реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Негативная дезинтеграция как предмет социальной работы

Во-вторых, осознание человеком, вовлеченным в кризис, внутренней природы переживаемых явлений, осознание границы между внутренним и внешним миром.

В целом содержание и характер переживаний, составляющих психодуховный кризис, определяются активацией в сознании различных уровней бессознательного (биографического, перинатального, трансперсонального).

В трансперсональной психологии такие состояния понимаются как целительные для психосоматического и психологического здоровья человека; психотерапевтические стратегии направлены на катализацию и поддержание этих состояний до появления признаков трансформации личности.

Важная задача психологической работы с духовным кризисом - приведение к той ситуации, в которой разрешены основные проблемы Духовного Эго.

Если проявления духовных измерений психики не встречают выраженного сопротивления со стороны основных личностных установок, то в этом случае мы имеем дело с духовным самораскрытием, как правило, не сопровождающимся психопатологическими проявлениями. Если же такое сопротивление имеется, то возникают феномены, по всем клиническим критериям подпадающие под категорию психопатологических нарушений. Интенсивность и глубина этих нарушений зависит от ряда факторов, среди которых, в первую очередь, необходимо выделить скорость активации бессознательного материала и использование личностью механизмов психологической защиты.

Если бессознательный материал обладает высокой активностью, а адаптивные функции эго снижены, то в некоторых случаях проявления психодуховного кризиса могут принять форму, напоминающую пограничное психическое расстройство. В то же время следует разграничивать пограничные психические расстройства, являющиеся проявлением психодуховного кризиса с симптоматикой, имеющей болезненное или сугубо личностное происхождение. Сложность в этом случае состоит в том, что практически при всех пограничных психических расстройствах человек осознает их "внутренний" характер (в клинической терминологии - "критика к болезни"), а также практически всегда имеются четкие отграничения от пограничных расстройств, вызванных органическими изменениями в ЦНС.

«На наш взгляд, следует выделить специфические критерии, отличающие пограничные психические расстройства как форму психодуховного кризиса от пограничной психопатологии, имеющей иное происхождение.

В первую очередь, таким критерием может быть стремление самого клиента психологически понять свое состояние, готовность рассматривать альтернативные точки зрения на происходящее с ним, минимальное проявление сопротивления психотерапевтическому и консультативному процессу. Своеобразным диагностическим "указателем" может послужить и интерес к той форме профессиональной помощи, которая включает духовные измерения функционирования личности» Козлов В.В. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - СТРУКТУРА И ДИНАМИКА.// http://www.psi-net.ru.

Стратегии профессионального взаимодействия с клиентом или пациентом, проявляющим признаки дезинтеграции должны учитывать следующие моменты:

Ш консультирование и психотерапия лиц, находящихся в психодуховном кризисе, должны строиться на моделях, учитывающих духовные измерения психики и ее потенциальную способность к самоисцелению и самообновлению (трансперсональная и экзистенциальная терапия, психосинтез, интенсивные интегративные психотехнологии);

Ш учет интегративных возможностей и энергетических ресурсов личности; длительно протекающий кризис (особенно на фоне применения сильных психотропных средств) истощает потенциал личности и уменьшает возможность позитивного разрешения психопатологических расстройств при применении интенсивной эмпирической психотерапии;

Ш готовность психолога или социального работника столкнуться в ходе работы с кризисной личностью с феноменами, находящимися далеко за пределами сложившихся (в том числе и профессиональных) представлений о психической норме и способность расценивать их как потенциально целительные для личности в целом;

Психологическое консультирование клиентов, находящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на принципах экзистенциально-гуманистического и трансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточное количество информации о происходящем с ним как следствии индивидуальной духовной эволюции.

Психотерапия кризисных личностей подразумевает применение эмпирических техник, связанных с вхождением в измененные состояния сознания; интенсивность эмпирической психотерапии определяется интеллектуальной и эмоциональной зрелостью кризисной личности, а также актуальным физическим состоянием.

В кризисном состоянии человек особенно чувствителен к помощи, поскольку привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, т.е. индивид становится более открытым для внешних влияний.

