реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Факторный индексный анализ. Методика и проблемы

Факторный индексный анализ. Методика и проблемы

11

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Новосибирская Государственная Академия экономики и управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу

«Теория анализа хозяйственной деятельности»

Вариант № 1
Выполнил:
Проверил:
Якутск
СОДЕРЖАНИЕ
Факторный индексный анализ. Методика и проблемы……...………..……..3
1. Понятие, типы и задачи факторного анализа …………………………3
2. Измерение влияния факторов в индексном анализе ………………….6

Список литературы………………………………….………….. ……………11

ФАКТОРНЫЙ ИНДЕКСНЫЙ АНАЛИЗ.

МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ.

1. Понятие, типы и задачи факторного анализа

Анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микро-экономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования. Финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно предста-вить как непрерывный процесс привлечения разного рода ресурсов, объе-динения их в процессе производства для получения некоторого финансо-вого результата. Функционирование любой социально-экономической системы осуще-ствляется в условиях сложного взаимодействия комплекса факторов внутреннего и внешнего порядка. Все эти факторы находятся во взаимосвязи и взаимной обусловленности.

Связью экономических явлений называется совместное изменение двух или более явлений. Среди многих форм связей между явлениями важную роль играет причинная, сущность которой состоит в порождении одного явления другим. Признаки, характеризующие причину (условия), называются фактор-ными (независимыми, экзогенными). Признаки, характеризующие следст-вие, называются результативными (результатными, зависимыми). Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают несколько типов факторного анализа. Один из них - детерминированный факторный анализ.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. В детерминированном факторном анализе используются несколько способов для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей. Один из них - индексный.

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например,

ВП = ЧР х ГВ, где

ВП - объем валовой продукции,

ЧР - численность рабочих,

ГВ - среднегодовая выработка.

При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов на составные элементы с целью изучения их поведения. Например, годовую выработку можно представить в виде произведения

ГВ = Д х ДВ, где

Д - количество отработанных дней одним рабочим за год,

ДВ - среднедневная выработка продукции одним рабочим.

Тогда формула объема валовой продукции приобретет следующий вид:

ВП = ЧР х Д х ДВ.

Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Необходимо различать также статистический и динамический факторный анализ. Первый вид принимается при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые годы, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Основными задачами факторного анализа являются следующие:

· Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.

· Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

· Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.

· Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

· Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

· Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

2. Измерение влияния факторов в индексном анализе

Индекс - это статистический показатель, представляющий собой отношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов проводятся сравнения с планом, в динамике, в пространстве. Индекс называется простым (синонимы: частный, индивидуальный), если исследуемый признак берется без учета связи его с другими признаками изу-чаемых явлений. Простой индекс имеет вид:

i = Р1 / Ро, где

Р1 и Ро - сравниваемые состояния признака.

Индекс называется аналитическим (синонимы: общий, агрегатный), если исследуемый признак берется не изолированно, а в связи с другими признаками. Аналитический индекс всегда состоит из двух компонент: индексируемый признак р (тот, динамика которого исследуется) и весовой признак q. С помощью признаков-весов измеряется динамика сложного экономического явления, отдельные элементы которого несоизмеримы. Простые и аналитические индексы дополняют друг друга.

1р= р1 q1 / р0 q1 или Iр = р0q1 / р0 q0 , где

q1 или q0 - весовой признак.

С помощью индексов в анализе финансово-хозяйственной деятельности решаются следующие основные задачи:

- оценка изменения уровня явления (или относительного изменения по-казателя);

- выявление роли отдельных факторов в изменении результативного признака; .

- оценка влияния изменения структуры совокупности на динамику.

Центральной проблемой при построении аналитических индексов является проблема взвешивания. Решая ее, аналитику необходимо сначала выбрать сам весовой признак, а затем - период, на уровне которого берет-ся признак-вес.

Первая из этих задач решается довольно легко путем отыскания системы связанных признаков, произведение которых дает экономически понятный показатель (например, Т = Ч * В, где Т-товарооборот, Ч-численность работающих, В-выработка на одного работающего). Что касается второй задачи, то научного обоснования выбора периода весов не сущест-вует, в каждом конкретном случае аналитик делает это исходя из задач анализа. Индексы, взвешенные на базовые или отчетные значе-ния, имеют разный вид и по-разному могут интерпретироваться.

Признак, непосредственно относящийся к изучаемому явлению и характеризующий его количественную сторону, называется первичным или количественным. Первичные признаки объемные, их можно суммировать. Примерами таких признаков являются численность работающих на пред-приятии (Ч), величина основных средств (ОС) и т.д.

Признаки, относящиеся к изучаемому явлению не непосредственно, а через один или несколько других признаков и характеризующие качественную сторону изучаемого явления, называются вторичными или каче-ственными.. Отличительными особенностями вторичных признаков явля-ется то, что это всегда относительные показатели, их нельзя непосредст-венно суммировать в пространстве (исключение - суммирование при рас-чете некоторых статистик, например, коэффициентов регрессии, корреля-ции и др., когда экономическая природа показателя не принимается во внимание). В качестве примера можно привести показатели средней зара-ботной платы, рентабельности и т.п.

Существует следующее правило определения периода для признака-веса: при построении аналитических индексов по вторичным признакам рекомендуется брать веса на уровне отчетного периода, а по первичным -базисного.

Это обусловлено приоритетностью качественных показателей перед количественными: практический интерес представляет определение экономического эффекта от изменения качественного показателя, полученно-го в отчетном, а не в базисном периоде.

Рассмотрим основные моменты, используемые при решении задач с помощью индексного метода.

Факторный индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).

С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях.

Для примера возьмем индекс стоимости товарной продукции:

----------е р1 q1

Iтп = --------------.

------е р0 q0

Он отражает изменение фактического объема товарной продукции (q) и цен (р) и равен произведению этих индексов.

Iтп = Iq х Ip.

Чтобы установить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет количества произведенной продукции и за счет цен, нужно рассчитать индекс физического объема Iq и индекс цен Ip :

----------е р0 q1

Iq = -------------- ;

------е р0 q0--------

--е р1 q1

Iр = --------------.

------е р0 q1

Рассмотрим еще один пример применения факторного индексного метода. Данный способ основывается на методе элиминирования. Элиминировать - значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д., при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

Порядок применения этого способа рассмотрим на следующем примере (табл.1).

Таблица 1

Данные для факторного анализа объема валовой продукции

Показатель

Усл.

обозначение

План

Факт

+, -

Выполнение плана, %

Валовая продукция, млн.руб.

ВП

160000

240000

+80000

150

Среднегодовая численность рабочих, чел.

ЧР
1000

1200

+200

120

Среднегодовая выработка одного рабочего, млн.руб.

ГВ

160

200

+40

125

В нашем примере объем валовой продукции можно представить в виде произведения численности рабочих и их среднегодовой выработки. Следовательно, индекс валовой продукции Iвп будет равен произведению индекса численности рабочих Iчр и индекса среднегодовой выработки Iгв :

ЧРф х ГВф 1200 х 200 240000

Iвп = ------------------ = ---------------- = ------------- = 1,5;

ЧРпл х ГВпл 1000 х 160 160000

ЧРф х ГВпл 1200 х 160 192000

Iчр = ------------------ = ---------------- = ------------- = 1,2;

ЧРпл х ГВпл 1000 х 160 160000

ЧРф х ГВф 1200 х 200 240000

Iгв = ------------------ = ---------------- = ------------- = 1,25;

ЧРф х ГВпл 1200 х 160 192000

Iвп = Iчр х Iгв = 1,2 х 1,25 = 1,5.

Если из числителя вышеприведенных формул вычесть знаменатель, то получим абсолютные приросты валовой продукции в целом и за счет каждого фактора в отдельности (табл.2).

Таблица 2

Результаты факторного анализа валовой продукции

Пока-

затель

Численность рабочих

Годовая выработка, млн.руб.

Валовая продукция, млн.руб.

Отклонение от плана валовой продукции, млрд.руб.

план

факт

план

факт

план

усл.

факт

всего

в том числе за счет

ЧР

ГВ

Цех 1

Цех2

И т.д.

200

370

220

400

180

150

210

165

36

55,5

39,6

60,0

46,2

66,0

+10,2

+10,5

+3,6

+4,5

+6,6

+6,0

Всего

1000

1200

160

200

160

192

240

+80

+32

+48

В многофакторных моделях следует сначала упорядочить факторы по принципу первичности и вторичности, а затем последовательно заме-нять их.

Мы привели здесь лишь самые общие формулировки аналитических задач, решаемых с помощью индексного метода. На самом же деле этот метод является одним из самых мощных, информативных и распростра-ненных инструментов экономического анализа во всех его аспектах: от анализа деятельности отдельных хозяйствующих единиц до макроэконо-мических исследований национальных экономик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ. Учебное пособие. - М.: Филинъ, 1998.

3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Казинец Л. С. Измерение структурных сдвигов в экономике. - М.: Экономика, 1969.

5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.

6. Популярный экономико-статистический словарь-справочник / Под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1993.

7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - минск: ООО «Новое знание», 2000.

8. Сивцов В.Н. Статистика промышленности. - М.: Финансы и статистика, 1981.

9. Теория статистики. Учебник/ Под ред. Р.А.Шмоловой. - М.: Финансы и статистика, 1998.

10. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование / Под ред. М.И.Баканова, А.Д.Шеремета. - М.: Финансы и статистика, 2000.


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.