![]() |
|
|
Учетная политика ее формирование и раскрытиеУчетная политика ее формирование и раскрытие2 Содержание
Введение Глава 1. Основные аспекты учетной политики предприятия……….....4 Глава 2. Анализ основных средств согласно учетной политики……..17 2.1. Анализ наличия, динамики и структуры основных средств …………………………………….......17 2.2.Анализ состояния, движения и воспроизводства основных средств ………………………………………....20 2.3.Анализ эффективности использования основных средств ………………………………………....22 Выводы и предложения. Список литературы Введение Основные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния. Задачи анализа - изучить динамику, состав, структуру и воспроизводство основного капитала; определить технический уровень обеспеченности предприятия основным капиталом и эффективность его использования; определить факторы, влияющие на эффективность использования основного капитала; изучить их влияние на выпуск продукции; выявить резервы повышения эффективности использования основных средств. Основной целью написания курсовой работы является проведение анализа и выявление резервов повышения эффективности использования основного капитала. Объектом анализа является открытое акционерное общество “Эликон”, которое находится в городе Сургуте, Тюменской обл. В качестве основных методов экономического анализа использовались: метод сравнительного анализа, финансовых коэффициентов, балансовый, факторный анализ, цепных подстановок. Источники анализа - бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, отчёт о наличии и движении основных средств, журнал - ордер №13, инвентарные карточки учета основных средств. Глава 1. Основные аспекты учетной политик предприятия Необходимость разра-ботки и реализации учетной политики организации обусловлена практическим осуществлением бухгалтерского учета, применением его метода, под которым понимается взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фак-тов хозяйственной жизни. Метод бухгалтерского учета заключается в совокупности следу-ющих приемов: первичное наблюдение (документация и инвента-ризация), стоимостное измерение (оценка и калькуляция), теку-щая группировка (счета и двойная запись), итоговое обобщение (баланс и отчетность). В практике конкретной организации каждый из перечислен-ных приемов может быть реализован по-разному. Так, материалы могут оцениваться по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок или иными способами; стоимость основных средств погашается линейным или иными способами; для ведения учета используются различные счета и субсчета и т. д. Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета ор-ганизация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс и в результате использования которых формируется полная и достоверная картина ее финансового положения и финансовых результатов деятельности. При этом избранные способы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам. Таким образом, в общем, виде учетная политика - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования. Иными словами, это порядок первичного наблюдения, стоимост-ного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни организации, или реализация метода бухгалтерского учета.
Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования - это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики. Основное назначение и главная задача принимаемой учетной по-литики - максимально адекватно отразить деятельность организации сформировать полную, объективную и достоверную информацию о ней, полезную для принятия эффективных экономических решений. Учетная политика организации вклю-чает три аспекта: · организационно-технический; · учетная политика для целей бухгалтерского учета; · учетная политика для целей налогообложе-ния. Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных под-разделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами. Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по органи-зации исходя из специфики деятельности организации, имеюще-гося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала. Рабочий план счетов должен быть разработан на основе едино-го плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хо-зяйствующего субъекта и потребности в аналитической инфор-мации для целей управления. Под системой внутреннего учета и контроля понимаются со-став, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разде-ление функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работ-ников; порядок использования бланков строгой отчетности; ор-ганизация и ответственность за хранение ценностей; организа-ция охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала. В разделе «Инвентаризация» следует определить порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств. В разделе «Отчетность» должны быть отражены объем, сро-ки, адреса представления отчетности. Здесь же устанавливается и ответственное лицо за соблюдение порядка публикации отчетно-сти для заинтересованных пользователей. В разделе «Аудит» следует зафиксировать вопросы взаимоот-ношений с аудиторской организацией. Методический аспект учетной политики для целей налогообложения (разрабатывается в соответ-ствии с Налоговым кодексом РФ) включает в себя порядок определения выручки для исчисления на-логов, порядок признания доходов и расходов (кас-совым методом или методом начисления) и т. д. Методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета (разрабатывается в со-ответствии с нормами ПБУ 1/98) должен устанав-ливать: § формы бухгалтерской отчетности; § порядок начисления амортизации по основ-ным средствам; § порядок начисления амортизации по нема-териальным активам; § порядок погашения стоимости нематериаль-ных активов (накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете 05 "Амор-тизация нематериальных активов" или уме-ньшение первоначальной стоимости немате-риального актива); § порядок списания стоимости основных средств (ОС), не превышающей 10000 руб. (путем начисления амортизации, путем единовременного списания на расходы по мере отпуска в производство или эксплуатацию); § порядок проведения переоценки ОС; порядок оценки приобретаемых материаль-но-производственных запасов; § порядок признания транспортно-заготовительных расходов (отражение на счете 15 "За-готовление и приобретение материальных ценностей"; прямое включение в фактиче-скую себестоимость приобретаемых матери-алов; на отдельном субсчете счета 10 "Материалы"); § методы списания транспортно-заготовительных расходов и отклонений в стоимости ма-териалов; § методы оценки списываемых материально-производственных запасов (оценка по себе-стоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО; ЛИФО); § порядок списания общехозяйственных рас-ходов; § порядок распределения косвенных расходов между объектами учета; метод учета затрат на производство и каль-кулирования себестоимости продукции; § порядок распределения затрат вспомогатель-ных производств; § резервы, которые будет создавать организа-ция; § порядок учета выпуска продукции (с испо-льзованием или без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"; расчет издержек обращения на остаток това-ров; § методы оценки незавершенного производст-ва (по фактической производственной себе-стоимости; по нормативной производствен-ной себестоимости; по прямым статьям за-трат, по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов); § порядок списания расходов будущих перио-дов; § методика списания сомнительных долгов; состав и порядок списания дополнительных затрат по займам и кредитам; § перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в кратко-срочную (осуществляется или не осуществ-ляется); § способы начисления и распределения при- читающихся доходов по выданным векселям (размещенным облигациям) и др. Подводя итог, можно сказать, что из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета ор-ганизация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс Учетная политика формируется на основе совокупности основополагаю-щих принципов и требований, безу-словных к исполнению. Наличие таких принципов и требований объясняется самим предназначением бух-галтерского учета в условиях рыночной экономики: он призван обеспечить получение полных и достоверных данных о финансовом положении организации, выступать способом общения деловых лю-дей, быть составляющей общегосударственной системы формирова-ния макроэкономических показателей. Все это становится возмож-ным лишь на основе единых подходов к ведению учета. Принципы и требования, о которых идет речь, -- это не стопро-центная унификация учетного процесса. Они лишь устанавливают рамки в построении системы учета в организации, которые необхо-димо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса. Назначение их заключается, в частности, в обеспечении сопоставимости информации, циркулирующей на рынке, в представ-лении правдивой и объективной картины финансового положения и финансовых результатов деятельности организации в отчетности, При их реализации в учетной политике конкретной организации необходимо исходить из допущений имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательного приме-нил учетной политики, временной определенности фактов хозяйст-венной деятельности. При выборе и обосновании учетной политики исходят из того, что имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств, как ее собственников, так и других органи-заций. В системном бухгалтерском учете и на балансе организации может быть отражено имущество, которое она контролирует, в част-ности то, которое согласно законодательству признается ее собствен-ностью. Все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом. Такой подход вы-ражает разделенность имущества организации и имущества других субъектов гражданского оборота, в том числе собственников. Тем са-мым обеспечивается основа для определения контрагентами действи-тельного имущественного и финансового состояния организации, так как по бухгалтерскому балансу они могут судить, в частности, о раз-мерах источников покрытия ее долгов. Непрерывность деятельности организации означает то, что, принимая какое-либо решение по вопросам учетной политики, ис-ходят из того, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходи-мость самоликвидироваться или существенно сократить масштабы деятельности. Основой для подобных утверждений является отсут-ствие обратных свидетельств, а их следствием может быть, напри-мер, использование разных методов амортизации активов. Под последовательным применением учетной политики подразумевается то, что избранные организацией способы ведения бухгалтерского учета применяются последовательно от одного отчетно-го периода к другому. Как правило, имеется в виду неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки активов и обязательств в течение отчетного года, а также от одного отчетного года к другому. Вместе с тем данное положение не следует понимать как запрет на внесение изменений в учетную политику. Поскольку она является производной от хозяйственной ситуации, в которой действует организация, то в связи с изменением этой ситуации (в частности, корректировкой законодательства) должна измениться и учетная политика. В противном случае невозможно го-ворить об их соответствии друг другу. Речь идет о целесообразно-сти и обоснованности изменений в каждом конкретном случае. Временная определен-ность фактов хозяйственной деятельности организации означает, что эти факты относятся к тому отчетному периоду, в котором они име-ли место, независимо от фактического времени поступления или вы-платы денежных средств, связанных с этими фактами. Иначе говоря, согласно данному положению учетная политика должна исходить из возможного несовпадения во времени хозяйственной операции и ее денежного обеспечения. Отсюда вытекает, что, во-первых, факты хо-зяйственной деятельности подлежат отражению в бухгалтерском уче-те в том учетном периоде, в котором они имели место, или, иначе, по мере их совершения. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учете. Во-вторых, все доходы и расходы, полученные или понесенные в от-четном периоде, считаются доходами и расходами этого отчетного периода независимо от фактического времени поступления или вы-платы денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчет-ному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного пери-ода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Это так называемый метод начисления, или метод записи в бухгалтерском учете операций в момент их совершения, известный в западной практике как accrual basis. Таким образом, допущения есть условия деятельности организации, которые должны обязательно ей выполняться в течение всего периода формирования учетной политики. Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечи-вающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. Как было отмечено в начале учебника, к чис-лу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотри-тельность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность. Рассматривая возможность применения в организации какого-либо способа ведения учета, определяется, отвечает ли его испо-льзование названным принципам. Избранные организацией способы должны обеспечивать пол-ноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций, активов и обязательств, результатов проведенной в отчетном периоде их инвентаризации). Если какие-то факты не отражаются в бухгалтерском учете, то формируемая финансовая картина деятельности организации становится неверной, а пользователи ее вводятся в заблуждение. Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организа-ции и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов ве-ления учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользовате-лям бухгалтерской отчетности ее достоверность. Выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимо-стью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной жизни, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациона-льность, и наоборот. Для обеспечения своевременности информа-ции порой бывает необходимо поступиться полнотой и надежно-стью данных; в то же время ожидание того момента, когда все де-тали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями. В подобных ситуациях руководство и специалисты организа-ции должны оценить степень влияния избираемого способа на по-лезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требова-ний в разных хозяйственных условиях определяется профессиона-льным суждением. Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между назван-ными требованиями-принципами. Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско-льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед-ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике. В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити-ки: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня-тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух-галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не-посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера-ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите-рии признания, описанные, в частности, в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и бухгалтерском законодательст-ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан-ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус-тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи-ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал-терскому учету. Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло-вие - единство учетной политики в организации, т. е., другими сло-вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди-ных основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо-жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров. В рамках группы взаимосвязанных (родственных) организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Коорди-нирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация. Процесс формирования учетной политики состоит из следую-щих последовательных этапов: 1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика; 2) выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал-терского учета; 3) обоснование исходных положений построения учетной по-литики; 4) идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта; 5) выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией; 6) оформление избранной учетной политики. Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста-навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа-ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер-ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со-става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз-работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта-пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще-ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет-ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по-верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе-мой соответствующих критериев. На шестом, заключительном, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней. Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло-вие - единство учетной политики в организации, то есть, другими сло-вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди-ных основах. Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утвержда-ется руководителем организации. Фор-мирование же ее наряду с другими фун-кциями относится к компетенции глав-ного бухгалтера. В разработке учетной политики организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяет соответствующие корректировки учетной политики, может целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в сис-теме бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распо-рядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имею-щие большой опыт работы, досконально знающие специфику дея-тельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйст-венном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исклю-чена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или незави-симых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |