реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Аудит производственных запасов

Аудит производственных запасов

Содержание

  • Введение
  • 1 Теоретические аспекты учета и аудита производственных запасов
    • 1.1 Характеристика производственных запасов
    • 1.2 Система законодательного нормативного регулирования бухгалтерского учета производственных запасов
    • 1.3 Цель, задачи и источники информации аудита производственных запасов
  • 2 Методика аудиторской проверки материально-производственных запасов
    • 2.1 Краткая экономическая характеристика объекта наблюдения
    • 2.2 Этапы и методы аудита производственных запасов
  • 3 Аудит материальных запасов ООО «ГазСтройКомплект»
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Обеспечение предприятия материально-производственными запасами влияет на финансовое состояние и положительно сказывается на его репутации среди конкурентов и потребителей работ и услуг предприятия.

Запасы относятся к числу объектов, требующих достаточно больших вложений средств, и поэтому представляет собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень обслуживания в целом. Они представляют собой один из важнейших факторов обеспечения постоянства и непрерывности воспроизводства.

Всестороннее изучение и правильное понимание сущности материальных запасов, их значение и роль в экономике предприятий стоят в ряду важнейших проблем по их рациональному использованию. Таким образом, от эффективного управления материально-производственными запасами зависит, в конечном итоге доходность коммерческой организации.

Важная роль в реализации этой задачи отводится правильной постановке бухгалтерского учета материально-производственных запасов, что позволяет осуществлять контроль за их сохранностью и рациональным использованием, что в свою очередь, позволяет воздействовать на размер получаемой прибыли. Поэтому изучение системы законодательного нормативного регулирования бухгалтерского учета материально-производственных запасов имеет огромное значение для решения данных задач.

Целью аудиторской проверки материально - производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В процессе проверки аудитор должен установить:

- реальность наличия и существования МПЗ;

- все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

- является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, - обязательствами;

- правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;

- правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.

Информационной базой для проверки материально - производственных запасов являются:

1. Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей.

2. Приказ об учетной политике.

3. Первичные документы по оформлению операций с МПЗ.

4. Организационно - правовые документы и материалы.

5. Бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ.

Объект исследования - ООО «ГазСтройКомплект».

1 Теоретические аспекты учета и аудита производственных запасов

1.1 Характеристика производственных запасов

Материально-производственные запасы - это различные вещественные элементы, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе и продуктов труда. Для правильной организации учета материалов важное значение имеют их научное обоснованная классификация, оценка и выбор единицы учета.

В зависимости от назначения и роли в процессе производства различаются следующие группы материалов: сырье, основные и вспомогательные материалы.

Сырье и основные материалы - предметы труда, из которых изготовляют продукт и которые используют материальную (вещественную) основу продукта. Сырьем называют продукцию сельскохозяйственного хозяйства и добывающей промышленности (зерно, хлопок, скот, молоко и др.), а материалами - продукцию обрабатывающей промышленности (мука, ткань, сахар и др.).

К этой группе относятся также покупные полуфабрикаты, которые представляют собой сырье и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую же роль, как и основные материалы, то есть составляют ее материальную основу.

Возвратные отходы производства - остатки сырья и материалов, образовавшихся в процессе их переработки в готовую продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов (опилки, стружка и другое).

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства.

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части. Топливо разделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы - предметы, используемые для упаковки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Обычно материальные запасы организации неоднородны, объем операций по счетам их учета значителен, поэтому проверка показателей отчетности, отраженных по счетам учета материально-производственных запасов, весьма трудоемка и занимает довольно много времени в ходе аудита.

1.2 Система законодательного нормативного регулирования бухгалтерского учета производственных запасов

В России системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета базируются на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

1. Законодательный:

Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Документы 1-го уровня прямо или косвенно регулируют БУ в РФ.

2. Нормативный: документы разрабатываются Минфином РФ, в этих документах обобщены принципы и базовые правила БУ, обеспечивающие доступность и полезность финансовой информации; изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета; приведены возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Они включают:

а) Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ;

б) Положения по БУ.

3. Методический: документы подготавливаются и утверждаются федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами (Минфином РФ, ЦБ РФ и т.д.) на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы данного уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней и не должны вступать с ними в противоречие. В случае возникновения последних действуют обязательные для применения нормы документов первого и второго уровней. Данный уровень регламентирующих документов включает:

а) План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и методические рекомендации по его применению;

б) методические рекомендации, подготавливаемые в развитие соответствующих положений по бухгалтерскому учету;

в) методические рекомендации, а также иные аналогичные по характеру документы, содержание которых не носит концептуального характера, а потому они не могут быть отнесены к документам более высоких уровней регулирования.

4. Инициативный уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций, которые разрабатываются для конкретных организаций. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учет активов и расчетных операций / Под ред. В.А. Пипко, В.И. Бережной, Л.Н. Булавина и др. М.: Финансы и статистика, 2002. Документы четвертого уровня формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации. Четвертый уровень регламентирующих документов включает: учетную политику организации, положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации

Содержание и статус указанных документов, принципы их построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Первые три уровня применяются всеми организациями, являющимися юридическими лицами в соответствии с Гражданским кодексом РФ (кроме банковских, страховых и бюджетных).

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 640 с. - (Серия «Высшее образование»).

Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 № 34н относится ко второму уровню правового и методологического регулирования бухгалтерского учета. Данное Положение устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Порядок оценки материально- производственных запасов описан в пп. 58-62 III раздела Положения.

Так, сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов:

по себестоимости единицы запасов;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Приказом Минфина РФ № 26н от 26.03.07г. Приказ Минфина России от 26 марта 2007 г. № 26н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" внесены изменения в ПБУ 5/01 вступающие в силу с 1 января 2008. Данным приказом исключен способ оценки материально-производственных запасов по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98) стало первым, разработанным и утвержденным Минфином России во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международным стандартами финансовой отчетности» и Распоряжения Правительства РФ от 22.05.1998 № 587-р, утвердившим План внедрения двадцати двух положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику в течение 1998 - 1999 гг.

В настоящее время действует Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н (ред. от 26.03.2007).

Положение устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах, находящихся в организациях на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Оно не распространяется на кредитные организации и бюджетные учреждения.

Под материально-производственными запасами понимается часть имущества:

- используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;

- предназначенная для продажи;

- используемая для управленческих нужд организации.

Таким образом, Положение регламентирует правила учета имущества, относимого к средствам в обороте, и не регламентирует правила учета имущества, используемого в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. Положение не распространяет на незавершенное производство являющееся, по существу, частью материально-производственных запасов.

Для надлежащей организации внутреннего учета материально-производственных запасов хозяйствующего субъекта, осуществления контроля за их сохранностью и других целей необходимо выбрать единицу учета. В качестве таковой принят номенклатурный номер, разрабатываемый организацией в разрезе наименований и (или) однородных групп (видов) материально-производственных запасов. Как известно, этот номер должен проставляться во всех оправдательных и учетных документах, оформляющих операции с материально-производственными запасами.

В разделе «Оценка материально-производственных запасов» Положения изложены важные вопросы, связанные с оценкой, и определено, что материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» приведены различные варианты определения фактической себестоимости в зависимости от способов поступления запасов:

- приобретения за плату;

- изготовления силами хозяйствующего субъекта;

- внесения в счет вклада в уставный (складочный) капитал хозяйствующего субъекта;

- получения безвозмездно от других юридических и физических лиц;

- приобретения в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств.

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов признается:

- при приобретении за плату - сумма фактических затрат организации на приобретение запасов за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев невозмещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

- при изготовлении силами организации - фактические затраты, связанные с производством запасов;

- при внесении в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации - денежная оценка запасов, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- при получении безвозмездно - рыночная стоимость полученных запасов на дату оприходования;

- при приобретении в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, - стоимость полученных или подлежащих получению организацией ценностей в размере цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно определяет стоимость аналогичных запасов.

Из определения фактической себестоимости материально-производственных запасов вытекает необходимость применения специального счета для калькулирования входящих в нее затрат. Как известно, Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению для этих целей предусмотрен вариант организации учета запасов с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В разделе «Отпуск материально-производственных запасов» Положения излагаются правила, связанные с отпуском материально-производственных запасов.

При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином их выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) оценка производится организацией одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы;

- средней себестоимости;

- себестоимости первых по времени приобретения (способ ФИФО);

- себестоимости последних по времени приобретения (способ ЛИФО).

Применение одного из способов по конкретной группе (виду) запасов производится без изменений в течение отчетного года.

Раздел 5 «Отражение информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности» посвящен вопросам раскрытия в отчетной финансовой информации данных, связанных с достоверной и полной характеристикой для внешних пользователей состояния и движения материально-производственных запасов.

Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе по отдельным статьям в соответствии с их классификацией (распределением по видам), исходя из специфики использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг и иной деятельности организации. Под этим подразумевается раскрытие в бухгалтерской отчетности не только общей стоимости запасов, но и их разновидностей с учетом отраслевой и производственной специфики, информация о которых позволяет достоверно и полно судить об их состоянии, движении и влиянии на финансовое положение организации.

Важнейшим документом методического уровня является План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н «Об утверждении Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»).

Планом счетов предусмотрен перечень синтетических счетов и субсчетов, используемых организациями для отражения на них бухгалтерских операций. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

В системе счетов бухгалтерского учета для учета материально-производственных запасов предусмотрены следующие счета и субсчета:

счет 10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

1. Сырье и материалы;

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;

3. Топливо;

4. Тара и тарные материалы;

5. Запасные части;

6. Прочие материалы;

7. Материалы, переданные в переработку на сторону;

8. Строительные материалы;

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности;

10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе;

11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации;

счет 11 «Животные на выращивании и откорме»;

счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;

счет 40 «Выпуск продукции, работ, услуг»;

счет 41 «Товары»;

счет 42 «Торговая наценка»;

счет 43 «Готовая продукция».

Забалансовый учет материальных ценностей ведется на счетах:

счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;

счет 003 «Материалы, принятые в переработку»;

счет 004 «Товары, принятые на комиссию».

К документам данного уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета можно также отнести следующие документы: Рекомендации по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства; Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации.

Четвертый уровень регламентации бухгалтерского учета включает в себя документы, изданные самой организацией. К нему относятся организационно-распорядительные документы, определяющие учетную политику отдельно взятой, конкретной организации.

Под учетной политикой понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

В учетной политике организации должны быть отражены:

- методы оценки материально-производственных запасов по их видам;

- последствия изменений в учетной политике способов оценки материально-производственных запасов;

- стоимость материально-производственных запасов, переданных в залог;

- разница между фактической себестоимостью материально - производственных запасов и стоимостью их возможной реализации, отнесенная на финансовые результаты организации в случае наличия у организации на конец отчетного года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и быстроизнашивающихся предметов), в оценке, превышающей стоимость их возможной реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или если они полностью или частично устарели;

- резервы под снижение стоимости материальных ценностей.

1.3 Цель, задачи и источники информации аудита производственных запасов

Целью аудиторской проверки материально - производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 02.08.2010) «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В процессе проверки операций с материально-производственными запасами аудиторы решают следующие задачи:

- изучение состава материально-производственных запасов, ознакомление с условиями их хранения;

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.