реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Классики зарубежной социологии: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер

На начальных стадиях организованности свобода индивида только кажущаяся и его личность заимствована, на более высокой ступени личность получает возможность, свободно развивая свои способности, стать гармонической и цельной.

Благодаря ассоциации с другими людьми человек приобретает то, что теряет из-за узкой специализации.

Не замечая эксплуататорского характера труда, порождающего отчуждение индивида, связывая трудности, переживаемые специализированными рабочими только с временными неблагоприятными условиями, Дюркгейм верил, что общие идеалы братства и солидарности, сознание общей цели всех тружеников возместят неизбежные для них потери.

Он разработал новые элементы подхода к социальным явлениям, сконцентрировав внимание на моральных проблемах, усовершенствовал правовую и моральную регламентацию общественных отношений.

4. Г.Зиммель - немецкий философ-идеалист и социолог

Г.Зиммель родился в 1858 году. С 1885 года приват-доцент, и профессор университетов Берлина с 1901 года и Страсбурга с 1914года.

Его ранний период прошел под влиянием Г.Спенсера и Ч.Дарвина, в 1900-х годах сменился воздействием идей И.Канта, в особенности его априоризма.

"Жизнь" понимается им как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании, интуитивно. Характерный пафос жизни как иррациональной судьбы пронизывает философию Зиммеля.

В работах по социологии он выступает основоположником формальной социологии. Предметом социологии считает формы социального взаимодействия людей, сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания. При этом социальное односторонне понимается как совокупность межиндивидуальных отношений.

Зиммель дал социально-психологический анализ роли денег в развитии безличных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы. Работы оказали большое влияние на последующее развитие буржуазной социологии в Германии.

Обширное теоретическое наследие Г.Зиммеля содержит в себе множество продуктивных социально- философских и социологических идей и целостных концепций, отчасти воспринятых традицией социального теоретизирования, отчасти всё ещё ожидающих критической интерпретации и соотношения со сложившимся в социологии "концептуальным словарём". Особенно значимы для общей социологической теории зиммелевские взгляды на общество как предмет социологического анализа, а также на природу социального действия.

Зиммелевская формальная социология имеет своим предметом не общество как абстракцию, а формы обобществления, она изучает основные формы взаимодействия. В его социальной теории субъективный смысл действия определяется и переопределяется в ходе взаимодействия двух и более индивидов, то есть интенциальное социальное действие - это всегда взаимодействие по меньшей мере двух сторон, и понимания мотива действия возможно лишь в этой обоюдной рефлексивной перспективе.

Неоднократно повторяется в работах Зиммеля ментальный, духовный характер происходящего обобществления, который позволяет говорить о том, что общество и социальное взаимодействие для него существуют прежде всего в сознании, в разуме действующих, а социальные изменения и исторический процесс в целом отражают прежде всего изменения в формах обобществления, рационализацию, усложнение структуры пересекающихся социальных кругов.

Ключевые идеи Зиммеля о рефлексивной и обоюдной природе социального взаимодействия сыграли большую роль в становлении теорий деятельности "модернистского" периода, прежде всего, оказав воздействие на формирование основ теоретического символического интеракционизма. Они также очевидным образом повлияли на новейшие попытки создания теории действия как "реляционной прагматики".

Зиммель считал, что социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путём абстракции от социального содержания, то есть от деятельности и целей, ради осуществления которых люди и вступают в соответствующие отношения.

4.1 Релятивистская социология Г.Зиммеля

Зиммель считал социологию, относительно всех существующих наук, новым методом, вспомогательным средством исследования, который должен изучать формы обобществления. Он ввёл подразделение на общую, чистую и философскую социологию. Указав на роль социологии как метода, он перешел к группе проблем, которые в более узком смысле можно назвать социологическими.

Во-первых, все события, все фактические обстоятельства жизни могут рассматриваться как порождение общественной жизни - их истока и субъекта, это общая социология.

Во-вторых, если общество - это взаимодействие между индивидами, то описание форм этого взаимодействия - задача социологии, это чистая социология.

В-третьих, определяется область философской социологии - это теория познания и метафизика соответствующих отдельных областей.

Проблема понимания, как метода гуманитарных наук остро стояла в ту эпоху. Речь шла о том, чтобы ухватить в науке, с ее общезначимыми и необходимыми выводами, уникальное, сугубо индивидуальное, имеющее особый интерес для историка и не выводимое ни из каких общих законов. Зиммель разработал свой оригинальный подход к пониманию.

Первым условием понимания является воссоздание в личности тех актов сознания, которые позволяют ей "войти в душу" другого. Так происходит, например, когда она понимает некую высказанную фразу. Но здесь, она понимает не говорящего, но сказанное. Чтобы понять говорящего, личности надо понять его мотивы.

Познание есть духовный процесс, он совершается самим субъектом и может быть возбужден только извне. Здесь речь идет о "агрегатном состоянии представления", где воедино сплавлены воссоздание соответствующего душевного акта и сознание того, что этот душевный процесс происходил в другом или других. "Определенным связям представлений сопутствует ощущение, что они возникают не только в силу случайности и моментальной переходящести духовной жизни субъекта, но что они имеют типическую значимость, что одно представление само собой указывает на свою сопряженность с другими, независимо от состояния души в данный миг, которое осуществляет это внутреннее отношение представлений в субъекте". ( л.7 том 2 с.298)

Таким образом, образуется новая категория, ее можно назвать синтезом, а можно говорить о том, что она находится по ту сторону различения индивидуального и необходимо-всеобщего, причины и основания.

Разрывая круг субъективности, Зиммель вводит идею априорности познания. Но поскольку познающий есть один из участников социального взаимодействия, то есть условие, при котором возможно существование индивидов и познание ими этого сосуществования.

Априори не ограничиваются их мыслительным содержанием, которое в мыслительном познании как бы скоординировано с содержанием чувственного данного, оно играет динамическую роль в представлении индивида, это реальная функция, внесенная в его конечный результат - познание. Его значение состоит в его действенности для осуществления нашего познавательного мира.

Первое априори социального взаимодействия - дополнение фрагментальных восприятий участниками взаимодействия.

Второе - каждый элемент общества есть не только часть его, но и нечто еще сверх того.

Третье - постулат о "принципиальной гармонии" между индивидом и обществом, ибо каждый индивид занимает в обществе некоторую позицию являющуюся именно позицией внутри данного общества и поэтому необходима для него.

Социальность не возможна без взаимного понимания, без ряда принципиальных взаимных типизаций индивидов; без взаимных представлений о вступлении во взаимодействие целостных личностей, а не марионетки социальных сил; без функциональной гармонии человека и общества, мера которой есть показатель обобществленности.

5. М.Вебер - крупнейшая фигура в немецкой и мировой гуманитарно-социальной мысли

М.Вебер родился 21 апреля 1864 года в Эрфурте в семье политического деятеля либерального направления. В 1882 году поступил в Гейдельбергский университет на факультет права, одновременно изучал экономику, историю и философию. В 1889 году защитил диссертацию, в 1894 году был назначен профессором экономики Фрайбургского университета, а в 1896 году занял аналогичный пост в Гейдельбергском университете.

Вебер признан одним из основоположников социологии религии и изучения воздействия религиозных идей на общественную жизнь и хозяйственную деятельность.

В теории социального познания он придавал большое значение единству принципа причинности и теории понимания. Задача социологии, по Веберу, дать понимание, интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия. Эта интерпретация должна быть проверена эмпирически и сама является частью причинного объяснения индивидуального события. "Социологическое объяснение ставит своей целью именно рациональное толкование." ( л.2 с.496)

Вебер дает типологию индивидуальных социальных действий по степени их осмысленности. "Действие, особенно социальное, очень редко ориентировано только на тот или иной тип рациональности, и самая эта классификация, конечно, не исчерпывает типы ориентаций действия."(л.2 с.630)

В факте возникновения современного общества, по мнению Вебера , не следует усматривать результат действия какой-то объективной закономерности. Оно сформировалось как сложносоставная производная, в образовании которой принимали участие самые разнообразные силы, факторы разных порядков и различного происхождения.

По Веберу, главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. "Научное рассмотрение оценочных суждений состоит не только в том, чтобы способствовать пониманию и переживанию поставленных целей и лежащих в их основе идеалов, но и в том, чтобы научить критически судить о них".(л.2 с.349)

Его определение предмета социологии тесно связано с его пониманием социального поведения : социальное поведение существует лишь в том случае, если присутствует взаимная психологическая связь между человеческими поступками, то есть если один из действующих индивидов понимает "субъективный смысл" поступка другого действующего индивида и строит свое поведение на основе такого знания.

Исходя из такого понимания взаимосвязи человеческих действий, без которой они не являются социальными по своему характеру, Вебер определяет предмет социологии, как науку, которая интерпретируя, стремится понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности, понимая под действием человеческое поведение, а под социальным действием такое действие, которое по своему смыслу связано с поведением других людей и направлено на них.

Согласно понимающей теории М.Вебера, цель научного исследования общественных явлений состоит в их понимании.

Задачей общественных наук является понимание, и их основной метод состоит не в объяснении, а в интерпретации и толковании смысла социального действия.

"Социальная наука - наука о действительности. Мы стремимся понять окружающую нас действительную жизнь в её своеобразии - взаимосвязь и культурную значимость отдельных её явлений в их нынешнем облике, а также причины того, что они исторически сложились именно так, а не иначе." ( л.2 с.369)

Определяя сущность социального явления, Вебер исходил из индивидуального сознания, и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. Он считал, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.

5.1 Понимающая социология М.Вебера

Понятие рациональности играет решающую роль и в социальной философии и в социологии Вебера.

По мере углубления процесса рационализации происходит разрушение религиозной картины мира, что угрожает его существованию. Возрастает роль науки как содержательной предпосылки, задающей направлении рационализации в мире. Выражением нового типа отношения к миру оказывается этика ответственности, вступающая в очень сложные отношения с этикой убеждения. "Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может, а при известных обстоятельствах на то, что он хочет совершить." (л.2 с.350)

Рациональность оказывается закономерностью, пробивающей себе дорогу вопреки воле и желанию людей, которых она грозит полностью лишить индивидуальной свободы.

Понятие социального действия принадлежит к числу отправных содержательно-теоретических понятий социологии Вебера. Социальное действие - это простейшая единица социального поведения. Под социальным действием Вебер понимает действие индивида, сознательно ориентированное на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей. "Социальное действие может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других."(л.2 с.625)

Социальным действие становится при наличии двух условий :

1). если это сознательное действие, обладающее той или иной степенью рациональной осмысленности;

2). если оно ориентировано на фактическое или возможное поведение других людей.

Действие, ориентированное на предполагаемые индивидом ожидания хотя бы в минимальной степени и не характеризующиеся определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным.

Вебер выделял четыре типа социального действия :

1). целерациональное действие - действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, рационально соотнесенной с осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение. Оно представляет собой мысленную конструкцию, построенную на основе сочетания ряда специфических характеристик, отвлеченных от реального человеческого поведения.

В качестве социального действия, данное действие предполагает рациональный расчет действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих людей и использование их поведения для достижения поставленной им цели.

2). ценностно-рациональное действие - действие, основанное на вере в безусловную ценность поведения, взятого в своей ценностной определенности как нечто самодостаточное и независимое от его возможных результатов.

Смысл такого действия заключается в собственном определенном характере, которым утверждается абсолютность соответствующей ценности.

Ценностно-рациональное действие всегда обусловлено определенными заповедями и требованиями, в подчинении которым действующий индивид видит свой долг.

3). традиционное действие - действие, основанное на привычке к определенным действиям, получающим почти автоматический характер и минимально опосредованным осмысленным целепологанием. Значимость этого типа социального поведения связана с тем, что к нему близка большая часть обычного повседневного поведения людей, в котором большую роль играет привычка.

4). аффективное действие - действие, определяющей характеристикой которого является эмоциональное состояние действующего субъекта. Это действие имеет свой смысл в определенности поведения, его характера, одушевляющей его страсти. Главное в нем - стремление к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. Такое поведение находится на границе осмысленного и сознательно ориентированного человеческого действия.

6. Заключение

Г.Спенсер стремился применить в своих исследованиях эмпирический подход, понимая его как необходимость включения в социологическую теорию "эмпирических данных" - исторических, этнографических и других факторов.

По его мнению, жизненный процесс представляет собой всего лишь особый вид проявления закона сохранения энергии, которая в своем движении меняет формы, являясь при этом постоянной. Человеческое общество является постоянным и лишь переходит из одной формы в другую. Как и организм, общество растет, становясь все более гетерогенным, путем дифференциации органов и функций, вследствие чего возрастает взаимозависимость членов общества.

