы дальнейшего развития социально-педагогической деятельности КДН по защите прав несовершеннолетних. 2.1. Сущность социальной деятельности в сфере профилактики В современной психолого-педагогической науке употребляется целый ряд терминов, связанных с понятием отклоняющегося поведения. Девиация (отклонение) - явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе. Девиация понимается как одна из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Известно, что в человеческих сообществах взрывы девиаций сопровождают кризисные периоды и являются их четким индикатором. Первыми и сильнее реагируют социально зависимые группы, например подрастающее поколение. Изменчивость в социальной сфере в основном связана с деятельностью и выражается, как правило, в поведении. Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует ее формированию; личность, действуя всоциальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ей определенное социальное качество. В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят так называемой социальной ситуации развития (Л.С.Выготский), которая представляет особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющееся типичным для каждого возрастного этапа и обуславливающее динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, а также новые качественно своеобразные психические образования, возникающие к его концу. Таким образом, поведение ребенка может быть нормальным, если взаимодействие его со средой "адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в ее динамических возрастных, рефлективных и, в ряде случаев, патологических проявлениях" Отклоняющееся поведение в таком случае характеризуется как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности, и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным, нравственным и- правовым общественным нормам. Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой - необходимым условием успешного развития этого процесса. Социальная адаптация - это процесс приспособления индивидума к условиям окружающей среды. В социальной психологии "адаптация" рассматривается не как изолированный и самодостаточный процесс, а как одна из сторон социализации, т.е. усвоения индивидом социального опыта, "предполагающего включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений". Человек (ребенок) как целостная биосоциальная система подчинен не только законам социальной детерминации, но и биологическим законам созревания. Под влиянием обучения, воспитания, среды, происходит процесс непрерывного гетерохромного изменения в психике и организме человека в соответствии с психобиологическими закономерностями созревания индивида. Социальное воспитание - педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации ученые выделяют различные ее типы: патогенную, психосоциальную, социальную, педагогическую, медицинскую и др. В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость". Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию. Сопротивление это может быть вызвано самыми . разнообразными причинами, включая педагогические просчеты родителей, воспитателей, учителей; дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики ребенка; особенности возрастного кризисного периода; неумение педагога найти индивидуальный подход к ребенку, проявление у подростка самостоятельного критического мышления, неприятие трудных условий в которых он оказался независимо от своего желания. Так, например, дети, лишенные родительской заботы, попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, совершению правонарушений. По данным статистики 60% несовершеннолетних, совершивших правонарушения, проживали в детских домах и школах-интернатах. Из числа детей, оставленных в роддоме молодыми женщинами в возрасте от 14 до 17 лет, после выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% - преступниками, 10% -заканчивают жизнь самоубийством. Высокий, социально обусловленный риск нарушений психической адаптации, отклонений личностного развития, школьная неуспешность и проблемы поведения наблюдаются в группе детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные социальные лишения. По данным Федеральной миграционной службы России, на 01.01.98 г. зарегистрировано 1192 тыс..беженцев и вынуж-денных переселенцев (в основном из стран СНГ и Балтии). Изних 15% - это дети, разлученные с родителями или не имеющих их. Неподдельный интерес к этим детям проявляют криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе "приют" в различного рода группах сверстников асоциальной направленности. Статистика показывает, что в современных условиях все большее количество детей становится жертвами насилия. Это дети, находящиеся в эмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка конфликтной ситуации притеснения и пренебрежения его потребностями и интересами. В 1997г. по сравнению с 1995г. на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федераций, возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполни-тельной власти всех уровней в 1997 г. рассмотрено более 159 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 1998 г. на учете в органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезают бесследно. Исследования показывают, что в школах также широко практикуется насилие над детьми. Анализ сущности внутришкольных отношений позволил выделить несколько его видов: Судя по исследованиям последних лет к числу предпосылок отклоняющегося поведения следует отнести различные нервно-психические заболевания и отклонения, в 60% случаев вызванные неблагоприятными условиями труда женщин, ухудшением экологической обстановки, ростом детского травматизма, высоким уровнем заболеваемости родителей, осо-бенно матерей, вызванных отсутствием в силу многих причин культуры здорового образа жизни. Число детей с выраженными формами умственной отсталости в Российской Федерации продолжает расти и на начало 1998 г. составило 563,7 тыс., из них 57,5% -- мальчики и 42,5% -- девочки. Самой многочисленной группой среди таких детей является возрастная группа 10--14 лет (45,1%); вторая по численности -- дети 5--9 лет (33%) ; третья группа -- дети в возрасте 0--4 года (14%). В целом анализ статистики и изучение практики показывают, что имеющие место в современных условиях нестабильного социально-экономического развития страны массовое несоблюдение прав детей в широком социально педагогическом, психолого-педагогическом смысле способствует росту правонарушений в подростковой среде, усиливает негативные тенденции и социальные отклонения среди несовершеннолетних. Несовершенство механизма по реализации и защите прав ребенка незамедлительно сказывается на процессе социализации, развития личности, становясь социальной детерминантой отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Такое "неадекватное" поведение различается учеными и практиками по направленности, степени общественной опасности, по содержанию и характеру отклонения, по его типу и уровню. Схема 1. Механизм формирования отклоняющегося поведения (нарушение прав ребенка как фактор социальных отклонений). Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового характера по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка. Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания, в содержании которой на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия - общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека; и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала на благо общества. Таким образом, все более действенной становится социально-педагогическая сущность правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные (в т.ч. кризисные) -личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты личности. Социальная педагогика подходит к человеку как к открытой, постоянно меняющейся системе и предусматриваетобъединение психического и социального. Активность самой личности, ее социальная зрелость также непосредственно связываются с взаимодействием индивида со средой. Нарушенное взаимодействие индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретном микросоциуме своей позитивной социальной роли (в том числе и как субъекта правовых отношений), соответствующей его возможностям (определяемое специалистами как "социальная дизадаптация", Н.М.Иовчук), является органической частью предмета социальной педагогики как науки, и как области практической деятельности. Напрямую взаимодействуя с личностью ребенка или опосредованно, влияя на окружающий ее социум, социальный педагог преследует в конечном итоге одну и ту же цель - помочь человеку в трудной жизненной ситуации, вернуть его к полноценной жизни, побудить к социальной активности. Право является при этом не только одной из высших социальных ценностей, но и практическим инструментом обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности. Несовершенство правовых гарантий, механизма их защиты и реализации незамедлительно сказываются на процессе социализации. Социальное воспитание и социально-правовая защита детства являются двумя взаимообуславливающими сторонами единого процесса формирования личности. Как убедительно показали исследования, несовершенство одного из них незамедлительно сказывается на другом. Тесное взаимодействие и взаимообусловленность процессов социального воспитания, социально-правовой охраны детства обусловливают потребность в признании приоритета мер комплексной социальной помощи (социально-педагогической, социально-психологической, медицинской, правовой и материальной), оказываемой обществом, профилактическими и правоохранительными институтами, над мерами административного и уголовного наказания. Этот подход предоставляет возможность обеспечить упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, раннюю диагностику, лечение начальных форм клинической декомпенсации, создать необходимые условия для адекватного социального развития несовершеннолетних. Таким образом в контексте нашего исследования правозащитную деятельность мы будем толковать шире, чем "защита прав" в юридическом смысле. Правозащитную деятельность мы понимаем как социально-правовую работу по созданию действенного механизма реализации прав ребенка в обществе: в семье, детских учреждениях, школах и т.д. и требующую совместных усилий всех социальных институтов, использования всего комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков и молодежи; содействию применения мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей, и как деятельность по созданию и объективно и субъективно существующего правового пространства, подразумевающего формирующуюся личность не только объектом, но и активным субъектом правовой деятельности и правовых отношений. Правовая защита рассматривается нами как социально-педагогическая проблема, решение которой направлено на обеспечение социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклонениями в поведении с целью формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации, создания социально педагогической ситуации развития, а также минимизации условий, вызывающих социальную дезадаптацию. На наш взгляд, именно поддержка больше всего отражает социально-педагогический подход к проблеме правовой защиты детства. Коррекция, также как и реабилитация, предполагает наличие какого-либо дефекта, отклонения, которое необходимо исправлять. В случае, например, нарушений речи, зрения или слуха, понятие коррекция отражает адекватный подход. Если же речь идет о развитии ребенка или личностном росте, то коррекция здесь неуместна, более того, с точки зрения гуманистической педагогики и психологии -- вредна. Коррекционный подход был бы уместен, если бы мы исходили только из традиционного толкования понятия отклонения, отклоняющегося поведения, как нарушающего принятые нравственные и правовые нормы. Работа заключалась бы в коррекции нарушений упомянутых норм. Поскольку, определяя отклоняющееся поведение как следствие отсутствия адекватного учета средой особенностей индивидуальности несовершеннолетнего, мы идем от личности ребенка, постольку минимизация упомянутого явления должна заключаться в активизации жизненных сил несовершеннолетнего, развития его социальной субъектности. Мы считаем, что понятие «поддержка» наиболее адекватно отражает данный подход. Понятие поддержки является более широким и общим значением, выражающим желание того, кто хочет оказать поддержку, скорее встать на сторону нуждающегося в ней, оказать содействие, чем за него что-то решать или исправ-лять . Семантически понятие поддержка включает в себя больше от желания поддерживаемого, исходит из его потребностей. Поддерживается то, что уже существует, начато. Если рассуждать дальше, то понятие поддержка подразумевает гуманистический подход к ребенку, поскольку подразумевает как бы изначально его активность и стремление к позитивным изменениям. Социально-педагогическая сущность правозащитной деятельности органов и учреждений системы профилактики предполагает привнесение социально-воспитательного, социально-правового компонента в деятельность всех учреждений системы, создание соответствующих материально-технических, кадровых, организационных возможностей и условий для этой деятельности. Использование понятия социально-педагогическая поддержка позволяет учитывать взаимодействие юридических, социальных, педагогических, психологических и медицинских аспектов при определении способов предотвращения отклонений в поведении подростка. Таким образом, правозащитная деятельность, направленная на обеспечение социально-педагогической поддержки детей с отклонениями в поведении представляет собой деятельность специалистов, служб, учреждений и организаций системы профилактики на микро-, мезо- и макроуровне социума с целью максимальной активизации всех имеющихся ресурсов, необходимых ребенку для решения проблемы восстановления, признания нарушенных или оспоренных прав, а также с целью недопущения их нарушения. Социально-педагогический подход к правозащитной деятельности в сфере воспитательно-профилактических воздействий обеспечивает личностно-средовую ориентацию деятельности всех субъектов системы профилактики, направляя ее на оказание соответствующей социально-педагогической поддержки конкретному ребенку (группе детей) в конкретном микросоциуме. Это в свою очередь предполагает перестройку содержания деятельности органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних на основе необходимой и адекватнойсоциальной и социально-педагогической помощи, направленной на предупреждение и коррекцию социальных отклонений, а также на оздоровление условий семейного и общественного воспитания детей. 2.2.Модель социальной работы в технологиях КДН. Одну из концептуальных основ модели составляют положения личностно-ориентированного подхода. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи и принципы: идею развития личности, или личностной направленности воспитания, образования, принцип гума-низма, идею демократизации отношений как основы формирования демократической личности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип природосообразности обучения и воспитания; идею активи-зации и использования внутренних саморегулирующих меха-низмов развития личности. Личностный подход ставит в центр модели развитие целостной совокупности качеств личности, мера развития которых провозглашается главным критерием качества работы социального педагога, воспитателя, учителя, специалиста учреждения системы защиты несовершеннолетних в целом. Гуманистический смысл личностного подхода состоит в признании подростка полноценной человеческой личностью, обладающей такими же, как и взрослый человек, качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Недостатки подростка не могут быть осно-ванием для отрицательной оценки его личности в целом, для неприятия ее, проявления неуважения к ней. Исследователи выделяют типичные особенности личности подростка с отклоняющимся поведением: отставание психофизического развития от возрастной нормы; психическая неуравновешенность; слабость воли; неадекватная самооценка; отсутствие правильных представлений об этических, эстетических и правовых нормах; лживость;. эгоцентризм; отсутствие целей и целеустремленности, безыдейность, антисоциальность взглядов; преобладание материальных потребностей; неуважение и равнодушие к окружающим людям; низкие показатели деятельности, слабая социальная активность. Социально-педагогическая работа направлена на поддержку, помощь такой личности. Гуманизм также включает оптимистическую веру в ребенка, в его творческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности. Такое понимание принципа гуманизма наилучшим образом способствует формированию человечного, гуманногоотношения развивающейся личности к окружающим людям, обществу, природе, миру. Личностный подход требует демократизации отношений, предоставления подростку личностного равенства с воспитателем, педагогом, специалистом ряда свобод и демократических возможностей. Только при таких условиях можно сформировать у молодых людей осознанную гражданскую позицию, готовность к выполнению своих прав и обязанностей, участию в демократическом общественно-государственном управлении, ответственность за свою судьбу. Личностно-ориентированный подход, как составляющая нашей модели правозащитной деятельности КДН, предлагает перестройку отношений к подростку со стороны всех субъектов социально-правовой работы в сфере профилактических воздействий. Основой формирования отношений служит общение. Общение - это способ установления отношений, это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются знаниями, умениями, навыками, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. А в правозащитной деятельности общение выступает как инструмент социально-правового взаимодействия, средство формирования социально-правовых отношений подростка в семье, школе, социуме. Результаты социологического обследования показали, что: 1) большинство родителей {93%} использует метод убеж-дения, 82% применяют ласку, но 42% прибегают к приказам, строгим наказаниям и 27% используют запрещенный законом прием - физическое наказание; |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |