реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная направленность проповеди

4.1.5 Антагонизм ценностей в зависимости от уровня образования

29

Описываемая тенденция характеризовалась также и теми случаями, когда стабильной динамики роста важности целей не выявлялось, но крайние группы (лица с незаконченным средним и лица с высшим образованием) показывали значимые различия в своих ответах по сравнению со всеми другими образовательными группами. Так, в частности, цели, относительно которых было отмечено значимое превышение их важности для лиц с высшим образованием, были следующие: А24(совершить в жизни что-то важное), А25(понимать свои жизненные цели), АЗІ (получить хорошее образование), А48(путешествовать по миру), А56(быть отличным специалистом в своей области). А к целям, которые оказались наименее важны для лиц с незаконченным средним образованием, следует отнести цели А15(найти своё призвание), А16(способствовать развитию общества), А17(получать удовольствие от секса), А 18(быть лучшим), А24(совершить в жизни что-то важное)), А25(понимать свои жизненные цели), А27(сделать себя таким, каким хочу), А29(заниматься спортом), А30(овладеть профессией), АЗІ (получить хорошее образование), А33(не упустить свой шанс), А35(заниматься своим делом), А36(овладеть болыпим жизненным опытом), А48(путешествовать по миру), А51(добиться, чтобы родители вам не мешали), А64(иметь хороший характер), А67(быть любимым), А69(прожить интересную, яркую жизнь), А70(быть умным), А78(изменить свою жизнь).

Несомненно, во многом это распределение зависит от пола и возраста испытуемых. В разбиении респондентов на группы не выделялась специальная страта лиц с незаконченным высшим образованием, поскольку таковых в выборке было всего 54 человека. Но если их выделить, становится видно, что их отличает от других страт наличие в семи ведущих целях целей А27(сделать себя таким, каким хочу) и А31(получить хорошее образование). Связано это, конечно, не с тем, что этим людям не удалось получить высшее образование, а с тем, что почти все они студенты и очень молоды. Одновременно выход на первое место в страте лиц с незаконченным средним образованием цели А59(иметь хорошее здоровье) и включение в иерархию в отличие от всех других страт цели А5(добиться, чтобы государство заботилось обо мне) можно объяснить очень высокой долей пожилых людей в этой страте. (Ментальность россиян, с. 129)

4.1.6 Обратная зависимость ценностей в зависимости от уровня образования

Обратная тенденция, характеризующаяся снижением важности жизненных целей из

30

данного списка с ростом образования, прослеживается в гораздо меньшем числе случаев. Последовательная динамика отмечена здесь только в отношении респондентов к цели А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне). Но значимые отличия здесь зафиксированы лишь в ответах лиц с высшим образованием от ответов представителей всех других групп. Точно так же значимо, отличается отношение лиц с высшим образованием к целям А1(посвятить свою жизнь Богу) и А64(иметь хороший характер). Для людей с высшим образованием эти цели гораздо менее важны, чем для других. (Ментальность россиян, с. 130)

4.1.7 Самые главные цели в зависимости отуровня образования

Достаточно интересен анализ семи главных целей в каждой образовательной группе:

У лиц с незаконченным средним образованием эта иерархия выглядела следующим
образом: А59(иметь хорошее здоровье), А37(обеспечить счастье моих детей), А55(иметь
материальный достаток), А73(родить и воспитать ребёнка), А20(добиться, чтобы государство заботцлось обо мне), А21 (делать добро для других людей), А69(прожить интересную яркую жизнь).

У тех, кто закончил среднюю школу иерархия семи важнейших целей была такая:
А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошее здоровье), А37(обеспечить счастье моих
детей), А7(иметь хорошую работу), А40(иметь верных друзей), А69(прожить интересную,
яркую жизнь) и А66(дать детям образование).

3. Лица со средним специальным образованием имеют следующую иерархию:
А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошую

семью), А73(родить и воспитать ребёнка), А66(дать детям образование), А32(быть порядочным человеком), А7(иметь хорошую работу).

4. Лица с высшим образованием -- А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошее здоровье), А73(родить и воспитать ребёнка), А66(дать детям образование), А69(прожить интересную яркую жизнь) и А26(понять смысл жизни). (Ментальность россиян, с. 131)

4.1.8 Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования

В начале для анализа были выделены те ценности, наиболыиая распространенность которых была выявлена среди людей, имеющих неполное среднее образование, и наименьшая

31

-- в группе лиц с высшим и незаконченным высшим образованием. Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что наибольшую распространенность среди лиц с незаконченным средним образованием и наименьшую среди лиц с законченным и незаконченным высшим имеют такие ценности как «союз», «порядок», «дом», «мир», «равенство», «милосердие», «надежда», «справедливость», «уважение к родителям» и «настоящая дружба». (Ментальность россиян, с. 82)

Особого рассмотрения требует ценность «достаток». Люди с высшим образованием выбирали ее реже, чем люди с более низким образованием (статистически значимые различия отмечены между группой лиц с высшим образованием и группой лиц с незаконченным средним образованием).

Группу, окончивших среднюю школу или получивших среднее специальное образование характеризует относительно высокое место «любви» и «свободы». Показательно, что в группе лиц, получивших среднее образование, практически нет ценностей, которые занимали бы там место более высокое, чем в иерархиях всех остальных групп. Данное обстоятельство подчеркивает определенный ценностный антагонизм крайних групп и переходное между ними положение группы лиц со средним образованием. В то же время в иерархии распространенности ценностей у тех, чье образование ниже среднего, гораздо выше, чем у других, стоят связанные с обеспечением жизнедеятельности индивида и семьи ценности «мир», «уважение к родителям», «справедливость», «порядок», «согласие», «дом», «безопасность». (Ментальность россиян, с. 82)

Таким образом, получается, что лица с низким уровнем образования являются гораздо большими, чем лица с высоким уровнем образования, приверженцами традиционалистских ценностей.

4.2.1 Выводы о зависимости формирования ценностной ориентации от уровня образования

Очевидно, что в процессе образования человек усваивает не только определенные знания, но и различные ценности. В первую очередь, им усваиваются наиболее устоявшиеся базовые ценности той субкультуры, к которой он принадлежит. Однако, чем более серьезно получаемое образование, тем больше у индивида возможностей ознакомиться с ценностями различных субкультур в данном обществе, а также с ценностями других культур. Таким образом, чем выше уровень образования человека, тем больше он имеет возможности отойти от традиционалистской для своей субкультуры (или своей культуры) системы ценностей.

32

У людей, получивших широкое образование, выше вероятность того, что среди принятых ими ценностей окажется больше ценностей, доминирующих в другой культуре или носящих общечеловеческий характер.

4.2.2 Выводы о факторах объединяющих ценности в группы

Рассматривая полученные наборы с точки зрения отнесенности целей к выделенным ранее факторам следует отметить, что факторы 1 (самоосуществление), 4 (защита Я), 8 (сила и независимость), 9 (интеллект), 10 (понимание своих целей), 11 (семья), 12 (инфантильная автономия), 13 (секс) и 16 (искусство) оказались более чувствительны к уровню образования, чем цели остальных факторов. Так, например, практически все цели из первого фактора (самоосуществление) оказались гораздо важнее для тех, у кого имеется высшее образование, тогда как важность абсолютного большинства целей, принадлежащих ко второму (внешний успех) и к третьему (служение обществу) факторам, наоборот, оказалась практически независимой от роста или снижения уровня образования. (Ментальность россиян, с. 130)

4.2.3 Выводы о причинно - следственных связях выбора ценностной ориентации

Вместе с тем, некоторые различия между иерархиями выделенных страт можно объяснить, только исходя из различий в уровне образования. Так, например, понятно, почему в иерархии ведущих целей лиц с высшим образованием и лиц, закончивших среднюю школу, присутствует цель А26 (понять смысл жизни). Большинство этих людей в силу специфики полученного образования имеет в настоящее время работу, относящую их к «белым воротничкам». Такая работа, несомненно, дает им возможность размышлять о философских проблемах устройства мира. Не менее очевидно и повышенное стремление лиц, получивших кроме простого среднего дополнительное образование (техникум, вуз и т.п.), дать хорошее образование также своим детям.

Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ

«Проведенные исследования выявши четкую взаимосвязъ между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из «традионалистского» или из «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82)

33

Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с различными группами россиян по образовательному признаку нужно сказать, что из 50 человек - 5 имеют неполное среднее образование; 10 - имеют высшее светское образование; 5 человек - высшее богословское, причем из них 4 человека получили и высшее светское образование.

Анализ полученных данных показывает нам, что служители церкви являются приверженцами консервативного взгляда на жизнь: почти полностью отвергаются ценности факторов «самоосуществление» и «внешний успех» - «законность», «стабильность», «развить способности», «профессионализм», «успех», «процветание», «культура», «достаток» и т.д. Все эти ценности входят в разряд «важных» или «очень важных» для лиц имеющих высшее образ?вание.

Зато поддержкой пользуются ценности лиц с неполным средним образованием: «союз», «порядок», «милосердие», «надежда», «уважение к родителям», «дом», «мир», «равенство», «справедливость».

Как мы видим из полученных результатов, подтвердился тезис авторов методики опроса: «естъ прямая зависимостъ междууровнем образования опрошенных и выбора ими цетостей из «традиционалистского» ши т «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82). На представленных диаграммах мы видим эту разницу в выборе ценностей.

34

Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования

Говоря о возможности социально направленной проповеди к лицам, имеющим различное образование, необходимо отметить, что есть две антагонистические группы: а) имеющие неполное среднее образование и б) имеющих высшее образование. «Интересные данные получены в исследовании С.Г. Вершловского и Л.Н. Лесохиной, в котором рассматривалисъ вопросы влияния образования на отношение молодых людей к труду, зависимости между уровнем образования и гражданскими качествами человека как сознателъной, активной личности. Изучая структуру сеободного времени молодежи и их бюджет, авторы отмечают, что лица с более еысшим уровнем образования болыие затрачивают времени на чтение литературы и отличаются болъшей требователъностъю и самокритичностъю, приобретение жизненного опыта, включая профессиональный, изменяет отношение человека к жизненным ценностям, в том числе и к образованию». (Степанова, с. 131)

Ценности этих групп противоречат друг другу. И если проповедник принадлежит к первой группе, то трудно ожидать, что он сможет духовно окормить лиц из второй группы. Здесь будет влиять и культура, и восприятие мира, и широта взглядов. Проповеднику, принадлежащему ко второй группе, будет легче донести Евангелие до своих слушателей. И чаще всего, он также сможет говорить и к лицам «не обремененным высшим образованием» на их языке, понимая их ценности и цели в жизни, так как имеет более широкие взгляды на многие процессы.

«Несомненно, существует прямая связь между уровнем образования и уровнем интеллектуального развития человека. Так, при сопоставлении уровней развития, памяти, мышления и интеллекта в пяти группах испытуемых, скомпонованных по уровню образования, получены данные, подтверждающие это предположение. В первую группу вошли лища с 8-летним образованием, которые в момент проведения эксперимента нигде не учились, во второй были учащиеся вьтускных классов средней школы, в третъей лица с законченным средним образованием, в четеертой - студенты ВУЗов, е пятой - лица с высшим образованием.

Сопоставление этих групп показало, что лица из первой группы значительно уступают по уровню развития психических функций и интеллекта всем остальным. Между второй и третъей группой различий почти не замечено, как п между четвертой и пятой. Наиболее высокие резулътаты получены в группах студентов и лщ с высшим образованием. (Греков, с.32)

Как мы видели из предшествующего анализа, вопрос о наличии и качестве образования, может послужить барьером в контакте проповедника с аудиторией.

«Спасение, которое ищет интеллектуал, всегда является спасением от «енутренних бед», поэтому оно носит, с одной стороны, более далекий от жизни, с другой - более принципиальный систематически продуманный характер, чем спасение от внешней нужды, характерное для непривилегированных слоев. Интеллектуал ищет возможность придать своей жизни пронизыеающей ее «смысл» на путях, казуистика которых уходит в бесконечностъ, ищет «единства» с самим собой, людъми, Космосом. Именно он превращает концепцию «мира» в концепцию «смысла». (Вебер, с. 206)

«Рожденный в резиновых сапогах», не может рассчитывать на то, что его слово будет авторитетным для людей в лакированных штиблетах. Надеяться на то, что слушатели встанут на позиции проповедующего, можно только в случае если в зале сидят люди его уровня образования или ниже (и то, только если он сможет найти с ними общий язык). Безусловно, учитель должен повышать уровень аудитории, но он должен быть озабочен и собственным возрастанием, в том числе и интеллектуальным. Ведь «даже самые крупные и известные уншерситеты не вправе считатъ, что они выпускают действителъно образованных людей «восприимчивых к образованию», которые хорошо подготовлены к тому, чтобы учитъся в течение всей жизни. Сделатъ это гораздо сложнее, чем просто датъ людям образование». (Кумбс, с. 167)

36

5. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места работы

В нашем обществе профессиональная система играет ведущую роль, как для определения статусных групп, так и для определения уровня доходов. Во многих отношениях именно профессиональная принадлежность главы семьи позволяет определить престиж и социальный статус семьи. Каждая профессия, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создает свою самоутверждающуюся идеологию.(Мендра, с. 299).

5.1 Классификация профессий

Для сравнительного анализа, дифференцирующего выборку по основному занятию респондентов, было вьщелено девять групп: 1. независимый предприниматель; 2. руководитель, управленческий работник; 3. специалист без руководящих функций (со спец. образ.); 4. военнослужащий, МВД, прокуратура; 5. служащий без специального образования; 6. рабочий (в том числе мастер, бригадир); 7. учащийся, студент; 8. пенсионер (неработающий), домохозяйка; 9. безработный, временно нетрудоустроен.

5.1.1. Иерархия ценностей по профессиям

А) В ходе анализа было обнаружено, что наиболее выразительные отличия от других групп фиксируются в группе независимых предпринимателей. Так в их иерархии распространенности ценностей место «свободы», «собственности», «процветания» и «достатка» выше, чем в иерархиях других групп. При этом процент людей, отметивших «свободу», «собственность» и «процветание» как ведущие ценности значимо выше, чем аналогичный процент в болыпинстве групп. В то же время ценность «согласие» занимает более низкое место в иерархии предпринимателей, чем в иерархиях других групп, а ценности «согласие», «справедливость», «духовность» и «созидание» были выбраны значимо меньшим числом предпринимателей, чем соответственно представителями других групп. (Ментальность россиян, с. 86)

37

Б) Группа руководителей в сравнении с другими группами характеризуется более высокими местами в иерархии частости выбора ценностей «труд» и «профессионализм». Ценность «труд» получила в этой группе и наивысший по сравнению с другими группами процент выборов, значимо отличающийся от аналогичного показателя в большинстве других групп. Высокое место «труда» в системе ценностей является, по существу, визитной карточкой данной социальной группы. (Ментальность россиян, с. 87)

В) Своеобразие группы специалистов описывается высоким местом, которые в иерархии распространенности получила ценность «достоинство» и наивысшим по сравнению с другими социальными группами процентом людей в этой группе, выбравших ценность «достоинство» как одну из девяти наиболее важных для них. (Ментальность россиян, с. 87)

Г) Аналогичная ситуация наблюдается в группе военнослужащих и работников силовых структур относительно ценности «культура». Данная ценность занимает здесь наивысшее по сравнению с другими группами место в иерархии и собирает наибольший процент голосов. Одновременно ценность «надежда» занимает наиболее низкое место в иерархии военнослужащих и получает в этой среде наименьший процент голосов. Реже других военнослужащие включили в число девяти ведущих ценностей и ценность «достаток».

Кроме того, своеобразие группы военнослужащих заключается и в наиболее значительном росте процента людей, выбравших как одну из важнейших ценность «мир» (в то время, как в других группах наблюдается снижение важности этой ценности), и наиболее значительном по сравнению с другими группами снижении важности ценности «могущество».

Характерно и то, что только в группе военнослужащих ценность «здоровье» не возглавляет список, как во всех остальных группах, а занимает лишь третье место. (Ментальность россиян, с. 88)

Д) Иерархию группы рабочих от иерархий других социальных групп отличает только относительно высокое место в ней ценности «дом». (Ментальность россиян, с. 88)

Е) Группа учащихся и студентов, видимо, в силу своего возраста, чаще других выбирает «любовь». Данная ценность занимает у них наивысшее по сравнению с другими

38

группами место в иерархии и выбирается в числе важнейших наибольшим процентом респондентов. Одновременно в этой группе наблюдался самый значительный по сравнению с другими рост важности ценности «семья». (Ментальность россиян, с. 88)

Ж) Своеобразие жизненных позиций пенсионеров и домохозяек как социально незащищенных и потому наименее уверенных в себе групп населения отражает наивысшее место в иерархии ценностей «мир», «милосердие» и «согласие». Одновременно среди пенсионеров и домохозяек отмечено наибольшее снижение важности ценности «труд». (Ментальность россиян, с. 88)

5.1.2. Отвержение ценностей в зависимости от профессии

«Одновременно с этим цели: АІ(служитъ Богу), А6(иметъ хорошего друга), А2б(понятъ смъгсл жизни), А40(иметъ верных друзей), А65(не делатъ ошибок в жизни) не важны для достаточно болъшою числа высших руководителей или главных специалистов государственных предприятий;

А50(вести добропорядочную, нравственную жизнь), А64(иметь хороший характер), А 77(обрести чувство гармонии с природой) для руководителей среднего звена любых организаций,

А1б(способствовать развитию общества), А18(бытъ первым), А19(служить Родине), А 35 (заниматься своим делом), А69(прожить яркую жизнь) -- для служащих из числа технического и обслуживающего персонала,

А27(сделать себя таким, каким хочу), АЗІ (получить хорошее образование), А46(заниматъся творчеством), А47(развиваться как личностъ), А53(сделать карьеру) -- для квалифицтрованных рабочих;

А18(бытъ первым), АЗІ (получитъ хорошее образованш), А46(заниматься творчеством), А53(сделать карьеру), А5б(быть специалистом) -- для неквалифщированных рабочих;

А2(:навсегда уехатъ за границу), А80(знать и понимать искусство) -- для офщеров, А2(навсегда уехать за гранщу) -- для солдат,

А8(достойно умереть) -- для студентов вузов,

А14(каждый день открыватъ что-то новое), А3б(обладатъ большим жизненным опытом), А42(стать очень богатым), А43(ни от кого не зависеть) для студентов техникумов и ПТУ;

39

А4(развить свои способности), А14(каждый денъ открывать что-то новое), А15(найти своё призвание), А17(получать удоволъствие от секса), А18(бытъ первым), А24(совершить в жизни что-то важное), АЗІ (получить хорошее образование), А33(не упустить свой шанс), А34(входить в элиту общества), А53(сделать каръеру), -- для пенсионеров;

А63(не голодать) -- для домохозяек». (Ментальность россиян, с. 113)

5.2.1. Выводы о динамике изменения ценностной ориентации в зависимости от профессии

Достоверными представляются те данные, где наблюдается четкая динамика изменений важности цели в соответствии с ростом или снижением дохода. К таким целям, согласно проведенному исследованию, можно отнести цели: А10(испытывать алкогольное или наркотическое опьянение), А14(открывать что-то новое), А18(служить Родине), А27(сделать себя таким, каким хочу), А30(овладеть профессией), А32(быть честным, порядочным человеком), А42(стать очень богатым), А44(жить духовной жизнью), А52(иметь много свободного времени), А54(делать всё, что хочу), А60(иметь хорошего сексуального партнёра, А67(быть любимым), А71(быть мудрым); А74(удачно жениться) -важность которых растет в соответствии с ростом дохода, и целей А63(не голодать), А68(не выделяться), А79(не работать) - важность которых с ростом дохода снижается. (Ментальность россиян, с. 131)

5.2.2. Анализ формирования ценностей в зависимости от профессий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.