Минимальное усилие в этот период может дать максимальный эффект, и, соответствующим образом, направленная небольшая помощь может улучшить ситуацию более, чем интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

Цель психологической и социальной работы в условиях психодуховного кризиса - приведение личности к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения.

Перед психологом и социальным работником стоят следующие задачи:

Ш помочь клиенту пережить конфликты и иные психотравмирующие ситуации;

Ш помочь клиенту актуализировать творческие, интеллектуальные, личностные, духовные и физические ресурсы для выхода из кризисного состояния;

Ш способствовать укреплению самоуважения клиентов и их уверенности в себе;

Ш содействовать расширению у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей.

В то время, как клиент полностью дезорганизован, не знает что делать, работа с ним должна включать структурирование или переструктурирование жизненных целей.

Материальные и социальные потребности люди могут удовлетворить сами. Вся система современной социализации направлены именно на это. А удовлетворять духовные потребности им могут помочь только професионалы высокого класса, которые сами прошли через горнило психодуховного кризиса. Помощь человеку словом и делом во время духовного кризиса нужно для того, чтобы человек в дальнейшем, опираясь на глубокий опыт духовных переживаний, строил свою жизнь по нему, и совершал свои поступки опираясь на основные внутренние этические ценности и сущностные смыслы.

Применение таких глубинных практик как психодинамические упражнения, медитация, холотропное дыхание, ребефинг и погружение человека в глубины подсознания позволяет выявить и убрать скрытые стрессы и неработающие стратегии выживания десятилетней давности. То есть, психолог не навязывает своих взглядов, он даже их не обнаруживает, а просто выступает проводником на пути открытия нового мировосприятия.

Он помогает воссоединить в одно целое, или интегрировать рождающиеся во время сеансов переживания. Так происходит глубокое физическое и эмоциональное раскрытие, человек как бы заново перерождается, изменяется его сознание, благодаря чему снимаются психосоматические хронические проблемы, беспокоящие человека в обыденной жизни.

Для интеграции переживаний важно обозначать те этапы, на которых находится личность в своем развитии. В трансперсональной психологии пользуются своеобразной схемой, называемой «картографией сознания». - Это как карта для путешествия за открытием своего «я» и своих комплексов, приводящим к болезням и пагубным пристрастиям.

Содержание самого понятия социальной работы предполагает взаимодействие между человеком и окружающей средой, поэтому клиента всегда необходимо рассматривать в его социальном окружении, социальной среде его обитания, и, как отмечает Е. И. Холостова, социальный аспект общественных отношений присутствует везде, где осуществляется социальная деятельность, возникают взаимодействия индивидов и групп индивидов. В практике социальной работы выделяются три уровня преобразовательной деятельности: внутри общества как целого (макроуровень); внутри сообществ и социальных институтов (мезоуровень); в рамках семей и индивидуумов (микроуровень) Российская энциклопедия социальной работы - М.,1997,ИСР,под ред. А.М.Панова и Е.И.Холостовой.

При этом, как указывает Х. Сведнер, важно всегда иметь в виду, что каждая попытка вмешательства в социальную систему ради проблем депривации и деструкции на индивидуальном уровне должна также быть атакой на структурные и текущие проблемы, находящиеся за этими индивидуальными проблемами. В противном случае последние будут возникать вновь и вновь, в то время как социальные перемены достигаются только благодаря преобразовательной работе, проводимой одновременно на макро-, мезо-

микроуровнях. 3. Практика социальной работы с негативной дезинтеграцией личности.

Практический психолог сталкивается с кризисными состояниями на различных уровнях существования человека:

- соматическом;

- нервно-психическом;

- дисбаланс на психологическом уровне как конфликт базовых структур

личности, в том числе и духовных компонентов;

- социально-психологическом как нарушение коммуникативных функций и адаптационных механизмов к окружающей среде.

Как правило, кризисное состояние имеет системный характер и включает все уровни. В силу этого требует системного, комплексного подхода.

Чаще всего кризисное состояние фиксируется социальным окружением человека (родственники, друзья), что является оправданным в психологическом отношении, поскольку в состоянии дисбаланса может быть нарушено адекватное, взвешенное поведение и правильная оценка.

Вхождение в зону кризисных состояний происходит в том случае, когда личность встречается с переживаниями, которые по силе и продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением психофизиологических. психологических и социально психологических адаптационных механизмов субъекта.

Дезинтеграция характеризуется временным ухудшением психического и, как следствие, физического здоровья, за которым наступает разрешение и возможен переход на более высокий уровень функционирования. С этой точки зрения то, что казалось плохим в одностороннем понимании кризиса, можно переиитерпретировать как ступень в развитии и личностном росте.

С этой точки зрения весьма важной задачей социального работника является перевод клиента из позиции объекта социального воздействия (социальная и личностная пассивность, внешний локус контроля, отказ от самостоятельного принятия решений и зависимость, стереотипичность мышления и поведения и пр.) в позицию способного к саморазвитию, активного и креативного субъекта социального воздействия. В рамках двусторонних отношений «социальный работник -- клиент» последний должен быть стимулирован на активный выбор в виде самостоятельного принятия решений. Но в условиях отечественной практики социальному работнику гораздо легче принимать решения самому, опираясь на существующие нормативы и формальные критерии, что приводит к возрастанию неуверенности клиента в своих силах и его зависимости от социального работника. Следует также отметить, что с новейшей историей России связана такая особенность значительной части менталитета населения, как виктимность М.В.Фирсов. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика М., «Союз»,1996г., с. 344-356..

Многие люди ощущают себя жертвами «палача»-правительства или конкретных его персонажей, демонстрируют реакции агрессии или обиды и, в соответствии с механизмами системного психотерапевтического подхода, виктимизируют обидчика, вызывая у него чувство вины и становясь, в свою очередь, его «палачом» (яркая иллюстрация -- «плачущие» премьер-министры, которым население обычно «мешает работать»).

В связи с этим социальным работникам принадлежит жизненно важная роль в стимулировании людей на достижение их целей и обеспечении равного доступа к качественному и независимому образу жизни в обществе, что, в свою очередь, должно позволить социально уязвимым категориям населения (а также людям, подвергшимся тем или иным видам насилия) не чувствовать себя психологически стигматизированными и инвалидизированными жертвами. Наделение клиентов необходимой для этого силой включает в себя шесть ключевых элементов: контроль и выбор, идентичность, участие и консультирование, технология, информация и ресурсы. Таким образом, личность при негативной дезинтеграции теряет самостоятельность, она легко подвержена влияниям извне, как положительным, так и отрицательным. И роль социального работника в этой ситуации - оказать позитивную поддержку, помочь личности, не дать ей подвергнуться негативным влияниям социальной среды (например, дурной компании), при этом, если психолог, психотерапевт занимается только с внутренними проблемами клиента, его личностным кризисом, то социальный работник уделяет больше внимания социальному аспекту негативной дезинтеграции личности и ее последствиям.

3.1. История основных направлений и методов работы с дезинтеграцией личности

Социальная работа с кризисной личностью, с негативной дезинтеграцией личности в основном разработана в русле психотерапии.

Рассмотрим основные направления, методы, виды и формы социальной работы, направленной на интеграцию личности, на становление ее целостности на новом, более высоком уровне.

Фрейдизм - направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов , в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние.

Психоанализ вплотную занимается проблемами интеграции и дезинтеграции личности на основе представления об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение -- либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие “цензуру” сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п. Психические процессы и явления рассматривались во фрейдизм с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлен у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-хгг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Это), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго).Две последние системы локализовались в слое “бессознательное”. Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т. п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения (в частности, энергией либидо). Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид). Ид -- средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей.

Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности к которой индивид вынужден приспосабливаться несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью “защитных механизмов” -- вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Фрейд отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод “свободных ассоциаций” и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает “сила Я” пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в “обезвреженной” форме. Фрейд ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. В трактовке этих проблем он отстаивал встретившие критику со стороны многих психологических школ положения о подчиненности внутреннего мира и поведения человека асоциальным влечениям, всесилии либидо, антагонизме сознания и бессознательного. Неадекватно интерпретированный психический фактор предстал в виде определяющего как для телесной, так и для социальной жизни. Подчинив этому фактору историю общества и культуры, Фрейд, по существу, мистифицировал ее.

