реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Апологетика православия в Интернет-пространстве: история, тенденции, развитие, перспективы

Особую апологетическую ценность всегда имело положительное раскрытие и обоснование православной веры. Здесь существует два основных подхода: богословско-рациональный и богословско-аскетический. И если первый представлен всем развитием апологетической науки, трудами богословов-профессионалов, то второй преимущественно принадлежал пастырям-подвижникам. Их во все времена не мало было на Руси. В Синодальный период среди них следует назвать, прежде всего, свт. Тихона Воронежского, преп. Паисия Величковского, преп. Серафима Саровского и других преподобных отцов. Свт. Игнатий (Брянчанинов) своими «Аскетическими опытами» дал особенно ясное понимание православных основ духовной жизни и существа заблуждений западного мистицизма и рационализма. В его работах дается краткая, трезвая христианская оценка науки и философии.

ХХ век ознаменовался крупными потрясениями. Русская апологетика как научная дисциплина Духовных школ вскоре после 1917 г. прекратила свое существование вместе со всей системой богословского образования. Однако и в условиях гонений пастыри Церкви и образованные миряне продолжали поддерживать веру друг друга и противостоять агрессивному безбожию. В сибирской ссылке в 1928 г. прот. Валентин Свенцицкий пишет свои апологетические «Диалоги» о бытии Бога, о бессмертии, о Церкви, о прогрессе и духовной жизни. В 30-х годах в Твери, пребывая в крайне бедственном положении, профессор Н.Н. Фиолетов создает «Очерки христианской апологетики», в которых основное внимание уделяет естественнонаучной апологетике, вопросам соотношения религии и науки.

Постепенное возрождение апологетики как богословской науки началось в бывшем СССР вместе с возобновлением деятельности Духовных семинарий и академий. В МДА в первые годы курс основного богословия читали доц. прот. Н.С. Никольский, проф. прот. С.В. Савинский, проф. М.А. Старокадомский, доц. В.И. Талызин, проф. А.В. Ушков. Проф. Старокадомским были защищены магистерская и докторская диссертации по философской апологетике: «Вера и разум как пути богопознания по творениям церковных писателей первых трех веков христианства» и «Опыты умозрительного обоснования теизма в трудах профессоров МДА».

Закончим обзор православной апологетики словами архиепископа Сан-Францисский Иоанна (Шаховской) который в своей глубокой работе «Сектантство в Православии и Православие в сектантстве» прямо сказал: «В православной апологетике надо, прежде всего, делать ясное и твердое ударение на разъяснении смысла вероучения и на показании этого вероучения в жизни. Надо ясно понять, что православие есть страшный огонь, как святые тайны. Принимающих полноту православия этот огонь либо преобразит, либо сожжет. Православие создало дух русского народа, но оно же и ввергло русский народ в огонь. Православные опалены православием. Они сделались недостойными причастниками святыни полноты веры. Эта святыня не только живит, но и опаляет» Шаховской Иоанн, архиепископ Сан-Францисский. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве // Эл. публикация http://apologia.sobor-spb.ru/sekto/text/raznoe/prav.htm.

1.4 Проблемы современной апологетики

Прошедший век для европейской цивилизации ознаменовался одновременно падением авторитета религии и ростом авторитета науки. Это привело, в том числе и к тому, что основной фронт апологетики христианства сместился с отстаивания правильности вероисповедания той или иной христианской конфессии и с идеологических диспутов между христианством и исламом, между христианством и иудаизмом, христианством и язычеством на то, что можно назвать спором между верой и наукой. Уже не столько антихристианские, сколько антирелигиозные силы попытались использовать такое положение вещей для ещё большей дискредитации Церкви и христианского учения, противопоставляя те или иные научные теории и гипотезы догматам Богооткровенной Истины.

В таких условиях для многих христианских апологетов казалось необходимым и даже единственно верным идти по пути доказательства, что данные научные гипотезы не противоречат христианскому учению. Однако при фактически «священной» неприкосновенности оных гипотез и теорий всё это на деле выливалось в доказательство того, что, напротив, христианское учение не противоречит им.

В качестве яркого примера можно вспомнить, например, апологетическую статью Н. Бердяева, написанную в 1920-х годах, в которой он утверждал, что отсутствие доказательств об историческом существовании Христа на самом деле «и есть величайшее свидетельство в пользу христианства, свидетельство его чудесности» Бердяев Н.А. Наука о религии и христианская апологетика // Путь, 1927, № 6, С. 50.. Ещё больше примеров такого рода апологии мы увидим, если обратим внимание на многочисленные попытки согласования православного учения и эволюционизма, предпринимавшиеся десятками авторов, старавшихся на разные лады доказать, что выдвинутая Дарвиным в середине XIX века теория видообразования не только не противоречит учению Церкви о творении, но напротив, составляет его самую сердцевину и имеет твёрдые основания как в Писании, так и в Предании.

