![]() |
|
|
Аудит финансовых вложенийАудит финансовых вложений36 РОСЖЕЛДОР Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Тема: Аудит финансовых вложений Ростов-на-Дону 2007 г Содержание Введение………………………………………………………..……………….....4 Глава 1 Планирование аудита…………………………….………………….......6 Глава 2 Аудит финансовых вложений…………………..……………………...15 2.1 Цели и задачи аудита финансовых вложений…….……………………….15 2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Гатика» …………………………………………………………………………22 2.3 План и программа аудита финансовых вложений………………….…..25 2.4 Источники информации для проверки………………………………………….32 2.5 Отчет аудитора………………………………………………………….…...33 Заключение…………………………………………………………………...….36 Список использованной литературы………………………………………......37 Приложения……………………………………………………………………...38 Введение В процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия могут осуществлять отвлечение средств в виде финансовых вложений с целью получения дополнительного дохода -- дивидендов, процентов и т.п. Цель данной работы: рассмотрение финансовых вложений и аудита данной категории. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Определить понятие, состав, порядок учета финансовых вложений Рассмотреть теоретические и нормативные аспекты организации аудита финансовых вложений Дать краткую характеристику аудируемого предприятия Разработать план и программу аудита на предприятии. Предоставить отчёт руководству о проведённой проверке, в котором нужно указать все выявленные недостатки и дать рекомендации по их устранению. Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время многие организации предпочитают направлять свободные средства во вложения различных видов, при этом может происходить нарушение законодательства. Для поддержания правильности норм учета и законодательства и необходима аудиторская проверка. Данный курсовой проект состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части рассматривается сущность общих вопросов планирования аудиторской деятельности, включающая в себя составление плана и программы аудита. Необходимость планирования аудитором своей работы объясняется тем, что оно способствует выполнению работы с оптимальными затратами, своевременно и качественно, позволяет организовать внутренний контроль. Во второй части курсового проекта разрабатывается методика проведения аудиторской проверки на примере аудита финансовых вложений. В ходе аудиторской проверки финансовых вложений используются следующие аудиторские процедуры: - проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и - аналитические процедуры (сопоставление сальдо по счетам за раз-личные периоды, сопоставление показателей бухгалтерской отчетнос-ти со сметными показателями, оценка соотношений меж-ду различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов, сопоставление финансовой информации и не- финансовой); - проверка (тестирование) средств внутреннего контроля; Применяются следующие способы получения аудиторских доказательств: - пересчет; - инвентаризация; - проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных опера-ций и составления отчетности; - подтверждение; - проверка документов. Глава 1. Планирование аудита Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696). Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке: аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита; аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. Планируя порядок проведения аудита аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита, а именно: комплексности; непрерывности; оптимальности. Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, аудиторской организации в течение года следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок. Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией. При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный, подготовка и составление общего плана аудита, подготовка и составление программы аудита. На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию: - внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности; - внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями; - организационно-управленческой структуре экономического субъекта; - видах деятельности; - структуре капитала и курсе акций; - технологических особенностях; - уровне рентабельности; - основных контрагентах экономического субъекта; - порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта; - существовании дочерних и зависимых организаций; - системе внутреннего контроля; - принципах формирования оплаты труда персонала. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Основными источниками информации об экономическом субъекте служат: 1) устав экономического субъекта; 2) документы о регистрации экономического субъекта; 3) протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собра-ний акционеров либо других аналогичных органов управления эко-номического субъекта; 4) документы, регламентирующие учетную политику; 5) бухгалтерская и статистическая отчетность; 6) документы планирования деятельности экономического субъ-екта (планы, сметы, проекты); 7) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; 8) отчеты аудиторов, консультантов; 9) внутрифирменные инструкции; 10) материалы налоговых проверок; 11) материалы судебных и арбитражных исков; 12) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; 13) сведения, полученные из бесед с руководством и исполни-тельным персоналом экономического субъекта; 14) информация, полученная при осмотре экономического субъ-екта, его основных участков, складов. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. Считая проведение аудита возможным, аудиторская организа-ция готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с эко-номическим субъектом заключается договор. При этом следует учитывать: а) бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, ос-новного и заключительного; б) предполагаемые сроки работы группы; в) количественный состав группы; г) должностной уровень членов группы; д) преемственность персонала группы; е) квалификационный уровень членов группы. Когда аудиторская организация не считает возможным проведе-ние аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения. Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта. В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку самой системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля эффективна, если своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск бухгалтерской отчетности и риск средств контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С учетом установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании. Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При этом она независима в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом. Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, поскольку они служат основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита. В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать. В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудита. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во вни-мание: а) деятельность аудируемого лица, в том числе: - общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на дея-тельность аудируемого лица; - особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, вклю-чая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; - общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: - учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; - влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов фи-нансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; - планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контро-ля и процедур проверки по существу; в) риск и существенность, в том числе: - ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, опре-деление наиболее важных областей для аудита; - установление уровней существенности для аудита; - возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; - выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей; г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: - относительную важность различных разделов учета для проведения аудита; - влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее спе-цифических особенностей; - существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита; д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполнен-ной работы, в том числе: - привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, под-разделений, дочерних компаний аудируемого лица; - привлечение экспертов; - количество территориально обособленных подразделений одного аудируе-мого лица и их пространственную удаленность друг от друга; - количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с дан-ным аудируемым лицом; е) прочие аспекты, в том числе: - возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируе-мого лица может оказаться под вопросом; - обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аф-филированных лиц; - особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования зако-нодательства; - срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствую-щих услуг аудируемому лицу; - форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандар-тами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского за-дания. Аудиторская организация определяет в общем плане и роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и опре-деленные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета ди-ректоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эф-фективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и пол-ную разработку общего плана и программы аудита. Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно - средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы. Во второй части курсового проекта будет приведен пример составления плана и программы по аудиту финансовых вложений. Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре. Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, -- фактический материал для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки, а именно: - нужны ли дополнительные разъяснения при интерпретации сомнительных документов? - выходит ли сделанное наблюдение за рамки аудита? Если да, то важно ли оно для качества, безопасности и т.п. и стоит ли того, чтобы выходить за рамки данной аудиторской проверки? - удовлетворителен ли уровень существенности при проведении проверки? - существуют ли особые «аудиторские находки» или наблюдения, беспокоящие клиента? - полностью ли применены в данной ситуации употребляемые способы оценки деятельности экономического субъекта? - по плану ли осуществляется аудиторская проверка? Не выходит ли за отведенное время? Если да, то какими областями аудита можно пренебречь без ущерба для поставленных целей? Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной фильтрующей системы. При этом ответы на перечисленные вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет фактов. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. Глава 2. Аудит финансовых вложений 2.1 Цели и задачи аудита финансовых вложений В процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия могут осуществлять отвлечение средств в виде финансовых вложений с целью получения дополнительною дохода - дивидендов, процен-тов и т.п. К финансовым вложениям организации относятся: государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя); вклады в уставные (складочные) капита-лы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленные другим организациям займы, депозитные вкла-ды в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр. В составе финансовых вложений учитываются также вклады организации-товарища по договору простого товарищества. Необходимо обратить внимание на то, что в ПБУ 19/02 четко определены те виды вложений средств, которые не относятся к категории финансовых: - собственные акции организации, выкупленные акционерными обществами у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования; - векселя, выданные организацией-векселедателем продавцу (поставщику) при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; - недвижимое и иное имущество, которое предполагается использовать для передачи за плату во временное пользование (владение), то есть учитываемое в качестве доходных вложений в материальные ценности; - драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности. Кроме того, не относятся к финансовым вложениям активы, имеющие материально-вещественную форму, такие как основные средства, материально-производственные запасы и нематериальные активы (п. 4 ПБУ 19/02). Проверяя обоснованность признания активов в качестве финансовых вложений, аудитор должен оценить одновременное выполнение следующих условий: - наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих су-ществование права у организации на финансовые вложения и на полу-чение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права; - переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовы-ми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности дол-жника, риск ликвидности и др.); - способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложе-ния и его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыноч-ной стоимости и т.п.). В бухгалтерском учете и отчетности, в зависимости от сроков от-влечения средств и их целевого назначения, финансовые вложения подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. К краткосроч-ным финансовым вложениям можно отнести займы, предоставлен-ные другим экономическим субъектам на срок до 12 месяцев. Под долгосрочными вложениями (на срок более 12 месяцем) понимают вклады в уставные капиталы и совместную деятельность, затраты на приобретение акций других экономических субъектов, паи, а также займы, предоставленные другим экономическим субъектам. Основная цель аудита финансовых вложений - составить обоснованное мнение аудитора о достоверности и полноте информации о них в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого экономического субъекта. Чтобы достигнуть этой цели аудитор в ходе проверки должен ответить на следующие вопросы: Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |