реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Масонство в России и за рубежом

Документальные данные о первых русских масонских ложах относятся к 1731 году. Именно в этом году гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным Великим Мастером «для всей России».

А. Пыпин в своем труде «Русское масонство», и первая четверть в. пишет, что масонство в России, по преданию ввел сам Петр. Он будто был привлечен в масонство самим Кристофором Вреном, знаменитым основателем английского масонства; первая ложа существовала, в России в конце столетия - мастером стула был в ней Лефорт, первым надзирателем Гордон, а вторым - сам Петр.

Вместе с тем Н.М.Лонгинов в книге «Новиков и московские мартинисты» пишет, что Петр вывез из своего путешествия масонский статус и на его основании приказал открыть или даже сам открыл ложу в Кронштадте.

В.В.Назаревский в книге «Из истории Москвы» сообщает, что в зале Сухаревой башни, по преданию происходили тайные заседания какого-то «Нептунова общества», очевидно имевшие мореходные цели; там председательствовал Лефорт. Сам Царь был первым надзирателем, а архиепископ Феофан Прокопович - оратором этого общества.

Пыпин свидетельствует, что в одной рукописи Публичной библиотеки /1816 г./. «Взгляд на философов и революцию Французскую» указано, что масонство существовало во время Царя Алексея Михайловича, и Брюс был великим мастером, а Царь Петр был первым надзирателем, потом великим мастером Кейт.

«Немецкая слобода, - говорит К.Ф.Валишевский, - стала Европой в миниатюре, где также, как там, кипели политические страсти, а над умами господствовали идеи английской революции. Прибывшие эмигранты жили теми интересами, которые захватывали общества у них на родине. Немецкая слобода переживала приподнятое настроение. Шотландец Патрик Гордон увлекался успехами Лондонского королевского общества. Английские дамы пудами выписывали романы и поэтические произведения национальных писателей. Поддерживалась деятельная переписка с Европой». Велишевский К.Ф. Петр Великий. -М.,1908, с.15.

«Властители дум» русского общества свои познания во многом получили от масонства и сами были членами ордена вольных каменщиков. Под знаменем пятиконечной звезды прошли: Артамон Матвеев, князь В.В.Голицын, «птенцы гнезда Петрова» Прокопович, Посошков, Татищев, Кантемир, князь Щербатов, Сумароков, Херасков, Радищев, Грибоедов и многие другие.

Наиболее известной личностью в масонском движении столетия, несомненно, был Н.И.Новиков /1744-1818/. В Петербурге в 1775 году Новиков по предложению нескольких видных масонов был посвящен в ложе «Астрея». Новиков потребовал, чтобы ему были открыты сразу три степени, ибо хотел убедиться, что в них нет ничего противного его совести. Желание его было удовлетворено. Кроме ложи «Астрея» он посещал другую петербургскую ложу «Урания». Специально для Новикова была организована ложа по Рейхелевской системе под названием «Латона». Тогда же он был посвящен в четвертую степень, а в 1778 году принял шведский седьмой градус.

Т.А.Бакунина пишет, что «несмотря на то, что Новиков вначале отнесся к масонской организации недоверчиво, он именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям. Он сделался самым ярким выразителем благотворительно-христианского направления в масонстве, которое навсегда связалось с его именем. Бакунин Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. -М.,1991, с.30.

Ричард Прайс - профессор русской истории Гарвардского университета в начале 80-х годов столетия характеризует Новикова как консерватора: «Новикова заносят в политические консерваторы из-за его решимости действовать «внутри системы», как сейчас выражаются. Он был масоном и последователем Сан-Мартина и верил, что все зло происходит от людской порочности, а не от учреждений, под властью которых живут люди. Он безжалостно бичевал «порок» и ревностно пропагандировал полезные знания, потому что, по его убеждению, человечество можно улучшить лишь через улучшение человека…. Такой упор на человека, а не на среду был всегда отличительным знаком консерватизма». Пайпс Р. Россия при старом режиме. -М.: Независимая газета,1993, с.337.

Новикову принадлежат такие издательские предприятия, как сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек»; журналы просветительского характера «Утренний свет»; исторические издания «Древняя Российская библиографика», «Опыт исторического словаря о Российских писателях» и др. Часть доходов от его журналистской и издательской деятельности шла на учрежденную им школу для сирот и нуждающихся детей, а также на бесплатную больницу. Во время голода он устраивал продовольственную помощь.

Одним из «патриархов» русского масонства принято считать И.П,Елагина /1725-1793/. Обер-гофмейстер, действительный, тайный советник в 1750 году открыл первую масонскую ложу, которая работала по английской системе. Его посвящение состоялось во французской рыцарской ложе. Так называемая елагинская или английская, масонская система была далека как от политики, так и углубленных нравственных работ. По многим свидетельствам Елагин был ревностным масоном, провинциальным Великим Мастером всей России. Масонство. -Мн,:Харвест,1998, с.152.

А.Пыпин, оценивая деятельность Елагина, утверждает, что «Елагинская система» была «характерна» для той эпохи. Масонство при Елагине было одной из первых попыток самостоятельной деятельности общества, и в этом смысле оно должно было неизбежно отразить в себе общее положение вещей. Силы русского общества были еще очень невелики, положительное образование крайне слабо, так что эти люди, задавши себе, серьезные вопросы религии, нравственности и общественных обязанностей, стали легкой добычей мистического пиетизма и фантазерства, которые вообще всего легче овладевают мало вооруженными умами. Пыпин А.Н. Масонство в России. и первая четверть в. -М.:ВЕК,1997, с.136.

Т.Бакунина приводит мнение самого Елагина о его пути в масонстве: «Я с самых юных лет моих вступил в так называемое масонство, или свободных каменщиков общество. Посещал я с удовольствием Ложи: пониже работы в них почитал совершенною игрушкою, для препровождения праздного времени вымышленного. Препроводил я многие годы в искании в Ложах и света обетованного и равенства мнимого: но ни того, ни другого ниже какие пользы не нашел, клико старался…». Позже он приходит к другому выводу, что масонство»… по почтению от всех просвещенных языков должно заключать в себе нечто превосходное и полезное для рода человеческого…» Елагин И.П. Записка. -Русский архив,1864, с.586-604.

В книге Т.О.Соколовской дается прекрасная характеристика русских вольных каменщиков: «Имена наших прадедов-масонов дошли до нас далеко не все, но и те, что дошли, считаются не десятками: их многие сотни. Масонские бумаги русских прежних масонов пожелтели от времени. Но они старательно сохранили нам и то, что происходило в ложах, и имена тех, кто присутствовал в ложах; сохранились и протоколы лож, и именно списки членов, и пригласительные на заседание карты, и деловые письма, и дружеские послания. Длинною цепью потянулись имена масонов: вот они, эти звенья масонской цепи, вот принцы крови, люди княжеского, графского и баронского родов, родовитые дворяне, именитые граждане, люди «подлого состояния». Люди при деле и люди без дела, помещики, мещане, общественные деятели, люди науки и искусства, воспеватели ума, и воспитатели духа, духовные лица, педагоги, блестящие храбрые воины, люди различных корпораций и различных ремесел, поэты, люди от мира сего, люди крепкой воли и светлой души, люди только воли или только души - силуэты и светлые, легко очерченные, и резкие, черные». Соколовская Т.О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения / и первая четверть столетия/. -СПб.,1907, с.154.

С одной стороны, идея «духовного строительства», взаимного нравственного, совершенствования и поддержки, религиозной терпимости и другие идеалы, попав на нетронутую почву, зазвучали в понимании русских вольных каменщиков в их особой чистоте. И вся масонская работа с первых шагов до момента запрещения в 1822 году была освещена «исканием истины, даже когда дело шло лишь о ритуалах, степенях или других тайных познаниях». Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. -М.,1991, с.99.

С другой = «В течение двух столетий передовая интеллигенция шла под знаменем мятежа против божеских и человеческих установлений. Она шла от рационализма к пантеизму и закончила атеизмом и построением Вавилонской башни… Петр 1 стал жертвой и орудием страшной разрушительной силы, потому что не знал истинной сущности братства…» Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство. -М.,1998, с.139-140.

2.2.Масонство при Екатерине

В 1762 году, после недолгого царствования Петра , на престол вступает Екатерина . При ней масонство получает самое широкое развитие. Первое время своего царствования она относится к масонству терпимо, вероятно из политических побуждений, также точно, не будучи во все религиозной, она официально ладила с религией, ища себе опоры в православном духовенстве.

Масонство было распространено главным образом среди столичного и провинциального дворянства, но оно также проникало и в купеческую среду и имело сторонников среди православного духовенства. По свидетельству современников, оставалось немного дворянских фамилий, у которых не было близких родственников в масонских ложах. Например, в петербургских ложах Елагина и Мелиссино состояли членами: князь И.В.Несвицкий, граф Р.Д.Воронцов, С.Р.Воронцов, князь А,Вяземский, граф В.Фермор, князь А.Одоевский, А.Хвостов, граф Н.Толстой, Н.Бекетов и другие. В рейхелевых ложах участвовало несколько князей Трубецких; по шведской системе «работали» графы Апраксины, князья Гагарины, Долгорукие, Куракины, князь Н.В.Репин, графы А.И.Строгонов, А.И.Мусин-Пушкин, Шуваловы; розенкрейцерами были князь Черкасский, Лодыженские, Лопухины, Тургеневы и другие.

В екатерининскую эпоху масонство, как и в начале века, было сильно развито среди иностранцев, являясь как бы средством их корпоративного объединения. Этим объясняется, что заседания масонских лож происходили иногда на французском, английском, а подчас и на итальянском языках. В Москве, также как и в Петербурге, были немецкие и Французские ложи.

Первая широкая организация русского масонства, объединившая несколько лож, создалась в начале 1770-х годов. Во главе ее и стал Иван Перфильевич Елагин.

«Известное до сего времени число лож, - пишет Г.В.Вернадский, - может быть для разных моментов екатерининского царствования, определено следующими цифрами:

а) середина 1770-х годов, примерно 1775 год: 13 лож первого Елагина союза и 8 рейхелевых лож;

б) 1777 год: 18 лож елагино-рейхелева союза;

в) 1780 год: 14 лож шведской системы;

г) 1783-1786 годы: 14 явных лож берлинской розенкрейцерской системы;

д) 1787-1790 годы: до 22 лож второго Елагина союза и не менее 8 тайных розенкрейцерских лож.

Число членов каждой ложи сильно колебалось. Меньше всего их было в розенкрейцерских тайных ложах - не более девяти человек в каждом «собрании». Вернадский Г.В, Русское масонство в царствование Екатерины . -Пг,1917, с.115.

Благодаря терпимому отношению правительства масонства развивалось беспрепятственно.

С 70-х годов масонство вообще получает прочную организацию. В это время наиболее прочные позиции были у двух систем: елагинской и циннендорфской /шведско-берлинской/, между которыми существовала борьба за преобладание и влияние среди русских масонов. В конце концов эта борьба закончилась, о чем более подробно будет сказано ниже.

Наука, литература и публицистика, естественно, также подпадают под масонское влияние. В высших образовательных и культурных центрах России масоны благодаря своей сплоченности занимают первые места.

Российская академия /1787/ из 60 членов имела 30 масонов, в их числе И.П.Елагин, граф А.С.Строгонов, князь М.М.Щербаков, И.И.Мелиссино и др. В Московском университете масоны в 1777 году - профессора Х.Ф.Маттеи, Х.А.Чеботарев и др.

Российская академия, Шляхетский корпус и Московский университет основаны масоном И.И.Шуваловым, они превращаются в мощные масонские центры, откуда льется свет вольно каменщеского учения.

Около 1784 года князь Щербаков пишет утопию «Путешествие в землю Офирскую», которая, несомненно, является начертанием социалистического государства.

При Екатерине получает известность Н.И.Новиков, с 1769 года общество узнает его как издателя «Трутня». В дальнейшем деятельность его на поприще просветительства продолжается. Новиков не случайно связывает свою судьбу с масонством, он был нужен движению как деятельный, образованный, энергичный человек.

Политические, общественные деятели, писатели действовали в духе идей «просветительной» французской философии. Писатели были или атеистами-вольтерьянцами, или мистиками. Вместе с Западом они сомневались в бытии Бога, многие проповедовали революцию.

НЕ оставался в стороне и Русский театр столетия, он, как и Французский, сделался ареной политической пропаганды. Со сцены проповедовались освободительные идеалы, в сознание русских людей внедрялись понятия о свободе и равенстве.

Несомненно, русская общественная мысль в екатерининское время значительно быстрее двинулась вперед по пути естественного примирения религиозного идеализма Московской Руси с новыми веяниями просветительной эпохи.

2.3.Клерикат; система Мелиссино; тамплиерство; система Циннендорфа

В 1768\1769 гг. в Россию проникла особая духовная отрасль тамплиерской системы - так называемый Клерикат, основанный доктором И.Штарком /1741-1816/.

Русское масонство этого времени входит в новые связи и даже тесным образом замешивается в интриги, происходившие в немецких ложах.

«Тамплиерский Клерикат» наделал много шуму в масонском мире. А.Пыпин пишет, что в разгар темплиерских затей, Штарк явился на масонскую сцену с новыми изобретением. Пыпин А.Н. Масонство в России, и первая четверть в. -М.,1997, с.102. Из истории немецкого масонства известно, что «тамплиерский клерикат» противопоставлял себя «Строгому Чину», и Штарк, в частности, проповедовал, что тайны ордена тамплиеров были унаследованы не светскими рыцарями, а духовными людьми. Штарк пытался возродить притязания католического духовенства на господство над мирянами.

Оценка Клериката, Пыпиным негативна и Штарка он характеризует исключительно шарлатаном и интриганом: «Штарк был масоном еще с 1761 года. ОН приобрел, как говорят большие сведения в масонских вещах; любил говорить таинственно о высокой древности ордена, о великих его тайнах, чудесных силах и знаниях, которыми он обладает. Он внушал своим друзьям и адептам веру в чудесное, в магию и духоведение…. При каких обстоятельствах Штарк придумал клерикальную систему, до сих пор не разъяснено вполне, и сведения о ней неясны и противоречивы. Пыпин А.Н. Масонство в России, и первая четверть в. -М.,1997, с.103.

Полу католический характер этой системы с ее церковными обрядами, постами, молитвами и таинствами, не мог, конечно, привлечь к себе большого числа православных русских братьев, поэтому, вероятно, о Клерикате, о России существует самые смутные сведения.

Около того же времени, именно около 1765-1786 гг. в Петербурге была основана система с высшими степенями - система Мелиссино. Младший брат куратора Московского университета, впоследствии артиллерийский генерал, человек, наделенный от природы богатыми дарованиями, Мелиссино стремился вложить в свою систему то научное содержание, которое так привлекало к розенкрейцерству русских масонов 80-х годов, в то же время сохраняя в угоду вкусам русской знати пышные титулы и церемонии рыцарства. Эта система сообщала те же сведения, которые составляли основу розенкрейцерской науки, в странном сочетании с полу католической обрядностью, как в Штарковом Клерикате. Система Мелиссино также не получила особого распространения. В то время в России не могли иметь успеха ни новая церковность, ни мистическая натурфилософия.

К началу 70-х годов относится появление в русских ложах системы Циннендорфа, которая только недавно перед тем образовалась в Германии, как особенная тамплиерства. Ревностным деятелем этой системы в Петербурге был гвардейский генерал-аудитор Рейхель, вступивший на русскую службу в 1770 году. Им была учреждена ложа «Аполлона» - первая ложа Циннедорфской системы. Еще перед своим отъездом из Берлина Рейхель имел беседу с мастером ложи «Трех золотых ключей» - самым знаменитым Циннедорфом и получил от него поручение сделать все возможное для распространения ордена в России. Основанная Рейзелем ложа состояла из 14 членов, из которых 13 были иностранцами и только один русский - шталмейстер ее Величества Нарышкин.

Позднее была открыта ложа «Гарпократа» под управлением князя Н.Трубецкого, в эту ложу затем перешло большинство членов «Аполлона». А.Пыпин приводит данные Новикова о «рейхелевском масонстве по берлинскому акту», помимо названных лож названы: Ложа И.Артемьева, Ложа А.Нартова, немецкая Ложа в Ревеле - «Изида», Ложа Новиковпа - «Латона», Ложа Дубянского /возможна «Астрея»/. Под этой же рубрикой упомянуты ее две Ложи - Л.Третьяковского и В.Крюковского. Пыпин А.Н. Масонство в России… - М.,1997, с.112.

2.4.Учреждение английских лож; масонские понятия Елагина

Как уже отмечалось, выше путь Елагина в масонстве разбит как бы на два периода. Ко второму периоду относятся образование английских лож. Под влиянием определенных литературных и политических кругов Елагин стал раздумывать о том, нет ли в масонстве чего-нибудь притягательного, ему неизвестного. С целью разрешить этот вопрос, он стал чаще посещать ложи и искать знакомства с людьми «состарившимися в масонстве». После встречи с английским масонством, открывшим ему много нового, Елагин ревностно отдавался масонской деятельности и быстро выдвинулся на первое место среди петербургских братьев. Он завязал отношения с Великой Лондонской ложей и получил от нее разрешение на работу в семи степенях винорской или новоанглийской системы. Таким образом, благодаря Елагину, в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние.

Елагин писал, что учение наше родилось не от вымыслов ума человеческого, но от Бога, ибо он есть слово Божие; поэтому новые системы и новые постановления никак не могут быть против него: не могут ослепить на некоторое время слабость людей любопытных, но бессильны поколебать ревность просвещенных. Говоря о розенкрейцерской системе, он характеризует ее следующими чертами «Сия неисповедуемыми обещаниями учения, у них одних токмо существующими, укрепляет легковерие братства, возрождая из тлеющего иезуитского пепла мечтательного феникса. Они, называя братьев свободными каменщиками, определили над ними беспредельную начальствующую власть, покоряющую и разум, и волю». Пыпин А.Н. Масонство в России… - М.,1997, с.127-128.

В сочинениях Елагина можно найти достаточно указаний о том, как он понимал, содержание масонского учения и в какие страны направлялись его мысли. Как уже отмечалось, он прошел первый период его легкомысленного отношения к масон-

ству, период сомнений и вольнодумства. Когда он затем стал беседовать с людьми «состарившимися в масонстве» и с чужестранными братьями, он постепенно приобрел высокое мнение о масонском таинстве и, в сущности» был недалек от настоящего розенкрейцерского мистицизма. Путешественники из Англии рассказывали ему об истории масонства, об образовании Лондонской Великой ложи /например, Престон /1742-1818/ -писатель, изучающий историю масонства/.

Елагин изучал главным образом мистическую литературу, печатную и рукописную, явную и тайную, которая произведена, была в основном трудами Новикова и его школы, под влиянием розенкрейцерских тенденций.

Пыпин указывает, что сохранились черновые работы Елагина о книге Сен-Мартена «Объяснение таинственного смысла в божественном писании о сотворении Селенной, служащие ключом к разобранию книги Истины и Заблуждений». Несколько тетрадей с толкованиями еврейских слов с египетской азбукой; собрание мистических и каббалистических чертежей, выкладок и рисунков; различные мистические книги и рукописи; ритуалы различных высших степеней.

Все искания Елагина, в конечном счете, свелись к почти не понимаемому мистицизму и в проповедь смирения и повиновения.

С назначением Елагина Великим мастером Петербургской провинциальной ложи английская система утвердилась намного прочнее и разумелась под именем «старого масонства» В 1774 году Елагин открыл в Петербурге ложу «Девяти Муз», а также «Музы Урании» и «Беллоны», в Москве «Клио», несколько раньше была учреждена ложа «Марса» в Молдавии, и др.

2.5. Русская Национальная ложа шведской системы;
противоречия с Елагинскими ложами

Конкурировать со стройной организацией Елагинских лож рейхелевским масонам, лишенным всякой связи со своей Великой Ложей было крайне затруднительно. Чтобы как-то выйти из тяжелого положения, Рейхель обратился в Швецию, послав с этой целью в Стокгольм одного из братьев, но и там, ему дали неутешительный ответ, посоветовав вступить в соглашение с Елагиным. Рейхель совет выполнил и обратился к Елагину. Последний находился в самом разгаре своих исканий и поэтому имел причины не слишком дорожить своей связью с английским масонством, так как акты, по которым работали его ложи, не были, вероятно получены официальным путем и не могли иметь в его глазах характера безусловной и священной масонской истины. Кроме того, отношение братьев елагинского общества к масонству не было достаточно серьезным. Возможно, что Елагин относительно легко поддавался убеждениям Рейхеля, соблазнившись обещаниями получения истинных актов, в которых так нуждался Елагин для своих работ. В результате многих трудов Рейхель блестяще выполнил свой план: 3 сентября 1776 года состоялось, соединение рейхелевских и елагинских лож, причем Елагин отказался от английской системы и дал обещание ввести в своих ложах работы по шведско-берлинской системе. Таким образом, Петербургская Великая провинциальная ложа объединила под своим управлением 18 лож. Но главенство шведско-берлинской системы в России оказалось недолговечным.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.