реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Молодежная культура

Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить следующие четыре: роллеров, рэпперов и скейтбордистов.

Роллерами называют любителей роликов коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок: также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры - школьники старших классов (13-16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что роллерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь ценой роликов - от 50 до 150 долларов и выше Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11. стр. 100.

Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.

Субкультура рэппа. Рэпп - это музыка черных американцев. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэппа во многом пересекаются с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.

3. Молодежная контркультура

Контркультура - форма выражения ограниченными социальными группами, прослойками своей культурной специфики и образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе.

Контркультура - определенное мироощущение и мировосприятие, схема образа жизни, принципов поведения молодежи.

Существует три направления молодежной контркультуры:

1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).

2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма, анархизма, марксизма (критика массовой культуры)

3. Раскрепощение сферы бессознательного, в том числе и с помощью наркотиков; нарушение общественных приличий.

Выделяют следующие причины возникновения контркультуры:

1. Противоречия внутри капиталистической системы

2. Безработица

3. Несовершенство системы образования

4. Духовный разрыв между поколениями

5. Буржуазно-мещанский образ жизни

6. Утилитаризм, конформизм массовой культуры

7. Угнетение индивидуальной свободы

8. Отсутствие общения с природой

9. Буржуазное общество - общество организованного насилия

10. Угнетение творческих порывов, жизненной энергии.

Ценности молодежной контркультуры:

- акцент на бессознательной, эмоциональной сфере;

- сексуальные влечения;

- переоценка кожных и слуховых чувствований с помощью музыки, наркотиков;

- отрицание дисциплины и науки;

- утверждение неограниченной свободы и любовно-дружеских отношений;

- общение с природой;

- выступление против насилия, за неограниченные творческие порывы, за революцию с помощью сознания Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г..

Заключение

Какой же смысл надо вкладывать в понятие «молодежная культура»? Это прежде всего возрастная ассимиляция, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.

Вместе с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.

Список использованной литературы

1. А.Л. Маршак. «Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи»1998 г. № 12

2. А.С. Воторопин. «Политические ориентации студенчества». Социологические исследования. 2000 г. № 6.

3. В.А. Луков «Особенности молодежных субкультур в России». 2002 г. № 6.

4. В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева «Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи». Социологические исследования. 1999 г. № 6.

5. В.Г. Васильев, В.О. Мазеин, Н.И. Мартыненко «Отношение студенческой молодежи к религии». Социологические исследования. 2000 г. №1.

6. Волков Ю.Г., Добренков В.И. и др. Социология молодежи. 2001.

7. Л.С. Щенникова «Духовные ориентиры псковских студентов». Социологические исследования. 1999. № 8.

8. О.И. Карпухин «Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации». Социологические исследования. 1998 г. № 12.

9. Сергеев «Молодежные субкультуры в республике». Социологические исследования 1998 г. № 11

10. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. 1990 .

11. Социология культуры. Теоретический курс. М. 1993 г.

12. Социология молодежи. Под ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996.

13. Суртаев В.Я. Молодежная культура. 1999.

14. Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина «Социальный облик студенчества 90-х годов». Социологические исследования. 1997 г.

Вторичный анализ

Смысложизненные и этические предпочтения студентов

Таблица 1

Варианты ответов

1993 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

1. Иметь хорошую профессию

2. Иметь хорошую семью, детей

3. Иметь много друзей

4. Встрерить большую любовь

5. Иметь много денег

6. Открыть свое дело, предприятие

7. Иметь квартиру, много вещей, квартиру

8. Стать сильным и независимым

48

57

39

37

21

14

18

10

67

63

41

35

25

19

24

18

84

77

63

52

40

30

40

24

84

78

64

54

38

36

35

19

Первые четыре позиции, представленные в Таблице 1, можно отнести к классическим ценностям нормального здорового общества. Однако прагматизм последних лет жизни нашего общества прямо коснулся и студенческой молодежи, о чем свидетельствует распределение ответов по следующим четырем позициям. С одной стороны мы убеждаемся, что усиливается прагматизм, стремление к материальному достатку среди молодежи, а с другой, эти тенденции не доминируют, не отодвигают на задний план ценности нашего общества.

Приведем и другую шкалу ценностей, ориентированную на выбор предпочитаемых человеческих качеств (см. табл. 2). Здесь также очевидна традиционная иерархия ценностей, что отражает доминирование первых трех позиций.

Следует отметить рост предпочтения добра и терпения, умения дружить и жертвовать ради Друга; устойчивое понижение рейтинга индекса «физическая сила», упавшего вдвое за 6 лет, и повышение рейтинга позиции

«интеллект, образование». Значимыми выглядят индексы «духовная сила, сила характера», «самостоятельность, независимость», «честь, достоинство». Отметим, что значимость параметров «красота» и «физическая сила» несколько снижается с возрастом, школьники отдают им предпочтение в два раза чаще чем студенты. При этом с возрастом вдвое возрастают значение параметров «интеллект» и в четыре раза - «напористость и энергичность.

Вторую группу предпочтений составили позиции 13-16 таблицы 2. Нужно заметить, что рейтинг позиции «свобода и раскрепощенность» резко упал при введении позиции «самостоятельность и независимость». Быстро возвращает свои позиции, постоянно возрастая, «утонченность, чувство прекрасного», снижается рейтинг оказавшегося модным принципа «умение жить красиво», еще в 1993г. занимавшего 7-е место.

Варианты ответов

1993 г.

1995 г.

1997 г.

1999 г.

1. Красота

2. Доброта, терпение

3. Умение дружить, жертвовать ради Друга

4. Духовная сила, сила характера

5.Любовь к детям

6. Интеллект, образование

7. Самостоятельность, независимость

8. Скромность

9. Вежливость и интеллигентность

10. Честь, достоинство

11. Физическая сила

12. Аккуратность и точность

13. Утонченность, понимание прекрасного

14. Умение жить красиво (роскошно)

15. Напористость, энергичность

16. свобода и раскрепощенность

62

50

47

_

35

23

_

29

21

_

45

25

9

26

9

15

53

57

55

_

37

26

_

26

33

_

31

30

12

23

12

18

46

58

55

37

37

33

32

21

34

_

26

28

15

17

9

3

54,9

54,1

53

40

30

30

28

27

23

24

23

21

16

13

8

_

Таблица 2

Отношение студентов к негативным, девиантным формам поведения

Таблица 3

Формы поведения

Индекс (пятичленная шкала от (+2) до (-2))

Ранг

Доля тех, кто осуждает (в %)

Воровство
«Дедовщина»
Шантаж, вымогательство
Наркомания, токсикомания
Мошенничество, обман
Религиозный фанатизм
Решение конфликтов с помощью силы
Национализм
Мат, сквернословие
Злоупотребление алкоголем
Азартные игры на деньги (в т.ч. карты)
Мистицизм
Проституция
Курение

Свободная сексуальная жизнь

+1,81
+1,80
+1,80
+1,70
+1,63
+1,36
+1,35
+1,33
+1,18
+0,96
+0,85
+0,84
+0,83
+,079

+0,04

I-III
I-III
I-III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
XII
XIII
XIV

XV

96
96
96
92
91
80
86
83
77
67
60
56
64
56

27

Обратим внимание на отношение студентов к различным формам поведения, оцениваемым в обществе как негативные, девиантные, не одобряемые (см. табл. 3). Мы видим, что студенты города толерантны к тем формам поведения, которые распространены в студенческой среде и характеризуют сегодня лицо постсоветского общества вообще: пьянству, свободной сексуальной жизни, курению, азартным играм, проституции, мистицизму.

Максимальное неприятие вызывают те форму девиации, которые связаны с насилием, преследуются как уголовные преступления: воровство, «дедовщина», вымогательство, рэкет, наркомания.

Профессиональное самоопределение студентов

Таблица 4

Мотивы выбора

Весь массив

Направления обучения

технич.

естеств.

экон.

гуман.

1. Желание получить диплом

2. Престиж, авторитет вуза

3. Интерес к профессии

4. Наилучшие способности именно в этой области

5. Учеба в специализированном классе, техникуме

6. Семейная традиция, желание родителей

7. Совет учителей, специалистов по профориентации

8. Перспектива найти хорошую работу после вуза

9. Стремление продлить беззаботный период жизни

10. Нежелание идти в армию

11. Другие мотивы

9

32

45

33

15

22

5

30

15

17

14

32

31

23

23

20

6

25

19

33

5

7

22

56

47

20

26

6

18

13

12

3

8

50

38

24

11

18

2

41

14

8

4

6

24

60

43

5

26

6

36

14

8

2

Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза (см. табл. 4). В пятерке приоритетных мотивов - интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей.

Важное место в мотивации студентов отводится надежде в перспективе найти хорошую работу. Такой мотив, как «совет учителей, специалистов по профориентации» теряет свой вес.

В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.

Профессиональное самочувствие третьекурсников уже обращено и к перспективам. Как планируют респонденты свою жизнь после окончания вуза (см. табл. 5).

В целом четвертая часть студентов планирует работать в государственном секторе; 42 % - в коммерческих структурах, по избранной специальности. Соотношение желающих работать в госструктурах и в коммерческих структурах составляет 1 : 2, по специальности и не по специальности 5 : 1.

Около 16 % студентов планируют продолжить образование и заняться научно-исследовательской деятельностью.

Нужно отметить, что от 18 до 20 % студентов различных вузов уже сейчас не намериваются работать по специальности, 14 % студентов собираются посвятить себя семье, дому. Особенно высок последний показатель у женщин - 21 %. Хотели бы уехать за границу учиться и работать - 16 % студентов.

Таблица 5

Виды занятий

Направление обучения

технич.

естеств.

экон.

гуман.

Весь массив

1. Работать по специальности в госструктурах

2. Работать по специальности в коммерческих структурах

3. Работать не по специальности в госструктурах

4. Работать не по специальности в коммерческих структурах

5. Продолжить образование

6. Заняться научно-исследовательской работой

7. Работать преподавателем в школе, вузе

8. Основать свое дело

9. Посвятить себя дому, семье

10. Поехать за границу работать или учиться

11. Другие планы

12. Еще нет планов на будущее.

18

41

5

14

5

3

2

23

11

17

7

17

32

35

3

6

18

13

13

15

19

15

4

9

18

55

4

12

14

2

2

28

16

17

5

6

31

37

0

3

10

3

3

23

12

14

4

10

24

42

3

9

11

5

23

14

16

5

11

Политические ориентации студентов

Политика не является приоритетной сферой интересов и потребностей современных студентов. Важнейшей детерминантой отношения молодежи к политике становится ухудшение ее материального положения. Политическая заинтересованность современной молодежи имеет «избирательный» характер и появляется от случая к случаю.

Основная форма интереса молодежи к политике сегодня - информационная. В среднем интерес к политической информации отметил каждый второй респондент и это весьма весомо. Большинство молодых людей отдают предпочтение демократическим реформам. Даже в условиях, когда многие студенты непосредственно ощущают негативные последствия этих реформ, общедемократическая направленность их ориентации сохраняется. Хотя - и это нужно предвидеть - дальнейшая переоценка ценностей и снижение престижа в глазах студентов демократических партий и движений вполне возможны.

Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, студенты все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы.

Досуг студенческой молодежи

Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи - досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться.

Досуг - это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств.

Для молодёжной культуры характерны преимущественно развлекательно-реактивная направленность в проведении досуга, приоритет потребительских ориентаций. Исследования, проведенные в 1997г. в Беларуси, показали, что 26% опрошенных молодых людей предпочитают «ничегонеделание», а 32% - рассматривают стремление «оттянуться» как лучший вариант проведения свободного времени. Если мы к тому же примем во внимание, что 57% молодых людей Беларуси предпочитают основную часть свободного времени отводить просмотрам телепередач, то станет ясно, что одним из каналов распространения стандартов культуры студенчества является вестернизация, главным образом американизация, суженных культурных потребностей и интересов под влиянием видеотриллеров и героинь так называемых «мыльных опер».

Постановка проблемы

Основным противоречием в исследуемой области является противоречие между культурными стереотипами студенческой молодежи и культурными стереотипами взрослых - противоречия между понятиями отцов и детей. Есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть - «папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. Здесь прослеживается культурное отчуждение культуры студенческой молодежи от культуры общества в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.