реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История социальной работы

2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать;

3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению;

4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду [1,c.31].

По мере повышения уровня социально-экономического развития назревает идея необходимости реформирования системы социальной защиты, поскольку решение вопроса помощи все возрастающему количеству людей силами благотворительности и церковного призрения не представлялось возможным.

В 1551 г. - время правления Ивана Грозного - на собрании высшего духовенства России (Православной церкви) - Стоглавом Соборе - констатировался факт небывалого развития нищенства, и недостаточности принимаемых мер для его предотвращения. Существовавшая система финансирования давала сбои из-за недостатка средств и несовершенства форм организации работы. Принятое Собором решение является очередным значительным шагом на пути развития системы социальной защиты и признания необходимости государственного регулирования в сочетании с общественной деятельностью в области решения социальных вопросов. Официально вводятся категории лиц подлежащих призрению и определяются его формы. Заметим и разграничение по источникам финансирования: прокаженные и престарелые должны получать кров, пищу и одежду, а «здравые» - питаться по дворам [4 Антология социальной работы в 5-ти томах. - М., 1994,с.13].

Начинает формироваться государственная инфраструктура системы социальной защиты через строительство и содержание больниц, сиротских домов, богаделен, домов призрения незаконнорожденных младенцев. Появляется новая функция системы социальной защиты - создание смирительных и прядильных домов для людей праздношатающихся и им подобным - фактически создается система занятости и подготовки кадров.

Государство осознало необходимость управления развитием системы социальной защиты, которая постепенно становится элементом социальной политики.

Во второй половине XVIII века для России появляется новое понятие - общественное призрение [2,c.255].

Поистине огромен и неоценим вклад династии русских царей Романовых в развитие социальной работы. Каждое царствование отличалось особыми чертами благотворительности, кто-то из членов царской фамилии предпринимал радикальные и глубокие меры, кто-то «отметился» тем или иным указом на тему «призрения», однако все они оставили след в истории как государственные деятели и частные благотворители, хорошо осознающие всю важность и социальную значимость акций милосердия [2,c.253].

Лучшим доказательством выше сказанного являются попытки Петра I искоренить профессиональное нищенство. В именном указе Стрелецкому приказу от 30 ноября 1692 г., опубликованном еще от имени Ивана и Петра Алексеевичей, он велел записать: «Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки и ноги, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Таких царь велел ловить и отправлять по месту жительства, а беглых крестьян возвращать помещикам; повторно пойманных - бить кнутом и ссылать в Сибирь. Эти меры были ужесточены указом 1712 г.: всех «ленивых прошаков» били без разбора, клеймили и ссылали на каторжные работы. «Амнистии» не полагались никому - ни старым, ни больным, ни сумасшедшим (правда, позже Петр ввел «освидетельствование дураков») [1,c.31]. С 1718 г. начинают карать дающих милостыню штрафами. Хотя необходимо заметить, что Петр в целом не запрещал милостыню - разрешены были пожертвования приютам и богадельням. В последние годы своего царствования он осознал безрезультатность такой политики и разработал проект о раздаче всех «прошаков» монастырям, однако реализовать его не успел.

Естественно, деятельность Петра I не ограничивалась преследованием нищенства, он практически подошел к системе создания общественного призрения. Главным его намерением в социальной сфере была попытка вырвать призрение из рук Церкви и построить его на новых началах, возложив заботу о нуждающихся на государственные светские структуры: в городах - на губернские и городские магистраты, в деревнях - на помещиков, в свободных землях - на старост или сотских [2,c.256]. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежала на приказах: сначала Патриаршем, с1701 г. - Монастырском, а с 1721 г. - относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе. Главный магистрат и воеводы должны были приступить к устроению больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и прядильных для людей «праздношатающихся и им подобных» [1,с.32]. Вводились детские приюты, называемые «гошпиталями», которые строились рядом с церковными оградами. Из «гошпиталей» младенцев, выкормленных «искусными женами», передавали до достижения 10-него возраста в богадельни или приемным родителям, мальчиков старше 10 лет определяли в матросы, в «художественные ученики» [2 ,c.255]. Проявлял Петр заботу и о военных, которую можно назвать предтечей пенсионного законодательства, т.к. государство не в состоянии было обеспечить воинов пенсиями, содержании их возлагалось на монастыри с выплатой жалования.

Указ Петра I от 16 января 1721 г., со ссылками на Библию, следует подчеркнуть особо - в нем впервые идет речь о том, что бродяжничество есть социально опасное явление.

Большинство мероприятий этого реформатора носили характер «вразумляющего принуждения», т.к. на его взгляд «наши люди ничего без принуждения не сделают» [2 ,c.257].

Приемники Петра продолжали политику социальной защиты населения.

Так, Екатерина I подписала сенатский указ 1726г., в котором выражалось недовольство злоупотреблениями кормилиц в госпиталях.

При Петре II появились два указа о незаконнорожденных и воспитанных в петровских сиротских домах: 43 девицам велено было «давать вольные паспорты и отпускать их, по их желанию, в услужение или на мануфактуры, а «малоумных в богадельни», юношам предписано было отправляться на военную службу, «хотя в барабанщики»» [2 ,c.257].

При Петре III указом 1762 г. безумных определяют не в монастыри, а в специально построенные для этого особые дома, что было официальным признанием безумия болезнью).

К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Указом от 7 ноября 1775 г. предписывалось открытие в каждой губернии особых приказов Общественного призрения под контролем губернаторов. На эти приказы были возложены обязанности - устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома [1,c.33].

Конечно, говорить о совершенстве этой социальной системы нельзя, однако следует признать попытки государства охватить все слои населения. В России начинает назревать проблема социальной незащищенности калек и нехватки средств на их содержание. И Екатерина вынуждена была согласиться с правительством, что попечение о нищих и калеках необходимо сделать общественным, и нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к помощи в решении этой проблемы. Полное же воплощение в жизнь этой идеи произошло только при правлении Александра I.

К сожалению, плоды новообразований екатерининского периода оказались горькими. Так С.В. Тетерский отмечает: «Бюрократизм, лихоимство, формализм, недостаток служащих, особенно практических работников, которых никто профессионально не готовил - все это снижало результативность и тормозило развитие социальной работы» [2 ,c.260].

При правлении, жены Павла I, Марии Федоровны происходят серьезные изменения в системе воспитательных учреждений: открытие училищ благородных девиц, создание первого губернского женского института в Харькове (1817 г.), опытных воспитательных домов для глухонемых и слепых детей (1806 г.), военно-сиротское отделение Воспитательного дома (1807 г.), училища для солдатских дочерей и детей нижних чинов морского ведомства. Она возглавила «Воспитательное общество благородных девиц», основала в 1797 г. Мариинское ведомство, целью которого было благотворительная помощь нуждающимся и сохранение особых прав высших сословий русского общества. Значительным шагом в развитие благотворительности, было создание императрицей вдовьих домов - богаделен для вдов военных и гражданских лиц, которые просуществовали до 1917 года [2 ,c.261-262].

При Александре I призрение включается в сферу общественного самоуправления, а за правительством закрепляется общее руководство и контроль. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреждений, на особых основаниях управляемых» [1,c.33-34].

Недостаток государственных финансовых ресурсов на общественное призрение во второй половине XIX века вынуждает обратиться к более сильному вовлечению общественности в социальную работу. После земской (1864 г.) и городской (1880 г.) реформ основная нагрузка по развитию системы социальной защиты легла на городское и земское самоуправление. Таким образом, социальная работа и ее управление переместились на более низкий уровень рассмотрения, но это имело и позитивные стороны: более глубокое понимание проблемы и методов борьбы с ней. Наиболее важным достижением этого времени является уход от приказного формализма и переход на принципы адресности социальной помощи. Фактически зарождались элементы социальной помощи на базе проверки нуждаемости [ Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.-Кн. 8.,c.57].

В Беларуси, как отмечает А.Д. Григорьев, система социальной защиты развивалась параллельно с Россией [ Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы.-Мн., 2000.,c.7-8] с той лишь особенностью, что православная церковь, заинтересованная в упрочнении своих позиций в глазах католиков, более активно занималась социальной работой через систему церковно-приходских попечительств [6 ,c.9].

Такая сложившаяся система социальной защиты сохранилась до к. XIX - н. XX столетия. Организационно-правовую структуру системы социальной защиты представляли элементы трех типов: общественные, общественно-государственные и частные. Аналогичной была и система финансирования, а так же ее источники: государственные средства; средства общественных организаций и пожертвования; средства частных лиц.

Значительным достижением системы социальной защиты, построенной в России в XIX в., как отмечал Е. Максимов, была ее практическая направленность, масштабы, а также теоретическое осмысление перспективных направлений развития и понимания необходимости и значения функции превентивных (предупреждающих) мероприятий для повышения уровня социальной защищенности:

1. всякий человек, поставленный вследствие каких-либо постоянных или случайных причин, в положение грозящее окончиться нищетой и не имеющий способов выйти из этого положения, должен подлежать общественному призрению;

2. общественное призрение должно иметь в виду не только непосредственную помощь дряхлым, больным, сиротам, но и всем тем, кто лишен возможности предупредить настигающую беду, что должно стать «важной функцией общественного и государственного управления, направленной на смягчение многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней» [ Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.-Кн. 6.

,c.94].

Глава 2: Положение социальной работы на рубеже XIX - XX веков в России

Для полноты картины системы социальной защиты следует рассмотреть небольшой, но довольно значимый интервал - накануне революции 1917 года, - который не вписывается в рамки как общественно-христианской модели, так и последующей за ней модели, свойственной советскому периоду. Поэтому я выделила рубеж XIX - XX веков в отдельную главу. Этот период характерен началом формирования цивилизационной системы социальной защиты по образцу развитых стран (Англии, Германии, Франции) с присущими им системами социального страхования и пенсионного обеспечения. 23 июня 1912 г. был принят закон «О страховании от несчастных случаев», который стал определенном шагом в развитии социального обеспечения рабочих [ Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учеб. - М., 1980.,c.82]. В России начинала формироваться система социального страхования от несчастных случаев на производстве; имелась система обязательной социальной помощи: пособия по случаю родов, на похороны, по потери кормильца в случае производственной травмы; работали многочисленные благотворительные организации, а частная благотворительность имела всеобщее признание. По сравнению с западными странами уровень социальной защищенности был очень низок, а численность инвалидов по производственным причинам и брошенных на произвол судьбы была достаточно высока. Анализируя данные за 1912 г., можно увидеть, что уровень социальной защищенности рабочих в Германии практически в 10 раз, в Англии - в 15 раз выше, чем в России. А финансирование же системы социального страхования в России практически полностью ложилось на плечи рабочих (табл. 1).

Вполне естественно можно предположить, что данный факт сыграл определенную роль в создании революционной ситуации в России.

Таблица 1

Сравнительная структура страховых взносов по социальному страхованию

в 1912 году, (в %) [ Страхование рабочих в России и на Западе. / Под. ред. Б.Г. Данского. - СПб., 1913. - Т.1.,c.35]

Англия

Германия

Россия

Рабочие

46

67

80

Хозяева

37

33

20

Государство

17

-

-

Подытожив этот период можно сказать, что еще отсутствовало само понятие «социальное обеспечение», но были сделаны первые шаги к нему [1,c.35].

Глава 3: Социальная работа в послереволюционный и советский периоды

I. Биполярная модель управления системой социальной защиты

Марксистская теория социальной работы опиралась на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества, на материалистическое понимание истории и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, конфликт между которыми в силу различия их социально-экономического положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль стихийные силы конкуренции и эксплуатации, порождаемые частной собственностью на средства производства [2,c.291]. Идеальное общество, по марксистской теории, - общество социально однородное, построенное без эксплуатации, и для каждого существует возможность всестороннего развития. Где главной движущей силой для формирования такого общества является рабочий класс.

Принципиальное значение для социальной работы имеет направленность марксизма на изучение коллективистских условий бытия личности, соотношения в общностях людей коллективистских и индивидуалистских тенденций [2,c.292] .

В советский период получила развитие уникальная система социальной защиты человека: бесплатное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам [2,c.292]. Одним из первых шагов в этом направлении был указ В.И. Ленина (1918 года), который поставил задачу всем центральным и местным органам управления выделить вопросы социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования [1,c.35]. В 1920г. постепенно расширяется круг лиц, охваченных системой социальной защиты: выплата пенсий для лиц, имеющих особые заслуги перед революцией; за выслугу лет. В 1924 г. введено пенсионное обеспечение для научных работников, а в 1925 году - учителям городских и сельских школ и некоторым других специалистам.

В условиях нэпа, дорогу которому открыл X съезд РКП(б) в 1921 г., социальное обеспечение приобретает новое направление - социальное страхование.

В год образования СССР (1922 г.) понятие «социальное обеспечение» начинает звучать по-другому - «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств» [1,c.35].

Следующим этапом становления социальной защиты стало принятие Конституции СССР, в которой оглашалась необходимость приведения в жизнь полного социального страхования: для всех видов наемного труда и для всех видов потери трудоспособности. А к 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение и впервые в мире - от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов [1,c.36].

Однако следует отметить, что система социальной защиты крестьян развивалась менее быстрыми темпами. Только в 1935 г. колхозам было предоставлено право - за свой счет создавать пенсионные фонды.

Отсюда и такое название модели, биполярная, связанное с тем, что на начальном этапе становления Советской власти, государство при формировании и управлении системой социальной защиты развело рабочих и крестьян на разные полюсы организации и финансирования.

Таким образом, накануне Великой Отечественной войны существовали две параллельные системы социальной защиты населения:

Государственная - финансируемая на 100% за счет государства и охватывающая в основном городское население и промышленный сектор экономики;

Частная - финансируемая на 100% за счет средств колхозов (сельскохозяйственных артелей) и охватывающая в основном сельское население и сельскохозяйственный сектор экономики.

Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать, как жесткую централизованную модель социальной защиты, имеющей классовый характер. При этом более половины населения - крестьянство - выпадало из централизованной системы и было вынуждено создавать собственную систему. Необходимо отметить также, что органы управления, ведавшие социальным обеспечением, явно не справлялись с растущим многообразием социальных проблем [2,c.293].

II. Административная модель управления системой социальной защиты

В послевоенный период основной задачей государства стало восстановление экономики, которое требовало мобилизации всех финансовых ресурсов, поэтому развитие системы социальной защиты было приостановлено. Только с 49-го года Советская власть начинает возвращаться к проблеме дальнейших преобразований системы социальной защиты, что связано с образованием Министерства социального обеспечения. М.В. Фирсом предложены следующие этапы системы социального обеспечения в 1950 - 1991 гг. [ М.В. Фирсов История социальной работы в России - М., 1999,с.170-172]:

1) С 1955 - 1968 гг.

14 июля 1956 г. - Закон о государственных пенсиях. Благодаря которому, расширяется круг пенсионного обеспечения; в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении.

В 1964 г. - Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, который признал всеобщее государственное пенсионное обеспечение.

Государственное финансирование осуществляется за счет государственных, республиканских и местных бюджетов. Финансирование государственного социального страхования - за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства (распространилось только на рабочих и служащих). Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций госбюджета. Важно так же отметить, что для вех граждан Союза было принято бесплатное медобслуживание.

2) начало 80-х гг.

К основным функциям соцобеспечения добавляют: выполнение заданий Госплана и обеспечение строго соблюдения государственной дисциплины; рационализация и эффективность капитальных вложений; снижение себестоимости и сокращение сроков строительства; своевременный ввод производственных мощностей. Основное направление деятельности - обеспечение нетрудоспособного населения.

3) конец 80-х гг.

Происходит сужение парадигмы помощи, многие виды социального патронажа утрачиваются, так общественное призрение сводится исключительно к проблемам соцобеспечения. В системе помощи доминирующую роль играет государство. Возникает новая проблема для России - проблема беженцев. Так в 1989 г. вынужденная миграция населения из Узбекистана составила порядка 20 тыс. человек [10,c.182].

Я не буду рассматривать принятие законов данного периода, а ограничусь лишь общей характеристикой данной модели, которая просуществовала до развала СССР и находит отражение во всех государствах СНГ. Ее особенностью являлось то, что власть стремилась всю деятельность по социальному обеспечению замкнуть исключительно на государство, свернув деятельность благотворительных организаций. Это привело к тому, что в стране быстрыми темпами сформировалась административная (патерналистская - с позиции разделения благ) Красовская Н.Н. Организация социальной защиты населения Республики Беларусь: системный подход.: Автореф. Дис. …конд. социол. наук: 22.00.08./ Бел. гос. ун-т - Мн., 2003. модель управления и финансирования системы социальной защиты. Данная модель основывалась на всесторонней ответственности государства за предоставление социальных услуг, при полном отсутствии ответственности граждан за собственный уровень социальной защищенности. Такая политика иждивения в последствии привела к социальной необразованности и пассивности населения. Государство даже берет на себя многие функции семьи по отношению к детям, получило право контроля над содержанием и качеством семейного воспитания [2,c.293]. В этом просматривается четкая идеологическая политика. Тетерский С.В. отмечает, что в советское время семья рассматривалась как «ячейка общества», которой в полной мере доверять нельзя, т.к. она является и единицей рода, которая хранит в своей социально-генетической памяти «пережитки прошлого», не всегда совместимые с коммунистической идеологией. Поэтому несколько поколений семей деградировали в массе своей как институты социализации подрастающих поколений [2,c.293].

Глава 4: Краткая характеристика развития системы социальной защиты в Западной Европе

Бурное развитие капиталистического способа производства в Европе в XIX веке, сопровождавшегося серией научных открытий, технических и технологических изобретений, находивших немедленное практическое применение в промышленности, выражалось в феноменальном росте производительности во многих отраслях. Высокие темпы развития капитализма создали условия для развития межгосударственной (межнациональной) конкуренции и приводили к неравномерности экономического развития государств - их расслоению по уровню благополучия. Этот период развития характеризовался с одной стороны, «исключительными социальными страданиями» в слаборазвитых государствах, а с другой - «…возможностью повышения жизненного уровня в массовом масштабе которого мир никогда не видел» [ Orenstein M. Mapping the Diffusion of Pension Innovation // Pension Reform in Europe: Process and Progress. - Washington D.C. - The World Bank, - 2003.,c.87] в государствах - лидерах экономического развития.

Германия, подходя к рубежу XIX - XX веков являлась экономическим лидером в Европе. Дальнейшее стабильное развитие экономики сдерживалось накопившимися социальными проблемами. Поэтому в 1889 году канцлером Бисмарком впервые в мире была разработана и введена пенсионная система, основной целью которой являлось повышение уровня благосостояния пожилых людей, утрачивающих работоспособность.

Двумя годами позже в 1891 году в Дании была разработана иная модель, учитывающая слабость экономического развития государства, целью которой было сокращение уровня бедности и поддержка пенсионеров.

Создание пенсионной системы в этих странах, с различным уровнем экономического развития, стало примером для других государств.

Франк де Баттер и Удо Кок предлагают краткую трехстадийную модель развития системы социальной защиты в Западной Европе [ Frank A.G. den Butter and Udo Kock. Social Security, Economic Growth, and Poverty // New Social Policy Agendas for Europe and Asia: Challenges, Experience, and Lessons.- The World Bank, 2003.]:

Первый этап - благотворительность была главным источником социальной поддержки для бедных в средние века, а уровень поддержки - уровень физического выживания бедных;

Второй этап - «…после индустриальной революции страны ввели схемы социального страхования для покрытия рисков по старости, производственных травм и болезней для рабочих в отдельных отраслях» [13,c.247], в дальнейшем эти схемы были расширены на всех рабочих;

Третий этап - после Второй мировой войны, когда необходимость сохранения стабильности общества привела к тому, что практически все страны Западной Европы были вынуждены расширить систему социальной защиты на все аспекты производственной и частной жизни. А в 1970-х годах большинство стран ввели социальную политику в качестве одного из инструментов макроэкономической политики государств.

Приведенные авторами укрупненные этапы развития западноевропейской системы социальной защиты совпадают с приведенными в таблице 2 и отличаются только временными характеристиками.

Глава 5: Социальная помощь и поддержка населения в России в 90-х годах

Фирсов М.В. отмечает, что экономический кризис 90-х, рост социальных проблем в обществе, сопровождаемых такими тенденциями как: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака - создали необходимость в организации нового вида деятельности - социальной работы [10,c.181].

В результате проводимой социальной и экономической политики уровень жизни населения существенно снизился, произошло повышение цен и снижение доходов населения [10,c.181]. Наглядно можно представить темпы роста безработицы, анализируя численность безработных в период с 1992 и по 1994 гг. (диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1991 году зарегистрировано 2173,1 преступлений, то уже в 1993 году - 2799,6.

Проблема беженцев становится еще более актуальной, к 1992 году в Российской федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах [10,c.182].

Сложная социально-экономическая ситуация отразилась на институте брака и семьи: увеличилось количество разводов, сократилось число браков. Увеличилась тенденция роста рождения детей вне брака и детей-отказников, оставленных матерями в родительских домах. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38% [10,c.182].

В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций в социальную сферу. Так к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений - до 76%, общеобразовательных школ - до 80% [10,c.182].