При кажущейся беспроигрышности позиции, апологетика такого рода имеет ряд очень серьёзных недостатков Максимов Ю. Принципы использования научного материала в христи-анской апологетике // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/рut/ aрologetika/nauchmetod.htm.

Первый состоит в том, что такой подход совершенно беспродуктивен, как с богословской, так и с научной точки зрения. Всецело замыкающийся на существующих сию минуту моделях, он делает бессмысленным любую дальнейшую исследовательскую деятельность. Вместо того, чтобы искать реально существующие исторические свидетельства о Христе, подход предлагает нам ограничиться осмыслением отсутствия оных; вместо того, чтобы объективно и критически рассмотреть предлагаемые секулярной наукой теории, непосредственно затрагивающие область Божественного творения, чтобы, в случае необходимости, пересмотреть их или выдвинуть новые, подход предполагает подстроиться под уже существующие.

Вторая проблема связана с тем, что наука время от времени неизбежно модернизирует и меняет свои взгляды. Научное знание не стоит на месте. Одна теория сменяет другую. И каждый раз горе-апологеты умели перетолковать текст Писания, чтобы оно соответствовало той или иной картине. Разные авторы с одинаковой самоуверенностью пытались и до сих пор пытаются одновременно согласовать с христианством такие разные и частично противоречащие друг другу разновидности теории эволюции как дарвинизм Кураев А. Человек приходит в мир // Той повеле и создашася. -- Клин, 1999., СТЭ Муравник Г.Л. Творение и эволюция: опыт преподавания в православ-ной школе // Рождественские Чтения 98. -- М., 1998. и номогенез Московский А.В. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции? // Рождественские чтения 97. -- М., 1997.. Занятие это весьма неблагодарное, поскольку такие «богословские кульбиты» в конечном итоге могут лишь посеять недоверие вообще ко всему тексту Библии и церковному учению.

Наконец, третья проблема связана с тем, что в абсолютном большинстве случаев такой подход предполагает по умолчанию лишить какого-либо самостоятельного значения, или, попросту говоря, выбросить из Библейского и Святоотеческого наследия 99% того, что нельзя притянуть за уши к данной теории, например, теории эволюции. Здесь кроется наибольшая опасность. Если сжечь свой дом из страха перед ограблением, то это, наверно, поможет оставить воров ни с чем, но вряд ли будет способствовать сохранению имущества. Апологетика, наносящая больший урон, чем сама критика, явно не может быть признана успешной.

Раздел 2. Обзор православных сайтов в пространстве Интернета

Современное развитие бурное цивилизации привело к появлению новой формы религиозной апологетики. Это связано с выросшей в невиданных ранее размерах «СМИ-зацией» общества. Важнейшим инструментом любой идеологии в нынешнем обществе считается массовая коммуникация. Современный мир насыщен коммуникационными сетями, опыт отдельного человека все более опосредуется технологическими системами производства и передачи символов -- носителей идеологии. Радио, телевидение, Интернет -- можно сказать, это те ступени, по которым поднимается нынешняя цивилизация из индустриального в информационное общество.

Русская православная церковь положительно относится к Интернету и использует его возможности для распространения православной культуры. Отношение русской православной церкви к Интернету и его возможностям в свое время высказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (см. Приложение А).

Прежде всего, нужно отметить, что «удельный вес» православной мысли и информации в Интернете гораздо больше, чем на телевидении, радио или в газетах. У Церкви есть православные газеты, есть хорошие материалы о Православии в светских газетах, есть и телепрограммы, но соотношение объема всего этого и того, что есть в Интернете, несопоставимо. Только сайтов православной ориентации сейчас сотни и сотни.

Этот факт, пожалуй, можно объяснить тем, что Интернет -- это СМИ для бедных. Гораздо проще и дешевле открыть Web-сайт, чем начать издавать газету, сделать радиопередачу, а тем более телепрограмму, или пробиться на телевидение либо в большую прессу со своей информацией. Из-за этого мысль церковная и перешла в Интернет. Так Интернет стал одним из средств демонополизации большого информационного пространства. Сеть сейчас стала одним из таких подпространств, где церковная мысль и церковная информация имеют, наверное, ту долю, которую они должны и могли бы иметь в больших СМИ.

Итак, рассмотрим более подробно вопросы присутствия Православия в пространстве современного Интернета.

2.1 Православные сайты рунета: специфика и статистика

Совокупная аудитория религиозных сайтов рунета (русскоязычного сектора мировой сети Интернет) невелика. Связано это, главным образом, с тем, что интересы пользователей «всемирной паутины» обычно лежат далеко вне религиозной сферы. По данным портала Rambler пользователей в сети интересуют, главным образом, компьютеры и Интернет (32%); развлечения (23%); новости и СМИ (8%); бизнес (7%) и автомобили (5%). Совокупная дневная аудитория религиозных сайтов рунета, по данным Rambler, составляет лишь около 60 тысяч посетителей (или около 0,3% от общей аудитории рунета).

Оценить же точно, сколько посетителей религиозного сектора рунета посещает православные сайты, не представляется возможным, потому что не все православные сайты используют системы Интернет-статистики. Однако, поскольку подавляющее большинство религиозных сайтов включено в раздел «Религия» рейтинга Rambler, это позволяет получить требуемую приближенную оценку с достаточно высокой точностью. Анализ статистики сайтов раздела «Религия» показал, что посещаемость религиозных сайтов распределяется следующим образом: православные - 51%, инославные (протестанты, межконфессиональные проекты) - 19%, восточные культы и оккультизм - 11%, исламские - 9%, тоталитарные и псевдорелигиозные секты - 6%, иудейские - 4% Мазуренко И. Православный Интернет сегодня // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/cgi-bin/рress.cgi?item=3r050201104149.

Итак, большинство посетителей религиозных сайтов рунета (51%) читают православные сайты. Каково же число религиозных и православных сайтов в русском Интернет-пространстве? Точно ответить на этот вопрос сложно, поскольку, во-первых, понятие Интернет-сайта весьма условно, во-вторых, как уже говорилось выше, не все религиозные Интернет-проекты включены в классификаторы, позволяющие получить открытый доступ к требуемой статистике. Так, согласно поисковику Yandex количество православных сайтов рунета около 2000 (январь 2005 г.), т.е. около 0,11 % от общего числа сайтов. По данным же Rambler Toр 100 религиозные сайты рунета (1262 сайта, по данным за январь 2005 г.) составляют примерно 0,19% от общего числа сайтов рунета.

Таким образом, сравнив доли числа православных (0,11%) и религиозных (0,19%) сайтов рунета, можно сделать вывод о том, что около 60% религиозных сайтов русского Интернета -- православные.

Полученные цифры позволяют сделать один важный вывод. Авторы инославных сайтов на русском языке действуют более активно, чем православные, ибо условный показатель эффективности православных сайтов (доля числа сайтов/доля числа посетителей) меньше 1 (он равен примерно 0,86). Объясняется это, видимо, тем, что инославные сайты имеют, по большей части, миссионерскую направленность, в то время как большинство православных проектов носят пока информационно-справочный характер.

Тройка самых посещаемых православных ресурсов рунета осталась в минувшем году неизменной -- это проект «Православный календарь», портал «Православие.RU» и Официальный сайт Русской Православной Церкви. В десятку наиболее посещаемых проектов вошли также: Каталог «Православное христианство.RU», личный сайт диакона Андрея Кураева, сайт радиостанции «Радонеж», сайт информационного агентства «Русская линия», проект центра «Православная энциклопедия» «Седмица.RU», библиотека православного христианина «Благовещение» и Интернет-портал Союза писателей России «Русское воскресение».

В 2004 году в рунете появилось несколько новых интенсивно развивающихся проектов. К числу наиболее интересных можно отнести ресурсы Православие и мир, Милосердие.RU, Библион, Русское православное телевидение, Доброе слово, Благочестие.RU, магазин Сретение, Русская цивилизация, Слово, Правая.RU, Благословение и др.

На основе анализа числа сайтов, отнесенных к различным рубрикам каталога «Православное христианство.ru», можно составить представление о тематической структуре православного рунета. Каждый четвертый православный узел рунета представляет собой официальную страницу -- храма, епархии, благочиния, иного учреждения Русской Православной Церкви, или официальный сайт церковно-общественной организации. Другая четверть православного рунета состоит из ресурсов, посвященных православному искусству и научным вопросам. Далее идут, в порядке уменьшения числа сайтов, такие тематические группы, как «Православное вероучение» (9%), «Семья, жизнь в миру» (7%), «Образование» (7%), «СМИ» (6%), «Интернет-службы» (6%), «Политика и идеология» (5%), «Церковь и общество» (5%), «Личные странички» (3%) и сайты, посвященные хозяйственной деятельности православных христиан (3%).

Половину официальных Интернет-узлов составляют храмовые странички, 17% -- страницы церковно-общественных организаций, 15% -- монастырские сайты, 12% -- официальные епархиальные сайты.

Одновременно с появлением в русском Интернете первых православных страничек стали появляться и сайты со списками ссылок на эти ресурсы. Вначале, когда число православных ресурсов сети исчислялось десятками, это были обычные разделы ссылок на православных сайтах. С ростом православного Интернета, когда православные страницы стали исчисляться уже сотнями, появились первые систематизированные каталоги. Одними из таких каталогов были «Koinonia» Виктора Сударикова, «Ортодокс», г. Санкт-Петербург и тамбовский проект «Истина Православия», ТГТУ. Каждый из этих проектов привносил в православный Интернет новые идеи: в каталоге Виктора Сударикова все ресурсы проходили предварительную проверку автором, в каталоге на сервере «Ортодокс» было реализовано автоматическое добавление ссылок пользователями, а также сопровождение описаний ссылок изображениями-баннерами; подборка ссылок на сервере Тамбовского университета была дополнена системой распределенного поиска по описаниям ссылок в каталоге. В появившемся чуть позже каталоге «Соборность» была впервые в православном рунете реализована идея многоуровневого рубрикатора.

В настоящее время в Российском Интернете реально действуют три каталога православных ресурсов. Это -- личная подборка ссылок Николая Ардабьевского на его авторском сайте, собрание ссылок на сайте Андрея Лебедева и каталог «Православное христианство.ru», поддерживаемый группой редакторов-добровольцев.

Анализ продолжительности жизни православных сайтов показывает, что многие православные сайты (главным образом это -- личные авторские проекты) закрываются в течение первых пяти месяцев после открытия Мазуренко И. Православный Интернет сегодня // Эл. публикация httр://www.рravoslavie.ru/cgi-bin/рress.cgi?item=3r050201104149. Эту группу сайтов можно условно назвать сайты-однодневки. Следующая категория сайтов -- это типичные православные сайты, среднее время жизни которых составляет от 10 месяцев до года. Как показывает статистика, год существования -- это важный рубеж для православного сайта. Большинство проектов не выдерживают, увы, испытание временем и закрываются. Те проекты, которым удается преодолеть данный критический рубеж (сайты-долгожители), могут существовать два и даже три года и больше.

Можно назвать следующие причины, которые обычно приводят к закрытию православных проектов:

— потеря у авторов Интернет-проекта интереса к сайту;

— смена руководителя организации, которой принадлежит сайт;

— переход администратора сайта на работу в другую организацию;

— проблемы с доступом в сеть Интернет в данном регионе или у автора сайта;

— отсутствие свободного времени в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами;

— реорганизация православных Интернет-проектов.

2.2 Аудитория православных сайтов рунета

Распределение посетителей православных страниц по странам не сильно отличается от картины, характерной для русского Интернета в целом. Три четверти пользователей читают православные страницы на русском языке из России и других стран бывшего СССР, а подавляющее большинство остальных читателей проживают в странах Запада.

Если рассматривать такую характеристику, как посещаемость сайтов, то имеется естественная обратно пропорциональная зависимость между числом сайтов и средним числом их посетителей.

Среди всех посетителей православного рунета около трети приходится на небольшие сайты (с аудиторией до 250 человек в сутки), другая треть -- на самые посещаемые православные порталы (с числом уникальных посетителей более 500 в сутки), остальные посещают сайты с суточной аудиторией от 250 до 500 посетителей.

В мае 2004 года в каталоге «Православное христианство.ru» произошла реорганизация. Авторы проекта изменили программное обеспечение каталога, что стало возможным задавать и читать описания сайтов не только по-русски, но и на любом из языков, на котором сделан включаемый в каталог сайт. И за последнее время в каталоге были открыты и частично заполнены ссылками английская, румынская, французская, сербская, болгарская, немецкая, польская, норвежская и итальянская версии интерфейса, готовятся к открытию грузинская, японская, греческая, венгерская, латышская и другие языковые версии.

С открытием иностранных версий интерфейса каталога авторы проекта поставили перед собой глобальную цель: собрать, описать и систематизировать в единой базе данных ссылки на возможно большее число православных сайтов мировой сети Интернет, вне зависимости от языка, на котором эти сайты выполнены. Частично эта задача уже решена сегодня, что позволяет сделать некоторые выводы о языковой структуре мирового православного Интернета.

