![]() |
|
|
Аудит финансовго состояния предприятия2.3 Определение последовательности проверки аренды Последовательность аудиторской проверки состоит из четырех этапов: - подготовительный этап; - физическая проверка; - основной этап проверки; - завершающий этап. Краткая характеристика данных этапов приведена в таблице 3 и представлена, как план аудиторской проверки 1 группы объекта основных средств (то есть зданий, помещений, сооружений). Основными методами, которые пользуются при аудите 1 группы основных средств на предварительном этапе являются опрос, документальная проверка, выборочное исследование. Опрос руководства предприятия может побуждать аудитора к осуществлению дополнительных аудиторских процедур к применению иных методов, так как могут возникнуть необходимость получить данные о прогнозируемых соглашениях, планах продажи основных средств, наличии залогов или претензий, судебных исков. Для обеспечения полноты получения информации аудитору необходимо отдельным письмом сообщить руководству предприятия перечень вопросов и документов, которые ему нужно получить для объективной проверки основных средств за отчетный период. При документальной проверки аудитору важно выяснить учетную политику относительно основных средств. Следует также получить данные об основных средствах, переданных и полученных в аренду, изучить условия арендных соглашений, выяснить вопрос, отвечает ли учет арендованных объектов этим соглашениям (оперативная или финансовая аренда), проконтролировать правильность определения арендной платы за основные средства и соответствующее ее отнесение на доходы или расходы у арендатора или арендодателя. Таблица 3 - План аудиторской проверки основных средств
На этапе физической проверки аудитор должен оценить достоверность предоставленных данных проведенной инвентаризации основных средств. С этой целью аудитор или его ассистент должны наблюдать за ходом проведения инвентаризации, оценить правильность ее методики, документальное оформление. Кроме того, аудитору следует сделать выборочную проверку записей в инвентаризационных ведомостях путем самостоятельного пересчета отдельных видов основных средств. При выявлении отклонений от предоставленных данных аудитор направляет письмо соответствующего содержания руководителю предприятия с рекомендациями по устранению выявленных недостатков. При проведении инвентаризации основных средств должны руководствоваться Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 №996_ХІV и Инструкцией по инвентаризации основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов, расчетов, утвержденные приказом Министерства Финансов Украины от 11.08.94 №69 (с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Украины от 05.12.97 №268). Проверка наличия и состояния зданий и сооружений, незавершенного строительства, инвентаря, земельных участков проводится отдельно по собственным и арендованным объектам. Каждому объекту дают полную характеристику со ссылкой на его инвентарный номер. Если при поступлении основных средств не было технических паспортов, то заводят паспорта с детальной характеристикой объекта. В бухгалтерии предприятия следует сберегать техническую и проектную документацию зданий. Во время проведения инвентаризации пользуются и подтверждающими документами, которые послужили основанием для их оприходования. Если такой документации нет, то необходимо обратиться к первичным приходным документам. В отдельных случаях ознакамливаются с предыдущими инвентаризационными описями, иногда опрашивают людей для подтверждения, что определенный предмет используется более длительное время. Для инвентаризации технически сложных инвентарных объектов привлекают специалистов-экспертов для определения технического состояния. При инвентаризации основных средств устанавливается, когда за чьим распоряжением возведены неучтенные объекты, выявленные при инвентаризации, за счет каких источников списаны затраты на их возведение, с отображением этих сведений в протоколе инвентаризационной комиссии. При инвентаризации незавершенного капитального строительства или ремонта в инвентаризационных описях указывается наименование заказа, стадия или степень их готовности, количество или объем их работ. Что касается построенных объектов, которые фактически введены в действие полностью или частично, но приняты, и введение в действие которых не оформлено необходимыми документами, а также завершенных, но по каким-то причинам не введенным в действие объектов в отдельных инвентаризационных актах определяют причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов. Лишние предметы, которые не используются, записываются в отдельную опись. На арендованные основные средства составляют отдельную опись со ссылкой на документы, которые подтверждают принятие соответствующих объектов в аренду, и указывают срок аренды. Один экземпляр описи до составления годового отчета пересылается арендодателю. В том же порядке проводится инвентаризация земельных участков, которые являются собственностью предприятия. Выявленные, но не учтенные объекты, или по которым указаны неправильные данные, комиссия заносит в опись с указанием правильных данных и технических показателей на эти объекты. Ежегодно, но не ранее 1 октября, перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация всех статей баланса. Инвентаризацию зданий, сооружений и прочих объектов недвижимости можно проводить один раз в три года, библиотечных фондов - не менее одного раза в пять лет. Необходимо обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей, так как происходят случаи формального проведения инвентаризации, когда данные об объектах, их наличие и техническое состояние переносятся в опись из инвентарных карточек или прошлогодних инвентарных описей. На объекты, которые подлежат списанию или реализации, составляются отдельные описи. Полноту инвентаризации определяют сопоставлением данных инвентаризационных описей с показателями аналитического учета. На основании изучения всех материалов инвентаризации, в частности результатов инвентаризации основных средств и их отображения на счетах бухгалтерского учета, проверяющий делает вывод о качестве инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию ее методики. После составления годовой финансовой отчетности предприятием и передачи ее для проверки осуществляется основной этап аудита, суть которого состоит в контроле оценки основных средств, установления их принадлежности, проверке достоверности учетных записей по основным средствам и остатков по ним в балансе, проверке правильности начисления износа основных средств и определении расходов на их ремонт. Для аудитора важное значение имеет установление собственника основных средств, поскольку от этого зависит, отражаются они в балансе или на забалансовых счетах. Аудитор может применить выборочное исследование на основном этапе проведения аудиторской проверки, что объясняется обработкой большого объема информации. Для решения задач аудита на основном этапе аудитор осуществляет: - проверку первичных данных по основным средствам; - контроль расчета амортизационных отчислений по основным средствам; - проверка правильности списания недоамортизированной части основных средств при их ликвидации; - проверку оценки финансовых результатов от реализации основных средств физическим лицам или предприятием; - контроль за соблюдением действующего законодательства по операциям с основными средствами; - проверка правильности документального оформления оприходования и ликвидации основных средств; - контроль отражения в учете результатов чрезвычайных событий связанных с основными средствами; - контроль правильности индексации, переоценки основных средств; - проверку правильности переноса начальных остатков по основным средствам; - проверку правильности корреспонденции счетов по операциям с основными средствами в соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Министерства финансов Украины; - контроль сопоставимости данных аналитического и синтетического учета, Главной книги, Баланса; - проверку баланса с арендованными и переданными в аренду основными средствами; - установление эффективности использования основных средств; - установление источников финансирования приобретения основных средств. Все результаты осуществленных аудиторских процедур должны найти отражение в рабочих документах аудитора. Соблюдая требования П(С)БУ 7, аудитору следует убедиться, что в примечаниях к финансовой отчетности предприятие отразило такую информацию: - стоимость (первоначальная или переоцененная), по которой основные средства отражены в Балансе; - методы начисления амортизации и сроки полезного использования; - наличие и движение основных средств в отчетном периоде по видам поступления, выбытия основных средств, их переоценка, сумма начисленной амортизации, внутреннее перемещение; - стоимость основных средств, по которым существует ограничения владения, пользования; - стоимость переданных в залог основных средств; - сумма капитальных вложений на приобретение и строительство основных средств за отчетный год; - сумма заключенных соглашений на приобретение в будущем основных средств; - остаточная стоимость основных средств, которые временно не используются, и изъятых из эксплуатации для продажи; - первоначальная стоимость полностью амортизированных основных средств, которые продолжают использоваться. На основе составленных рабочих документов на завершающем этапе составляется промежуточный отчет о состоянии бухгалтерского учета основных средств и делают аудиторское заключение относительно полноты, достоверности и реальности представления основных средств в финансовой бухгалтерской отчетности ОАО ДЭМЗ «Сенсор». 2.4 Определение объема проверки учета аренды Объем проверки основных средств 1 группы можно определить при составлении более детализированного плана аудиторской проверки по учету основных средств. Такая детализация представлена в виде таблицы 4 Таблица 4 - Программа проверки основных средств
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |