реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт государства

Институт государства

21

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра социологии

Институт государства.

Выполнил Тарасов И. А.

Группа МЭ-1-00

Руководитель д. с. н. проф. Хайруллина Ю. Р.

Казань 2002

План

Введение стр.3

I Сущность институтов стр.4

II. Институт государства стр.9

III. Функции института государства стр.13

IV. Взаимосвязи между институтами стр.17

Заключение стр.20

Введение

В своей повседневной деятельности люди понимают под институ-том разные социальные единицы. Это могут быть учебные или науч-ные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не-которые ученые применяют его только к крупномасштабным организа-циям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для ма-лых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает не-понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

На самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеет-ся существенное внутреннее различие. Если группа -- это совокуп-ность взаимодействующих индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью социальных норм, существую-щих в определенной области человеческой деятельности, т.е. реали-зуемых на практике. Представляется, что можно дать следующее формальное определение социального института: социальный инсти-тут -- это организованная система связей и социальных норм, кото-рая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удов-летворяющие основным потребностям общества.

Итак, институт -- это своеобразная форма человеческой деятель-ности, основанной на четко разработанной идеологии, системе пра-вил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполне-нием. Институциональная деятельность осуществляется людьми, ор-ганизованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социаль-ной группы или общества в целом. Институты, таким образом, под-держивают социальные структуры и порядок в обществе.

I Сущность институтов.

Для нас социологическая теория есть тот аспект теории социальных систем, который занимается явлениями институционализации образцов ценностной ориентации в социальной системе, условиями этой институционализации и изменениями в образцах, условиями подчинения им и отклонения от какой-либо совокупности таких образцов, а также мотивационными процессами, поскольку они содержатся во всем этом.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность, которая, будучи осознанной многими членами обще-ства (как общесоциальная, или социумная), становится главной предпосылкой становления нового института;

2) должны быть в наличии операциональные средства удовле-творения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходи-мых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;

3) чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансо-выми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

4) для обеспечения самовоспроизводства института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому ин-ституту).

В каждом социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он суще-ствует, что там. Достойно и недостойно, как действовать в этой конкретной системе отношений. Например, на переговорах сле-дует вести себя чопорно, а на карнавале -- раскованно.

Поскольку институты -- это взаимосвязанные системы упоря-доченных социальных связей, благодаря которым поведение каж-дого отдельного члена общества становится достаточно предсказу-емым по своим ориентациям и формам проявления, социолога рассматривают институциональную структуру общества с особой тщательностью, представляя ее как своеобразный многомерные лабиринт, где действия и перемещения социальных субъектов осуществляются только согласно определенным правилам ролево-го соответствия.

С одной стороны, в процессе институционализации возникают расхождения между интересами всего сообщества (в удовлетворе-нии некой потребности: в потреблении, общении, защите, воспро-изводстве и др.) и интересами конкретных функциональных субъектов, реализующих эту потребность для общества (которые могут быть настроены не альтруистично, а весьма меркантильно и «под шум волны», т.е. под видом решения одних задач, осуществлять несколько другие). Например, в советской системе образо-вания, которая имела множество, разнообразных преимуществ, одним из недостатков была повышенная идеологизация в содер-жании гуманитарных курсов, т.е. социальный институт, решаю-щий задачу профессиональной подготовки, на самом деле осущест-влял и иную практическую цель -- политической ориентации.

С другой стороны, потребность может носить массовый харак-тер, но по разным причинам (в основном культурной легитима-ции) не быть признанной как общественно значимая. В результате развиваются «подпольные институты» -- не принятые, официально игнорируемые, не наделяемые специальными ресурсами, но формирующие свою субкультуру, выполняющие определенные функции и стандартные операции, находящие пути материального обеспечения своей деятельности. Отношения подобного рода воспроизводятся в скрытой (латентной) социальной форме. Они долгое время могут быть не признаны ценными (социально-значимыми) в рамках доминирующего культурного стандарта. Однако на определенных этапах развития общества, особенно в критические моменты, скрыто живущие отношения «возрожда-ются» и институционализируются (т.е. признаются обществом, становятся легальными и легитимными).

Р. Мертон, например, различал явные и латентные функции социальных институтов, которые представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности.

Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Поэтому население то и дело спрашивает у субъектов современного государства: «А куда идут наши налоги?» и «Почему не выполнены; предвыборные обещания?» При этом оно никогда не удовлетворяется ответом и продолжает «терпеливо возмущаться» -- перевыбирать, бойкотировать, уклоняться.

Латентные функции институтов -- те, которые осуществляются на самом деле. Иногда они вполне тождественны заявочным; функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует лаг (расхождение, разница), небольшой или же очень глубокий. В последнем случае социологи говорят о потенциальной нестабильности общества, в котором формальная и реальная структуры существенно различаются. Все это придает дополнительную нестабильность и амбивалентность (нечеткость, многозначность) инсти-туциональным функциям.

Исследователи социальных институтов всегда уделяли этим процессам повышенное внимание, поскольку именно нормативные (институциональные) требования делают поведение отдельных людей и организованных групп предсказуемым и «предначертанным», соответствующим общественным ожиданиям. Поэтому загадки всякого рода «институциональных отклонений» связаны с сущностью проблем социальной структуры и функционального устройства общества, и социология должна потрудиться и рассекретить их в первую очередь. Великий «системщик» Т. Парсонс пишет об этом так: «ценности, образцы поведения, которые постепенно превращаются в институциональные нормы, направляют не только поведение, но и социальные ориентации людей, а процедура изменения «правил» как действовать, чего желать, к чему стремиться тоже происходит по определенным правилам развития социальных систем.

Институтонализация -- это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Известный социальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процес-сы институционализации:

1) потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

2) потребность в производстве продуктов и услуг;

3) потребность в распределении благ (и привилегий);

4) потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

5) потребность в поддержании системы неравенства (разме-щении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

6) потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Современное общество характеризуется разрастанием и услож-нением системы институтов. В высшей степени необходимые инсти-туты, вызванные к жизни непреходящими потребностями. Социоло-ги считают, что таких институтов в развитых обществах всего пять: это институты семейные, политические, экономические, образова-тельные и религиозные. Кроме того, поскольку ценности и процеду-ры научной жизни стали очень важными и высокостандартизирован-ными, к важнейшим можно было бы причислить и институт науки. Вместе с тем многие виды деятельности, включая социальную дея-тельность и медицину, тоже начинают определяться жестко установ-ленными образцами и нормами поведения, обладают системой соци-альных статусов и ролей и по этой причине могут быть отнесены к институтам.

Институционализация представляет собой про-цесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в на-правлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация -- это замена спонтанного и эксперименталь-ного поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, мо-делируется, регулируется. Так, предынституциональная фаза общест-венного движения характерна спонтанными протестами и выступле-ниями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основ-ном от энергичных призывов. Каждый день возможна новая авантю-ра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последова-тельностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

При появлении институциональных моментов в общественном дви-жении начинается формирование определенных правил и норм по-ведения, разделяемых большинством его последователей. Назначает-ся место сбора или митинга, определяется четкий регламент высту-плений, каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно при-нимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появ-ляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, со-гласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным ста-тусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом ор-ганизационного актива, находиться в составе групп поддержки лиде-ра, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ос-лабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждо-го участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных дейст-вий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степе-ни институционализируется.

Процесс институционализации, т.е. образования социального ин-ститута, состоит из нескольких последовательных этапов:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного со-циального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их приня-тие, практическое применение;

6) установление системы санкций для поддержания норм и пра-вил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без ис-ключения членов института.

Итак, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ро-левой структуры, социально одобренной большинством участников это-го социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.

II Институт государства

Каждый социальный институт имеет как специфические особен-ности, так и общие признаки с другими институтами.

Для выполнения своих функций социальный институт должен учи-тывать способности различных функционеров, формировать стан-дарты поведения, соблюдать верность основным принципам, разви-вать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэто-му, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.

Предметом социологии политики, является анализ закономерностей социально-политической деятельности различных общностей, формы, проявления которой обуславливаются их социально-политическими интересами и отношениями.

В изучении процессов функционирования и развития любого классового общества важнейшее место занимают явления и процессы политической жизни, к которой по существу вся область социальной деятельности, связанная с осуществлением отношений власти. Политика как область социальных отношений определяется характером и содержанием этих отношений, складывающихся по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования.

Государство появилось на исторической сцене 5-6 тыс. лет на-зад и с тех пор постоянно развивалось как самостоятельный ин-ститут общества. К возникновению государства привели следую-щие, вполне объективные, причины.

1. Плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались по огромным тер-риториям в поисках пищи. Они встречались лишь, когда надо бы-ло осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить со своей территории. Ученые счи-тают, что тогда на Земле было не больше 5-6 млн. человек. Сего-дня их 5-6 млрд. Сравним две цифры. В тысячу раз население вы-росло за неполные 10-15 тыс. лет. Небольшой срок, если вспом-нить, что первый человек появился 2-3 млн. лет назад.

Когда у человека примитивные орудия труда, то для прокорма ему нужна огромная территория - группе из 40-60 охотников и собирателей необходимо несколько сот квадратных километров. Регулярные столкновения между ними, частый голод и объедине-ние одних групп с другими для защиты своей территории стано-вятся неизбежными. Завоевание одних народов другими стало следствием ускоренного формирования военных союзов племен то в одном, то в другом месте земного шара. Вскоре все люди вступили в такие союзы.

2. Страх перед внешней агрессией и внутренними раздорами. Не-которые ученые считают, что к созданию государства людей тол-кал страх перед агрессией со стороны противника, опасение за жизнь и имущество. Но опасность со стороны разбойников и пре-ступников внутри страны сыграла не меньшую роль в объедине-нии в государство, которое способно применить силу и устано-вить порядок. Таким образом, опасение перед сородичами служи-ло не меньшим аргументом для создания государства, чем страх перед врагом. Государство как арбитр могло объективно решать все споры и издавать общие для людей законы. Уже в античности под государством стали понимать организацию власти, возвы-шающуюся над обществом, но подконтрольную ему и его обслу-живающую. Государственные чиновники мыслились как слуги народа. Не случайно министр на латинском языке обозначает слугу, а не начальника.

3. Фактор силы. Посмотрите на современное рыночное обще-ство. Каждая фирма, а их миллионы, окружена охранниками, сле-дящей и подслушивающей аппаратурой, сигнальными и компью-терными системами. Их бы еще глубокими рвами отделить друг от друга, и полной аналогии с феодализмом уже не избежать. Та-кая аналогия многое объясняет. Средневековая Европа - это множество феодальных княжеств, каждое со своей частной охранной армией, своим флагом, гербом, правительством, языком, культурой. Города и замки, деревни и округи - под охраной. В путь купцы отправлялись под охраной, а часто и сами являлись профессиональными военными. Дань с подданных собирали с оружием в руках, споры выясняли на мечах, спали и ели с мечами, даже пахали, зачастую не снимая оружия.

Рассмотрим некоторые институциональные признаки государства.

1.Установки и образцы поведения:

а) Послушание

б) Лояльность

в) Субординация

2. Символические культурные признаки:

а) Флаг

б) Печать

в) Герб

г) Национальный гимн

3. Утилитарные культурные черты:

а) Общественные здания

б) Общественные работы

в) Бланки и формы

4. Кодекс устный и письменный:

а) Конституция

б) Законы

5. Идеология:

а) Государственное право

б) Демократия

в) Национализм

Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви -- распятие, полумесяц или звезда Дави-да, для семьи -- обручальное кольцо, для университета -- эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентриро-ванной форме можно представить себе из его названия или торго-вой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные ме-лодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, поскольку трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образо-вание без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом ин-ститута может быть любой материальный или нематериальный эле-мент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде ос-новные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответ-ствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально за-крепляемые роли и являются важной частью социального контроля.

Формальный кодекс поведения, конечно, производит значитель-ное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполне-ния ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; гра-ждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковно-го прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут од-новременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клят-ве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важ-но знать, что принятие устного или письменного кодекса в значитель-но большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от ре-альной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет вы-полняться институциональный кодекс и в случае, когда не сущест-вует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.

Формальный кодекс -- лишь часть общего поведения, создающе-го институциональную роль. Существуют и нормы поведения в от-дельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деяте-ля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработан-ный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобран-ных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родите-лей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, ото-брать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех инсти-тутах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен не-обходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно оха-рактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокуп-ностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идео-логия определяет не только то, как люди должны относиться к то-му или иному действию, но и то, почему они должны действовать оп-ределенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включа-ет в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружаю-щую действительность в терминах, принятых членами данного ин-ститута. Если повторение присяги формально привязывает индиви-да к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему ра-циональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

Идеология, таким образом, является одним из важнейших культур-ных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдываю-щих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. со-ответствовать основным идеологическим положениям данного инсти-тута. При этом критицизм институциональной идеологии рассматри-вается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

III Функции института государства

Общество является сложным социальным образованием, и си-лы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В свя-зи с этим институты имеют явные функции, которые легко распо-знаются как часть признанных целей института, и латентные функ-ции, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непри-знанными или, если они, и признаны, считаются побочным продук-том

Люди со значительными и высокими институциональными роля-ми часто недостаточно реализуют латентные эффекты, которые мо-гут повлиять на их деятельность и деятельность связанных с ними людей.

Однако латентные функции институтов могут, как поддерживать признанные цели, так и превращать их в неуместные» Они могут даже приводить к нанесению значительного ущерба нор-мам института.

Явные функции. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Одна-ко для осуществления этой функции каждый институт выполняет в от-ношении своих участников функции, обеспечивающие совместную дея-тельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, пре-жде всего следующие функции.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отно-шений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведе-ния, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социаль-ный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна про-текать деятельность каждого члена института.

2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотноше-ний между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различ-ных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался инди-вид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его по-ведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упо-рядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизирован-ное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и зна-ет, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование не-обходимо для совместной деятельности.

3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процес-сы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов со-циальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институ-те сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особен-ности социальных организаций.

Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элемен-тов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей инди-видов с целями других или целями группы. Интегративные процес-сы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоор-динированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция -- это одно из условий выжива-ния организаций, а также один из способов соотнесения целей его уча-стников.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каж-дый институт для своего нормального функционирования нуждает-ся в приходе новых людей. Это может происходить путем, как рас-ширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяю-щий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ро-лям. Государственные учреждения стремятся воздейст-вовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно боль-ше членов общества.

5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в ин-ституте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодейст-виях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику -- это формальные связи, осуще-ствляемые в системе институционализированных ролей. Как отмеча-ют исследователи, коммуникативные возможности институтов неоди-наковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (на-учные институты), другие пассивно (издательства).

Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходи-мыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выпол-нением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвое-ны другими институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые на-ходятся вне непосредственных целей человека, не запланированы. Эти результаты могут иметь большое значение для общест-ва. Наиболее выпукло существование латентных функций институ-тов показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хо-тят утолить голод, и покупают роскошный «Кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приоб-ретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов по-требления выполняет скрытую, латентную функцию -- оно удовле-творяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института производства предметов потреб-ления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и услови-ях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латент-ных функций институтов мы можем определить истинную картину со-циальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непониманием на первый взгляд явлением, когда институт продолжает ус-пешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функ-ций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворя-ет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который, прежде всего, должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием дос-товерной картины социальных связей и особенностей социальных объ-ектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.

К внутренним функциям государства относятся: защита суще-ствующего способа производства, экономической и социальной системы; подавление классовых противников (в обществах, разде-ленных на классы с противоположными интересами); управление экономикой (в странах социализма) либо регулирование хозяйст-венной деятельности (в капиталистических странах); охрана об-щественного порядка и поддержание дисциплины; регулирование социальных отношений; культурно-воспитательная, идеологиче-ская деятельность и т. п.

Внешние функции государства составляют: защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государ-ствами на международной арене, обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других го-сударств; развитие нормальных отношений с другими государст-вами, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе прин-ципов мирного сосуществования.

IV. Взаимосвязи между институтами.

Не существует такого соци-ального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального ин-ститута невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и от-ношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкуль-тур групп. Религия, правительство, образование, производство и по-требление, торговля, семья -- все эти институты находятся во множе-ственном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их по-требностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждени-ях и т.п. В то же время система образования во многом зависит от дея-тельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Рели-гия может действовать также на развитие образования или на прави-тельственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации -- все подвергаются воздей-ствию со стороны правительства, так как действия последнего (напри-мер, издание нормативных актов) могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редко бывают, способны полностью контролировать поведение их членов, совмещать их действия и установки с институ-циональными идеями и нормами. Так, школы могут применять стан-дартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них уча-щихся зависит от многих факторов, лежащих вне контроля препода-вателя. Дети, в семьях которых поощряются и осуществляются инте-ресные беседы и которые приобщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в семьях которых отдается предпочтение просмотру те-левизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповеду-ют высокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необхо-димость пренебречь ими под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм прославляет са-мопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется со многими индивидуальными желаниями тех, кто воспитывается в семь-ях, в институтах бизнеса или некоторых политических институтах.

Потребность привести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может быть удовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в лю-бой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными ин-ститутами промышленности и торговли. В свою очередь правитель-ство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.

Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование играет весь-ма значительную роль в обществе, попытки бороться за влияние на ин-ститут образования наблюдаются среди политических организаций, про-изводственных организаций, церкви и т.д. Политики, например, вно-сят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они под-держивают установки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институты стараются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в бога. Производственные организации пытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственных профессий, а воен-ные -- вырастить людей, могущих успешно служить в армии.

То же можно сказать о влиянии других институтов на институт семьи. Государство пытается регулировать число браков и разводов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает минимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперацию с семьей, соз-давая педсоветы с участием родителей и родительские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются проводить семейные церемонии в религиозных рамках.

Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким институ-там. В качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентациями на карьеру и на семью. В этом случае мы име-ем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследования социологов показывают, что каждый институт стремит-ся в наибольшей степени «отключить» входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влия-ния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские ин-ституциональные правила также могут плохо сказываться на семей-ной жизни. И здесь находят способы включения жен в армейскую жизнь, чтобы муж и жена имели отношение к единым институцио-нальным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения лич-ностью исключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианской церкви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятия обета безбрачия.

Облик институтов постоянно адаптируется к изменениям в обще-стве. Изменения в одном институте, как правило, приводят к измене-ниям в других. После изменения семейных обычаев, традиций и пра-вил поведения создается новая система социального обеспечения та-ких изменений с участием многих институтов. Когда крестьяне при-езжают из села в город и создают там свою субкультуру, должны измениться действия политических институтов, юридических органи-заций и т.д. Мы привыкли к тому, что любое изменение в политиче-ской организации сказывается на всех сторонах нашей повседневной жизни. Нет институтов, которые бы трансформировались без измене-ния в другие институты или существовали бы отдельно от них.

Заключение

Тот факт, что институты взаи-мозависимы в своей деятельности, не означает, что они готовы отка-заться от внутреннего идеологического и структурного контроля. Од-на из их основных целей -- исключить влияние лидеров других инсти-тутов и сохранить в неприкосновенности свои институциональные нормы, правила, кодексы и идеологии. Во всех основных институтах развиваются образцы поведения, которые способствуют поддержанию определенной степени независимости и препятствуют доминирова-нию людей, объединенных в другие институты. Предприятия и бизнес стремятся к независимости от государства; учреждения образования так-же пытаются достичь наибольшей самостоятельности и препятствуют проникновению норм и правил чужих институтов. Даже институт уха-живания добивается самостоятельности по отношению к институту се-мьи, что приводит к некоторой таинственности и скрытности его ри-туалов. Каждый институт пытается тщательно сортировать установки и правила, привнесенные из других институтов, с целью отбора тех ус-тановок и правил, которые в наименьшей степени могут повлиять на независимость данного института. Социальный порядок -- это удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимо-сти по отношению друг к другу. Такое сочетание позволяет избегать серьезных и разрушительных институциональных конфликтов.

Литература:

1.Фролов С.С.«Социология» - Москва. Гардарики 1999 г. стр. 143-161

2.Кравченко А. И. «Социология и политология» - Москва. ACADEMA. 2000 г. стр. 41-45

3.Волков Ю.Г. Мостовая И.В. «Социология»- Москва. Гардарики. 1999 г. стр. 185-191


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.