реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Актуальные проблемы подростковой субкультуры

Несомненно, семья не единственный институт, вовлеченный в процесс социализации личности. Вторым, но не менее главным, институтом является школа.

2.2 Школа в становлении подростка

Школа является специфическим институтом социализации, который не может быть замещен ни семьей, ни группой сверстников. В этот период подросток большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками.

Такой «выход» за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками, роли самовоспитания, средств массовой информации и воздействия на личность. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для ребенка школа. Школа оказывает влияние на многие аспекты развития. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение,-- это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные.

Школа выполняет особую роль в жизни подростка. Она формирует все аспекты культуры личности ребенка Харитонова М.Р. Новое поколение и культура человеческих отношений // Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ.ред. А.С. Запесоцкого. - СПб, 2001. С.63..

Первая и основная группа качеств -- это те, которые связаны с бытовой, а также профессиональной культурой личности. Молодые люди, оставляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для себя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обеспечивать питание, включая приобретение и приготовление пищи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, политической, экономической и культурной жизни общества. У каждого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе.

Третья группа личностных качеств относится к нравственной культуре личности Бахухина Н.П. Проблемы эстетического воспитания в школе // Формирование личности молодого человека в коле и вузе. / Под общ.ред. А.С.Запесоцкого. - СПб.2001.С.55. . По своему нравственному значению этот аспект является главным в характеристике личности. К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регуляции поведения действовать определенные социальные нормы.

Немаловажную роль в становлении личности играет интеллектуальная культура. Педагоги должны донести до ученика целый комплекс знаний, и тем самым сформировать у ребенка желание учиться и совершенствоваться. Существуют два показателя интеллектуальной культуры личности, как объем и качество знаний, которыми обладает личность. Важнейшими факторами, определяющими степень совершенства мыслительной деятельность являются: способность к анализу, синтез, ассоциация, а также образное мышление. Способность к анализу является тем необходимым качеством и свойством личности, без которого очень тяжело прожить в наше время. Способность продумать, смоделировать в голове какое-то событие или явление определяет глубину и совершенство интеллектуальной культуры личности.

Школа также оказывает огромное влияние на физическую культуру личности подростка. Содержание физкультурной деятельности является определяющим для приобщения ребенка к ценностям физической культуры. Только тогда, когда эта деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения к культуре физической. Это действительно так, ибо важнейшей особенностью культуры является воспроизводство человека во всей целостности и всесторонности своего существования.

В физической культуре объективно представлены все основные виды потребностей (материальные - связанные с развитием физических качеств, двигательных умений, навыков, и духовные - удовлетворяемые в познавательной, ценностно-ориентационной, проектировочной, коммуникативной, эстетической и деятельности), реализуемые посредством физкультурной деятельности человека. Основная задача состоит в том, чтобы и в педагогическом процессе, и в процессе его самодеятельности создавать соответствующие условия для их реализации, что и будет способствовать всестороннему развитию человека.

Сейчас особо актуальной проблемой в школе является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Об этом свидетельствуют не только наблюдения, но и научно-методические публикации. Занимаясь экологическим образованием и воспитанием подростков, наблюдается достаточно низкий уровень экологической культуры общества.

Учитель, являясь заложником формальных требований, обязан реализовать образовательный минимум, который, в лучшем случае, станет основой знаний об экосистемной организации природы Земли. При этом невозможно не отметить, что существует противоречие между содержанием школьных программ по биологии и экологии и реальными экологическими проблемами, стоящими перед обществом. Огромный объем предлагаемых ученику специальных теоретических знаний не всегда является залогом элементарной экологической грамотности. Такой компонент экологической культуры как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, невозможно сформировать только средствами классического урока.

Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший школьный возраст. Обучение в средних и старших классах охватывает довольно значительный период в жизни человека, около 6--7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоящих в это время, он кажется не таким уж большим.

Группа сверстников - это объединение не только одногодков, в нее могут входить люди, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные ценностно-психологической совместимостью. Значение группы сверстников в процессе социализации личности растет от раннего детства к юности.

Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важноt чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение своих друзей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Андре Моруа в «Письме к незнакомке» писал: «Школьные товарищи - лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны» Кон И.С. Психология ранней юности. - М. - 1989., с.23..

Современная культура обусловила ряд проблем и определила специфику социокультурной адаптации подростка в школе Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999..

Во-первых, существует социальное расслоение, особенно в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей (отдельные подростки обладают особо ценными, престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются между собой.

Во-вторых, складывается внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».

В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятой в самой ученической среде. В старших классах становится более резкой разница в положении «звезд» и «отвергнутых», или «изолированных».

Чем бы не определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Несформированность культуры в классном коллективе и в школе в целом - одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем такие подростки часто попадают под дурное влияние вне школы.

Школа выполняет особую роль в жизни подростка. Она формирует культуру личности ребенка. Связанные со школой проблемы должны касаться не только родителей и их детей, а всего общества - государства. Так как здоровая крепкая нация формируется из здоровых детей.

В 2005 году Общественный информационный совет Кировской области выступил с инициативой создания первого рейтинга общеобразовательных школ г. Кирова. Инициативу поддержали Кировская городская дума и Управление образования города. Основная цель составления рейтинга - это разработка системы мониторинга через создание надежного и адекватного инструмента получения информации о состоянии и тенденциях изменения школьного образования в г. Кирове, положении самих школьных учреждений для корректировки политики региональных властей в сфере образования и социальной политики в целом. Школы оценивались по разным критериям. Общеизвестно, что психологическая комфортность, доброжелательный психолого-моральный климат в школе являются важнейшим фактором успешной социализации и формирования личности ребенка, а также влияют на успеваемость учащегося, его становление и развитие.

В блоке «Морально-психологический климат школы» изучались: психологическая комфортность пребывания ученика в школе; эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школы; отношения между школой и родителями; эмоционально-психологическая обстановка в классе; насыщенность школьной жизни; насыщенность вне школьной жизни; роль школы в жизни выпускника.

Проанализировав данные мониторинга, можно сказать, что большинство школ г. Кирова не ориентированы на личностное развитие учащихся, их мотивирование на успешность в школьной и внешкольной жизни; недостаточное внимание в учебных заведениях уделяется морально-психологическому климату, соответственно, в большинстве учебных заведений наблюдаются проблемы во взаимоотношениях администраций и педагогических коллективов школ с родителями учеников, проблемным являются и эмоционально-психологические отношения между учениками и учителями школ, а также, по мнению родителей, может более насыщенной внешкольная жизнь учащихся, что ставит вопрос о развитии в городе системы внешкольного и дополнительного образования.

Внешкольные учреждения, а также сеть кружков и секций в школах выполняют несколько важных задач. Прежде всего, это содействие разнообразным способностям и интересам ребят в тех или иных видах деятельности (художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой и др.).

Подростковое творчество ярче всего проявляется вне класса, в научных кружках, творческих объединениях (театральные кружки, художественные студии др.) или в сфере досуга. Однако творческое начало, присущее внешкольной работе, привлекало подростков возможностью реализовать свою познавательную и социальную активность, потребность в свободном общении со сверстниками и людьми другого возраста, других профессий и увлечений.

Школа дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов.

Она призвана формировать культуру личности подростка, которая включает в себя такие аспекты: духовно-нравственная культура, профессиональная, интеллектуальная, экологическая, физическая, культура общения.

К сожалению, на современном этапе школа не представляет собой комплексного образования, она может сформировать один из перечисленных аспектов в культуре личности подростка, либо пытается формировать целый комплекс без системного подхода (несвязанность аспектов между собой) Все это определяет актуальные проблемы становления личности подростка в школе.

На фоне данных актуальных проблем особенно остро просматривается проблема духовной культуры личности подростка, а именно падение книжной культуры. Книжная культура помогает сформировать духовно-нравственную культуру, культуру общения и интеллектуальную культуру.

Глава 3. Ценностные ориентации современного подростка

3.1 Книжная культура и развитие личности подростка в современной России

Картина подросткового чтения в сегодняшней России отражает реальные процессы и тенденции развития личности подростка. Сегодня особенно необходимы фундаментальные, междисциплинарные исследования процесса чтения, функциональной грамотности (и неграмотности) подростков, изучение различных аспектов читательской деятельности. Однако фундаментальных исследований чтения, особенно подросткового, пока практически не проводится. В последнее десятилетие получилось так, что читающий ребенок «выпал» из сферы академической науки и стал объектом прикладных исследований. И если чтение взрослых и молодежи исследуется учеными, то чтение детей остается практически вне поля зрения социологов. Реально же исследователями детского чтения являются детские библиотекари. Эта картина сформировалась за счет результатов исследований проведенных детской библиотекой (РГДБ) Чудинова В. Что читают современные подростки // Воспитание школьников. - 2004. - N 4. - С. 39 - главным научно-методическим и исследовательским центром по библиотечной работе с детьми в России.

По данным результатам последнего международного исследования PISA Там же, с.40., проведенного в 2000 г., когда Россия впервые приняла в нем участие, было выявлено, что среди учащихся 32 индустриально развитых стран Россия заняла 28-е место.

В настоящее время в сознании многих людей остается образ классической модели чтения, который включает в себя:

- «любовь к чтению», то есть, высокий уровень чтения, престиж в обществе человека читающего, обязательность регулярного чтения;

- Преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

- Наличие домашней библиотеки;

- Позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки);

- Разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

- Сравнительно небольшая доля «чтива» (литература низких художественных достоинств).

В начале XXI века подростки, безусловно, читают, но иначе, а также далеко не те произведения, которые были популярны у их родителей. Меняются практически все характеристики чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняются также источники получения печатной продукции (Интернет), информации в целом. Происходит развитие ряда тенденций в подростковом чтении, а также происходит процесс изменения классической модели освоения подростками книжной культуры на новую.

Модель чтения современной России с одной стороны сравнительно благополучна, с другой происходят негативные процессы отторжения подростков от печатной культуры. Отличительной чертой новой модели чтения современного подростка является его отношение к чтению. Это важная характеристика свидетельствует о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется. Однако учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы, вкупе с другими факторами приводят старшеклассников к отторжению. И чем старше школьник, тем больше чтение книг по школьной программе теснит у него досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг. А ведь именно возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от чтения по собственному выбору очень важно в период становления личности.

Если же проанализировать круг чтения подростков, то около 40% в нем составляет преимущественно литература развлекательного характера, тогда как книги научно-познавательные занимают вдвое меньше (21 %) Чемоданова Е.А. Серература // Бибилиотечное дело. - 2004. - № 11 (23). - с. 12.. Таким образом, круг чтения подростков «смещен» в сторону развлечений. В то же время читатели 10--15 лет остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках, специально написанной так называемой «социально-критической» литературе, которая помогает юным познавать окружающий мир, учит адаптироваться к проблемам современной жизни. Эти книги практически не издаются сегодня, а та малая часть, которая выходит в свет, почти не попадает в провинцию. И это обстоятельство обусловливает повышенный интерес подростков к тем книгам западных писателей, где фигурируют подростки. Очень популярными у детей и подростков стали книги серии Д.Ролинг о Гарри Поттере.

В старших классах резко возрастает доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (это значительная часть подростков и более половины старшеклассников). Уходит мотив «интересно», присущий детям младшего школьного возраста ему на смену идет стимул «школьное задание». Оно оставляет старшеклассникам мало возможностей самим выбрать те книги, которые им интересны, и значимым при выборе литературы становится не совет друга (как у многих младших школьников и подростков), а рекомендация учителя.

На переломе веков в чтении подростков стали особенно популярными журналы. Активное обращение к периодике начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто школьники покупают периодику самостоятельно. В 10--13 лет это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем ребенок старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков преобладают молодежные, а также женские журналы, ориентированные на развлечения читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают спортивные и технические издания. Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки. В последние годы многих подростков привлекают такие издания, как кроссворды, сканворды, головоломки. По сравнению с девочками мальчики ориентированы на более широкий и разнообразный круг периодических изданий, тогда как девочки предпочитают издания развлекательного и прикладного характера, ориентированные на женскую аудиторию. Многие подростки читают такие журналы как «СООL», «Молоток», «Штучка», а также в связи с различными шоу и телепроектами установилась тенденция чтения таких журналов как «Фабрика звезд», «Дом 2». Телевидение оказывает значительное влияние на чтение подростков.

Специфика подростковой читательской группы заключается именно в том, что книга нужна им «здесь и теперь», дети не могут, как взрослые, отложить на будущее свои нереализованные потребности, они просто переключаются на иные средства коммуникации и способы проведения досуга. Происходит падение интереса подростков и юношества к свободному чтению Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет // Библиотековедение. - 2005. - № 2. - с. 24..

На чтение подростков воздействует электронная культура. Это влияние проявляется в следующем Бутенко А.М. Подросткок - чтение и использование компьютера // Соц.Исследование. - 2001. - № 12. - с.15.:

*меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего ребенку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно -- повестях и романах);

меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате: детективам, триллерам, фэнтези, «ужасам», кинороманам);

предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом (отсюда популярность у подростков иллюстрированных журналов и комиксов);

происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку дети не осваивают язык классического наследия (в том числе и язык русской и зарубежной классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения подростков).

В связи с тем, что и современное книгоиздание, и телевидение ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса то не удивительно, что в чтении подростков, доминируют остросюжетная развлекательная литература, а также произведения, написанные по сценариям сериалов и кинофильмов (кинороманы).

В подростковом возрасте воздействие печатного слова на формирование личности очень велико, с помощью книг ребята ищут ответы на жизненно важные вопросы. На первом месте в типичном репертуаре их чтения в начале 90-х годов стояла художественная литература, прежде всего классическая: А. Дюма, А. Беляев, М. Митчелл, Ж. Санд, Ф. Купер, А. К. Дойл, Ж. Верн, А. Кристи и др.

С современными подростковыми книгами дело обстоит иначе. Классическая литература особенно зарубежная, в чтении современного подростка почти не присутствует. Зато в репертуаре чтения подростков широко присутствуют детективы для детей и взрослых, например, романы Д.Донцовой, Н.Куликовой.

За редким исключением подростки совсем не знают произведений современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических книг). Одна из причин - крайне мало издается талантливых произведений, вводящих ребенка в современный мир (так называемой «социально-критической» детской литературы); отечественных детских писателей мало печатают.

Среди негативных процессов, происходящих в современном подростковом чтении, - интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной западной массовой культуры низких художественных достоинств - «кича (китча)», «чтива», «паралитературы». Речь идет о триллерах, детективах, фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии, религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней библиотеки.

Итак, в чтении детей и подростков сегодня происходят очень серьезные перемены, которые носят глубинный характер. Современный подросток относится к книге не как к «учебнику жизни», а как к одному из средств информации и массовой коммуникации. В этот период особенно важной становится роль библиотек в качестве организаций, поддерживающих детское чтение и защищающих права юных читателей на доступ к книге и информации. Это становится все больше видно при сравнении социальных групп детей, посещающих и не посещающих библиотеки. Так, юные читатели, которые часто посещают библиотеки, читают больше и лучше, чем их сверстники, не пользующиеся библиотеками.

В будущем обществе чтение и «человек читающий» Чудинова В. Что читают современные подростки// Воспитание школьников. - 2004. - N 4. - С. 40., возможно, будут рассматриваться как национальная ценность. Но читающие нации создаются из читающих детей. И сегодня в России необходимо осознание проблемы чтения подростков в качестве национальной проблемы в связи с тем, что в настоящее время детское чтение особенно нуждается в защите и поддержке не только обществом, но и государством. В Рекомендациях парламентских слушаний 2003 год был объявлен Годом Чтения в России. Позже, в декабре 2004 года супруга президента РФ Людмила Путина приняла участие в работе «круглого стола» на тему «Библиотека российского подростка: проблемы и перспективы», организованного региональным общественным фондом «Центр развития русского языка».

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.