![]() |
|
|
Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"- аудитор формулирует мнение о достоверности финансовой информа-ции в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут счи-тать аудитора ответственным за данную финансовую информацию [23, с. 35 - 42]. Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические от-ношения. Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций. В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты ауди-та (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены общепринятые аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно используются аудиторами США. В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных. В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) между-народные стандарты используются в качестве базы для создания собст-венных подобных стандартов. В разработке аудиторских стандартов в России на основе междуна-родных стандартов участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, оте-чественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по ауди-торской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Аудитор-ская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессио-нальных Аудиторских Организаций, аудиторские организации "ФБК", "Союз-Аудит", "Интераудит" и др. Все стандарты рассматриваются и утверждаются (получают одобре-ние) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Прези-денте РФ. Предусматривается подготовить более 50 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Примерная структура стандарта включает сле-дующие разделы: - общие положения - формулируется цель и задачи стандарта, объект стандартизации и сфера применения; - основные понятия и определения - содержатся определения аудитор-ских терминов и их краткая характеристика; - сущность стандарта - обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее анализ и приводятся методы решения; - практические приложения - отражают различные схемы, таблицы, образцы документов, позволяющие иллюстрировать рекомендации стандартов. В экономической литературе [6,15,16 и др.] описаны две классифи-кации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая классификация включает три основные группы: - общие правила (стандарты) аудита, представляют собой свод профес-сиональных требований относительно квалификации аудитора, неза-висимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся вы-полняемой работы, и др. - правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изуче-ния и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, по-лучения доказательных материалов и др. - правила (стандарты) составления отчета, предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют аудиторы пользователям бухгалтерской отчетности по окончании проверки, от-ражают состав и содержание отчетов, порядок их представления, а также разграничение ответственности аудиторов и аудируемых лиц (см. Приложение 3). Вторая классификация построена аналогично классификации Между-народных стандартов аудита и содержит одиннадцать групп стандартов (см. Приложение 4). Российские стандарты аудиторской деятельности (как и международ-ные) определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регла-ментируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и ра-циональность которых определяется самой аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты аудита. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Тре-бования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организа-ций" [8, с. 67 - 75] внутренние стандарты аудиторской организации - это до-кументы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуще-ствлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рам-ках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнитель-ные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между ауди-торской организацией и аудируемым лицом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами. Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядитель-ном документации и системы внутреннего контроля аудиторской органи-зации и должны удовлетворять следующим требованиям: - целесообразности - иметь практическую пользу; - преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внут-ренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами; - логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, цело-стность и ясность изложения; - полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения; - единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах. Такие стандарты учитывают специфику работы аудиторской органи-зации и раскрывают содержание конкретных процедур проведения про-верки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней от-четности аудиторской организации, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и других сотрудников аудиторской организации. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необхо-димых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск оши-бок при формулировании заключения. Появляется возможность увели-чить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной. В тоже время стандарты не должны быть излишне детализированы, ско-вывать инициативу аудиторов, так как это может превратить аудит в меха-нический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными сужде-ниями. Поэтому подготовка внутренних аудиторских стандартов - процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как по-ложений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторов. Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру: - регламентирующие параметры - ссылка на российские или междуна-родные стандарты, использованные при разработке данного стандарта; - общие положения - необходимость внутреннего стандарта, описание объекта стандартизации, определение его основных терминов и поня-тий, сферы применения; - цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные про-блемы, решение которых обеспечивается его применением; - взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие по-ложения других стандартов; - определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом: - оформление - перечень документов, которые аудитор должен соста-вить согласно требованиям стандарта; - перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руково-дствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости). Внутренние стандарты аудиторской организации по своему назначе-нию могут быть объединены в несколько групп (см. табл. 2.1.). Таблица 2.1. Перечень рекомендуемых видов внутренних стандартов аудиторской организации
Продолжение
Разработанные внутренние стандарты рассматриваются и принимают-ся Методическим советом аудиторской организации с последующим ут-верждением ее руководителем, а в случаях, предусмотренных учредитель-ными документами аудиторской организации, - советом учредителей или другим уполномоченным органом. Стандарты должны содержать следующие реквизиты: номер (порядко-вый или серийный код стандарта); дата ввода в действие; название стан-дарта; дату и указание лица, утвердившего стандарт; преемственность (ссылки на ранее принятые нормативными документами правила, кото-рые связаны с данным стандартом); сфера применения (перечень объек-тов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта. В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться при-ложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютер-ные программы, рабочие таблицы и т. д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных поло-жений внутренних стандартов. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен осуществляться на всех уровнях управле-ния аудиторской организации. 2.3. Основные этапы аудиторской проверки Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов напрямую зависит от уровня их профессио-нализма, правильности применения методологии и методики контроля, использования передового опыта. Поскольку каждая аудиторская про-верка ограничена во времени аудиторам всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские про-цедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объ-ективного заключения. Для успешной реализация целей конкретной ау-диторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита. Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита. Так, ряд зарубежных авто-ров [5, 29 и др.] выделяют следующие этапы аудита: - начальная стадия аудиторской проверки, которая предполагает пла-нирование проверки, аналитический обзор отчетности предприятия, предварительную оценку материальности (существенности) и ауди-торского риска; - оценка системы внутреннего контроля, которая включает оценку рис-ка неэффективности системы контроля, документирование данных об этой системе, определение аудиторских процедур проверки системы контроля; - проведение выборочного аудита, который заключается в тестировании системы внутреннего контроля с проверкой по качественным призна-кам, аудиторскую проверку оборотов и сальдо по счетам с выборкой по количественным признакам; - завершение аудиторской проверки. На этом этапе осуществляется форми-рование аудиторского заключения (отчета) и представление его клиенту. Некоторые российские специалисты [3, 18 и др.] с различной степе-нью детализации выделяют следующие этапы аудиторской проверки: - подготовка и планирование аудита. На этом этапе производится озна-комление с экономикой проверяемого предприятия, оценивается су-щественность и аудиторский риск, система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля, разрабатывается общий план и про-грамма проверки; - документирование и оформление результатов аудиторской проверки. Этот этап включает проведение аудиторских процедур, сбор и доку-ментирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценку результатов про-ведения аудита и оформление аудиторского заключения. Объединение в рамках второго этапа различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита, какими являются по-лучение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского за-ключения представляется необоснованным. В то же время ряд специали-стов [6] рассматривают процесс сбора и документирования аудиторских доказательств и подготовки аудиторского заключения как самостоятель-ные этапы проверки. Авторы работы [16, с. 116 - 117] называют три основных этапа ауди-торской проверки: - планирование, на этом этапе осуществляется предварительное зна-комство с клиентом, оформляется письмо-обязательство и договор, рассчитывается уровень существенности и оценивается аудиторский риск, разрабатывается общин план и программа проверки; сбор аудиторских доказательств, на этом этапе выполняется тестиро-вание средств контроля и проводятся аудиторские процедуры по су-ществу; - завершение аудита, на этом этапе завершается подготовка рабочей документации, формируется мнение аудитора и оформляются итого-вые документы. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчет-ности" [8, с. 92 - 100] основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают: - планирование аудита; - получение аудиторских доказательств; - использование работы других лиц и контакты с руководством эконо-мического субъекта, третьими сторонами; - документирование аудита; - обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтер-ской отчетности экономического субъекта. Названные мероприятия целесообразно осуществлять в рамках четы-рех основных этапов проведения аудита: подготовка аудиторской провер-ки, планирование аудита, выполнение аудиторских процедур, оформле-ние результатов аудита. На подготовительном этапе происходит установление взаимоотноше-ний между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До за-ключения договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организа-ция должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Планирование аудита осуществляется после заключения договора об оказании аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских правил (стандартов) и условиями договора. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудиторы оценивают аудиторский риск и определяют содержание, масштаб и ко-личество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской группы. На этапе выполнения аудиторских процедур производится сбор ауди-торских доказательств и их документирование. В процессе оформления результатов аудита обобщаются материалы проверки, формулируется мнение аудиторской организации относитель-но достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия ее действую-щему законодательству, составляется информация руководству проверяе-мого предприятия и аудиторское заключение. На всех этапах проведения аудиторской проверки осуществляется обще-ние аудиторской организации с руководством предприятия. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Общение с руководством экономического субъекта" такое общение производится в устной форме во время посещения аудиторами предприятия или в письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства предприятия [8, с. 149 - 154]. При общении с клиентом аудиторам следует придерживаться общепринятых моральных норм и руководствоваться принципами профессиональной этики. 2.4. Подготовка аудиторской проверки Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяются с учетом объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. В настоящее время на рынке действует значительное количество аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно. Это соз-дает возможность выбора предприятием той аудиторской организации, которая окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях. Сделав свой выбор, предприятие направляет аудиторской организации официальное именное письмо-предложение о проведении аудита или уведомляет его о готовности сотрудничества иным способом. Для того, чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны в свою очередь иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяс-нить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудита. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиен-тов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономи-ческого развития России, когда сохраняется высокая нестабильность налогового законодательства, а многие предприятия нарушают действую-щие правила ведения учета и составления отчетности. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта" аудиторская орга-низация должна понимать деятельность проверяемого предприятия в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, существенно влияю-щие на достоверность бухгалтерской отчетности, ход проверки и выводы по ее результатам. Аудиторам необходимо сосредоточить внимание на изучении основной, инвестиционной деятельности предприятия и про-чих операций, в том числе внереализационных [8, с. 141 - 149]. К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие: - определение цели проверки у данного клиента и возможного использо-вания ее результатов; - определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройст-ва, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомле-ния с учредительными и другими внутренними документами; - выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед; - предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обе-спечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений; - знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внут-ренних аудиторов, материалами налоговых проверок: - выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми ор-ганами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и други-ми пользователями финансовой отчетности клиента; - экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии; - получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, раз-личных организаций, из средств массовой информации и т. д.); - предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска; - оценка собственной способности аудиторской организации к выпол-нению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регу-лирования и т. д. Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется на-править руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Это письмо рас-сматривается в качестве официального ответного документа, устанавли-вающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предпри-ятием до заключения договора. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |