![]() |
|
|
Бухгалтерская проверка предприятияВ графе 4 указываются суммы выплат в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукци-ей и (или) товарами для детей, в части, не превышающей 1000 руб. в расчете на одного работника за календар-ный месяц, которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 236 ПК РФ. Кроме того, в графе 4 указываются суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", - суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемые военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ (если указанные лица являются работниками названных в ст. 25 Федерального закона N 150-ФЗ министерств и ведомств). Графа 5 может заполняться только организациями, финансируемыми за счет бюджетов. Графа 6 заполняется только профсоюзными организациями. В этой графе указываются выплаты, не под-лежащие налогообложению в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 238 ПК РФ, - выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год. В графе 7 указываются суммы, не облагаемые налогом в соответствии со ст. 239 НК РФ, в том числе суммы, не превышающие в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или 111 группы. В графе 8 указываются суммы выплат, произведенных за счет средств, оставшихся в распоряжении орга-низации после уплаты налога на прибыль, которые согласно п. 4 ст. 236 НК РФ не являются объектом налого-обложения. Порядок применения п. 4 ст. 236 НК РФ разъяснен в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденных Приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/465 в ред. Приказа МНС России от 28 апреля 2001 г. N БГ-3-07/138. В графе 9 указываются выплаты, которые не подлежат обложению единым социальным налогом в части, подлежащей зачислению в ПФР в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год": суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания. В графе 9 могут быть также отражены льготы, предусмотренные п. 2 ст. 239 ПК РФ. Согласно названному пункту работодатели освобождаются от уплаты налога с выплат, произведенных в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, в той части, которая подлежит зачислению во внебюд-жетный фонд, на выплаты из которого работник, не являющийся гражданином РФ, не имеет права. В графе 10 отражаются суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, автор-ским и лицензионным договорам, которые не облагаются единым социальным налогом в части, зачисляемой в ФСС РФ, в соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ. Налоговая база рассчитывается отдельно для ПФР и ОМС (графа 11) и для ФСС (графа 12). Если предприятие не производило выплат по договорам гражданско-правового, характера (со всеми работниками за-ключены трудовые договоры), то значение граф 11 и 12 совпадают. Графа 11 = графа 2 - графа 3 - графа 9. Графы 13-16 предназначены для отражения в них рассчитанных по ставкам, установленным п. 1 ст. 241 НК РФ, сумм налога по каждому фонду. Сумма начисленного налога определяется нарастающим итогом с начала года путем умножения значений, указанных в графах 11, 12, на соответствующую ставку налога. В графе 17 указываются суммы начисленных пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ (по данным налогоплательщика). Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ по итогам каждого отчетного периода (календарного месяца) работодате-ли производят исчисление авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из налоговой базы, ис-численной с начала календарного года по отчетный месяц включительно. Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиком ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) представляется в территориальную инспекцию МНС России по месту постановки налогоплательщика на учет не позднее 20-го числа месяца, сле-дующего за отчетным. Порядок заполнения Расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) для органи-заций, выступающих в качестве работодателей (кроме выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств), утвержден Приказом МНС России от 29 декабря 2000 г. N БГ-3-07/469. Рассмотрим на примере расчет единого социального налога в 000 «Регинтралснаб»: В индивидуальной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм на-численного единого социального налога (взноса), от общей суммы начисления по ставкам, указанным во 2 гл. НК РФ высчитываем: отчисления в части пенсионный фонд 1 495,01 х 28,0 % =418,60 руб. отчисления единого социального налога в части медицинского федерального фонда 1 495,01 х 0,2% = 2,99 руб. отчисления единого социального налога в части медицинского территориального фонда 1 495,01 х 3,4 % =50,83 руб. отчисления в части фонда социального страхования 1 495,01 х 4°/о= 59,80 руб. Затем начисления по фондам, по каждому работнику суммируются и производится отчисление единого социального налога по платежным поручениям. Бланки с расчетами представлены в приложении № 7. Глава 2. Анализ расчетов предприятия с бюджетомПереход к рыночной экономике требует от предприятий по-вышения эффективности производства, конкурентоспособнос-ти продукции и услуг на основе внедрения достижений науч-но-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственнос-ти, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.Важная роль в реализации этой задачи отводится экономи-ческому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие реше-ния, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оценивают-ся результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, ауди-тор должен хорошо владеть современными методами экономичес-ких исследований, методикой системного, комплексного экономи-ческого анализа, мастерством точного, своевременного, всесто-роннего анализа результатов хозяйственной деятельности.Изучение явлений природы и общест-венной жизни невозможно без анализа. Сам термин "анализ" происходит от гре-ческого слова "analyzis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю". Сле-довательно, анализ в узком плане пред-ставляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элемен-ты) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущ-ность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.В науке и на практике применяются разные виды анали-за: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрак-тно-логическому методу исследования экономических явле-ний.Послевоенное время можно охарактеризовать как период основательной разработки теоретических вопросов анализа. В это же время анализ органически вписывается в практику уп-равления хозяйством на уровне как предприятия, так и нацио-нальной экономики. Постепенно разрабатываются самостоятель-ные направления методологии экономического анализа:сравнительный, технико-экономический, оперативный, экономи-ко-математический, функционально-стоимостный и т.д. Большой вклад в развитие методологии комплексного ана-лиза хозяйственной деятельности внесли такие ученые-эконо-мисты, как М.И.Баканов, А.Д.Шеремет, С.Б.Барнгольц, П.И.Савичев, М.Ф.Дьячков, А.Ш.Маргулис, А.И.Муравьев, В.И.Самборский, Н.В.Дембинский, Г.М.Таций, Н.Г.Чумаченко, В.И.Стражев, С.Г.Ов-сянников, Н.А.Русак, Л.И.Кравченко, Б.И.Майданчик, А.Ф.Аксененко и многие другие.Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом пла-не науку. Ряд методик, созданных научными работниками, ис-пользуются в управлении производством на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения матема-тических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управлен-ческие решения. Идет процесс внедрения теоретических дос-тижений отечественной и зарубежной науки в практику .Что касается перспектив прикладного характера, то анализ хозяйственной деятельности постепенно займет ведущее место в системе управления. Это-му содействуют преобразования, которые происходят в нашем обществе.2.1 Задачи и источники информационного обеспечения анализаЦель финансового анализа -- оценка прошлой деятель-ности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия. Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период по сравнению с предыдущим годом. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Для анализа используются Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, Устав предприятия. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой и квартальной бухгалтерской отчетности. (см. Приложение №4)К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток) финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода; нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. Непо-средственно по данным формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» могут быть рассчитаны также следующие показатели финансовых результатов; прибыль (убыток) от прочей ; реализации (основных средств и иного имущества); прибыль (убыток) от внереализационной деятельности; прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей (чистая прибыль); брутто-прибыль (валовая прибыль) от реализации товаров, продукции, работ, услуг.В форме № 2 «Отчеты о прибылях и убытках» по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогич-ный период отчетного прошлого.Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсо-лютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направле-ниям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, и расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Показате-ли прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового бла-гополучия, как партнера.Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересу-ет только определенные показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину, налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли.Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с этим сокращается объем производства продукции, и как, результат, поступление средств в бюджетные организации.Анализ экономических результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каж-дому показателю за анализируемый период (т.е. «горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изме-нений их структуры (что принято называть «вертикальным анализом» по-казателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый ана-лиз» показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.Основными задачами анализа финансовых результатов являются:- анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;- факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);- анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализаци-онной и финансовой деятельности;- анализ и оценка использования чистой прибыли;- оценка качества показателей прибыли;- анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;- анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и по-тока денежных средств;- анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.2.2. Анализ и оценка налога на прибыльДля анализа используются Закон о налогах и сборах, взимае-мых в бюджет, инструктивные и методические указания Минис-терства финансов, Устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, аналитического бухгалтерского учета по счету 99 "Прибыли и убытки", расчетов налогов на имущество, на при-быль, на доходы и др.Для налоговых органов и предприятия большой интерес пред-ставляет налогооблагамая прибыль, так как от этого зависит сум-ма налога на прибыль.Для исчисления облагаемой налогом прибыли прибыль отчетного года уменьшается на сумму рентных платежей, вносимых в установленном по-рядке в бюджет, доходов, дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; дохо-дов, полученных от долевого участия в деятельности других предприятий, отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды до достижения размеров этих фондов, но не более 15% уставного капитала, льгот, предо-ставленных в соответствии с действующим законодательством.2.2.1 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибылиДля анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли со-ставляется таблица, в которой используются данные бухгал-терской отчетности организации из формы № 2.Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетно-сти в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибы-ли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг); реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от другой финансовой деятельности; прочих внереализационных операций.Из данных таблицы «Динамика показателей прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 8), следует, что прибыль по отношению к предшест-вующему периоду уменьшилась на 56,7%, что привело также к соответствую-щему уменьшению прибыли, остающейся в распоряжении организации.Затем анализируется динамика финансовых результатов. Если прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реали-зации товаров, продукции, работ, услуг - это свидетельствует об относи-тельном снижении затрат на производство продукции. Если чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль отчетного периода - это свидетельствует об использовании организацией механизма льготного налогообложения.На примере ООО «Регионтралснаб» прибыль от реализации снижается более быстрыми темпами, чем нетто - выручка от реализации товаров и продукции. Это указывает на то, что затраты на производство и реализацию товара увеличиваются.Вместе с тем динамика финансовых результатов включает негатив-ные изменения. Если опережающими темпами растут расходы периода, убытки от прочей реализации и внереализационные расходы - все это ведет к снижению прибыли отчетного периода.В нашем примере наблюдается значительный рост расходов, что и является главной причиной снижения прибыли отчетного периода.Изменения в структуре прибыли отчетного периода характеризуются данными таблицы «Структура прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение №9).Как следует из данных таблицы «Структура прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.», в отчетном периоде произошли отрицательные изменения в структуре прибыли. Уменьшилась доля прибыли от реа-лизации товаров (продукции, работ, услуг), от финансово-хозяйственной дея-тельности и финансовых операций. Уменьшилась также против предшествую-щего периода доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чис-той прибыли). Значимость финансовых результатов может быть оценена также по 1 показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг):,где R - рентабельность,Прп - валовая прибыль (либо чистая прибыль),Зрп - затраты по реализованной продукции (работам, услугам).Снижение (рост) прибыли можно проанализировать с помощью факторного анализа.2.2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Регинтралснаб»Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае нахо-дится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализа-ции; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продук-цию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевоз-ки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.Рассмотрим формализованный расчет факторных влияний на прибыль от реали-зации продукции в ООО «Регинтралснаб» на примере методики Шеремет и Сайфуллина:1. Расчет общего изменения прибыли (Р) от реализации продукции:Р = Р1 - Р0,где Р1 - прибыль отчетного года;Р0 - прибыль базисного года.Р = 4 - 40 = - 36 тыс. руб2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализо-ванную продукцию (Р1):Р = N1 - N1,0 =где Nр1 = -- реализация в отчетном году в ценах отчетного годаNр0 = - реализация в отчетном году в ценах базисного годаР1 = ((5,8 х 20) + ((5,73 х30)) - ((5,55 х 20) + (2,65 х 30)) = 287,9 - 280,5 = 7,4 тыс. рубЦены на продукцию увеличились в результате инфляции.3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестои-мости):Р2 = Р0 К1 - Р0 = Р0(К1 - 1)Р0 - прибыль базисного года;К1 - коэффициент роста объема реализации продукцииК1 = S1,0 / S0,S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за от-четный период в ценах и тарифах базисного периода;S0 - себестоимость базисного года (периода).К1 = 264,84/626 = 0,423; Р2 = 40 х (0,423 - 1) = - 23,08 тыс. рубОбъем продукции снизился на 23,08 тыс. руб4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обус-ловленных изменениями в структуре продукции (Р3):Р3 = Р0 (К2 - К1)К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпуск-ным ценам:К2 = N1,0 / N0,N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;N0 - реализация в базисном периоде.К2 = 280,5/666 = 0,422; Р3 = 40 х (0,422 - 0,423) = - 0,04 тыс. рубОбъем реализации продукции за счет структурных сдвигов уменьшился на 0,04 тыс. руб (невыгодной продукции было выпущено больше, чем более рентабельной).5. Расчет влияния на прибыль экономии и от снижения себестоимо-сти продукции (Р4):Р4 = S1,0 - S1,S1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчет-ного периодаР4 = 264,84- 266,5 = - 1,66 тыс. рубСебестоимость единицы продукции возросла, что привело к отсутствию роста прибыли.6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет струк-турных сдвигов в составе продукции (Р5):Р5 = S0K2 - S1,0,Р5 = 626 х 0,422 -264,84 = -0,668 тыс. рубОбщая себестоимость увеличилась за счет выпуска продукции с высокими издержками производства.Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение при-были от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:Р = Р1 - Р0 = Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5 + Р6 + Р7Р6 = 266,5 - 284 = -17,5 тыс. руб ;Р = 7,4 - 23,08 - 0,04 - 1,66 - 0,668 - 17,5Исходные данные для расчетов представлены в таблице «Анализ прибыли по факторам ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 10).Результаты анализа целесообразно представлять в виде сводки влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции (см. приложение № 11).Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет увеличения себестоимости продукции сократился объем продаж, сдвиги в затратах на производство сократили экономию ресурсов и уменьшили прибыль, что составляет 56,7% общего отклонения по прибыли.2.2.3 Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложенийФинансовые результаты от прочей реализации возникают по опера-циям с имуществом организации. К ним относятся прибыль (убыток) от реализации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, финансовых активов и иного имущества, списание основных средств по причине морального износа, сдача помещений в аренду, содер-жание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных заказов (договоров), прекращение про-изводства, не давшего продукции. Доходы, причитающиеся по этим опе-рациям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете (форма № 2) развернуто по статьям «Прочие операционные доходы» и «Прочие операционные расходы». Кроме того, в составе опера-ционных доходов и расходов отражаются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (кур-совые разницы), а также сумма причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов (на содержание автодо-рог, милиции и др.).При получении убытков от прочей реализации, связанных с превыше-нием операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случае следует установить причины и виновников образования этих убытков. Причинами образо-вания операционных расходов, связанных с аннулированием производст-венных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего про-дукции могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на продукцию. В случае компенсации затрат на содержание законсервиро-ванных производственных мощностей и объектов по аннулированным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшему продук-цию, соответствующие суммы отражаются как операционные доходы.Результаты от финансовой деятельности образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организа-ций либо принимает участие в совместной деятельности. Суммы причита-ющихся (подлежащих) в соответствии с договорами к получению (к упла-те) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам отражаются в бух-галтерском отчете (форма № 2) по статьям «Проценты к получению» и «Проценты к уплате». Доходы, подлежащие получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документами отражаются в форме № 2 по статье «Доходы от участия в других организациях».Финансовые результаты от внереализационных операций являются составной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях пере-хода к рыночной экономике их влияние на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия существенно возросло. Внереализационные финансовые результаты также отражаются в форме № 2. Перечень доходов и расходов от внереализационных операций утверж-ден в Законе Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий».Внереализационные финансовые результаты, как правило, не плани-руются, поэтому анализ сводится к сравнению сумм в динамике за не-сколько лет. При анализе внереализационных доходов финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах.Тщательно анализируются убытки от стихийных бедствий, так как нередко на эту статью относят потери, вызван-ные бесхозяйственностью, а также убытки по недостачам и хищениям.При анализе уплаченных штрафов, пени и неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров необходимо выяснить, кому и за что уплачены штрафы, каковы причины и кто является виновником. Деталь-ный анализ внереализационных финансовых результатов производится по данным учетных регистров и первичных документов.В ООО «Регионтралснаб» анализ внереализационной деятельности не проводится, так как на предприятии отсутствуют внереализационные доходы и расходы.2.2.5 Анализ состава налогов ООО «Регионтралснаб»Анализ налогов, вносимых в бюджет из прибыли, целесообразно начинать с изучения их состава и структуры. Для этой цели была составлена таблица «Анализ состава налогов предприятия» (см. приложение № 12).Несмотря на то, что ставка налога на прибыль увеличилась на 5%, сумма налога на прибыль уменьшилась на 96%, что объясняется резким спадом производства и соответственно выручки, а также структурным сдвигом между производством и торговлей.Налог на имущество рассчитанный по прежней ставке уменьшился на 9,5%.Прочие налоги и сборы (налог на милицию) уменьшились на 4,4%, хотя одна из составляющих расчета - МРОТ увеличилась с 83,49 руб. до 100 руб.Данные таблицы «Анализ состава налогов ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» показывают, что налоги из прибыли снизились по сравнению с прошлым годом на 86,6%.Изменилась и структура налогов: доля налога на имущество выросла, а доля налога на прибыль уменьшилась.Налоги на прибыль в общей её сумме составили 44,3 %, что на 0,7% ниже прошлого года.Изменение суммы налога на имущество произошло за счет уменьшения среднегодовой стоимости имущества, что в свою очередь произошло за счет увеличения износа основных средств. Сумма прочих налогов и сборов (налога на милицию) изменилась вследствие уменьшения численности работников предприятия.2.3 Анализ и оценка налога на добавленную стоимостьАнализ налога на добавленную стоимость производят в сравнении показателей третьего квартала прошлого года с отчетным. Выводы делаются по таблице «Анализ налога на добавленную стоимость ООО «Регионтралснаб» 2000-2001 г.» (см. приложение № 13)НДС уменьшился на 30,4%. Савка налога не менялась. Сумма НДС уменьшилась за счет ухудшения расчетов покупателей с организацией, а также снижения количества заказов.2.4 Анализ и оценка налога - источника образования дорожных фондовСумма данного налога уменьшилась:за счет ставкиза счет снижения объема производства и расчетов контрагентов с предприятиемза счет структурных сдвигов в сторону торговли, где налоговая база - торговая наценка. В 2000 году «налог на пользователей автомобильных дорог» составлял 100%, в 2001 году он составил 81,29%. Данные сравнения представлены в таблице «Анализ на пользователей автомобильных дорог ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 13).2.5 Анализ налога на доходы физических лицСтавка налога на доходы физических лиц в 2001 году увеличилась на 1%, но т.к. производство имеет тенденцию к снижению, зарплата сотрудников была резко снижена, произошло массовое увольнение, соответственно и отчисления в бюджет сократились.Показатели для сравнения приведены в таблице «Анализ налога на доходы физических лиц ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 14).2.6 Общие выводы и рекомендации по анализу расчетов с бюджетом ООО «Регионтралснаб»По результатам проведенных анализов в общем определенно можно отметить резкое снижение отчислений денежных средств в бюджетные организации. Здесь наблюдается прямая зависимость налоговых поступлений в бюджет от рентабельности предприятия, его устойчивого конкурентоспособного положения.В целом по расчетам с бюджетом предприятие сработало положительно: не имеет задолженности и соответственно налоговых взысканий, пеней, штрафов и т.п. Все налоги уплачены в соответствии с установленными сроками.Однако для бюджета такое состояние дел на предприятии не является благополучным и выгодным для всего общества в целом.В связи с этим рекомендуется:- на предприятии ввести штатную единицу менеджера;- пересмотреть систему принятия управленческих решений;- углубленно изучать конъюнктуру рынка сбыта продукции;- разработать новые направления в сфере производства и внедрения новых технологий, снижающих себестоимость выпускаемой продукции;- использование всех доступных способов инвестирования предприятия.3. Аудит расчетов с бюджетными фондамиВ нашей стране официальной датой рождения аудита счи-тается март 1991 г., когда Учредительным собранием Ауди-торской палаты был утвержден ее устав. Поначалу в уставе были даны лишь определение аудита, его организационные формы и его носители. Так, в уставе говорится, что аудит -- осуществляемая на договорных началах проверка независи-мым аудитором или аудиторской организацией правильности ведения бухгалтерского учета, достоверности и полноты фи-нансовой отчетности и ее соответствия на предприятии (любой формы собственности) требованиям действующего законода-тельства; что аудитор -- физическое лицо, имеющее опреде-ленную квалификацию, необходимый опыт работы и получив-шее лицензию установленного образца на право занятия ауди-том; что аудиторская организация -- это предприятие, объеди-няющее аудиторов, предметом деятельности которого являет-ся осуществление аудита.Одной из основных задач аудита является документальная проверка. Методами документальной ревизии устанавливается соответствие первичной бухгалтерской документации истин-ному содержанию хозяйственных операций. При этом осуще-ствляется контроль и за соответствием самих операций суще-ствующим законам и юридическим подзаконным нормативам.Особого внимания требуют к себе операции, связанные с налоговым обложением. Зарубежная и наша практика пока-зывает, что в этой области, более чем в какой-либо другой, встречаются злоупотребления (сокрытие или приуменьшение прибыли, просрочки в погашении задолженности бюджету и др.). Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:- полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;- правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;- законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;- полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;- правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;- правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;- правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64).Внешний аудит - проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальным аудитором с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемого предприятия. Для таких целей предприятия заключают договора с аудиторскими фирмами. Внутренний аудит - это по сути внутрихозяйственный контроль за складывающимися на предприятии затратами по местам их формирования и центрам ответственности.В ходе внутренних проверок выявляются конкретные причины допущенных отклонений от нормативных показателей и требований действующего законодательства. Все управленческие службы обеспечиваются информацией , полученной в ходе аудиторских проверок , с тем , чтобы можно было в полной мере использовать ее для исправления допущенных недостатков и улучшения работы. Внутренний аудит , как правило проводится штатными сотрудниками самого предприятия.Так как расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюд-жет являются довольно трудоемкими, в бухгал-терском учете для этих целей используется счет 68 "Расчеты с бюджетом". Ана-литический учет по счету 68 ведется по видам налогов. К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:"Расчеты по подоходному налогу";"Расчеты по прибыли";"Расчеты по НДС";"Расчеты по налогу на имущество";"Расчеты по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы";"Расчеты по налогу на рекламу";"Расчеты по транспортному налогу" и др.Аудитор прежде всего должен установить, по каким плате-жам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По ка-ждому налогу необходимо определить правильность:* исчисления налогооблагаемой базы;* применения ставок налогов и платежей;* расчетов сумм налогов;* применения льгот при расчете и уплате налогов;* полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;* составления бухгалтерских проводок по начислению и уп-лате налогов и платежей;* составления и своевременности представления в налого-вую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;* ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты с бюджетом».Для проверок необходимо иметь в распоряжении норматив-ную базу (инструкции, положения, ставки налогов и др.) либо в компьютере (информационно-справочные системы типа "Га-рант", "Консультант-плюс" и др.), либо в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость проверок.Синтетический учет по счету 68 «Расчеты с бюджетом» ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) -- в ведомости № 7 или на карточках (при журналъно-ордерной форме учета).Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (ф. № 1), отчете о финансовых результатах (ф. № 2). Так, в балансе (ф. № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность -- по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (ф. № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен на-лог на прибыль.Проверяя правильность налоговых выплат в бюджет, аудитору должен убедиться в достоверности показателя по объекту налогооблажения , точности расчетов налогооблагаемой базы и соблюдению ставок налога с учетом различных видов бюджета, а так же по источнику, за счет которого осуществляется выплата налога.3.1 Аудит налога на прибыльНалог на прибыль - один из основных источников поступления средств в бюджет путем государственного изъятия части чистого дохода у предприятий, объединений, организаций, учреждений, которые самостоятельно, либо через входящие в их структуру коммерческие хозрасчетные единицы, либо в порядке договора с иными предприятиями осуществляют хозяйственную или любую другую коммерческую деятельность. Аудитору необходимо четко знать статус налогоплательщика налога на прибыль, характер и виды его основной деятельности , наличие внутренних и обособленных подразделений и деловых партнеров.При аудиторской проверке правильности исчисления и упла-ты налога на прибыль следует вначале убедиться в том, что налогооблагаемая сумма прибыли исчислена правильно, т.е. себе-стоимость реализованного продукта не искажена и тем самым не внесены искажения в прибыль от реализации, а также в том, что правильно определены результаты от прочей реализации и дохо-ды и расходы от внереализационных операций.Аудитор при проверке базы налогообложения обязан прежде всего убедиться в правильности учета валовой прибыли, а затем той ее части, которая непосредственно облагается налогом. Следовательно первая операция которую необходимо провести аудитору, в этой связи, заключается в сопоставлении идентичности балансовых данных о прибыли с ее учетом в главной книге, журналах - орденах, машинограмах по счету 99 (прибыль и убытки) и по отчету о финансовых результатах и их использовании.При анализе фактической прибыли необходимо иметь доказательства достоверности всех бухгалтерских записей как по кредиту счетов раздела IV «Готовая продукция», так и по дебету этих счетов. От правильности отражения в учете выручки от реализации , затрат производства и издержек обращения зависит точность определения валовой прибыли, которая слагается из прибыли от реализации продукции , основных средств , иного имущества плюс доходы от внереализационных операций за вычетом расходов по последним операциям. По налогу на прибыль установлен ряд льгот, которые применяются только в зависимости от фактических произведенных затрат и расходов.Аудитору следует проверить правильность льгот. Основные из них связаны с использованием труда инвалидов и пенсионеров; с осуществлением капитальных затрат на природноохранные мероприятия с затратами на содержание объектов здравохранения, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, образования , с благотворительностью; проведение научно - технических работ ; с развитием малого бизнеса и др.Однако все льготы имеют определенные ограничения как по порядку их представления , так и по общей сумме. Поэтому аудитор должен внимательно проверить, соответствует ли действующему законодательству составляемый предприятием для налоговой полиции специальный расчет по всем случаям уменьшения налогооблагаемой прибыли.ООО «Регионтралснаб» занимается изготовлением и реализацией продукции и прочих источников дохода за проверяемый период не имеет. В ходе проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом проверено начисление налога на прибыль. Сумма объекта налогообложения указана верно (проверено путём сверки данных на счетах 90 «Продажи» и 99 «Прибыль и убытки» и бухгалтерских проводках). Ставка налога применяется правильная. Сумма налога пересчитана аудитором и верна. Выявлено нарушение в корреспонденции счетов. Так вместо отнесения суммы налога в дебет счёта 99/1 «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль», это было сделано в дебет счёта 99 «Прибыли и убытки», и сумма начисленного налога записана в кредит счёта 68 «Расчеты с бюджетом» без указания субсчёта.3.2 Аудит налога на добавленную стоимостьНалог на добавленную стоимость - является косвенным и включается в цену приобретаемых товаров, работ , услуг. НДС заменил действовавшие у нас прежде налоги с оборота и с продаж, и охватывает практически все виды товаров и услуг, занимая важное место в расчетах с бюджетом. Его плательщиками являются все предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, если их выручка от реализации товаров превышает сумму, установленную Законом о налоге на добавленную стоимость.НДС взимается с оборота всех товаров и материальных ценностей, причем в облагаемый оборот включаются авансы под поставку товаров, указания услуг.НДС взимается с движимого и недвижимого имущества, здания, сооружений , газа.Уплата налога производится независимо от того, как произошла реализация ( за деньги, путем прямого товарообмена, с частичной оплатой или безвозмездно ) - исходя из рыночных или государственных средств. Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения.Сложность создает заинтересо-ванность налоговой службы в незамедлительном взимании макси-мальной суммы этого налога. Стремление собрать как можно скорее налог -- и не только с объема реализованной продукции (работ, услуг), но и с сумм полученных авансов и предоплаты за будущую поставку -- заметно усложнило учетные записи по удержанию налога на добавленную стоимость с перегонкой удер-жанных сумм со счета на счет. вначале по дебету 64 "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по на-логу на добавленную стоимость". Затем при отгрузке продукции, выполнении работ или оказании услуг делается обратная провод-ка: по дебету счета 68 и кредиту счета 64 на сумму ранее удер-жанного налога с полученного аванса или предварительной опла-ты. И хотя в конечном счете делается запись по дебету счета 64 и кредиту счета 90 "Продажи", с тем чтобы на кредите счета 90 была собрана вся выручка от реализации, с которой удерживает-ся также сумма налога, мы приходим к тому же конечному ре-зультату. Особенно это важно в условиях инфляции, когда луч-ше скорее получить в доход бюджета более или менее полноцен-ные деньги, нежели позже, уже значительно подвергшиеся инфляции.В интересах действующей налоговой политики усложнены также расчеты налога на добавленную стоимость по приобретен-ным материальным ресурсам. Если первое время НДС по посту-пившим ресурсам списывался в уменьшение задолженности по НДС на реализованные товары, работы и услуги, то затем нало-говая служба пришла к выводу о том, что такой способ учета НДС может сократить поступление налога в будущем. И было принято решение, согласно которому налог на добавленную сто-имость по приобретенным ресурсам должен вначале аккумулиро-ваться на дебете субсчета 68, который был впоследствии заменен синтетическим счетом 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Суммы НДС по оприходованным ма-териальным ресурсам и работам (услугам) производственного ха-рактера, выполняемым сторонними организациями, списываются с кредита соответствующих субсчетов счета 19 "НДС по приоб-ретенным материальным ресурсам" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стои-мость") по мере проведения расчетов с поставщиками. Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и немате-риальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основ-ных средств и нематериальных активов. Такой же порядок дей-ствует и в отношении субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающих в бюджет НДС.Аудитор в процессе проверки достоверности налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость вначале должен удостовериться в правильности исчисления предприятием оборо-та по реализации товаров (работ, услуг). Убедится в правильности расчета НДС. Расчет составляется по специально разработанной форме и состоит по сути в том , что сумма налога , подлежащая уплате в бюджет, предстает как разность между суммами налога, полученными от покупателей за приобретенные ими товары, и суммами налога, которые уплачены поставщиками за материальные ресурсы, топливо, услуги, чья стоимость фактически отнесена в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения.Тщательного анализа требует два обстоятельства: обоснованность применения льгот по НДС как по предприятиям , так и по товарам и услугам и точность расчета на возмещения из бюджета сумм, которые уплаченные поставщиками налоги на НДС превышают аналогичный собственный налог предприятия. Также проверяют своевременность перечисления налога, включая и уплату авансовых платежей.В ООО «Регионтралснаб» проверке подвергнуто начисление НДС за проданную продукцию. Объект налогообложения проверен и указан верно. Ставка налога, применявшаяся для исчисления суммы налога соответствует действующей. Сумма налога рассчитана верно. Корреспонденция счетов установлена правильно.3.3 Аудит налога на имуществоНалог на имущество - этот налог введен для того, чтобы стимулировать эффективное использование имеющихся активов, чтобы предприятия своевременно освобождались от ненужного имущества. Его уплачивают, за исключением льготируемых, все предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также их структурные подразделения, имеющие свой расчетный счет и отдельный баланс.Налогом на имущество, независимо из какого источника оно получено, облагается среднегодовая стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия.Аудитор должен проверить правильность общей суммы объекта налогообложения и величину налога, исчисляемую поквартально нарастающим итогом с начала года.Аудитору следует иметь в виду, что по налогу на имущество установлено значительное число льгот, как в зависимости от статуса налогоплательщика, вида его деятельности, так и от вида облагаемого налогом имущества. Размер конкретной налоговой ставки регионы Российской Федерации определяют самостоятельно. Стоимость имущества на первое число берется по Главной книге. Сумма налога рассчитывается из предполагаемой ( плановой ) среднегодовой стоимости имущества , а конце года делается перерасчет на фактическую стоимость. За занижение (сокрытие) последней налогоплательщик несет ответственность.Далее в ООО «Регионтралснаб» проверялся применяемый предприятием порядок бух-галтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество, который должен быть тождествен порядку, установленному Ин-струкцией Госналогслужбы РФ "О поряд-ке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предпри-ятий". В соответствии с инструкцией учет расчетов предприятий с бюджетом (кроме банков) по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдель-ном субсчете "Расчеты по налогу на имущество".Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отража-ется по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету счета 99 "Прибыли и убытки". Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Ра-счеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Таким образом установлено, что ошибок в учете и исчислении налога на имущество на данном предприятии не существует.3.4 Аудит налогов удерживаемых с доходов физических лицАудитору следует провести выборочную проверку правильности удержания налога как со штатного персонала, так и с лиц , привлекаемых к работе на основании договора подряда и по трудовым соглашениям. Базой для исчисления налога является совокупный доход физического лица с начала и до конца календарного года.Из совокупного дохода исключаются следующие доходы :минимальная величина заработной платы;государственные пособия по социальному страхованию;суммы , получаемые работниками в возмещение ущерба , связанного с трудовой деятельностью;выходные пособия, выплачиваемые при увольнении;алименты у граждан , их получаемых;материальная помощь;ряд других доходов.Совокупный доход граждан , может также уменьшаться на суммы :доходов , перечисляемых по заявлению граждан на благотворительные цели;расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах, установленных Законом размера минимальной месячной платы.Аудитору следует выборочно проверить правильность записей по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». На нем отражают информацию по начислениям и выплатам за счет средств социального и медицинского страхования, а также по расчетам с Пенсионным фондом России. Эти начисления должны производиться с сумм оплаты труда по всем основаниям, включая трудовые соглашения, договоры подряда и другие разовые документы. Однако некоторые виды платежей в расчет не принимаются, а именно:компенсации за использованный отпуск;выходное пособие по увольнению;компенсационные выплаты;стоимость путевок в санатории;поощрительные выплаты;денежные награды;стипендии, выплачиваемы предприятиям учащимся и аспирантам;стоимость выданной спецодежды;дотации на обеды;возмещение расходов на проезд;и другие виды выплат.Должны быть проанализированы также практика составления Расчетной ведомости по страховым взносам .В ООО «Регионтралснаб» проверенны отчисления в Фонды Единого социального налога с заработной платы работников. Объект налогообложения определен правильно (сверено с данными в книге хозяйственных операций и с расчетно - платежной ведомостью). Ставки налогов, используемые при вычислении определены правильно. Начисленные суммы налогов проверены и верны. Корреспонденция счетов определена и записана верно.Подробно рассмотрены расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР). Ставка налога указана верно. Начисленная сумма налога правильная. Проверено отчисление в ПФ от заработной платы работников предприятия (ПРФ). Ставка налога указана правильная (проверено перерасчетом). Проверенны отчисления в Фонд Обязательного медицинского страхования (ФОМС). Объект налогообложения указан верно. Ставка, применявшаяся при расчетах соответствует действительной. Сумма (проверенная перерасчетом ) указана верно.Проверен учет налога на доходы физических лиц. Ставка определена правильно. Но есть ошибка : неправильно подсчитан налог у рабочего Коваленко О.В. - 69456 руб., когда надо 69420 руб. По остальным работникам - расчеты подоходного налога ( перепроверено аудитором ) верны.3.5. Аудит налога на пользователей автомобильных дорог.Объект налогообложения и ставка применявшаяся при отчислении определены правильно. Начисленная сумма налога правильная Проверены сроки отчисления. Расхождений нет.Заключение аудитора по расчетам с бюджетными платежам ООО «Регинтралснаб» является приложением № 15.Проверка расчетов с бюджетом является для аудитора объектом повышенного внимания. Во - первых, потому, что за неправильные расчеты налогов в бюджет, предприятие расплачивается ощутимым для его финансового положения штрафами. Во - вторых, потому, что аудиторское заключение, подтверждающие правильность расчетов и реальность задолженности может быть принято налоговой инспекцией, а может быть поставлено под сомнение. В этом случае налоговая инспекция имеет право перепроверить достоверность представленного заключения , и если будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов государственного бюджета, вступают в силу санкции, предусмотренные действующим законодательством. А значит для аудитора или аудиторской фирмы может создаться угроза потери лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |