реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Институт семьи. Прошлое и будущее

Институт семьи. Прошлое и будущее

28

Институт семьи: прошлое и будущее.

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ 5
    • 1.1. Типы семьи 5
    • 1.2. Функции семьи 11
  • 2. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 15
    • 2.1. Изменение функций в нуклеарной семье. 15
    • 2.1.1. Общая характеристика нуклеарной семьи 15
    • 2.1.2. Нуклеарная семья. Сексология 16
    • 2.1.3. Есть ли будущее у нуклеарной семьи? 17
    • 2.2. Современное состояние семьи в РФ. Кризис или эволюция 18
    • 2.3. Будущее семьи 23
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена следующим.

Как известно, семья - это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передаче социального опыта, накопленного предшественниками. В то же время, семья - это самостоятельный мир. Она, подобно всем другим общественным явлениям, представляет собой “живую единораздельную и целостную историческую систему” (А.Ф.Лосев).

В истории науки существует давняя традиция, связанная с теоретическим изучением семьи, насчитывающая не одну тысячу лет (начиная с Конфуция, Платона, Аристотеля).

Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью. Семья - способ физического и духовного бытия человека, выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.

Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель данных свыше функций. Семья - активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность, арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации. С этой точки зрения социология семьи - это фокусировка внимания на организации деятельности социальной системы по смене поколений в постоянном круговороте бытия.

Социология семьи рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей - семьи. Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы.

Семья - многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру. А.Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью социальная необходимость, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак - легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 65. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Поэтому можно заключить, что семья это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей.

Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду определённую пространственную локализацию семьи - жилище, дом; собственность - экономическую основу семьи; общесемейную деятельность родителей и детей; некую общекультурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства: семья придает своим членам известное своеобразие.

В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Далее в работе мы рассмотрим типы и функции семьи, её развитие и современное состояние.

Таким образом, цель данной работы исследовать институт семьи - его прошлое и будущее. Соответственно цели определены и задачи:

- рассмотреть происхождение семьи и ее эволюцию в традиционном обществе, в том числе, типы и функции семьи;

- рассмотреть развитие института семьи на современном этапе, рассмотреть будущее семьи.

Работа состоит из двух глав, в которых последовательно решаются поставленные задачи.

Степень разработанности темы высокая, что объясняется ее постоянной актуальностью, существует множество исследований института семьи, как современных, так и уже ставших классическими, например П.Сорокина.

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1. Типы семьи

Для начала напомним ключевые понятия. Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак - легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Согласно Семейному кодексу РФ, вступившему в силу 1 марта 1996 г., для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст - 18 лет, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак в 16 лет. Брак не может быть заключен «между: лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства» 17, Раздел 2, Глава 3, ст. 12, 13, 14. Семейный кодекс Российской Федерации (краткий комментарий) - М.: Издательство БЕК, 1996. . Никакие другие ограничения, например, разница в возрасте жениха и невесты, предел брака по старости и пр. на брак в России не распространяются. Наряду с зарегистрированным браком статистически выявляются такие формы брака, как брак-сожительство (незарегистрированный брак), гостевой брак, открытый и повторный, а также полигамные варианты. Все варианты незарегистрированных браков не имеют в России юридического основания и не предполагают правовой защиты супругов. О них мы поговорим несколько позже, а сейчас обратимся к типологии семей.

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Российский исследователь В.С. Торохтий проводит типологию по следующим признакам:

- по детности: бездетная или инфертильная семья, однодетная, малодетная и многодетная;

- по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

- по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

- по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

- по семейному быту, укладу: семья - «отдушина», семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

- по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

- по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

- по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

- по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

- по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом поведения (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

- по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

- по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

- по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;

- по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

- по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений. В настоящее время выделяются следующие, наиболее распространенные формы или типы брачно-семейных отношений:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы.

Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. Люди, вступившие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех начинаниях - поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов максимальная, а личная вовлеченность - минимальная: исполнил условия контракта - волен делать, что хочешь.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

3. Брачно-семейные отношения по принуждению.

Один из супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок.

В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях нечасто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

5. Брачно-семейные отношения, освященные любовью.

Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте - высшая cтепень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность при полной поддержке второго.

На взаимоотношенияя в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним относится совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности партнеров. Особую значимость приобретают основные жизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров:

- внутренний контроль внешний контроль;

- эгоизм - альтруизм;

- ориентация на общественные нормы - на себя;

- принятие противоречий - их неприятие;

- чувство собственного достоинства - неверие в себя.

К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят:

- постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;

- желание и способность партнеров к согласованным действиям на благо семьи;

- инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела;

- разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями;

- стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению;

- эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т.д.);

- способность эмоционально согреть супруга, т.е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

В предыдущих темах мы упоминали об эволюции российской модели семьи. А.И. Антонов, обобщает отличительные черты современных моделей семьи и отмечает ряд существенных перемен.

Произошел перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности. Для российской семьи в этом характерна некоторая специфика, связанная с тем, что имеет место не перевес экономических потребностей индивида над ценностями родства, а их сплав, взаимопроникновение, что наблюдается во всех сферах социальной деятельности: в политике, экономике, науке, даже криминале - с созданием фирм, подразделений в интересах семьи (часто в ущерб и за счет государственных), открытие счетов, фондов в пользу родственников, организация премий, форм обучения «своим» и пр.

Современной модели семьи характерно разделение дома и работы. Произошло распространение потребительского типа семьи, где общесемейная деятельность дополняется потреблением товаров и услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в производительном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство - так называемая «двойная нагрузка» современной женщины. Переход от социального к семейно-бытовому обслуживанию вызвал трансформацию мужских и женских ролей в семье.

Развитие западной модели пошло двумя путями: а) феминистским путем борьбы за равноправное распределение семейных функций между мужем и женой; б) путем «рационализации и индустриализации» ведения домашнего хозяйства (использование бытовых приборов и разнообразной домашней техники, массовый переход на услуги прачечных, химчисток, введение в домашнюю пищу полуфабрикатов и т.д.). Развитие российской семьи отличается некоей двойственностью: с одной стороны, стремление к «справедливому» разделению труда между мужем и женой при низком уровне «технологизации» домашнего труда (малое количество бытовой техники, ее низкое качество), с другой - желание жить «по-господски» (дворянский вариант семейных отношений, с продолжительными беседами за столом, изысканностью вещей, свободным досугом и т.д.) в сочетании с «крестьянским бытом» (шести - метровая кухня, коммунальные квартиры, ручная стирка, уборка без вспомогательных средств и пр.), либо проживание как бы в «дворянском гнезде», но явно не с дворянскими манерами.

Очень своеобразным является для российской женщины решение проблемы выравнивания семейных функций в сфере бытового обслуживания. В прежней семье, имеющей неблагоустроенное жилье, у мужчин и женщин семейно-бытовых обязанностей было предостаточно. К настоящему времени объективно в городской семье, а частично и в сельской, мужчина имеет меньшую нагрузку. Приложение женского труда в семье по-прежнему остается объемным. «Выравнивание по-русски», считает А.И. Антонов, происходит за счет такого явления как дача (садовый участок). Возможностей для приложения мужской силы там объективно больше. Однако заканчивается это, как правило, не «двойной», а «тройной» нагрузкой женщины: дом-работа-дача.

Произошло размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении.

Современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей.

Система «семьецентризма» с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе «эгоцентризма» с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущений сильного «Я».

Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых-родственных.

Развод по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов («не сошлись характерами», «отсутствие взаимопонимания», «испытали разочарование друг в друге»).

Происходит переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным контрактом).

На смену жестким табу на применение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, т.е. предупреждение и прерывание беременности.

Нормы, связанные с феноменом многодетности семьи исторически изживают себя. В ХХ в. происходит спонтанное сокращение количества детей в семье, учащаются разводы, реже заключаются браки Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - C. 112-114. .

Эта характеристика, безусловно отражает многие, но далеко не все тенденции развития семейно-брачных отношений. В нее не вошла, например, такая важная тенденция, как рост числа нетрадиционных семей. К последним относятся неполные семьи. Это семьи, в которых только один родитель. Можно выделить следующие типы таких семей:

- когда один родитель ушел из семьи, а оставшийся не вступил во второй брак;

- когда одинокий человек официально усыновил ребенка;

- когда одинокая женщина зрелого возраста осознанно идет на рождение ребенка вне брака;

- когда ребенок появляется вследствие неплановой беременности, у девушки-подростка (в этом случае, правда, более частым является вариант вхождения ребенка в родительскую семью девушки).

К типу нетрадиционных относятся смешанные семьи. Исследователи выделяют три вида таких семей:

- когда женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

- когда мужчина с детьми женится на женщине без детей;

- когда оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров.

Исследовательница В. Сатир в названные варианты семей включает бывших супругов, что не характерно для отечественной фамилистики, но, на мой взгляд, оправдано, поскольку бывшие супруги хотя и не живут под одной крышей, но они в той или иной степени присутствуют в жизни друг друга. Смешанная семья живет и развивается благополучно только при условии, если каждый ее член важен и нужен.

Иной вариант смешанной семьи возникает, когда два человека вступают во второй брак после смерти у одного или у обоих первых супругов.

Еще одна форма смешанной семьи - это семья, берущая на воспитание ребенка. Она может включать только одного приемного ребенка и нескольких родных детей, одного родного и нескольких приемных. В нашей стране в 90-е гг. начали активно создавать семейные детские дома, но затем это движение в силу целого ряда причин ослабело. Там же. С. 68-69.

Особую группу составляют социально незащищенные семьи. В нее входят:

- семьи с ребенком- инвалидом;

- семьи с умственно отсталым ребенком;

- семья с инвалидом-взрослым;

- многодетная семья.

У нас в эту группу часто входят и уже упоминавшиеся неполные семьи. (О группе социально незащищенных семей речь пойдет в отдельной лекции).

1.2. Функции семьи

Некоторые исследователи считают, что возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений сигнализируют о кризисе традиционной, нуклеарной семьи. Мы не стали бы утверждать это столь категорично. Обрисованные альтернативы семье и браку пока ограничиваются меньшинствами и молодыми людьми, т.е. прослеживается связь с возрастом и сексуальной ориентацией. Большинство же людей живет традиционными формами семьи и брака. Сильнейшим аргументом в пользу традиционных вариантов остаются интересы детей. Но наличие альтернативы, так или иначе, повышает требования к качеству супружеской и семейной жизни большинства.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.