![]() |
|
|
Истоки христианстваНа богослужении в Троицын день люди стоят в церкви с цветами, а церковь и наши дома украшаются деревьями и травой, напоминая этим, что Дух Святой подает расцвет всех жизненных сил. Святки.Святки -- две недели зимних праздников, начинающихся с Рождественского сочельника 6 января и заканчивающихся Крещением 19 января, это время, когда жизнь переворачивается, когда можно делать все, что запрещается во всякое другое время. По церковному календарю крайние даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление). Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба -- Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки -- души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями н запретами, определяющими поведение людей, выделяет Святки из всего календарного года. Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день Святок на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения. В пятницу вечером, в канун Крещения, последний и самый важный день святочных гаданий. Считается, что в эти дни активизируются духи. И хотя православная церковь считает гадания языческими и бесовскими забавами, гадалкам и хиромантам работы в эти дни прибавляется. Первая неделя Святок считается святой, вторая -- страшной. Чтобы привлечь удачу, рекомендовалось на святочной неделе ходить во всем новом, а не просто во всем чистом. 6 ЯНВАРЯ -- Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества -- вечером гадали и совершали различные магические действа. 7 ЯНВАРЯ -- Рождество 8 ЯНВАРЯ -- Бабьи каши -- праздник повивальных бабок и рожениц -- в Курской губернии ходили в гости к повивальным бабкам и приносили им разную еду, после чего было принято кутить с ними с вечера и до утра, в этот же день просили помощи и защиты у пророка Давида -- музыканта и укротителя гнева. 9 ЯНВАРЯ -- Стефанов день -- в этот день нанимали батраков. 11 ЯНВАРЯ -- день памяти младенцев, избиенных в Вифлееме царем Иродом -- с этого дня и по 19 января женщинам было запрещено играть в карты, иначе «куры будут клевать огурцы». 12 ЯНВАРЯ -- Анисья -- желудочница -- по свиным желудкам, по печени и селезенке гусей гадали о зиме -- «если печень и селезенка очень раздуты, зима будет теплая и пасмурная, с частыми дождями, если тонкие, жди зимы ясной и морозной». 13 ЯНВАРЯ -- день святой Маланьи или Васильева коляда -- раньше приходился на 31 декабря и был кануном Нового года -- в этот день все семьи были заняты приготовлением к встрече Нового года -- «Под Василья ведьмы крадут месяц» -- «Если в ночь ветер дует с юга -- год будет жаркий и благополучный, с запада -- к изобилию молока и рыбы, с востока -- жди урожая и фруктов». 14 ЯНВАРЯ -- Василий Великий -- покровитель свиней -- по старому календарю этот день приходился на 1 января, т. е. на НовыйГод. 15 ЯНВАРЯ -- Сильвестров день -- куриный праздник -- на этот день не ели яйца и курицу -- в курятник вешали «куриного бога» -- в южных районах куриным богом называют черный камень с дырочкой посередине (отверстие должно быть естественным). В Московской губернии в роли куриного бога выступал обыкновенный лапоть -- его вешали на стену в курятнике, чтобы уладить отношения домового и кур, которых он не слишком любит. В этот же день заговаривали сестер -- лихоманок -- дочерей царя Ирода, которые насылали на людей все мыслимые несчастья. 16 ЯНВАРЯ -- Пророка Малахии -- «На пророка Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти…» -- «На Малахия дом метелками обмахивай» -- в этот день нечистая сила с особенной озлобленностью может напасть на человека -- обстукивали самой старой метлой все углы в доме (изнутри и снаружи) для защиты от всяческой нечисти. Обращались за помощью к домовому: «Дедушка -- доможирушко, пои и корми мою скотинушку, люби, береги, да гладко води». 17 ЯНВАРЯ -- В этот и следующий день женщинам запрещалось шить -- считалось, что тогда ребенок родится слепым. 18 ЯНВАРЯ -- Крещенский вечер, канун Богоявления, Второй сочельник -- основной день святочных гаданий -- накануне Крещения мелом рисовали кресты на стенах, дверях, потолках -- собирали снег для беления холстов и умывания -- в полночь ходили за водой на реку, считалось, что эта вода долго не портится. 19 ЯНВАРЯ -- Крещение, Богоявление -- «В богоявленскую ночь небо открывается». «Крещение -- со святками прощение». Сырная (Масленица)Масленица -- неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона -- зиму и весну. У русских начало Масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста, т. е. на так называемое мясное заговенье, когда в последний раз разрешалось есть мясо. В этот день обычно устраивали небольшие семейные пирушки. Кое-где разводили костры, поясняя детям, что в них якобы «мясо жгут». Собственно же «встреча» Масленица отмечалась далеко не везде: дети и молодежь выходили на катальные горы с блинами «встречать Масленицу», веселились, катались с гор. Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначали умершим: его клали на божницу или слуховое окошко -- «для родительских душ», а иногда отдавали нищим также на «помин души». Блины, а также хозяйственную утварь, используемую для их приготовления давали в руки чучелу Масленицы; как символ скоромной пищи их уничтожали в костре при проводах Масленицы. Блины как важнейший атрибут масленичных гуляний не раз упоминались и в песнях. Значительная часть обычаев на Масленице так или иначе была связана с темой семейно-брачных отношений: на Масляной чествовали молодоженов, поженившихся в течение прошедшего года. Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье -- заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. Основным эпизодом последнего дня были «проводы масленицы», нередко сопровождаемые возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика -- пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»). Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье -- лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра. Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста -- Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т. е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т. п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение, вождение «козы» или «козла», кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др. Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.: Понедельник -- «встреча»,вторник -- «заигрыш»,среда -- «лакомка», «разгул», «перелом»,четверг-«разгуляй-четверток», «широкий»,пятница -- «тещины вечера», «тещины вечерки»,суббота -- «золовкины посиделки», «проводы»,воскресенье -- «прощеный день». Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая. боярыня-масленица, госпожа масленица». Понятие о богослужении (жертвоприношение).Богослужением вообще называется Богопочитание или угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами, то есть. исполнение воли Божией. Богослужение началось на земле со времени сотворения первых людей -- в раю. Богослужение первых людей в раю состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем. После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своем спасении. В Богослужении людей, после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения. Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв с жертвоприношениями должно было, вместе с этим, и напоминать людям, что, Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаситель мира. Церковное православно-общественное Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до Рождества Христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него, и получить успокоение нашей душе. А главное, через Богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, через совершение таинств при Богослужении, а особенно таинства Св. Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. Молитвы.О молитве.Завет Спасителя -- всегда молиться. Молитва -- это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с остановкой молитвы. Молитва -- это разговор с Богом, с Пресвятой Богородицей, святыми. Бог -- наш Небесный Отец, к которому всегда можно обратиться со своими радостями или печалями. Поэтому в любое время, не только на богослужении и молебнах, а в любом другом месте мы можем обратиться к Пресвятой Богородице и святым угодникам и просить их помочь нам, ходатайствовать за нас пред Господом. Надо учиться обращаться к Богу как Источнику Жизни. Первые слова, которые следует произносить утром -- это «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!». Постепенно краткие молитвы собираются в правила -- молитвы, обязательные для прочтения. Существуют различные, -- утренние, дневные, вечерние правила и др. Эти молитвы составлены святыми людьми и проникнуты духом их подвижнической жизни, посвященной Христу. Самой совершенной является молитва «Отче наш…», оставленная Своим ученикам Самим Господом Иисусом Христом. Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других -- несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает. Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании, одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать. Необходимо приучаться и к поклонам -- поясным и земным. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве. Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве. Надо стоять прямо, смотреть прямо на иконы, и помнить, что при молитве вы предстаете перед Лицом Отца Небесного. Молитвы начальные.1. Утренняя молитва. Встав от сна, прежде всякого другого занятия, благоговейно представляя себя пред Всевышним Богом и полагая на себя крестное знамение, говори: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь (истинно, правда). По сем немного помедли, чтобы все чувства твои пришли в тишину и мысли оставили все земное, и тогда произноси молитвы без поспешности, со вниманием сердечным. В этой молитве мы спрашиваем у Господа благословения на предстоящее дело. 2. Хвалебная молитва Господу Богу (cлавословие малое).Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. В этой молитве мы славим Бога, ничего не прося взамен. Произносится она обычно по окончании дела в знак благодарности Богу за Его милосердие к нам. Эта молитва произносится короче: Слава Богу. В этом сокращенном виде мы произносим молитву, когда оканчиваем какое-либо доброе дело, например, учение, работу; когда получаем какую-либо радостную весть и пр. 3. Молитва мытаря. Боже, милостив буди мне грешному. Господь, будь милостив ко мне, грешнику. Молитва о прощении наших прегрешений. Ее нужно произносить так же часто, как часто грешим. Как только согрешим, должны тотчас же каяться пред Богом во грехе и произносить эту молитву. 4. Молитва Господу Иисусу Христу. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь. Господь Иисус Христос, Сын Божий, по молитвам Твоей Чистейшей Матери и всех святых, умилосердись над нами (окажи милость нам). Аминь. Мы просим, чтобы Бог по молитвам святых помиловал нас, т. е. был милостив к нам и простил наши грехи. Эта молитва, как и молитва мытаря, должна быть в уме и сердце христианина возможно чаще, потому что, постоянно согрешая перед Богом, постоянно и должны обращаться к Нему с просьбой о помиловании. Молитва эта может произноситься короче: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, или еще короче: Господи, помилуй! В последнем сокращенном варианте она произносится в церкви, во время богослужения, нередко до 40 раз непрерывно. 5. Молитва Святому Духу. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша. Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и все наполняет, Вместилище всякого добра и жизни Податель, прииди и обитай в нас, и очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Милосердый, наши души. Мы просим, чтобы Дух Святой избавил нас от вечного наказания за грехи и удостоил нас Царства Небесного. 6. Трисвятое (ангельская песнь). Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам. Под словами: Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами: Святый Крепкий -- Бог Сын; под словами: Святый Безсмертный -- Бог Дух Святой. Молитва читается три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Ангельской песнью эта молитва называется потому, что ее воспевают святые ангелы перед престолом Божиим. 7. Славословие ко Пресвятой Троице. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и теперь и всегда, и в безконечные веки. Аминь. В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах. Молитва ко Пресвятой Троице. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради. Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи (Отче), прости нам грехи наши. Владыка (Сын Божий), прости беззакония наши. Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего. Прежде у Св. Троицы вместе, а потом у каждого Лица Св. Троицы мы порознь просим одного, хотя и в различных выражениях: избавления от грехов. 8. Молитва Господня. Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша , якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отец наш небесный! Пусть прославиться имя Твоё. Пусть наступит Царство Твоё. Пусть будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешивших против нас. И не допусти нас до соблазна, но избавь нас от злого духа. Потому что Тебе принадлежит Царство, Сила и Слава -- Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков. Аминь. Это -- важнейшая молитва; потому-то она и читается часто в церкви во время богослужения. Она содержит призывание, семь прошений и славословие. Паломничество.На VII Вселенском Соборе, ознаменовавшем победу над ересью иконоборчества, было принято определение, согласно которому Богу подобает служение, а иконам следует воздавать поклонение. Это определение, имеющее характер церковного догмата, связано и с темой православного паломничества. Паломники в византийской церковной традиции называются поклонниками, то есть людьми, которые совершают путешествие с целью поклонения святыням.Поскольку определение VII Вселенского Собора не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Во многих европейских языках паломничество определяется словом "пилигрим", что в переводе на русский язык означает только "странник". Паломники в Католической Церкви совершают молитвы на святых местах, занимаются медитацией. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.(Священная Земля Назарета)Еще дальше отошли от Православия протестанты, не почитающие ни святых, ни иконы, ни святые мощи. По причине такой разницы в понимании паломнической традиции в христианстве можно говорить о православном паломничестве.Святыни Вселенского Православия - это прежде всего Святая Земля, причём не только Иерусалим, но и Вифлеем, Назарет, Хеврон и другие места, связанные с земной жизнью Спасителя. Кстати, Египет, который все привыкли рассматривать исключительно как место отдыха, одновременно является одним из центров христианского паломничества. Здесь провёл первые годы жизни Спаситель вместе с Богородицей и праведным Иосифом, скрываясь от царя Ирода. Святое семейство в те времена жило и в Каире. Места эти всегда были очень почитаемы православными паломниками. В Египте в III-IV веках просияли подвижники благочестия, которые создали христианское монашество. Первые монашеские общины возникли именно там, в пустынях Египта. Важной составной частью Святой Земли являются Иордания, Ливан и Сирия, где также много святых мест, связанных с деяниями святых Апостолов и других Божиих угодников.Много святых мест Православия в Турции и Греции. Ведь территории этих государств свыше пятисот лет назад составляли основу православной Византийской империи. И по-прежнему столица империи, бывший Константинополь и нынешний Стамбул, является для всякого православного христианина святым городом. А главной святыней Греции считается Святая Гора Афон. Паломничество в это благословенное место не прекращалось никогда.В Италии для православных паломников два самых важных города - это Рим и Бари. Очень много православных святынь в Вечном городе. Всё-таки Церковь была едина целую тысячу лет, и за это время здесь просияло много Божиих угодников, которым православные люди до сих пор поклоняются. В первую очередь, конечно, святому апостолу Петру. А в Бари покоятся честные мощи святителя Николая Мирликийского, и туда, конечно, не зарастает тропа, проложенная русскими паломниками.(Иерусалим. Стена Плача.)Православные святыни находятся и в других крупных городах и столицах европейских стран. Например, многие Людмилы ездят в Прагу на поклонение честным мощам княгини мученицы Людмилы Чешской. В Париже также немало реликвий, в том числе - терновый венец Спасителя.Много святынь находятся на Украине и в Белоруссии. Это прежде всего Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская Лавры, а также Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |