![]() |
|
|
Здоровьесбережение молодежи, как направление социальной работы образовательных учрежденийРис.1 Формы патологийОтмечается рост хронической патологии у молодых жителей города (рис 2):Рис.2 Динамика роста патологий здоровьяСледует отметить, что подобный рост проблем со здоровьем можно объяснить невысоким уровнем культуры здоровьесбережения. В настоящий момент в городе идет формирование комплексной межведомственной программы по формированию здорового образа жизни молодежи. Ведущую роль в реализации данной программы будет играть "Городской центр социально - психологической помощи молодежи", который уже сейчас активно включился в работу по здоровьесбережению молодежи.Цель Центра: оказание психологической, социально - педагогической, правовой помощи молодежи, создание условий для укрепления ее психического здоровья, социально - психологической защищенности и социальной адаптации.Направления работы:организация профилактической работы по привитию навыков здорового образа жизни;оказание помощи в профориентации, профконсультирование молодежи;создание условий для социальной адаптации и самореализации молодежи; организация социального сопровождения молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;обеспечение соблюдения прав молодежи посредством консультирования по вопросам социальной и правовой помощи.Центр в соответствии с договорами о совместной деятельности на своей территории и на базе других учреждений, организаций осуществляет следующие виды деятельности:индивидуальные психолого-педагогические консультации (очные и по телефону);социологические исследования и мониторинг социально-психологических проблем молодежи;интерактивые формы работы (дискуссии, круглые столы, акции и т.п.);организация и ведение клубов по интересам для молодежи;социальное сопровождение и патронаж;психологическая профилактика, правовое и психологическое просвещение;групповые формы работы (коррекция);внедрение в практику новых форм и методов социально-психологических услуг, в зависимости от потребностей молодежи;пропаганда в средствах массовой информации идей сохранения и укрепления психологического здоровья молодежи, реклама социально-психологических услуг, предоставляемых Центром.Категории и группы населения (далее - клиенты), которым Центр оказывает социально-психологические услуги:молодежь в возрасте от 14 до 30 лет;бывшие воспитанники детских домов, молодежь с ограниченными возможностями.подростки, не имеющие родителей или оставшиеся без их попечения;подростки с девиантным поведением;молодежь, подвергшаяся различным формам психического и физического насилия; осужденная к мерам наказания, не связанным с лишением свободы (осужденные условно);вернувшиеся из мест лишения свободы и нуждающиеся в ресоциализации;молодежь имеющая алкогольную, наркотическую и токсическую зависимость;коллективы учащихся образовательных учреждений.Оценив уровень здоровья молодежи и тот факт, что формированием здорового образа жизни молодежи фактически никто не занимается целенаправленно, специалисты Центра весной 2006 года провели комплексное социологическое исследование по проблеме отношения учащейся и рабочей молодежи к своему здоровью и распространению вредных привычек среди молодежи. Результаты подтвердили недостаточную организацию работы в данном направлении. Уже осенью специалисты организовали проведение марафона "За здоровый образ жизни". Марафон проводился с целью формирования активной гражданской позиции среди учащихся старших классов, учащиеся учреждений начального профессионального и средне-специального образования в сфере профилактики наркомании и формирования здорового образа жизни, нравственного воспитания молодежи, формирования мировоззрения, позволяющего противостоять различного рода зависимостям.Задачи марафона:пропаганда принципов здорового образа жизни;формирование жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема ПАВ;формирование активной жизненной позиции;содействие творческой самореализации.Участниками марафона стали: учащиеся старших классов, учащиеся учреждений начального профессионального и средне-специального образования.Время проведения марафона: сентябрь-декабрь 2006 г.акция "Новому тысячелетию - здоровое поколение";социологический опрос "Молодежь и зависимость";Ток - шоу "Сто вопросов о СПИДе";выставка научно-популярной литературы по здоровому образу жизни в библиотеках города;кросс-поход "Второе дыхание";"горячая линия" телефона доверия по вопросам здоровья;Для учащихся учреждений начального профессионального и средне-специального образования:конкурс фотографий "До чего же здорово жить!";выставка кулинарных блюд и изделий "Здоровье своими руками";студенческая спартакиада "Юность красота и грация -здоровая нация";психологическая олимпиада "Индивидуальные особенности личности";тематическая дискотека "Будущее выбирает нас!";Для учащихся старших классов:тематический выпуск газеты "Водолей" - "Здоровая молодежь - здоровая Россия";конкурс "Обращение к сверстникам" (об отношении к проблеме наркомании в любом литературном жанре: проза, стихи и т.д.)дискуссия "Есть ли цена у здоровья?";дискуссия "Спид - угроза человечества?"Результатом марафона стали:формирование активной жизненной позиции;формирование у подростков и молодежи установки на здоровый образ жизни;формирование ценностного отношения к своему поведению, здоровью, будущемуВместе с тем стало очевидно, что проведение разовых акций привлекает внимание к проблеме, но не дает стойкого положительного эффекта. Формирование здорового образа жизни требует системного и комплексного подхода, прежде всего, через применении в образовательных учреждениях новых технологий работы.2.2 Здоровьесберегающие технологии в образовательных учрежденияхКлючевая роль в формировании здорового образа жизни принадлежит здоровьесберегающим технологиям. Термин "здоровьесберегающие образовательные технологии" (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её "сертификат безопасности для здоровья", и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [40, с.5].Близкими к здоровьесберегающим образовательным технологиям (ЗОТ) являются медицинские технологии профилактической работы, проводимой в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль над сроками прививок, выделение групп медицинского риска и т.п. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников и молодежи, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.Перед человеком, который осознал ответственность за собственное здоровье, почувствовал потребность заботиться о нём, встаёт вопрос о том, как это грамотно делать. Ведь заниматься укреплением здоровья негодными средствами - "себе дороже" [27, с.82]. Чего стоит, к примеру, большая часть программ по сбрасыванию лишнего веса! В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: "Лучше не делать никак, чем делать не правильно!" Но как правильно? Научить ребёнка, молодого человека общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных учреждений [22, с.59]. А уже за консультациями по частным вопросам, за корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек может обратиться к медику (физиологу, психологу, социальному работнику), специалисту по вопросам здоровья.Таким образом, современный уровень цивилизации и культуры выдвигает в число важнейших для человека приоритетов задачу самому научиться не болеть, быть здоровым. Для системы образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог, психолог, социальный работник.Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы [15, с.65].Медико-гигиенические технологии (МГТ);Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).Последние следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся молодежи [15, с.65].По характеру действия здоровьесберегающие технологии могут быть подразделены на:Защитно-профилактические, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.Компенсаторно-нейтрализующие, позволяющие восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной деятельности или, хотя бы частично нейтрализующие негативные воздействия.Стимулирующие, позволяющие активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.Информационно-обучающие, которые обеспечивают информирование о здоровье и способах его сохранения, воспитывают культуру здоровья, обучают навыкам здоровья [23, с.34].Технология биологической обратной связи с этой точки зрения является универсальной, так как в ней есть признаки и качества всех перечисленных разновидностей здоровьесберегающих технологий.Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном процессе может рассматриваться в двух вариантах - задача-минимум и задача-оптимум [35, с.113]. Задача-минимум и отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: "No nocere!" ("Не навреди!"). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное (патогенное) воздействие на организм учащегося - его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся и педагогов. Соответственно, сами патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом, могут быть разделены на три группы: касающиеся гигиенических условий образовательного процесса (гигиенические), обусловленные организацией обучения (организационно-педагогические) и связанные непосредственно с работой учителей, администрации, сотрудников образовательного учреждения (психолого-педагогические факторы).Таким образом, решение задачи - минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.Было бы ошибкой считать заботой о здоровье молодого человека создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным "колпаком", защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во-вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка "кутания" ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной [27, с.82]. Это и должна делать школа через здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни - это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.В соответствии с этим и понимание здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) представляет нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у молодежи физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда, более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий, как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. "Рядовой" признак здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), как и всех образовательных технологий, определяется учебно-воспитательным процессом, исполняющим роль методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии, приёмы и методы [33, с.76]. Поэтому и противопоставление условий организации образовательного процесса (устранение вредных воздействий, достижение максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его содержанию, в связи с вопросами здоровья, весьма условно.Последнее принципиально важно, ибо задача системы образования состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться [30, с.177]. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков - приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, подросток обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.Таким образом, можно сделать следующий вывод:в педагогической, медицинской теории и практике представлено огромное количество здоровьесберегающих образовательных технологий;на эффективность применения ЗОТ будут влиять условия:материальная и кадровая обеспеченность учреждения;масштабность и сроки применения технологии (в этом случае можно говорить о том, что, широкий масштаб применения ЗОТ, но и в то же время адекватность сроков, т.е. не слишком короткий срок, но и в то же время не слишком растянутые сроки, принесут более значимый результат);заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в реализации ЗОТ;наличие тщательно разработанной системы мониторинга за реализацией ЗОТ.2.3 Рекомендацию по здоровьесбережению молодежиСтало очевидно, что вопросы формирования здорового образа жизни среди молодежи переходят в категорию наиболее актуальных для социальной работы, педагогики, медицины и других отраслей знаний. Значимость проблемы определяется ее ориентацией в будущее.Целью работы по здоровьесбережению в образовательных учреждениях является:создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, обеспечение молодому человеку возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.Первоочередные задачи:обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности,формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме;поиск оптимальных здоровьесберегающих режимов учебно-воспитательной работы;разработка и совершенствование методов здоровьесберегающего образования, с использованием технологий, адекватных целям и задачам учебных курсов и состоянию здоровья молодых людей.Основными направлениями деятельности по формированию здорового образа жизни должны стать:создание благоприятных условий для организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях,обеспечение диагностики, коррекции и консультирования для учащихся, студентов, родителей и педагогов по проблеме здоровьесбережения,организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых;культурно-просветительская работа по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни.Задачи формирования и укрепления здоровья молодежи могут быть решены только благодаря комплексному, междисциплинарному подходу. Главное - это воспитание соответствующей культуры здоровья с юношеского возраста:физической - управление движением;физиологической - управление процессами в теле;психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием;интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно - духовных ценностей.Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни молодежи необходимо:разрабатывать единый подход к формированию физического и психического здоровья детей;совершенствовать нормативно-правовое и организационное обеспечение службы учреждений образования в целом и по вопросам координации со службами других ведомств, в частности;устранить однонаправленность взаимодействия психологов, педагогов, специалистов по социальной работе;разрабатывать и внедрять конкретные механизмы взаимодействия и методы совместной профилактической работы специалистов различных служб;широко освещать современное состояние дел, касающееся здоровья молодежи; формировать у них активную позицию в этом отношении;вводить в программы курсов повышения квалификации для работников образования темы по возрастной физиологии, психологии, вопросам сохранения здоровья;вводить в программу аттестации образовательных учреждений оценкудеятельности учреждений по сохранению здоровья учащихся и оценкупараметров психологической безопасности образовательной среды.Направления деятельности по здоровьесберегающей работе и их разграничения - условны, так как каждое связано по целям и задачам, по содержанию и последовательности реализации. Например, профилактическая работа оказывается не только следствием диагностического этапа, но упреждает диагностику функциональных состояний.Цель воспитания школьников по здоровьесбережению - сформировать личность человека Ноосферы, которая обладает развиваемыми качествами.Работа по здоровьесбережению в образовательных учреждениях может включать в себя:Терапевтические мероприятия на занятиях - музыкотерапия, ароматерапия, арттерапия, эстетотерапия, ритмопедия, релаксопедия, библиотерапия и др. Использование их стабилизирует здоровье, снижает уровень невропатизации, повышает выносливость к учебным нагрузками др.Создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого обучающегося.Личностно-ориентированное образование, в результате которого снижается их закомплексованность. Труд в условиях креативности позволяет продумать пути к радости познания, положительным эмоциям, что позволяет снять усталость, избежать стрессовых ситуаций и др.Установление социальным работником благожелательных отношений с родителями создаёт предпосылки для формирования здорового образа жизни в семье. Социальный работник организует школу здоровья для родителей с целью проведения лекционно-семинарских занятий по проблемам здоровьесбережения и валеологической культуры самих родителей.Важно организовать профилактическую работу. Это направление основано на использовании психологических, психофизиологических, клинико-физиологических, лабораторных и гигиенических методов исследования. Проводится комплекс мероприятий по выявлению степени морфофункциональной зрелости человека, оценивается физическое и умственное развитие, физическая подготовленность, работоспособность. Использование специальной скрининговой программы при массовых медицинских исследованиях состояния здоровья старших школьников и студентов представляет возможность выявить незначительные отклонения функционального характера и своевременно назначить коррекционные действия. Диагностика функциональных состояний в течение дня, недели, четверти, учебного года позволяет своевременно выявить признаки переутомления и предпринять профилактические меры по их коррекции, осуществить выбор оптимальных учебных нагрузок (умственных и физических), учитывающих индивидуальные особенности учащихся и студентов.К числу диагностических функций относится и контроль над питанием учащихся. Одним из направлений диагностической работы является деятельность по предупреждению психосоматической дезадаптации (ПСД) Психосоматическая дезадаптация - некомпенсированный стресс - болезнь, которая по своим разрушительным воздействиям не менее страшна, чем СПИД.Предшественниками и признаками психосоматической дезадаптации на начальной стадии являются психосоматические зажимы и неврозы. Первые признаки - психосоматические зажимы - разнообразные жалобы (головная боль, неприятные ощущения в области сердца, боли в животе, нарушение сна), которые еще нельзя отнести к функции медицины, не подвержены они и медикаментозному лечению, но доставляют много неприятностей ребенку, влияют на его эмоциональное и социальное здоровье.Исследования показывают, что проявление психосоматической дезадаптации усиливаются с возрастом.Причины психосоматической дезадаптации:снижение уровня жизни, отразившееся на питании молодых людей, их эмоциональных рефлексий, связанных с уровнем жизни семьи (изменение стиля жизни);ухудшение экологии; гиподинамия;телевидение (проводят у экранов 1/6 часть своего личного времени).Необходимо разработать систему методов, снимающих агрессию молодежи.Профилактическая работа должна осуществляться в целях предупреждения заболеваний, функциональных нарушений, вредных привычек. Она подразделяется на специфическую и неспецифическую, включает в себя психологику и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса.Центральное место в системе профилактических мероприятий занимает разработка оптимальных режимов обучения и воспитания.В профилактических целях целесообразно использовать оздоровительное влияние естественных факторов (чистый воздух, акустический фон, аромафитопрофилактика). Даже в условиях учебных кабинетов эти факторы влияют на положительный эмоциональный статус ребёнка, улучшает мозговое кровообращение, повышает умственную и физическую работоспособность.Коррекционная работа представляет собой меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы. Профилактическая и коррекционная работа по здоровьесбережению позволяет при приёме в ОУ выявлять не только уровень "готовности к обучению", но и своевременно обнаружить отклонения в развитии, разработать программу индивидуальной адаптации.Консультативная работа должна проводится по нескольким направлениям одновременно - с учащимися, педагогами, родителями. Она представляет собой многоплановую повседневную текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по вопросам здоровьесбережения в конкретных случаях и ситуациях.В целом следует отметить, что с введением в образовательном учреждении работы по здоровьесбережению учащихся происходит определённая перестройка всего учебно-воспитательного процесса, предполагающая изменения стиля работы преподавателей и характера работы обучающихся. Так же важно уделить внимание формированию здоровьесберегающего пространства (ЗП).Главные особенности здоровьесберегающего пространства, отличающие его, в том числе, и от общеизвестных гигиенических норм и рекомендаций, соответствуют принципам здоровьесберегающих образовательных технологий и кратко могут быть представлены тремя положениями.Если гигиенические факторы, перечисленные СанПиНах, по определению несут явный или потенциальный вред для здоровья, то сутью ЗП является его позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья. Вытеснение негативных воздействий и производимых ими эффектов, позитивные, переориентациями, благодаря этому, суммарного вектора направленности внешних воздействий системы образования, в отношении здоровья учащихся, с негативного на позитивный, и составляет важную отличительную особенность здоровьесберегающего пространства.Другой особенностью здоровьесберегающего пространства является инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому.Наконец, третья особенность - направленность на вовлечение самих молодых людей в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению молодых людей из пассивных и безответственных объектов, которых защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.Таким образом, перед администрацией образовательных учреждений встал вопрос об организации особого направления работы. Заниматься этими вопросами может социально-валеологическая служба.Опыт создания таких подразделений уже есть в некоторых учреждениях города и области. В социально-валеологическую службу могут войти - специалист по социальной работе, психолог, преподаватели ОБЖ и физической культуры и медицинский работник учреждения.Основными направлениями деятельности службы являются социально-валеологическое просвещение, профилактика, диагностика, коррекция и консультативная деятельность.Несомненно, актуальным для специалистов по социальной работе Службы является предоставление им прав на самостоятельное определение приоритетных направлений работы с учетом конкретных условий образовательного учреждения, самостоятельный выбор форм и методов работы и решение вопроса об очередности проведения различных видов работы, возможность обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств.Таким образом, можно констатировать, что работа по формированию здорового образа жизни молодежи должна быть комплексной, реализовываться через активное внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и может быть организована в рамках социально - валеологических служб. Позитивный опыт создания и функционирования служб имеется как на территории города, так и в других территориях.ЗаключениеПриоритет решения проблем здоровья и здорового образа жизни ни кем не ставиться под сомнение.По своей природе данная проблема выходит за рамки медицинской науки. Различные её аспекты изучаются не только врачами, но специалистами в области биологии, психологии, педагогики, социологии и социальной работы.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования ЗОЖ - создание системы воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях образования с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.Деятельность по организации здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении ориентирована на формирование культуры здоровья и здорового образа жизни и организуется по нескольким направлениям - диагностическое, коррекционное, консультативное и другие.Для повышения эффективности работы необходимо привлечение к формированию здорового образа жизни специалистов в рамках социально - валеологических служб. Специалисты службы подходят к решению данной проблемы комплексно, то есть работают с молодежью, педагогами и родителями.Составными элементами профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; клубы, членство в которых является престижным среди молодежи, для вступления в которые необходимо быть свободным от разного рода зависимостей; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления ПАВ (психоактивных веществ); организация информационно-консультативной работы по предупреждению употребления психоактивных веществ.Консолидация усилий в рамках социально - валеологической службы позволит оптимизировать использование имеющихся ресурсов, определить наиболее эффективные формы работы и реализовать комплексный подход в формировании здорового образа жизни.Список литературы1. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127. 2. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с. 3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов - М.: Медицина, 1987. - 116 с. 4. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - № 3. - С.30-38. 5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2000. - 192 с. 6. Брехман И.И. Введение в валеологию / И.И. Брехман - М.: Колос, 1992. - 214 с. 7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с. 9. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века / Б.С. Гершунский - М.: АПО, 1998. - 543 с. 10. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника / С.М. Громбах // Воспитание здорового школьника: Сб. / Сост. Н.Б. Коростелев. - М.: 1971. - С.13 -20. 11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1986. - 214 с. 12. Джеймс У. Психология / под ред. Л.А. Петровского. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с. 13. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ.Н.М. Никольской; под ред. Н.Д. Виноградова. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с. 14. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с. 15. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001. - 160 с. 16. Закон Российской Федерации "Об образовании". - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 52 с. - (Сер. "Федеральный закон") 17. Ким С.В. Валеологическая безопасность научно-методической деятельности педагога сферы физкультурного образования / С.В. Ким - СПб.: Шатон, 2003. - 203 с. 18. Колбанов В.В. Валеология в школе / В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев - СПб.: Лениздат, 1992. - 52 с. 19. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор шк. - 2002. - № 1. - С.97-126. 20. Кузнецова Л.М. Некоторые методы психолого-педагогического контроля за здоровьем учащихся / Л.М. Кузнецова- М.: Вита - Пресс, 1996. - 96 с. 21. Малоземов О.Ю. Здоровьесбережение интеллектуально одаренных старших школьников средствами физической культуры / О.Ю. Малоземов, В.И. Прокопенко, И.И. Малоземова - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003. - 255 с. 22. Найн А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А.А. Найн, С.Г. Сериков // Педагогика. - 1998. - № 6. - С.58 - 66. 23. Научно - методические основы формирования физического и психического здоровья детей: Материалы всерос. конф. - Екатеринбург, 2000. 24. Новиков А.С. Истинные причины школьной "перегрузки" / А.С. Новиков // Директор шк., 2001. - № 3. - С.40 - 43. 25. Панфилова Л.А. Формирование у учащихся здоровья как социальной ценности / Л.А. Панфилова, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ. - 2003. - № 16. - С.163 -169. 26. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая Рос. Энцикл., 2002. - 324 с. 27. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. - 2001. - № 4. - С.80-84. 28. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. - Ростов-н/Д.: Факел, 1998. - 544 с. 29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 1989. Т.2. - 328 с. 30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко - М.: Нар. образование, 1998. - 256 с. 31. Социологический словарь / гл. ред.Д.М. Гвишиани. - М.: Большая Рос. Энцикл., 2002. - 354 с. 32. Сметанкин А.А. Учитель здоровья / А.А. Сметанкин - СПб.: Питер, 2003. - 160с.: с ил. 33. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с. 34. Солдатова Т.А. Образование, творящее здоровье. Санология и валеология в учебном процессе: методическое пособие для педагогов. - Ростов-на-Дону, 1994. - 71 с. 35. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей / Л.Г. Татарникова - СПб.: УПМ, 1993. 36. Типовое положение об общеобразовательном учреждении // Образование в документах. - 1996. - № 11. - С.60-75. 37. Тюмасева З.И. Экологическое строительство детской души / З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд - Челябинск: ЧИПКРО, 1995. - 240 с. 38. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1998. - 815с. 39. Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов - М.: Просвещение, 1986. - 176 с. 40. Чепурных Е.Е. Национальная концепция охраны здоровья в системе образования / Е.Е. Чепурных // Магистр. - 1999. - № 3. - С.3-13. 41. Ширшов В.Д. История социальной работы: учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002, 252 с. 42. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |