![]() |
|
|
Бухгалтерский учет и анализ материально-производственных запасовРисунок 1.3 - Учетные цены на готовую продукцию Независимо от выбранного варианта учетной цены по окончании месяца нормативная себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц.5. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. 2-издание. - М: ПРОСПЕКТ, 2009. - 547с. 1.2 Учет материалов в бухгалтерской службе Движение МПЗ в организациях осуществляется в результате операций, связанных с поступлением, перемещением, отпуском и реализацией. Правильное и своевременное документальное оформление движения материалов позволяет предупредить различные нарушения, вскрыть злоупотребления, повышает дисциплинированность материально ответственных работников. Первичные учетные документы по движению сырья и материалов принимаются к учету, если они составлены по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а Рекомендации по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях. Письмо МФ РФ от 24 июля 1992 г. № 59.// Финансовая газета. - 1992. - № 34. (см. таблицу 1.2.) Таблица 1.2 - Перечень первичных учетных документов, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а
Документы, форма которых не предусмотрена в указанных перечнях, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. Материалы могут поступать в организацию различными способами: от поставщиков; из собственного производства; при внесении в счет вклада в уставный капитал организации; при получении материалов безвозмездно (включая договор дарения). Материалы могут отпускаться со склада: на производство для изготовления продукции, на ремонтные и хозяйственные нужды, в переработку на другие предприятия; для реализации на сторону; для безвозмездной передачи другим предприятиям. Аналитический учет материалов. Все первичные учетные документы по движению материальных ценностей на складах подразделений организации должны быть сданы в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки. Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности их оформления (наличие необходимых реквизитов, в том числе полноты проставленных в документах шифров). В бухгалтерии при ведении учета вручную применяются оборотный (количественно-суммовой) и сальдовый (оперативно-бухгалтерский) методы учета. При оборотном методе (с использованием оборотных ведомостей) могут применяться два варианта учета. При первом варианте в бухгалтерской службе одновременно ведется учет в количественном и денежном выражении (а на складах и в подразделениях -- только количественный учет): -- в бухгалтерии организации на каждый вид МПЗ (номенклатурный номер) открываются карточки аналитического учета; -- в карточках бухгалтер отражает движение материалов (приход, расход) на основании первичных учетных документов (приходных, расходных, на внутренние перемещения), сдаваемых в бухгалтерскую службу складами и подразделениями; -- на основании карточек ежемесячно составляются оборотные ведомости материалов отдельно по каждому складу и подразделению. На основе оборотных ведомостей составляется сводная оборотная ведомость, в которую переносятся итоги оборотных ведомостей складов и подразделений по группам, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом; -- движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно; -- сводные оборотные ведомости сверяются с данными синтетического учета материалов. В случае использования второго варианта в бухгалтерской службе не ведутся карточки аналитического учета: -- все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, по ним подсчитываются итоговые данные за месяц по приходу и отдельно по расходу, которые записываются в оборотную ведомость; -- оборотные ведомости и сводные оборотные ведомости ведутся так же, как в первом варианте; -- остатки в оборотных ведомостях сверяются с остатками, выведенными в карточках складов и подразделений. Сальдовый метод учета материалов заключается в том, что в бухгалтерии организации не дублируется складской учет и не составляются оборотные ведомости по номенклатуре материалов. В бухгалтерской службе: -- учет движения материалов ведется в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов материалов только в денежном выражении, определяемом исходя, как правило, из учетных цен; -- движение (образование и распределение) и остатки транспортно- заготовительных расходов учитываются отдельно; -- в качестве регистров аналитического учета используются карточки учета материалов, ведущиеся на складе, которые не реже одного раза в неделю проверяет на правильность ведения работник бухгалтерии и данные на карточке удостоверяет своей подписью; -- на 1-е число месяца количественные данные об остатках переносятся по каждому номенклатурному номеру из карточек складского учета в сальдовую ведомость. В качестве сальдовой ведомости может использоваться ведомость остатков материалов, представляемых этими складами вместе с первичными учетными документами; -- остатки материалов, записанных в сальдовой ведомости, таксируются по каждому номенклатурному номеру, затем выводятся итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу. При учете материалов с использованием компьютера все необходимые для учета и контроля регистры бухгалтерского учета составляются автоматизированным способом. В ведомостях отражаются обороты и остатки по каждому номенклатурному номеру материалов по количеству и сумме. Ведомости составляются в двух экземплярах -- для бухгалтерской службы и склада (подразделения). Козлова Е.П., Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет. - М. Финансы и статистика. - 2006 г. - 346с Применение организацией программ автоматизации учетных работ должно обеспечить формирование необходимых регистров бухгалтерского учета материалов, основными из которых могут быть: -- оборотная ведомость движения материалов по номенклатурным номерам в разрезе складов, подразделений, мест хранения; -- ведомость расхода материалов по заказам, сериям, переделам, другим калькуляционным единицам; -- оборотная ведомость по материалам, находящимся в пути; -- оборотная ведомость движения материалов, по которым отсутствуют расчетные документы (неотфактурованные поставки). Синтетический учет материалов. Независимо от принятого метода аналитического учета материалов (оборотный или сальдовый) в бухгалтерской службе должен вестись синтетический учет движения материалов в стоимостном выражении по соответствующим синтетическим счетам, а внутри них - по складам (кладовым, материально ответственным лицам) и группам материалов. Ежемесячно данные о движении материалов обобщаются в ведомостях движения материалов (накопительных ведомостях), где группировка ведется раздельно по каждому складу (подразделению, другим местам хранения материалов). Ведомости составляются отдельно по приходу и расходу материалов и могут вестись по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. Итоги из ведомостей движения материалов по складам (подразделениям, местам хранения материалов) ежемесячно переносятся в сводную ведомость движения материалов. Хахонова Н.Н. Реформирование бухгалтерского учета. Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону, РГЭУ «РИНХ», 2009. - 176с Отражение операций по приобретению материальных ценностей в текущем бухгалтерском учете может строиться по-разному: -- непосредственно на счете 10 «Материалы» (без использования счетов 15 и 16) (рисунок 1.4); -- с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». -- в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие. Этот вариант учета позволяет оценивать материалы как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета. -- в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие. Этот вариант учета позволяет оценивать материалы как по фактической себестоимости их приобретения, так и по учетным ценам, а отклонения от фактической стоимости материалов выявляются не на синтетических счетах, а в регистрах текущего учета.
Рисунок 1.4 - Счет 10 «Материалы» Во втором случае на основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков на всю сумму акцептованных счетов (принятых к оплате) делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материале ценностей» и дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость» (на сумму НДС, уплаченного поставщику), а в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие по кредиту счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -- на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организации и транспортно-заготовительными расходами,- включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за кредит, предоставленный поставщиками; 23 «Вспомогательные производства» -- на расходы вспомогательных цехов, оказанные в процессе заготовления и доставки материальных ценностей; 71 «Расчеты с подотчетными лицами» -- на сумму расходов, оплаченных подотчетными лицами по заготовке, приобретению и доставке материалов; 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» -- на стоимость услуг, оказанных различными организациями по заготовке и доставке материалов (транспортным организациям и др.), а также за приобретенные у них материалы, другие счета (см. таблицу 1.3). Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые предприятием в переработку (давальческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. // Российская газета. - 2002. - № 36 Таблица 1.3 - Хозяйственные операции отражающие поступление материально-производственных запасов на предприятие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |