реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История развития религии

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ (Ведизм - религия Древней Индии).

На заре второго тысячелетия до Р.Х. весь цивилизованный мир пришел в смятение. Орды пастушеских народов появились на границах государств старой культуры.

Из аравийских пустынь хлынули кочевники-амориты, наводнившие Двуречье; в Малой Азии появляются хетты; ахейцы вторгаются с севера на Балканский полуостров. В середине II тыс. до н.э. в Индию с севера вторглись новые племена, которые отличались от коренных жителей светлым цветом кожи. Этих завоевателей называют арии (букв. Благородные). Арии - это восточная ветвь индоевропейской семьи народов. Название «арии», очевидно, появилось тогда, когда они подчинили себе местные племена, которые считали более низкими и некультурными.

Вторгнувшиеся племена говорили и писали на языке, близком к европейским языкам, а так же к современным индийским. На нём же были созданы и древнейшие религиозные тексты ариев. Этот язык назывался Пракрити (природный). Со временем этот язык был основательно переработан и стал основным религиозным языком Индии. Он называется Санскрит (обработанный). Этот древний язык хорошо изучен и вполне понятен для чтения, хотя весьма не прост: в нём чрезвычайно сложная грамматика, обилие сложных слов с множеством корней и огромным количеством синонимов.

Религиозные воззрения базируются на знании причинно-магической связи между вещами; полностью и строго соблюдая сложную церемониальную систему, можно управлять стихиями и богами, как своими слугами. Огненная жертва может вызвать молнию и гром, возлияние молока -- дождь.

Эта иллюзорная власть над миром неизбежно приводит к полному порабощению человека. Магические представления сковывают его сознание и постепенно гасят в нем подлинно религиозную мысль. К счастью, индоарийская культура не задохнулась под гнетом магизма, а стала незаметно прокладывать себе дорогу. В ведический период эта дорога разделилась на два направления. С одной стороны, неудовлетворенное религиозное чувство обратилось к космической мистике бытия, огня, жизни. С другой стороны, выход из тупика люди начали искать через философское мышление.

Арии принесли с собой своё Священное писание. Оно называлось Веды. Имеются четыре основные Веды: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний, который считается более поздним, чем три первых). Ведические стихотворные молитвы и заклинания называются на санскрите мантрами, а поучения - сутрами. Ведическое знание передается через Веды, а так же - через написанные к ним брахманы - сборники сведений о ритуалах, правилах и обрядах.

Самый популярный бог в Ведах - Индра. Он может также считаться одним из самых архаичных (древних) богов. Ему посвящено более 250 гимнов. Возможно, он был племенным богом ариев. Имя Индра означает силу, плодородие, мужское начало. Он воплощает, прежде всего, функцию воина, неоднократно сражавшегося со своими врагами, число которых, по Ведам, очень велико. Обычно Индра имеет образ человека. Он светло-рус, мчится в колеснице или сидит на слоне. Индра предстаёт творцом солнца, неба и зари, он может сорвать диск солнца с неба или укрепить его. Он благосклонен и дружелюбен к ариям, вдохновляет певцов и поэтов.

Ведическое представление о создании мира (космогония) и его устройстве (космология), а так же учение о потустороннем мире и загробной жизни в Ведах прослеживаются очень туманно и мало разработаны. Мир был создан то ли из некой неразличимой пустоты путём сгущения, то ли из тел тысячеглазого, тысяченогого и тысячеголового первочеловека Пуруши, тело которого расчленили боги.

«Какому богу вознесу я мольбу?» -- спрашивает риши. Откуда и для чего появился мир? Никто этого не знает. Быть может, человек лишь игрушка неведомых сил, и ему суждено вовеки тщетно разгадывать мировую загадку, сидя у беспредельного океана Истины...»

Великая всемирно-историческая заслуга древнеиндийских мыслителей в том, что они преодолели этот кризис и дерзнули, не останавливаясь на полдороге, вступить в храм Вечного и Безусловного, в храм Абсолюта.

Но не на этом пути суждено было обрести человечеству утраченное единение Земли и Неба. Не от языческого космизма, не от мистиков, поднявшихся до вершины Сверхбытия, шло спасение. Не здесь, в Индии, а там, на Западе, на стыке трех материков незаметно подготавливалось величайшее откровение в истории человечества.

БРАХМАНИЗМ

К началу 1 тыс. до н.э. арии жили уже полностью осёдлой жизнью, У них появились многочисленные княжества, которые нередко воевали между собой. Культ в ведической религии усложнился, в обществе значительно вырос авторитет жрецов - брахманов. В религиозной жизни произошли большие изменения: окончательно сложилась так называемая кастовая религиозно-общественная система, изменился по составу и характеру пантеон богов. Этот период в религиозной жизни индусов называется брахманизм, однако, считать его новой религией было бы неверно, так как установки ведической религии, её боги и традиции сохранились.

Важнейший элемент системы брахманизма, имеющий ключевое значение для всех направлений индийской религии и философии - теория перерождений, или сансара (блуждание, переход, круговорот).

Брахманизм - 2-я стадия (I тыс. до н.э.) формирования индийской религии - индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племён местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги - Брахма, Вишну, Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивающие лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.

Существует шесть религиозно-философских школ, последователей брахманизма, они считаются классическими.

Веданта (букв. завершение, конец вед) - учение с мистическим оттенком, в котором рассматривалось соотношение брахмана и атмана (т.е. личного и безличного начала, человека и Абсолюта). Наш материальный мир, с точки зрения последователей этого учения - лишь иллюзия, а истинная реальность - это только непознаваемый и всемогущий Господь - Брахман. Мудрецы веданты горячо спорили о том, как человек может выйти из бесконечного круговорота сансары.

Muмaнca (букв. раннее исследование) - близкое к веданте учение, но призывающее в первую очередь к строгому соблюдению древних ритуалов. Ритуал для последователей миманса гораздо важнее самих богов. Цель человека не искать выхода из круга сансары, а правильно прожить жизнь на этом свете и после смерти возродиться богом. Философы мимансы внесли большой вклад в теорию познания и разработку приёмов логического мышления.

Санкхья (перечисление, размышление) - учение о двух началах мира, материальном и духовном. Материя порождает всемирную душу, которая состоит из индивидуальных душ людей. Материальный мир имеет три гуны (составные части) - сущность (равновесие, гармонию), страсть (возбуждение, активность) и тьму (тупость, инертность, невежественность). Жизнь человека - страдание, так как душа его находится во власти «гуны страсти». Человеческая душа должна очиститься от пут страстей и невежества.

Йога (соединение, запряжение) - учение о том, как можно достичь совершенства и слияния души с богом при помощи отрешения от мира, от всего преходящего и сиюминутного. В основе йоги лежат идеи аскетизма. Со временем стали возникать специфические приёмы йоги, позволяющие сосредоточиться и уйти от внешних влияний с помощью самогипноза, неподвижного нахождения в определённых позах, задержки дыхания, постоянного держания в уме абстрактных молитвенных формул. Йога предлагала 8 принципов, соблюдая которые, можно было достигнуть совершенства. Сейчас йога понимается как некий набор упражнений для оздоровления тела, хотя это всего лишь средство, а не цель данной философской системы. В современном мире существует большой интерес к древнему учению йоги, однако, как правило, оно остаётся закрытым и не до конца понятым. Чтобы полностью «включиться» в это учение, надо в полном объёме осознать и пропустить через себя таинственный и невероятно сложный мир древней индийской культуры и философии. Использование лишь внешних приёмов йоги может быть даже опасным для здоровья и психики человека.

Вайшешuка (философия различий) - учение о сущности бытия, содержащее теорию атомистического строения всего сущего из мельчайших неделимых частиц. По мнению многих исследователей, оно было близко к материализму. Философы вайшешики шли в познании мира от повседневного опыта человека. Паранормальные явления их не интересовали. В этом последователи вайшешики резко расходились с учителями йоги.

Ньяя (способ, подход, метод) - реалистическое (идущее от изучения действительности, от материального мира) учение, близкое к вайшешике. В отличие от первой, эта школа сосредоточилась на выработке правильных методов мышления, на классификации и логике.

Все эти древние школы имеют в большей степени чисто философский, нежели религиозный характер. Их создатели пытались объяснить общие закономерности существования реального окружающего мира с помощью разума и чувства, обозначить место человека в мире, определить смысл его жизни. Древнейшие философские школы подняли вечные вопросы человечества и заложили основу для будущих исканий философов всего мира. От этих школ пошли, и важнейшие направления будущей индийской религиозной мысли: с йогой был тесно связан джайнизм, с санкхьей - буддизм. Среди богов самым заметным становится Брахма - бог, творец вселенной. Собственно бога с таким именем в Ведах нет, а словом брахман означает некое начало, от которого всё в мире возникает, существует, а затем прекращает своё существование. Это скорее не бог, а некоторое философское понятие, которое со временем превращается в имя собственное.

В брахманизме сложилась стройная космогоническая теория. Согласно ей, сначала сам Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в первобытном океане. Силой своей мысли он разделяет яйцо на две части - создавая, таким образом, небо и землю. Далее он творит пять стихий: воду, огонь, воздух, землю и лёгкий не видимый эфир. Вслед за этим появляются боги, жертвоприношения, звёзды, время, горы, равнины и т.д. Брахма создаёт людей с их чувствами. Возникают противоположности: свет - тень, жара - холод и другие. Появляются женское и мужское начала, растения, животные, птицы...

Бог Брахма изображается в виде сидящего мужчины красного цвета с четырьмя туловищами и четырьмя лицами. В восьми руках Брахма держит четыре Веды, жезл, сосуд со святой водой из Ганга, цветок лотоса и жемчужное ожерелье. Передвигается он на лебеде или в колеснице, запряжённой семью гусями.

ИНДУИЗМ

В VI в. до н.э. В Индии возникла новая религия - буддизм, но старая вера сохранилась. Некоторые её элементы вошли в буддистское учение, но и приверженцев старых культов осталось немало. В конечном итого буддизм оказался вообще оказался вытесненным из Индии а старые ведические культы победили.

Верящих в Брахму, а так же других многочисленных богов ведического и более позднего происхождения называют индуистами.

Индуизм - это не столько религия, сколько своеобразная, загадочная и во многом непонятная, закрытая для европейцев культура Индии. Индуизм это образ жизни миллионов людей, который почти не меняется на протяжении столетий.

В древности последователи Вед обходились без храмов, то в современной Индии храм стал важнейшей частью религиозной культуры. Храм воспринимается как святое место, «тело» божества, которому он посвящён, а его архитектурные формы воспринимаются в качестве миниатюрной модели Вселенной. В храме может быть выделено особо почитаемое место - алтарь, в котором пребывает статуя или иное изображение богов, имеющими сложную символику, а так же орнаментами, содержащими символы индуизма: геометрические рисунки, в числе которых свастика (от слов «су» - благой и «асти» - быть). Она служит в этой религии охранным солнечным знаком, символом бога Вишну.

Отличительной чертой индийской культуры является почитание священных животных и растений, которых очень много. Ведь индуисты никогда не выделяли человека из мара живой природы. Сансара наводит людей на мысль, что любое живое существо может воплощать в себе дух умершего или божество. Среди животных больше всего почитается корова. Священным так же считается молоко, которое она даёт. Прикосновение коровы может улучшить карму человека. Причинение вреда корове, или её убийство - тяжкий грех, сопоставимый с убийством человека. Корову нельзя тревожить даже в том случае, если она лежит поперёк оживлённой улицы.

Подлинные хозяева многих индийских городов - обезьяны. Они тоже считаются священными животными. Им сходят с рук всё, даже далеко небезобидные «шалости».

Индуистский бог Кришна считается не только очень популярным богом, но и учителем, философом. Его обычно изображают сидящим на троне из перьев или лепестков цветов. Он воплощает всё самое прекрасное и чистое.

Буддизм

2

ДЖАЙНИЗМ

Для джайнизма в Индии была теоретическая база - это в первую очередь санкхья и йога. Эти учения призывали людей к самосовершенствованию, к выходу из порочного круга страстей и желаний, к растворению человека в природе. Но система брахманизма имела одно слабое место - кастовая система. Многие могли быть ею недовольны, но больше всего она не нравилась кшатриям - князьям, правителям, воинам. Путь к спасению (существовавший только для жрецов-брахманов) в это жизни был для них закрыт. Поэтому именно в среде кшатриев стали появляться пророки, которые пытались создать новую религию, которая сделала бы людей равными на пути к спасению, высшим степеням духовности, богам.

Джайнизм не стал такой религией: видимо этому помешал её крайне аскетический характер, но поиск продолжался и в VI веке до н.э. родилась новая религия - буддизм, ставшая самой ранней по времени появления мировой религией. Она старше христианства на пять веков, а ислама целых двенадцать.

Джайнизм может рассматриваться как его непосредственный предшественник или, по крайней мере, очень близкое к буддизму религиозное учение.

БУДДИЗМ

Буддизм - возник в Древней Индии в Х1- V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления тхеравада и махаяна. Расцвет буддизма в Индии - V в. до н.э. -начало 1 тысячелетия н.э.; распространился в юго-восточной и центральной Азии, отчасти в средней Азии, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к ХН в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т.ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, освобождение и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию и одновременная пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определённого набор дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нём постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д. Отрешённость от мира, индивидуализм определяют глубокую асоциальность буддизма.

Архат в буддизме хаяны существо, достигшее состояния высшего совершенства идентичного с «освобождением», нирваной.

Бодхисатва (санскр.: тот, чья сущность - просветление), в буддизме махаяны идеальное существо, которое в отличие от архата хаяны, выступает, прежде всего, как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. В основе идеала бодхисатвы в махаяне - космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.

Дхарма (санскр.), 1) одно из центральных понятий в индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: царящий над миром вечный абсолютный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2) В буддизме - первичные элементы бытия и психо-физичекие элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их - источник страдания и прекращения нирваны.

Нирвана (санскр. - угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме психологическое состояние внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, абсолютной отрешённости от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этикопсихологическим понятием нирваны возникает и представление о ней, как об абсолюте. В джайнизме - совершенное состояние души, освобождённой от оков материи, бесконечной игры жизни и смерти (сансары).

Буддистская философия оперирует понятиями беспредельного, бесконечного мира, находящегося в постоянном состоянии возникновения и исчезновения. На этой сцене и разыгрывается драма жизни.

У мира нет ни начала, ни конца, следовательно, нет места богу-творцу и акту творения. О боге в буддизме нет и речи, ему не место в этой системе. Под богом буддисты понимают некий абсолют, универсальное начало, абстракцию, пустоту. При этом небо и земля, по буддизму, населены многочисленными богами из пантеона Вед, брахманизма, индуизма. Будда - не бог. Он лишь совершенный человек, великий гуру. Указывающий другим людям путь к совершенству. Он так же и не спаситель людей. Многие считают буддизм атеистической религией, для такой точки зрения есть немало оснований. Нельзя считать буддизм и монотеистической религией, так как всё множество ведических богов сохранилось в его вероучениях (хотя поклонение им и утратило смысл). В буддизме нет веры в загробную жизнь. Будда не отменил и не запретил старых богов, но в новой религии они стали скорее созданиями природы, чем её властителями.

Согласно древним буддистским традициям Вселенная существует в нескольких уровнях. Земля находится где-то посередине. Это цилиндрический диск, в центре которого возвышается гора, окружённая морями и концентрическими кругами горных цепей. За пределами этих цепей находится море, доступное взорам людей, на нём лежат четыре острова. Индия - треугольный остров. Его серединный пункт - дерево, под которым Будда вошёл в состояние нирваны. Земля держится в пустом пространстве. Под землёй находятся страшные адские пещеры, в которых мучаются, терзаются, кипятятся и поджариваются их обитатели. Над землёй находится шесть небес, на которых живут боги.

РАЗДЕЛЕНИЕ БУДДИЗМА

После смерти Будды последователи Учителя собрались на специальные соборы с целью сохранения и передачи его учения. На этих сборах складывались догматы (неизменные, важнейшие, не требующие доказательства, принимаемые на веру положения). Первый такой собор произошел, согласно традиционному рассказу, собрался вскоре после смерти пророка. Среди пятисот монахов были непосредственные ученики Будды, в том числе его любимый ученик Ананда, которого едва не отстранили от собора, так как считали повинным в том, что он не успел спросить у умирающего точного разъяснения главных пунктов учения. Историки считают этот первый собор скорее мифом, чем реальностью. Второй собор произошел через 100 лет после первого в вайшали. На нём возникли острые споры, и фактически произошел раскол сангхи (буддистской общины) на два направления. Первое из них - тхеравада (или южный буддизм) состояло из позиции полного и максимального сохранения каждого слова, жеста и эпизода из жизни Будды, второе трактовало буддизм более свободно. Последователи тхеравады - это ортодоксы, то есть сторонники неизменного и неуклонного следования учению.

Для того, чтобы сохранить единство, они периодически собираются на так называемые сангити (букв. совместное песнопение), последнее из них - шестое - произошло в Бирме в 1954-1956гг., когда (согласно признанной буддистами дате смерти Будды) отмечалось 2500-летие перехода Будды в нирвану. Северный буддизм называется махаяна (большая колесница, широкий путь к спасению). Последователи махаяны считают себя исключительно правильно трактующими вероучение и относятся к «южной школе» весьма презрительно. Если ранний буддизм больше похож на философию, то махаяна - именно религия. От южного буддизма её отличает следующее:

Будда Гаутама для махаянистов в большей степени бог, чем учитель

мудрости и философ.

Махаяна учит, что Будда - воплощение сверхчеловеческих сил и их оружие.

В махаяне считается, что достичь состояния Будды может каждый человек.

В нирвану, с точки зрения махаянистов, могут войти не только монахи, но и миряне.

В махаяне получает развитие мифология, несколько напоминающая учение о рае и аде, что для раннего буддизма было абсолютно не свойственно.

Община нищенствующих монахов (сангха) превратилась в махаяне в настоящую церковную организацию со множеством богатых храмов, монастырей, могущественным духовенством.

Итак, в буддизме на рубеже нашей эры постепенно сложились два главных направления: южный буддизм, основанный на школе тхеравады, и получивший более позднее название хаяна, и северный буддизм, именуемый махаяна.

С угасанием буддизма в Индии возникает и продолжает по настоящее время развиваться религиозно-социальная система хинду, которая является как бы итогом переработки предшествовавших течений и поисков. Она признает кастовую систему отношений, а в качестве главных богов выделяет Вишну и Шиву. Вишну является в образе Рамы и Кришны. Распределение ролей следующее: Брахма - созидатель всего, Вишну - хранитель, Шива - разрушитель и реконструктор одновременно. Космогоническая доктрина заключается в представлении, что индивидуальная вечная душа (Атман) стремится слиться с мировой душой (брахманом). Существует множество направлений в рамках индуизма.

ЛАМАИЗМ (Буддизм в Тибете)

Для того чтобы понять особенности тибетского варианта буддизма, носящего название ламаизм, надо немного сказать о коренных древних верованиях тибетцев. Согласно одной из легенд, прародителями тибетцев были царь обезьян и горная ведьма. Подлинное их происхождение - белое пятно в истории.

Антропологические характеристики черепов древних людей Тибета указывают на их сходство с индейцами Америки. Считают, что смешение кровей происходило и на протяжении первых тысячелетий дохристианской эры, но особенно интенсивно - в более поздний период.

Добуддийская религия Тибета была типично политеистической. Божества подразделялись на богов неба, земли и воды. Деревья рассматривались как вместилища божественного духа. Сквозь все сферы прорастает Мировое дерево.

В практической жизни большая роль принадлежала «богу дома», который требовал большого внимания, и богу очага. Культовый служитель «бонпо» проводил особый ритуал очищения, если вода нечаянно заливала огонь в очаге.

Личные боги (бог-защитник и бог-человек) располагались на плечах справа и слева как Бонпо-могильщики были магами, могли летать на бубне, заклинать, резать железо птичьим пером, предсказывать будущее. В религиозной традиции тибетцев были жертвоприношения, в том числе, и человеческие. Клятва вассалов своему королю сопровождалась убийством животных, которые производились с особой жестокостью, символизируя мучения, которые ждут изменщика клятве. Вообще, владык обожествляли как сынов неба.

Космогонические мифы повествовали о происхождении мира из космического яйца.

Чисто политические мотивы - вражда внутри бонского священства (одни поддерживали владыку - цэнпо, а другие - племенную аристократию), вынудили цэнпо обратить внимание на буддизм, укоренившийся в Северной Индии.

Вариант буддизма, получивший развитие в Тибете, включал три источника:

1. Учение мадхьямиков

2. Учение йогов

3. Тантризм

Учение мадхьямиков считает иллюзией не только внешний мир, но и само познание. Реальна только пустота, она не познается опытом, но только мистически, интуитивно.

Учение йогов допускало реальность сознания, а образы внешнего мира рассматривало как мираж, высший смысл которого познается в процессе внутреннего созерцания. Система упражнений предназначалась для совершенствования созерцательных способностей. При этом считалось, что экстатические состояния, вызываемые йогическими упражнениями, помогают сосредоточению мыслей.

Тантризм, вошедший в тибетский буддизм, содержало открытую (экзотерическую) часть, доступную большинству, и эзотерическую - тайную часть, которая была доступна только посвященным. Огромную роль в практике тантризма играли братья, магические приемы и ритуальные телодвижения.

В магическом ритуале действовала триада - телодвижение речь - произнесение заклинаний, и рассудок - концентрация внимания.

Кроме того, для приведения себя в состояние транса практиковалась фиксация взгляда на изображении магических кругов или квадратов - мандал.

Цель и смысл тибетского буддизма - слияние с космическими духами, пронизывающими пространство.

Тантрический буддизм завершает развитие буддийской теоретической мысли, продолжавшееся 1500 лет.

Христианство

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.