2.3 Тенденции и перспективы роста православного рунета

Если в 1997-1999 годах число православных сайтов не превышало и 100--150, то к 2000 году их было уже порядка 300, в 2001 -- 500, в 2003 -- 1100, а в январе 2004 года -- не менее 1600. Экспоненциальный рост числа православных сайтов позволял сделать предположение, что к январю 2005 года, если бы эта тенденция сохранилась, число православных сайтов на русском языке достигло бы 2500. Однако темпы развития православного Интернета в прошлом году несколько снизились, и к январю 2005 года в православном Интернете насчитывается лишь около 2000 действующих православных сайтов.

С чем может быть связано такое изменение динамики числа православных русских сайтов? Можно назвать следующие возможные причины этих изменений:

— насыщение отдельных секторов православного Интернета (число приходских сайтов ограничено числом приходов, епархиальных -- числом епархий, монастырских -- числом православных монастырей);

— среднее время жизни православного сайта - менее года, поэтому бурно возникавшие в последние годы сайты по прошествии небольшого времени стали закрываться;

— наблюдается переход от количества к качеству (создание крупных порталов, объединенных проектов и др.)

На основе анализа обозначенных выше тенденций можно дать приближенный прогноз развития православного Интернета на ближайшую перспективу.

Можно ожидать, что и в этом году продолжится стабилизация скорости роста числа православных сайтов всемирной сети. Будет наблюдаться переход количества православных сайтов в качество, что выльется в создание новых крупных православных порталов; объединение существующих Интернет-проектов; создание православных информационных ресурсов принципиально новых типов, отвечающих вызовам времени; дальнейшее объединение православного Интернета в единую православную Интернет-сеть путем обмена ссылками и баннерами между православными сайтами; создание баз данных и каталогов, структурирующих мировое православное Интернет-пространство. Навигация в православном Интернете станет более удобной за счет развития поисковых систем и классификаторов, роль которых будет расти с ростом объемов православного сектора сети. Значительно вырастет доля видео-, аудио- и других типов мультимедиа-ресурсов в православном Интернете. Возникнут новые православные Интернет-сервисы типа «установи на своем сайте...», будут развиты уже существующие проекты этого направления.

Итак, можно надеяться, что православная миссия в сети будет в новом году еще более активной и действенной.

Раздел 3. Апологетика Православия в Интернете

3.1 Специфика апологетики православия в Интернете

Созданный сравнительно недавно механизм -- Интернет -- играет и будет играть все большую роль для человечества в битве за умы. Можно возразить, что истинному верующему достаточно Библии для спасения души, остальное от лукавого. Но истинным верующим еще надо стать, и не где-то в раю, а на нашей грешной земле, и сколько бы мы ни просили - «Избавь нас от лукавого», от испытаний нам не уйти. Вот почему, в частности, очень важно сделать Интернет позитивной силой, не отвергая его, сосредотачиваясь не на критике того негативного, что он -- как и любое другое явление нашей жизни двояко -- несет в себе, а именно укрепляя его позитивное влияние.

Среди целей и задач создания религиозных сайтов можно назвать такие, как размещение информации об отдельных приходах, монастырях, страниц с банковскими реквизитами для пожертвований. Именно эти цели были реализованы самыми первыми еще в начале создания православного Интернета. С течением времени и техническим развитием сайтов в Интернете стали размещаться публицистические статьи, освещающие внутреннюю жизнь Церкви, ее участие в общественной жизни и отношение к современным проблемам -- то есть стали появляться возможности и для полноценного осуществления апологетики.

Несомненно, что православный Интернет должен и может нести и отстаивать благую весть. Форма и содержание апологетики, естественно, стали частично диктоваться спецификой Интернета, а именно теми его особенностями, которые сложились за годы его существования и развития.

В числе этих особенностей, прежде всего надо назвать аудиторию Интернета -- относительно молодые люди, чаще всего с высшим образованием (техническим, экономическим -- и довольно редко гуманитарным), использующими возможности Сети либо для своего бизнеса, либо в развлекательно-разговорных целях. Таким образом, пользователи Интернета в корне отличаются от портрета среднестатистического православного прихожанина, которым является пожилая женщина со средним образованием, обремененная семьей и нездоровьем, чьи культурные запросы редко превышают уровень мыльных опер. Всё это значит, что, осваивая Интернет, православию необходимо вписаться в его уже сложившийся лингвистический контекст, т.е., в некотором смысле, не только научиться разговаривать с пользователями Интернета на понятном для них языке, но и освоить специфический полемический дискурс Сети, который задается основным контингентом его посетителей.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.