реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Взаимоотношение государства и религии

Взаимоотношение государства и религии

1

Содержание

Введение………………………………....………………………..………….……2

Глава 1. Право и религия………………...……………………………………….4

1.1 Типы взаимоотношении права и религии…………………………………...4

1.2 Религия и права человека…………………………………………………...12

Глава 2. Свобода совести………………………………………………………..17

2.1 Формирование и развитие представлений о свободе совести……………17

2.2 Свобода совести в истории России…...…………………………………….26

Заключение………………………………….....…………………………………31

Список использованной литературы…………...........……………………........33

Введение

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исследовать любую религию или быть атеистом.

Актуальность данной работы заключается в том, что двадцатый век с его тоталитарными режимами породил такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан. Всем известно, что государство и церковь существовали, существуют и, по-видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.

А пока существует это воздействие, у ученых и философов не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании типов взаимоотношения права и религии, а также особенностей формирования и развития представлений о свободе совести. Данное исследование будет проводится путем сравнения различных исторических явлений, носящих религиозный характер и непосредственно связанных с правом в целом.

Объектом исследования соответственно служит церковь и право, их взаимоотношения.

В данной курсовой работе также будут рассмотрены общемировые тенденции развития взаимоотношений церкви и государства. Ведь и в светских, и в теократических государствах есть свои существенные, очень интересные особенности государственно-конфессиональных отношений. Поэтому я постараюсь охватить своим вниманием не только Россию, но и государства Европы. И, конечно, было бы существенным недостатком не коснуться государств арабских, в которых имеет место Мусульманское право, а также Индии и Китая.

Вопросы государственно-церковных отношений волновали умы мыслителей и философов нашего времени. Русский философ И.А.Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Церковь аполитична, задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг». Ильин И.А. Указ. соч. С. 36. В 1981 году вышла в свет книга Д.Е.Фурмана «Религия и социальные конфликты в США», в которой автор исследует религиозную жизнь США в различных ее проявлениях. В своей книге Фурман, на мой взгляд, основательно и системно изложил вопросы отношений религии и общества в США, начиная с образования государства и заканчивая концом XX века.

Глава 1.Право и религия

1.1 Взаимоотношение права и религии

В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Ее составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизнь государства и воспитание молодого поколения.

Как правило, в настоящее время основы взаимоотношений между церковью и государством в гражданском обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это означает, что государственные органы и должностные лица не вмешиваются в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтральную позицию.

В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Религия -- это вера в сверхъестественное существо, бога. Это совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении. Ее влияние ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.

Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В то же время, провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.

Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Весьма важно признание тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.

Ряд положений Закона посвящен проблемам религиозного воспитания. Так, право на свободу совести признано за ребенком, а родителям предоставлено право обеспечивать религиозное воспитание ребенка. Закон устранил дискриминацию религиозных объединений, признав правомерным распространение вероучений непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность (монастыри, скиты и пр.), паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного объединения. Закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения, международных связей и т.д.

Определенные гарантии свободы совести и вероисповедания закреплены в Уголовном кодексе. Например, воспрепятствование осуществлению этой свободы, сопряженное с насилием над личностью и рядом других обстоятельств, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом. Составом преступления признаны оскорбление чувств и убеждений верующих в публичной форме, разрушение и повреждение культовых зданий, памятников, захоронений, нанесение на них оскорбительных надписей и изображений (ст. 143 УК).

Результат, последствия выполнения религией ее функций, значимость ее действий, т. е. ее роль, бывали и бывают разными. Роль религии нельзя считать исходной и определяющей, хотя она оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит “наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996

Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer - священный) и секуляризации (позднее лат. saecularis - мирской, светский. Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 411). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния религии на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов, “вхождения” религиозных индивидов и организаций в различные внерелигиозные сферы жизни.

С появлением мировых религий -- христианства, ислама, буддизма -- власть духовная, религиозная институционализируется в церкви, организации сложной, разветвленной, централизованной.

Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны, их описаниям посвящены многие и многие сочинения. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схематизации этих отношений можно все-таки хотя бы схематично наметить основные их типы.

Прежде всего, следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору. Власть республиканская опирается на общество, народ, ибо это власть выборная. Власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение предшественника и т.п.), также нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования. И на помощь ей приходит религия. Поэтому наиболее тесные связи светской и религиозной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние. В древних государствах монарх обожествлялся, считался богом земным (фараон в Египте, обожествление в Риме Ромула) или избранным богом (Вавилон, Индия, Китай и другие древневосточные государства).

В новейшее время земным богом считался император Японии. В декабре 1945г. синтоистская религия Японии по директиве оккупационных властей была отделена от государства, а в 1946г. в новогоднем обращении к народу император отрекся от своего «божественного происхождения», но в настоящее время остается верховным жрецом синтоизма.

На протяжении столетий сложные отношения складывались между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения всякой власти (нет власти не от бога).

Католицизм институционализировался в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с Папой Римским, охватывал своим влиянием многие государства. Его церковная власть не знала границ государств. Обладая большим влиянием, католическая церковь стремилась подчинить себе власть светскую (королей отдельных государств), проводить идею цезарепапизма.

Римская католическая церковь была могущественна экономически, имела в своих руках огромные богатства, создавала рыцарские религиозные ордена, имела свои трибуналы. В борьбе с европейскими Монархами папы использовали такие сильнодействующие средства, как наложение интердикта (запрет богослужений и обрядов в пределах определенного государства), отлучение от церкви императоров и Королей. В XIII в. устанавливается порядок коронации европейских Монархов Папой Римским.

Однако в итоге борьба заканчивается победой светской власти, ос-вобождением ее от власти пап. Важную роль в ослаблении папской власти сыграла Реформация. После Реформации в Европе складывается порядок полного суверенитета светской власти. Короли назначают епископов, пользуются доходами с церковных земель. В Англии, например, образовалась самостоятельная англиканская церковь, церковные земли были обращены в государственную собственность, главой церкви на основе принятых законов стал король Англии, высшим церковным органом стал государственный орган Высокая комиссия. Законом определялся порядок богослужения. Короче, светская власть подчинила себе власть духовную. Королева Англии и ныне является главой англиканской церкви.

Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. В основном это был все-таки союз двух властей. Император Константин не только перенес столицу Римской империи в Константинополь, но и соединил силу империи с новой силой -- христианской религией, тем самым упрочил и свою власть. Император Византии не обожествлялся, но считалось, что он получил власть от Бога и является служителем божьим. Церковь в Византии была крупной политической силой. Роль ее главы -- патриарха значительна. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров, вмешиваются в политическую борьбу за трон.

Единственным актом легитимации императора с VII в. становится венчание императора на престол в храме святой Софии. Этот акт становится особенно важным, если учесть, что половина всех императоров Византии была лишена власти насильственно, следовательно, вторая половина нуждалась в венчании на престол.

Однако и император сохранял некоторые полномочия церковной власти. Он мог низложить неугодного патриарха, имел право выбирать патриарха из трех кандидатур, рекомендованных церковными иерархами. Благодаря церкви император становился божественным, имел огромный авторитет, считался властителем вселенной (ойкумены).

В Россию вместе с православием из Византии пришла и идея великого князя (царя), Богом поставленного правителя и верховною судьи над православным народом, идея самодержавия (автократора), самостоятельность (автокефальность) Русской Православной Церкви во многом способствовала становлению и укреплению централизованного российского государства, сохранению его независимости.

Русская Православная Церковь никогда не ставила себя выше государства. Попытку, если не возвысить, то поставить власть церковную на один уровень с государством, сделал патриарх Никон. Никон считал себя равным царю Алексею, именовал себя государем. Он становился в центре не только церковного, но и государственного правления. В отсутствие царя, когда тот отлучился на войну с Польшей (1654), правил как царь. Однако в конце концов Никон был отстранен от патриаршества и Церковный Собор (1667) поставил государство выше церкви.

Реальное, полное подчинение церкви государству осуществил Петр I. После смерти патриарха Адриана Петр I не спешил с избранием нового патриарха. Церковными делами ведал монастырский приказ, а в 1721г. Духовным регламентом был учрежден Святейший Синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Представителем царя в Синоде был обер-прокурор. Патриаршество было восстановлено только после Февральской революции.

Полное слияние власти государственной и религиозной наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил арабские племена под лозунгом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и духовным вождем и верховным судьей, так же, как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными.

В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рассматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассматривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.

Наличие двух, относительно самостоятельных друг от друга главнейших институтов общества -- государства и церкви -- порождают и две правовые системы. В христианских государствах наряду со светским правом складывается право каноническое, источником которого являются папские конституции, буллы, энциклики, декреталии, рескрипты, решения церковных соборов и т.д. В 1500г. был составлен обширный свод канонического права. Каноническое право регулировало организацию церковной власти, рассмотрение споров внутри церкви, отношения церковной собственности, брачно-семейные отношения. Существовали церковные суды. Постепенно сфера канонического права сужалась, как и сфера церковных судов.

Аналогично и в православной церкви также сложилось каноническое право. По мере усиления роли государства сфера канонического права и церковной юрисдикции сужалась. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции высшей светской власти.

И мусульманских странах священные книги ислама (Коран, Сунна др.) являются и источниками права.

Итак, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей, их борьба: верховенство церковной власти, верховенство светской власти, их тесный союз и взаимная поддержка в разных формах и полное слияние. В республиканских государствах, как правило, церковь отделена от государства.

И современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви.

Наличие государственной церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: освобождение от налогов, субсидии государства церкви и т.д.

Режим отделения церкви от государства: признание невмешательства государства во внутрицерковную деятельность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода совести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела государства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность религиозных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христианско-демократические партии, идеологической основой которых являются папские энциклики. Признается равноправие церквей. В ряде стран запрещены тоталитарные религиозные организации (секты). В некоторых случаях дается предпочтение какой-либо конфессии.

И, наконец, в истории наблюдаются случаи преследования церкви граждан по религиозным мотивам. В Мексике церковь не наделена правами юридические лица, владения недвижимостью, запрещены религиозные обряды в общественных местах.

Российская Федерация, согласно ее Конституции, является светским государством. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной. Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, право исповедать любую религию или не исповедать никакой. Российское государство, несмотря на указанные положения об отделении церкви от государства, проводит благожелательную политику в отношении традиционных для России конфессий. Государство возвращает конфискованные раньше религиозные здания, оказывает помощь в строительстве новых культовых сооружений и т.д. Между тем церковь не принимает активного участия в политике.

1.2 Религия и права человека

Народ России, избавившийся от тотального рабства, рабства духовного, политического и экономического, утверждавшегося коммунистической диктатурой в течение долгих десятилетий, ныне пребывает в состоянии апатии и растерянности. Население сейчас с недоверием и неприязнью относится к любой власти, государственный произвол и государственная пропаганда вызывают в лучшем случае неприятие. Отношение россиян к событиям в Чечне ясно продемонстрировало, что народ почти автоматически не приемлют государственного насилия.

Однако естественно, что пребывание нескольких поколений в состоянии неволи оставило неизгладимый отпечаток в народной душе. Нынешнее российское свободолюбие лишено твердых мировоззренческих оснований, оно не более чем стихийный, эмоциональный протест против произвола и насилия.

Неудивительно, что с продвижением «реформ российское общество не становится лучше, справедливее, гуманнее. Неуважение к человеческой личности, доставшееся России от прошлого, остается постоянной тяжкой болезнью нашей государственной и общественной жизни. Религия и права человека: На пути к свободе/Сост. Л. Воронцова, А. Пчелинцев, С. Филатов. Под общ. ред. С. Филатова. - М.: Наука, 1996. Россия - страна христианской цивилизации, и только осознание основных ценностей христианской антропологии - уникальности и неповторимости человеческой личности, ее центрального значения в государственной и общественной жизни может остановить то пагубное развитие страны, которым она движется сейчас. Права человека, правовое государство, демократия - все эти ценности рождены в недрах христианской цивилизации, их возникновение и развитие было предопределено Благой Вестью, провозгласившей человека Образом и Подобием Божьим, Богосыновство человека.

Христианство десакрализировало светскую власть и сделало любой земной авторитет относительным; человеческая совесть, стремление личности к добру и правде стали основным мерилом жизни государства и общества. Многие граждане стран христианской цивилизации могут потерять веру, но они живут ценностями, которые дало им христианство. Свобода слова и свобода собраний, право избирать и быть избранным, право на свободу частного предпринимательства и справедливое публичное судебное разбирательство современному среднему гражданину России представляются куда более важными и существенными, чем свобода совести - принцип, к которому он, как правило, не имеет никакого личного касательства.

Признание свободы совести - это признание личной подотчетности человека Богу, признание этой связи как основы человеческого существования, мировоззренческой основы, оградившей человека от власти кесаря и толпы. Все остальные права и свободы - лишь производное от основной свободы - свободы веры. И любой гражданин может даже не верить в Бога, достаточно ему осознать, что его отношения с Богом, если бы Он был, - вне сферы посягательств окружающих, и уже одно это бережет его лучше любого «рынка» и «всенародно избранного первого президента свободной России». Религия и права человека: На пути к свободе/Сост. Л. Воронцова, А. Пчелинцев, С. Филатов. Под общ. ред. С. Филатова. - М.: Наука, 1996.

Не только коммунистическое, но и дореволюционное прошлое России во многом противоречит идеалам свободы и прав человека, а значит, и свободе совести и свободе религии. Многие западные историки, например А. Тойнби, выделяли Россию из европейской цивилизации, имплицитно имея в виду при этом, что Россия не совсем христианская Религия и права человека: На пути к свободе/Сост. Л. Воронцова, А. Пчелинцев, С. Филатов. Под общ. ред. С. Филатова. - М.: Наука, 1996.цивилизация. Действительно, в истории России можно найти много «своеобразного» - сакрализацию власти, относительную неразвитость правового сознания, слабость гражданского общества, изоляционизм в духовной жизни. Преследования неправославных христианских меньшинств - старообрядцев, протестантов, русских католиков были более суровы и продолжались дольше, чем в большинстве других христианских странах. Однако следует помнить, что демократия и права человека утвердились в полной мере во многих странах Европы и Америки сравнительно недавно. Необходимо помнить, с какой легкостью в России приживались европейские идеи и европейский духовный опыт, что благодаря проповеди Нила Сорского еще в XV в. Россия чуть не стала первой страной в мире, провозгласившей свободу совести принципом государственной политики. Логика развития христианской цивилизации, несмотря на все национальные особенности», неотвратимо работала и в России. Крещение Руси в 988 г. неизбежно должно было в итоге рано или поздно привести к провозглашению свободы совести, равно как и других прав человека, к победе демократии.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.