![]() |
|
|
Аудит, его содержание и значениеИсточник: [20, с.17] 2. Виды аудита и его организация в Республике Беларусь Аудит проводится по инициативе и требованию руководства организации для внутреннего пользования и анализа хозяйственной деятельности, а также проводится аудит, заключение о котором необходимо представлять в вышестоящие органы и в налоговую инспекцию. В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний (табл.2). Таблица 2 Особенности внутреннего и внешнего аудита
Источник: [20,с.37]. Внешний аудит -- это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации. Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских фирм или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью на территории Республики Беларусь. Целью внешнего аудита является проверка достоверности учетной информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета. Объектом внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых зависит финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность предприятия. Основными задачами внешнего аудита являются: · проверка учетных записей и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия; · оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь; · определение уровня организации бухгалтерского учета, его качества, правильности составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность предприятия и ее результаты; · проверка правильности исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), расчета прибыли и ее распределения; · проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими; · проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и правильности отражения операций по покупке и продаже валюты на бирже; · оказание помощи субъектам хозяйствования в создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами, участие в обсуждении кандидатур возможных деловых партнеров и контрагентов; · подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектами хозяйствования; · оказание помощи в оценке эффективности деятельности клиентов, защита интересов собственников и государства; · выражение мнения аудитора по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам; · составление финансовой отчетности и деклараций о доходах; · анализ финансово-хозяйственной деятельности; · оценка активов и пассивов предприятия; · консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам; · постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам его организации, налогообложения, расчетов; · обеспечение клиентов нормативными и инструктивными материалами; · организация бухгалтерского учета у предприятий-клиентов при отсутствии квалифицированных кадров или по другим причинам; · восстановление учета на основе предоставленной первичной документации. Внутренний аудит -- это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками. Цель внутреннего аудита -- оказание помощи административному аппарату субъекта хозяйствования в организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия. Объектом внутреннего аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17]. Главная задача внутренних аудиторов -- удовлетворение потребностей администрации и собственников в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам. Работниками органов внутреннего аудита выполняются следующие функции: · проверка состояния активов и пассивов подведомственных предприятий, организаций и учреждений, филиалов; · анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов; · проверка соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии; · поиск резервов упрощения структуры и удешевления содержания управленческого аппарата; · контроль за сохранностью имущества предприятий; · выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, фактов бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным злоупотреблениям; · контроль правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства. Однако внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему [4, с.12]. Кроме того, в экономической литературе выделяют и другие виды аудита. Таблица 3 Классификация видов аудита
Источник:[4, с.15]. Организация аудита в Беларуси Деятельность аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в т.ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Правила аудиторской деятельности подразделяются: республиканские правила аудиторской деятельности; внутренние правила аудиторской деятельности объединения а удиторских организаций или аудиторов; правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя. Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц [9, с.87]. Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь. Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими аудиторской деятельности. Главное управление аудита в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции: организует работу по лицензированию аудиторской деятельно сти; ведёт государственный реестр аудиторов и аудиторских орган изаций; разрабатывает методологию аудита субъектов хозяйствования; контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организ ациями порядка осуществления аудиторской деятельности; разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопро сам осуществления аудиторской деятельности; участвует в работе по подготовке нормативной базы по вопросам, касающимся аудиторской деятельности; участвует в работе по сотрудничеству с международными ауд иторскими организациями, организует сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран; рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юридических лиц. Главное управление аудита имеет право: Ё требовать от структурных подразделений министерства необходимые разъяснения по представленным на рассмотрение и визирование материалы; Ё получать от должностных лиц и работников министерства информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на управление задач; Ё привлекать в установленном порядке работников структурных подразделений для участия в подготовке проектов нормативных и законодательных актов; Ё вносить предложения руководству министерства об отмене ведомственных нормативных актов, противоречащих законодательству или принятых с нарушением установленного порядка. Главное управление аудита возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый Министром финансов Республики Беларусь, который: § обеспечивает чёткую организацию работы по выполнению задач и функций, возложенных на управление; § вносить предложения о назначении, освобождении и перемещении работников управления, применении к ним мер ответственности и поощрения; § совместно с управлением кадров организует подбор и расстановку кадров, разработку и проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации работников управления; § утверждает положение об отделах и должностные обязанности работников управления; § в установленном порядке получает от структурных подразделений министерства необходимые для осуществления деятельности управления документы и материалы, а также знакомится с документами и материалами, находящимися в их пользовании и на хранении; § вносит предложения для обсуждения у руководства министерства и на коллегиях Минфина Республики Беларусь; § участвует в совещаниях, созываемых руководством министерства по вопросам, касающихся компетенции управления, § организует и проводит в установленном порядке совещания, семинары и другие подобные мероприятия; принимает участие в аналогичных мероприятиях, организуемых другими структурными подразделениями министерства по вопросам, касающимся компетенции Главного управления аудита; § даёт работникам управления обязательные для исполнения указания и требует отчёт об их выполнении; § подписывает документы текущей переписки по вопросам, не требующим решения руководства Минфина РБ, а также адресованные непосредственно управлению; § несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач, а также за обеспечение сохранения государственной тайны. Главное управление аудита состоит из отдела методологии аудита и отдела лицензирования и контроля. Основными функциями отдела методологии являются: · разработка нормативной правовой базы по методологии аудита и участие в подготовке проектов нормативных актов по иным вопросам аудиторской деятельности; · изучение практики аудиторской деятельности, обобщение поступающих вопросов, замечаний по применению законодательства по вопросам, входящим в компетенцию управления, разработка предложений по совершенствованию этого законодательства и внесение их на рассмотрение руководства; · консультирование аудиторов, аудиторских организаций по вопросам методологии осуществления аудиторской деятельности; · участие в разработке программ профессиональной подготовки аудиторов; · рассмотрение возражений по материалам проверок соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями законодательства об аудиторской деятельности и подготовка заключений по ним; · внесение, совместно с отделом лицензирования и контроля, предложений о лишении, приостановлении, аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности; · обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию отдела; · организация и проведение совещаний, семинаров по вопросам методологии аудиторской деятельности. Основными функциями отдела лицензирования и контроля являются: участие в разработке нормативной правовой базы по вопросам, входящим в компетенцию управления; консультирование граждан, организаций по оформлению док ументов, работе курсов, проведению экзаменов и другим вопросам, касающимся порядка лицензирования аудиторской деятельности; разработка программ профессиональной подготовки аудиторов и вопросов квалификационных экзаменов на получение права осуществления аудиторской деятельности; приём документов, предоставленных на получение лицен зий, направление их в квалификационную комиссию, организация проведения квалификационных экзаменов; выдача лицензий на осуществление аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций; подготовка предложений по в опросам лишения, приостановления, аннулирования лицензий на аудиторскую деятельность; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организа циями порядка осуществления аудиторской деятельности, установленного законодательством РБ; обобщение, анализ материалов проверок, подготовка предлож ений по устранению выявленных нарушений, повышению эффективности и совершенствованию аудиторской деятельности; обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела. Основными структурными звеньями, непосредственно занимающимися аудиторской деятельностью, являются аудиторские организации и аудиторы-предприниматели без образования юридического лица, имеющие лицензии на право занятия аудиторской деятельностью, зарегистрированные в Государственном реестре аудиторов и аудиторских организаций. Основными функциями аудиторских организаций являются: экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества предприятия; контрольно-ревизионная деятельность; контроль достоверности бухгалтерского учёта и отчётности; прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности пред приятии, которое обеспечивается аудиторской фирмой по договору с заказчиков в случаях необходимости проведения глубокого исследования состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценки перспектив его развития и конечных результатов, разработки мероприятий по ликвидации убыточности и повышению эффективности производства. Аудиторские организации также оказывают содействие хозяйственным организациям при создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами. Они принимают участие в обсуждении кандидатур возможных партнёров, сборе имеющейся информации об их деятельности, консультируют по правовым и организационно-экономическим аспектам создания совместного предприятия; научное, методическое, информационное обеспечение деятельно сти предприятия. Эта функция направлена на выполнение научно-исследовательских работ, разработку методических указаний по организации учёта, анализа внутреннего аудита, планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия; постановка бухгалтерского учёта осуществляется в случаях, ко гда само предприятие-клиент не организовало на должном уровне учёт из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам. При этом аудитором проводится работа по восстановлению учёта по просьбе предприятия, на основе имеющейся у него первичной документации; консультационная функция реализуется аудиторскими фирмами в устной или письменной форме за соответствующую плату и проводится по вопросам организации учёта, налогообложения, внешнеэкономическим оп ерациям и расчётам, по правовым вопросам, касающимся деятельности предприятия. Для налаживания образцового учёта и контроля на обслуживаемых предприятиях аудиторские организации должны осуществлять деловое сотрудничество с местными финансовыми, налоговыми, банками и другими государственными контрольными органами. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |