реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Изменения ценностных ориентаций современного российского студенчества

В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. "Особое место в этом смысле занимает концепция "личностного смысла"... Дело в том, что изменение социально - экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями" Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно -- экономических условиях. Москва --Воронеж. 1998 . С.15-16.. Иначе говоря, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом.

В социологии "...ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования" Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. С. 3. , поскольку "по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества" Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. С. 3... Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальных взаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей.

Изменение социальных ценностей извне оборачивается переоценкой ценностей изнутри, -- "изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей." Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно -- экономических условиях. Москва --Воронеж. 1998 . С. 16.

2.2. Факторы, определяющие ценностные ориентации студенчества и границы динамики

По мнению Т.Э. Петровой студенчество можно интерпретировать как "социальную группу переходного (по существу маргинального характера) с "отложенным" включением в социальные отношения" Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления., СПб., 2000.С.172 - 173. Представляется более верной определение тех авторов, которые считают студенчество такой социальной группой, чьей основной характеристикой является "пограничность" (но не "маргинальность"). Ведь именно это фундаментальное свойство накладывает специфический отпечаток на формирование ценностных ориентаций. "Пограничность" делает студенчество самой динамичной частью общества, которая чутко реагирует на малейшие изменения в его структуре, его политические и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции в культуре. Тот вроде бы малозначительный факт, что студенчество оперативнее, чем другие слои молодежной части общества, откликается на новые веяние в моде, литературе, кино, музыке, говорит об ее крайней восприимчивости к новому. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998. С.4 Иными словами, ценностные ориентации студенчества потенциально динамичны.

Студенчество, как социальная группа, уже освободилась от абстрактного содержания детства, но еще не наполнилось конкретным содержанием социальных функций зрелости и находится между двух полюсов. Оно, с одной стороны, является предметом образовательной опеки государства и воспитательно-культурной заботы общества, а, с другой стороны, способно принимать самое деятельное участие в общественной практике, включая экономическое производство и политическую деятельность. Его ценностные ориентации связаны с промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия.

Академическое образование составляет тот культурный стержень, в котором конденсируется вся культурная память социума, элементом которого является система идеалов и ценностей народа. Поэтому студенчество несет в себе историю социального мира в виде совокупности теоретических знаний и перспективы его развития в качестве потенциала реализации этих знаний на практике. В соответствии с этим его ценностные ориентации носят, с одной стороны, отвлеченный, абстрактный, теоретический характер, почти не имеющий практического значения, а, с другой стороны, ценности и идеалы слабо выражены на практике по причине отсутствия возможности их приложения. Студенчество оказывается в ситуации как бы "подвешенности" между "небом" ценностей и "землей" общественной практики.

В этом смысле студенчество непрерывно несет реформаторский, инновационный потенциал общества, являя его наиболее динамический срез и очаг будущих преобразований. Студенчество, с одной стороны, уже не испытывает зависимости от "отцов", а, с другой стороны, еще не испытывает ответственности перед детьми. И эти независимость и безответственность представляют определенную опасность безудержного "революционаризма" студенческой "переоценки ценностей", как по отношению к "детям" (общество), так и по отношению к отцам (государство). В результате студенчество выводится за рамки набора традиционных ценностей, связанных с семейными ценностями и ценностями профессионального служения обществу. Именно, это промежуточность студенчества чревата патологическим вырождением в "вечное студенчество". Оборотной стороной этой промежуточности выступает возможность всплеска творчества, связанная с независимостью от авторитетов, с отсутствием привязанности к своим будущим профессионально-функциональным и "цеховым" ценностям. Это, в сочетании с девиантно-деленквинтная асоциальностью, связанная с безответственностью за плоды своей деятельности, образует шкалу ценностей, пределы амплитуды динамики ценностных ориентаций студенчества. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. СПб., 1998; .Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000 С.179.

Возрастно-демографический фактор См.: Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000., Социология молодежи. Под редакцией Лисовского В.Т. СПб., 1996, формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью студенческой молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще непрочность усвоения ценностей и норм. Ценностные ориентации еще не стали внутренним законом, а поступки в определенной мере стимулируется страхом перед наказанием.

Зависимость от общества и государства вынуждает студенчество идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможности проявить свою самостоятельность в независимом выборе ценностных ориентаций, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью студенчества и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью. Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций студенчества, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания ценностной направленности.

Социальный статус студента неопределенен и отличается размытыми очертаниями, что связано с его относительной невысоким статусом в настоящем и возможностью получения высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов "поднять планку" своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.

С другой стороны, теоретическое осознание своей свободы в реализации права на выбор профессии не подкреплено никакой практической базой и быстро утрачивается при столкновении с практической стороной профессиональной деятельности.

Девиантно-делинквентный фактор См.:Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально -- культурной интеграции. М., 1996; Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молдежи России. СПб., - 2000; Профилактика девиантного поведения молодежи . Учебное пособие. -- Москва -- Санкт-Петербург -- Березники. Под ред. В.Т. Лисовского. 1998. опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, требования экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, -- все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром и т.д.

Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к "навязываемым" обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв делает студенчество заложником агрессивно-политических, радикальных и террористических сил общества. Девиантно-деленквинтная часть студенчества (по разным подсчетам, примерно 1-5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал-большевизма (весьма распространенное явление среди студенческой молодежи Санкт-Петербурга) Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. Спб., 1999, С.115..

Таким образом, базовые ценности студенчества более чем у других общественных слоев подвергаются мощной трансформации, что может сделать его заложником экстремальных общественно-политических и других сил вследствие пониженной социальной ответственности. Но эта же динамичность делает студенчество интеллектуальным и культурным авангардом молодежной части обществ.

2.3. Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества

Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой "вечных ценностей" - Истина, Добро, Красота, - подразделяются на рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

1) Материально-экономические ценностные ориентации. Этот вид ценностей сегодня распределяется по оси "плановая экономика -- рыночная экономика". Выбор на ней определяется экономического статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

Поскольку студенчество является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, студенчество ратует за социально ориентированную экономику. Однако "на смену патерналистским и в какой то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий" Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х -- социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000, . С. 62. . Однако, с другой стороны, студенчество, являясь революционно - реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений Могильчак Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. // Социологические исследования. №2. М., 2001. С.92-96, чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Большую заинтересованность современное российское студенчество проявляет к знаниям и образованию в надежде на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. Важнейшей жизненной ориентацией студенческой молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место "феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать" Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12. С.89. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х -- социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000. С. 56-64. .

В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, -- "наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов". "Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим "рынком связей", определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей." Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика.// Социологические исследования. №12. М., 2000. С.56--64.

Студенчество считает, что "...рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей ... напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов" Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 2000. № 3. С. 92. Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8. С.42-43. . Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России - СПб:, 2000 - С. 32.

Особое значение имеет то, что новое поколение учится "делать" деньги в условиях "дикого" рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, пре-зрение к созидательному труду. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х -- социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000, С. 64. .

2) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации у студентов распределяются по вертикальной оси "утилитаризм -- духовность" и горизонтальной оси "коллективизм - индивидуализм".

В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, со-гласно которой человек должен следовать естественным (а пони-мается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в част-ности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению муд-рости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, "которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи". Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологической исследования. 1998. № 12, М., С. 93. И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус студенчества накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается "противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры" Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологической исследования. 1998. № 12, М., С. 93..

Коллективистская ориентация студенчества слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью Феоктистов Г.Г. Советское прошлое в зеркале социологических исследований молоджи.// Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб., 1998. С. 119-120. .

Доминантным мировоззренческим комплексом современного студента является индивидуализм. Обычный студент -- молодой человек в возрасте до 25 лет: зациклен на себе; занят самопознанием; психологически одинок и отчужден от родителей; озабочен вопросом полового самоопределения; переживает неопределенность будущего в сочетании с временностью настоящего; испытывает страх выделиться и боязнь раствориться. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб., 2003. - С. 236-237. В результате увеличивается количество студентов, нуждающихся в психологической поддержке. Агрессивные, застенчивые, сексуально озабоченные, тревожащиеся были всегда, но сегодня уже заметно влияние этих личностных характеристик на учебный процесс. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб., 2003. - С. 238-239.

Характерно, что в системе образования, особенно в коммерческих вузах, практически исчезли внеучебные формы занятий со студентами, направленные создание студенческой субкультуры, корпоративной культуры, определяемой образом и традициями вуза. В строительные студенческие отряды ездит абсолютное меньшинство. Студенты, живущие с родителями, студенты, снимающие квартиру, и студенты, живущие в общежитии, разобщены. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003. - С. 235-236. 

Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, выделяется возвращение к изъятой в СССР из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, -- обращение к религии имеет зачастую характер моды и пока речь идет о своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности.

"Общественно-политические ориентации студенчества" Ваторопин А.С.. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998. М., С.39 -- 43., с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси "левый либерализм -- правый консерватизм" и горизонтальной оси "интернационализм - национализм". С другой стороны, традиционный демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается "очевидная демократическая направленность" Ваторопин А.С. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1. М., 1998. С.40 . .

В то время как на Западе именно студенческая молодежь является главной движущей силой социальных движений с конца 1960-х, российские студенты разобщены, не борются за свои права, не пытаются объединиться с преподавателями; согласны на забастовки, митинги, демонстрации и другие формы протеста лишь при гарантии отсутствия для себя негативных последствий. Современные российские студенты -- это аполитичные люди. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып. 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб., 2003. - С. 238. В перестроечные и первые послеперестроечные среди демократов бытовало мнение, что процессы демократизации приведут к резкому росту политической активности молодежи. Однако произошел во многом обратный процесс: интерес молодежных масс, в том числе и студенчества, к политике резко падал. Распространенным явлением в этой среде является отсутствие зрелых политических оценок и суждений, сложившихся ценностных ориентиров. Белоусова Е.В. Система образования как способ формирования элиты государства // http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0lomon--00-0-0-0prompt-10---4----stx--0-1l--1-ru-50---20-about-%e2%eb%e8%ff%ed%e8%e5+%ee%f0%e3%e0%ed%e8%e7%e0%f6%e8%ee%ed%ed%ee%e9+%ea%f3%eb%fc%f2%f3%f0%fb+%e8+%e8%ec%e8%e4%e6%e0+%ed%e0+%f1%f2%f0%e0%f2%e5%e3%e8%f7%e5%f1%ea%f3%fe+%ef%ee%e7%e8%f6%e8%fe+%ee%f0%e3%e0%ed%e8%e7%e0%f6%e8%e8--00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&c=lomon&cl=search&d=HASH01cc5454a55d2b718aaac082.3.4

3) Рационально-ценностные ориентации основаны на ограничении субъектом смыслов ценностных объектов и делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации. Субъективно-рациональные ориентации, как правило, основаны на идеалистических воззрениях, в которых человек автономен, независим от внешних факторов, на ценностях свободы. Предельными полюсами субъективистской теории ценностей становятся ценностной индивидуализм, экономическая самостоятельность и политическая независимость. Объективно-рациональные ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

Сам способ существования студенческой группы ("тусовки") по отношению к другим социальным группам уже носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей не студенческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества спокойно сочетается с внешним индивидуализмом.

Наиболее актуальные проблемы молодежи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем.

Социологи молодежи отмечают, что с 80-х годов происходит "снижение ценностей общественно значимых (приносить пользу обществу, исполнять свой долг перед государством, быть нужным людям и т.д.)" Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6. С.122. Это все объясняется процессом прощания с "социалистическим" детством, сопровождаемого послушностью излишне "заботливому" Западу. Таким образом, все российское общество уподобилось студенчеству в его двоякой отчужденности от прошлого "детства" и будущего "отцовства", а само студенчество оказалось возведенным в квадрат.

Конец двадцатого столетия стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности. "За предельно короткий исторический период, с 1985 г., в общественном сознании феномен "советского человека" трансформировался в многоликий портрет "россиянина". ... Особенностью этого процесса является ценностный конфликт молодого и взрослого поколения" Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.96--98 . "Возрастает стремление студенчества к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее" Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия. - СПб., 2005. - С. 114-115.. В.Т. Лисовский утверждает, что кризис в российском обществе породил особый нетрадиционный конфликт поколений. В России он касался философских, мировозренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и человека, материальную жизнь общества. Поколение "отцов" оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствуетЛисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., - 2000; Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия. - СПб., 2005. - С. 115. . В то же время, при анализе динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, необходимо учитывать действие двух механизмов -- преемственности и изменчивости Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12. С.98 . Изменение социальных условий, смена общественных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам.

В большей части теоретических исследований студенческой молодежи авторы отмечают факт сходства нынешней динамики ее ценностных ориентаций с коренным переломом ценностных устремлений российских студентов начала XX в. Дорожкин Ю.Н., Гареев Э.С., Зайцева Т.А. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Уфа., -1997; Лисовский В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М. 1990; Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности., СПб. - 2000; Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико- социологический анализ., М. - 2001, Социология молодежи. Учебник / Отв.ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам рассмотрения темы можно сделать следующие выводы:

1. Студенчество представляет собой особую социальную группу молодежи, занятую подготовкой к выполнению социальной и профессиональной роли в духовном производстве и накапливающую потенциал будущего состояния общества.

2. Историческое развитие студенчества показывает его неоднозначную роль в социальных процессах в различные исторические периоды. Но прослеживается закономерность: студенчество первым вступает в процессы трансформации, но, по мере увеличения их массовости, отходит на второй план в случае, если для него обществом не выделена своя активная социальная ниша.

3. Данное обстоятельство, как динамичность ценностных ориентаций студенчества обусловлено двойственностью, "пограничностью", промежуточным положением студенчества между пассивным объектом социальной заботы и активным субъектом социального действия.

4. В связи с указанным в п. 3, диапазон трансформации ценностных ориентаций студенчества шире, чем у других общественных слоев. Это дает возможность включения студенчества в самые разнообразные социальные группы: от экстремистских до культурно-авангардистских.

5. Между полюсами старых и новых общественных ценностей (духовных, экономических, рациональных), студенчество оказалось ближе к принятию новых ценностей, но по форме. Что касается необходимости реальных действий по их достижению, то здесь больше наблюдается уход от личной ответственности и готовность переложить ее на других.

6. Особую значимость в указанном процессе имеют проблемы, обусловленные духовно-нравственным хаосом, в котором оказалась российская молодежь. На фоне мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, приводит к нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни, примитивизирует смысл человеческого бытия, стимулирует асоциальные и противоправные формы самореализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), обусловливает массовое распространение мистических учений, движений и нетрадиционных культов, представляющих реальную опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, угрожая сохранению самобытности отечественной культуры. В результате в оценке базовых нравственных ценностей студенческая молодежь существенно расходится с подавляющим большинством граждан.

Нынешняя система образования и воспитания молодого поколения не уделяет должного внимания формированию у молодежи духовности, ценностных ориентиров, гражданственности. Эта система не способствует формированию у молодых людей стремления стать полноценными участниками социально-политического и экономического процесса. В то же время, будущее России, где еще не завершился процесс самоидентификации государства в политике и экономике, в огромной степени зависит от готовности молодого поколения активно и профессионально включиться в политическую деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваторопин А.С.. Политические ориентации студенчества.// Социологические исследования. №1, 1998.

2. Вишневский Ю.Р. Шапко В.Т. Студент 90-х -- социокультурная динамика. // Социологические исследования. №2. М., 2000.

3. Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. № 12.

4. Загрубский С.А. Социология как основа гуманитарного мировосприятия: Учебн. пособ. - СПб.: Астерион, 2005. - 148 с.

5. Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы индивидуализации и социально -- культурной интеграции. СПб., 1998.-

6. Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания социологической молодежи.// Молодежь и образование. М., 1972.

7. Инионин В.И. Университетская элитарность и демократизм студенчества. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы конференции СПбГУ. СПб., 2000.

8. Карпухин О. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12

9. Козлов А.А. Молодые патриоты и граждане новой России. Спб., 1999

10. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. СПб., 1998.

11. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998.

12. Маркова О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск 1 / Под ред. Парцванеия В.В. СПб.: СПб. философское общество, 2003.

13. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда. // Социологические исследования. 2000. № 8

14. Могильчак Е.А. Диспозиции студентов относительно собственности. // Социологические исследования. №2. М., 2001

15. Никонова Т.В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции СПб., 2000.

16. Петров В.А. Социальные традиции студенчества в Новое время. // Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции СПбГУ. СПб., 2000.

17. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб., 2000.

18. Потапова С.А. Студенчество современного молодого города как социальная группа. Автореферат на соиск. ст. канд. пед. наук. Казань. 2000.

19. Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико -- социологический анализ., М. - 2001

20. Святловский В.В. Студенческие переписи в России: краткий исторический очерк. // Студенчество в цифрах: По данным Юрьевской переписи в 1907 году, СПб., 1908.

21. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества.// Социологические исследования. 2000. №6.

22. Социология молодежи. Учебник / Отв.ред. В.Т. Лисовский. СПб. 1996.

23. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996.

24. Феоктистов Г.Г. Советское прошлое в зеркале социологических исследований молодежи.// Молодежь: тенденции социальных изменений. СПб., 1998.

25. Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно -- экономических условиях. Москва --Воронеж. 1998 Электронный ресурс:

26. Белоусова Е.В. Система образования как способ формирования элиты государства

27. Мещеряков Н. Новое студенчество

28. Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) //

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.