Государство предпринимает попытки стабилизировать положение путем применения законодательных мер в области социальной поддержки населения. Всего за год было принято 25 законов, направленных на защиту граждан, вот некоторые из них:

1991 г. - Указ президента «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.», который предоставлял исполнительной власти самостоятельность в определении форм социальной поддержки (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

1992 г. - «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О защите прав потребителей», «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» и д.р. [10,c.182].

Реализацией всех правительственных мер, начиная с 90-х гг., занимается Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития). С 26 декабря 1991 г. на него возложены функции по разработке стратегий государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, организации: пенсионного обеспечения, материально-бытового обслуживания, протезно-ортопедической помощи, медико-социальной экспертизы. На Министерство возлагалась задача по развитию коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществления внешнеэкономической деятельности [10,c.186].

В 1993 г. была принята Концепция развития социального обслуживания в Российской Федерации, которая определила переход от принципов социального обеспечения к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. В которой отмечается, что все мероприятия социального обслуживания, через систему различных служб, должны содействовать устранению причин, препятствующих достижению оптимального уровня жизни населения, и оказывать индивидуальную помощь людям в трудных ситуациях.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов. А формы деятельности: материальная помощь, помощь на дому, предоставление временного приюта, обслуживание в условиях стационара, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. М.В. Фирсов отмечает, что важной особенностью данной Концепции, является создание корпуса профессиональных служащих, социальных работников [10,c.186]. В свою очередь С.В. Тетерский выделяет доминирующую роль социальной педагогики в отечественной практике социальной работы с момента ее зарождения и до нашего времени [2,c.294].

В 1994 г. в составе Министерства выделился Департамент социальной защиты для выполнения функций по выработке стратегии пенсионного обеспечения, организации выплат, перерасчетов пенсий и т.д.

В 1993-1995 гг. реализуются различные федеральные программы, например, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центов для детей и подростков [10,c.187].

Помимо государственных структур социальной помощи, существует и широкая сеть благотворительной деятельности:

ь «постсоциалистическая форма» коллективной помощи - благотворительные фонды предприятий;

ь церковь;

ь коммерческие организации;

ь частные фонды (Ярошинской, Каспарова);

ь благотворительные общества.

Благотворительные учреждения существенно отличаются от заведений данного профиля прошлого века тем, что их организаторы имеют огромный опыт работы, высшее образование, профессиональную квалификацию, а также возможность сотрудничества со специалистами из смежных областей. Таким образом, качество оказываемой социальной помощи населению значительно возросло.

Однако продолжающийся экономический кризис и долги МВФ вынудили сократить ассигнования на социальные нужды в бюджете на 1999 г.. Политический кризис отразился на доходах и заработной платы населения и, в первую очередь - на менее защищенных слоях - инвалидах, многодетных семьях, пенсионерах. Даже на данный момент эта проблема является актуальной, и продолжается принятие мер по выводу страны из кризиса [10,c.187].

Глава 6: Заключение

Итогом выше сказанного является положение социальной работы в настоящее время, в пример приведем замечание С.В. Тетерского: «В какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время и элементы, выработанные в период советской власти» [2,c.297].

Во избежание многих ошибок в дальнейшем становлении системы социальной защиты, и в частности благотворительности, необходимо изучить и суммировать как зарубежный, так и имеющийся исторический опыт. Изучение которого показывает, что помощь неимущим эффективнее при ее децентрализации с привлечением широкой общественности; при взаимодействии всех сторон, участвующих в процессе - благотворительных, частных, общественных организаций, Церкви и государства, - как в получении исчерпывающей информации о нуждающихся в помощи, так и в координации помощи им. Государство должно создать единую систему законов, нормативной базы, стимулов для оказания помощи нуждающимся через систему льгот и поощрений [2,c.297]. А также необходимым условием является привлечение внимания общественности и СМИ к проблемам социальной защиты.

Таким образом, отталкиваясь от работы А.Д. Григорьева, который предлагает периодизацию становления и развития отечественной социальной работы, охватывающей период жизни общества от «…зарождения и развития форм помощи и взаимопомощи у славянских племен, …до наших дней» [6,c.4], можно построить итоговую таблицу (табл. 2), связывающую формы организации социальной защиты с формами финансирования.

Таблица 2

Модели

Период

Форма организации

Форма финансирования

Общественно-христианская

до XI века

Помощь и взаимопомощь

Предоставление помощи в натуральной форме (пища, одежда, кров, уход и др.).

Взаимопомощь в форме бесплатного труда (строительства жилья, сельскохозяйственные работы и др.).

Общественная солидарность.

XI-XIII

Княжеская и монастырская поддержка.

(социальная помощь)

Предоставление крова и пищи, уход за немощными.

Открытие богаделен при религиозных учреждениях.

Благотворительность.

Зарождение системы сбора и распределения ресурсов на социальную защиту.

XIII - 70-90-е гг.

XVIII

Государственно-муниципальные формы призрения с юридическим оформлением благотворительности.

(социальная помощь)

Зарождение основ государственного управления финансированием социальной помощи, при которой государство стимулировало формирование общественных фондов финансовых средств на призрение неимущих.

Расширение благотворительной базы.

70-90-е гг. XVIII - XIX век

До реформ 60-70 гг. XIX века закладывались основы государственного и общественного призрения.

(социальная помощь)

Государственное управление стимулированием общественной деятельности перерастает в необходимость государственного участия в финансировании социальной сферы через социальный налог. Стимулирование благотворительности через общественные организации.

XX век до 1917 г.

Передача функций общественного призрения благотворительным организациям и органам местного самоуправления.

Пенсионное обеспечение государственных служащих.

Социальное страхование рабочих.

Государственное финансирование социальной помощи, пенсионного обеспечения государственных служащих.

Основа государственного финансирования - налоги.

Страховая деятельность.

Общественные благотворительные организации.

Личная благотворительность.

Биполярная

1917-1941

Для промышленного сектора:

Социальная помощь.

Пенсионное обеспечение.

Социальное страхование.

Государственное финансирование за счет перераспределения средств собранных на цели финансирования социальной сферы.

Социальный налог.

Снижение роли благотворительных организаций в финансирования социальной помощи.

Для сельского хозяйства:

Помощь и взаимопомощь.

Частное финансирование.

Сельские комитеты взаимопомощи перераспределяли возможности крестьянства в оказании помощи.

С 1935 г. кассы взаимопомощи, которые на 100% финансировались за счет доходов крестьянства.

Административная

1945-1964

Становление принципов административной модели управления социальной защитой.

Социальная помощь.

Пенсионное обеспечение.

Социальное страхование.

Одна и единая основа финансирования - социальный налог.

С 1956 г. социальные трансферты из бюджета СССР в социальную сферу.

С 1964 г. включение крестьянства в сферу государственного социального обеспечения.

1964-1991

Развитие административной системы управления социальной защитой.

Социальная помощь.

Пенсионное обеспечение.

Социальное страхование.

Одна и единая основа финансирования - социальный налог.

1991 - н/в

Современный этап развития административной модели.

Социальная помощь.

Пенсионное обеспечение.

Социальное страхование.

Социальная работа.

Основа финансирования - социальный налог и перераспределение средств через Фонд Социальной Защиты.

Зарождение негосударственного пенсионного обеспечения.

Возрождение страховых принципов (социальное страхование).

Возрождение благотворительности.

Гуманитарная помощь.

Список литературы:

1) Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. - М., 1980.

2) Антология социальной работы в 5-ти томах.- М., 1994.

3) Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы.- Мн., 2000.

4) Красовская Н.Н. Организация социальной защиты населения Республики Беларусь: системный подход.: Автореф. дис. … канд. социол. наук: 22. 00. 08. / Бел. гос. ун-т - Мн., 2003.

5) Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.- Кн. 6.

6) Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения // Журн. юрид. общества при Императорском СПб. ун-те.- 1895.- Кн. 8.

7) Orenstein M. Mapping the Diffusion of Pension Innovation // Pension Reform in Europe: Process and Progress. - Washington D.C. - The World Bank, - 2003.

8) Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 1999.

9) Страхование рабочих в России и на Западе. / Под ред. Б.Г. Данского. - СПб., 1913. - Т.1.

10) Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М., 2003.

11) Фирсов М.В. История социальной работы в России. - М., 1999.

12) Frank A.G. den Butter and Udo Kock. Social Security, Economic Growth, and Poverty // New Social Policy Agendas for Europe and Asia: Challenges, Experience, and Lessons. - The World Bank, 2003.

13) Щеглова А.С. Исторически обусловленные пути становления общественного призрения в Англии, Франции и Германии // Ученые записки.- 2001.- №5.- с. 109-115.

Array

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.