Общество как организм состоит из клеток - индивидов. В обществе между отдельными его органами - индивидами существует разделение труда, подобное тому, которое присуще органам живого существа.

Спенсер увидел сходство между природой и обществом, но не увидел различия. Он не заметил, что общество представляет собой особую область действительности, в которой господствуют особые законы развития, и именно поэтому оно не может отождествляться с организмом.

Общество по существу тем и отличается от природы, что биологическую борьбу за существование, присущую животным, превращает в социальное существование посредством производства. Ведущаяся в обществе борьба является социально, а не биологически обусловленной.

Концепция Спенсера возникла под влиянием нерешенности в науке вопроса об отношении природы и общества.

Э.Дюркгейм стремился рассматривать общество как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Социальные явления существуют как вещи, как особые установления. Индивид находит их в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиниться. Социальное, превосходит индивидуальное, как целое превосходит часть, и поэтому общественное сознание представляет индивидуальность нового вида. Коллективное сознание отделено от индивидуального, и его составляют коллективные представления, коллективный способ мышления и поведения. Люди же их распознают, поскольку они существуют как нечто внешнее. Коллективные представления предшествуют индивиду, существуют независимо от индивидов и становятся обязательными для них.

Дюркгейм считал общество особой областью действительности, имеющую свои особые законы, и что социальные явления объективны и независимы от сознания индивидов.

Подход Г.Зиммеля к определению предмета социологии потерял свою актуальность вследствие очевидной невозможности отделить форму от содержания.

С точки зрения Зиммеля, предмет общей социологии может быть определен в том случае, если отвлечь социологию от содержания общественных явлений и нацелить на изучение их форм, поскольку содержание и форму можно разделить. Общая социология должна изучать, по его мнению, лишь формы общественной жизни, а их содержание должны изучать специальные общественные науки. Он подчеркивал необходимость для социологии изучать не содержание общественных явлений, но их форму.

Теория Зиммеля имеет значение главным образом для более точного определения предмета социологии, а не для объяснения социальных явлений, так как знание, полученное путем изучения лишь форм общественной жизни, более или менее очищенных от всякого содержания, путем рассмотрения этих форм с вневременных и внеисторических позиций, как чистых форм, могло быть использовано для классификации отдельных общественных явлений, ноне для их причинного объяснения.

М.Вебер видел различия между природными и общественными явлениями, и, как следствие, различие методов естественных и общественных наук. Если естественные науки могут открывать причинные связи между явлениями и тем объяснять отдельные события, то социология может понимать поведение индивидов, которые участвуют в некотором отношении. И если естественные науки занимаются фактами, то задачей общественных наук является понимание.

Такое понимание метода и задач общественных наук и метода социологии представляется неверным, поскольку понимание не может заменить объяснение явлений с точки зрения причинности, а такое объяснение может быть достигнуто не путем сопоставления эмпирического с идеальным, но путем сопоставления эмпирического с эмпирическим.

Вебер, как и Зиммель, считал, что предметом исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Они подчеркивали важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действий. Здесь социологу поможет знание того, что в исходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами.

Рассмотрение этих четырех классиков социологии явилось для меня не только интересным, но и познавательным. Каждый из них по своему, непохоже и разносторонне повлиял на социологию своей теорией.

7. Список литературы

1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. "История социологии." Москва. "Новый учебник." 2004г.

2. Вебер М. "Избранные произведения." Москва. "Прогресс." 1990г.

3. Горелов А.А. "Социология". Москва. "Московский лицей." 2002г.

4. Девятко Н.Ф. "Социологические теории деятельности и практической рациональности." Москва. "Аванти Плюс." 2003г.

5. Дюркгейм Э. "Социология : ее предмет, метод." Москва. "Прогресс." 1995г.

6. Зиммель Г. "Избранное." Москва. "Юристь." 1996г.

7. "История теоретической социологии ." в 2-х томах. Москва. "Канон." 1997 - 1998гг.

8. Коллинз Г. "Синетическая философия Г.Спенсера." Киев. "Вист - С." 1997г.

9. Маркович Д.Ж. "Общая социология." Москва. "Владос." 1998г.

10. Осипов Г.В. "История социологии в Западной Европе и США." Москва. "Норма - Инфра - М." 1999г.

11. Самыгин С.И., Перов Г.О. "Социология." Ростов - на - Дону. "МарТ." 1999г.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.