Интеграция понимается Юнгом как процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне интеграция есть такое состояние, когда все составляющие элементы, черты или качества действуют согласовано как единое целое. В частности, Юнг обозначал термином "интеграция" стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени, и динамики взаимодействия между функциями и установками сознания) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения).

Гуманистическая психология признает главным предметом своего изучения личность как целостную систему.

Актуализация своих возможностей, т. е. открытие неизведанных сторон своей личности, интегрирование всех ее составляющих ведет, по Роджерсу к развитию полноценно функционирующего человека.

А Маслоу - яркий представитель данного направления также вплотную занимался проблемами интеграции - самоактуализации - как стремления человека стать все более тем, кем он способен стать.

3.2. Основные современные подходы к работе с негативной дезинтеграцией

Одним из современных подходов к работе с негативными дезинтеграциями личности являются интенсивные интегративные психотехнологии.

Интегративными психотехнологиями называются системы воздействия на личность, которые способствуют большей ее целостности Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль, 1999, 303 с., стр. 41.

Под интегративными психотехнологиями понимается также совокупность концепций, методов. Умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, поведения и деятельности Там же.

Интенсивные интегративные психотехнологии появились в начале 1990х годов в России, основной причиной их возникновения можно назвать те проблемы, которые возникли пред обществом и личностью в то время.

Высокая адаптивность, т.е. возможностью применения во многих ситуациях и для решения многих проблем этих психотехнологий (ИИПТ) обеспечивается многими факторами, в том числе следующими:

Ш длительной предысторией использования методов и техник трансформации и интеграции личности;

Ш тесной связью с эмпирическими техниками самоинтеграциии, которые используются людьми в обыденной жизни без теоретического осмысления;

Ш высокой мерой научности.

Теории и концепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинный анализ, психосинтез Р. Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного С. Грофа, спектра сознания К. Уилберга, концепция целостностей психической реальности В. Козлова, кластерная теория интеграции М. Щербакова, матричная теория С. Всехсвятского, информационная теория И. Пригожина).

Теоретические представления при всем многообразии подходов и направлений имеют ряд особенностей:

Ш нелинейность и многомерность пространства, времени и человеческого сознания;

Ш голографическая, холономная интерпретация психики

Ш расширенные карты бессознательного;

Ш технологическое разрешение проблем с опорой на эмпирические практики

Ш холистическая ориентированность трансформации Козлов В. В. «Социальная работа с кризисной личностью», Ярославль, 1999, 303 с..

Интенсивность психотехнологий вызвана следующими причинами: огромным массивом кризисных состояний личности, высокой репрезентацией кризисной личности в социуме; сжатием времени, убыстрением и уплотнением энергоинформа-ционных процессов в обществе и индивидуальном сознании; проявленной потребностью быстрого и эффективного, точного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самоосознания и рефлексии.

Интенсивные интегративные психотехнологии появились в начале 90-х годов в России в соответствии с теми проблемами, которые возникли перед социумом и личностью.

Интенсивные интегративные психотехнологии работают на следующих уровнях психики как живой, открытой системы:

а) физическом и психофизиологическом (работа с физическими, соматическими последствиями стрессов и стрессогенных ситуаций);

б) психологическом (разрешение внутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижение интеграции личности);

в) разрешение социально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальной интеракции, социальной адаптации, проявленности в общественных связях и отношениях);

г) разрешение проблем самоактуализации (расширение личностной свободы выбора;

открытие внутренних, витальных, интеллектуальных, эмоциональных ресурсов; нахождение глубинной мотивации человека и приобретение права личностью проявить свою индивидуальность);

д) удовлетворение потребности личности в трансцендировании (нахождение психодуховных измерений личности, определение ответов на основные вопросы человеческого бытия и принятие права на "воплощенное" существование, "примирение человека с Богом", просветление и "второе" рождение).

Интенсивные интегративные психотехнологии удовлетворяют качествам системности, многомерности, целостности.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.