![]() |
|
|
Молодёжная субкультура
Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными особенностями подростков.Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор -обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи. Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика. Социологи Нижегородского государственного университета изучали причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что конфликты между детьми и родителями обусловленны полом ребенка. Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями: Ответы мальчиков» Ответы девочек 54,5% - мало учу уроки дома 50,3% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своем) 46,1% - иногда не слушаю 47,4% - мало учу уроки дома родителей, делаю по-своему 40,5% - из-за плохой учебы 37,2% - из-за моей грубости, несдержанности 34,1% - мало читаю 33,7% - из-за плохой учебы 33,5% - много гуляю 31,9% - не убираю свои вещи 32,7% - не убираю свои вещи 28,6% - ссорюсь с братом (сестрой) 31,6% - из-за моей грубости, 27,4% - забываю выполнять несдержанности просьбы, поручения 30,2% - много смотрю ТВ 25,4% - много смотрю ТВ 24,6% - много слушаю магнитофон 23,7% - мало ем, не то ем, не ем в школе 24,3% - мало помогаю по дому 23,5% - мало помогаю по дому 24,3% - ссорюсь с братом (сестрой) 23,3% - меня не понимают 24,3% - плохо веду себя в школе 23,3% - из-за выбора профессии Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание. Но возвращаясь к общим проблемам старшеклассников, замечаем, что пятое место в ряду проблем, вызывающих обеспокоенность подростков, заняли неблагополучные отношения между родителями. Конфликты родителей являются источником низкой самооценки детей, формируют у ребенка состояние повышенной тревожности, вины. Интересно, что во всех без исключения семьях с высоким уровнем конфликтности супругов дети принимают сторону матери. Остальные проблемы, характеризуются невысокой наполняемостью ответов. Исходя из признания школьниками наиболее важной проблемой - проблему приобретения профессии, проанализируем, какие требования предъявляют школьники к своей будущей профессии.
Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью проявились новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники выделяют высокую оплату. Однако и здесь проявляется специфика ценностных ориентации: для молодежи области этот фактор значительно более значим чем для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего мальчиков(34%) и значительно меньше девочек (24%). Второе по значимости качество для будущей профессии, повреждениям здоровья по видимому это связано с ухудщением экологисческой ситуации в мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание. Третье по наполняемости ответов требование в будущей, профессии - гарантирантии от безработицы, т.е. должна быть востребована в любых экономических ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь понимает, сколь серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу, причем у юношей эта проблема стоит на много острее, чем у девушек (соответственно 77% и 33%). Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей, чем подростков Подмосковья: действие этих качеств ощутимо в крупных высоко урбанизированных центров, каковым является Москва. В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья, выяснилось, что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд, нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же области предпочтительнее независимость самостоятельность в осуществлении трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты труда, гарантиям от безработицы. Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который выявлял конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением целителей)
1. рабочими 5. работниками в сфере 2. гос. служащими обслуживания 3. служащими в фирме 6. научными работниками 4. предпринимателям 7. не работающими 8. Военнослужащими Прежде всего следует отметить: практически ни кто из респондентов не хочет, что-бы его ребенок стал рабочим. Такую же позицию занимают и сами подростки. Желающие скорей видеть своих детей государственными служащими не служащами в какой либо фирме среди родителй девятиклассников и в 4 раза меньше среди родителей учащихся 10-11-х классов. Довольно близки к эти позициям и жизненные планы самих подростков. Настораживает тот факт, что около 3% родителей и подростков предпочли бы, чтобы последние вообще не работали. Полученные данные свидетельствуют также о том, что резко упал престиж научной работы. На этот вид деятельности нацелено около 8% родителей и практически вдвое меньше подростков. Такие ориентации, несомненно, не могут сказаться негативно на престиже общего среднего образования и планах на продолжение обучения в средней школе. Кстати, сами респонденты отмечают: их выбор во многом связан с тем, что положение в обществе и место жизни, по их мнению, сегодня ни как не связано с уровнем образования. Эта позиция в опросе получила поддержку и среди родителей, и среди подростков (средний балл по 4-балльной шкале в поддержку этой позиции колеблется в пределах 1,98-2,12 балла у подростков и 2,08 - 2,21 балла у их родителей). Следует также отметить довольно высокий престиж предпринимательской деятельности, причем в большей степени это отмечается среди подростков. Так, если 8 - 8,3% родителей хотели бы видеть своих детей предпринимателями, то среди подростков на такой вид деятельности нацелено 11,4% девятиклассников и 14,3% их более старших товарищей. Принимая во внимание, что в средней школе намерены продолжать обучение около 80% подростков, можно говорить о практическом совпадении позиций разных возрастных когорт старшеклассников. 4. Особенности молодежной субкультуры.Молодежная субкультура, как особая неформальная культура. Исследования интересов подростков. Преступность подростков. У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства: 70% их участников составили юноши, 30% - девушки. "Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше". Наиболее распространенными способами проведения свободного времени являются "тусовки", посещение видеосалонов, где подростки предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику. Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков. В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились исследования школьников 9-11 классов, которые ставили своей целью выяснить чем интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице:
1 .Политика 7.Природа 2.Социальные науки 8.Техника 3.Спорт 9.Бизнес 4.Мода 10.Проблемы морали 5.Культура 11 .Проблемы религии 6.Проблемы секса 12.Проблемы педагогики Из таблицы видно, что резко сменились ценностные ориентации подростков по сравнению даже с концом восьмидесятых: сегодня ведущими интересами у подростков стали спорт и мода. Достаточно велико число тех, кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве, сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой информации. Особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. В 1993 г. 16,1% выявленных преступников - это несовершеннолетние. Ближайший резерв преступного мира - часть молодежи, которая выбывает из школы. Общее представление о криминализации молодежи младших возрастов можно получить из таблицы:
Из 375,9 тыс., состоящих на учете в милиции, 156,9 тыс. - это учащиеся общеобразовательных школ, 68,2 тыс. - ПТУ, 66,1 тыс. - работающие; 78,6 тыс. не работают и не учатся. В "группировки негативной направленности" входят уличные бандиты, вроде "люберецкой", "солнцевской" и т. д. По данным МВД, в России в 1993 году было 20 тыс. подобных группировок, в них входило 58,2 тыс. человек в возрасте до 17 лет. Примерно четверть из них (15 тыс.) составляет кагорта пятнадцатилетних, тех, которых выставили из школ и не приняли в техникумы и ПТУ. Эти подростки, тот непосредственный резерв и составная часть уголовного мира. Рост правонарушений среди школьников связан с негативным сдвигом в нравственной ориентации. То, что ранее считалось зазорным, сегодня расценивается как допустимое. Заключение. Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе. Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования. В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура -- «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем». В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и неформальных молодёжных объединений. И в качестве вывода. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают -- любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества. Список литературы Ковалева А. И. Кризис системы образования.// Социс 3/94 с.58 Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М. "Наука" 1993. с.35 Кравченко А. И. Введение в социологию/М. "Новая школа" 1995. с.56 Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник/М. 1993. с.52 Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94 с.21 Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две критические точки современной школы.// Социс 12/94 с.54 Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшекласснников.// Социс 6/95 с.6 Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основных школ.//Социс 10/94 с.23 Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь М. 1990. с.53 Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М.1990. с. 5 Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996. с.54 4. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал. 1998. №1. с.21 Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990. Смелзер Н. Социология. М., 1994. с.67 Array |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |