![]() |
|
|
Аудиторские стандарты, доказательства и контрольОбщеэкономическая информация позволяет оценить тенденции развития проверяемой организации и так называемые «критические области» аудита. К общеэкономической информации, понимание которой позволит более эффективно спланировать и провести аудиторскую проверку, в частности относится следующая: - общие тенденции экономической активности (спад, подъем); - процентные ставки и доступность финансовых ресурсов; - инфляция, ревальвация валюты; - политика правительства: а) денежно-кредитная; б) фискальная; в) наличие финансовых стимулов; г) тарифы, торговые ограничения; - курс иностранной валюты и механизмы валютного контроля; - другая общеэкономическая информация. Эта информация полезна, в частности, при планировании аудита, сравнительном анализе деятельности проверяемого субъекта за два или более отчетных периода и так далее. Например, замедление роста объемов выручки предприятия в условиях общего спада экономики, как правило, вполне объяснимо, а резкий рост выручки в тех же условиях должен вызвать вопросы у аудитора, требующие более тщательного анализа и проверки счетов продаж. Специфические аспекты различных отраслей экономики находят отражение в бухгалтерской отчетности. Поэтому иметь представление об отрасли клиента аудитору важно, чтобы адекватно интерпретировать информацию, полученную в ходе аудита. К отраслевой информации, которой необходимо владеть аудитору, относится следующая: конкурентная среда в отрасли, рыночные условия; цикличность (сезонность) деятельности; изменения в технологии производства; коммерческий риск (например, высокая технология, высокая мода, легкий доступ на рынок для новых конкурентов и т.п.); спад или расширение деятельности в отрасли; неблагоприятные условия в отрасли (снижение спроса, серьезная ценовая конкуренция); основные экономические и статистические показатели; специфические операции и особенности бухгалтерского учета; экологические требования и проблемы; нормативно-правовая база; наличие и стоимость источников энергии; другие отраслевые данные. Ознакомиться с отраслью клиента аудитор может разными путями. К ним относятся: беседы с аудиторами, имеющими опыт проверки организаций той же отрасли, беседы с предыдущим аудитором и персоналом клиента, собственный опыт аудитора, накопленный в ходе предыдущих аудиторских проверок данного клиента и предприятий той же отрасли, специальная литература. Чтобы производить внутриотраслевые сравнения, необходимо также знание тех аспектов бизнеса клиента, которые отличают его от других фирм данной отрасли. При планировании и проведении аудита необходимо изучить следующие специфические характеристики бизнеса клиента: -Управление и структура собственного капитала: -Деятельность проверяемого субъекта - продукция, рынки, поставщики,расходы: - Финансовая деятельность - факторы, относящиеся к финансовому положению и доходности субъекта: - Условия, в которых подготавливается отчетность: - Законодательство. Информацию о бизнесе клиента аудитор получает и перед заключением договора на аудит, и при планировании, и в процессе аудиторской проверки. До заключения договора на проведение аудита аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли, структуре собственности, руководстве и характере деятельности будущего клиента с тем, чтобы определить, можно ли обеспечить адекватный уровень знаний о бизнесе клиента для проведения аудита. Полученная информация должна обрабатываться и храниться аудитором, с тем чтобы быть доступной группе аудиторов, участвующих в аудиторской проверке данного клиента, и руководству аудиторской фирмы, курирующему проведение аудиторской проверки и несущему ответственность за аудиторское заключение. В ходе аудиторской проверки знания о бизнесе клиента непрерывно дополняются. Аудиторы должны постоянно учитывать происходящие изменения в деятельности организации-клиента для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые могут существенно повлиять на финансовую отчетность клиента, ход аудиторской проверки или аудиторское заключение. При планировании и проведении аудита, а также при оценке его результатов и формировании аудиторского заключения аудитор должен принимать во внимание, что несоблюдение проверяемой организацией законов и нормативных актов может в ряде случаев оказывать существенное влияние на финансовую отчетность. В целях общего понимания законодательных и нормативных актов аудитору необходимо: * использовать имеющуюся информацию о деятельности проверяемой организации * получить от руководства проверяемой организации информацию о законодательных и нормативных актах, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на деятельность организации; * получить от руководства проверяемой организации информацию о процедурах, применяемых в организации для выявления, оценки и отражения в учете и отчетности судебных исков и санкций; * получить от руководства проверяемой организации информацию о применяемых процедурах, направленных на соблюдение законодательных и нормативных актов. В соответствии с МСА 250 аудитору необходимо выполнить следующие процедуры, направленные на выявление несоблюдения законов и нормативных актов, положения которых должны учитываться при составлении финансовой отчетности: * запросить руководство, соблюдает ли проверяемая организация применимые законодательные и нормативные акты; * проверить переписку с регулирующими деятельность клиента органами и лицензирующими органами. Аудитору также необходимо получить достаточные и уместные доказательства того, что в проверяемой организации соблюдаются законодательные и нормативные акты. Для этого аудитору необходимо изучить требования соответствующих законодательных и нормативных актов и убедиться в том, что необходимые показатели отражены в финансовой отчетности и необходимая информация раскрыта в примечаниях к ней. В соответствии с МСА 250 за исключением процедур, описанных в пунктах 4.5 и 4.6 выше, аудитор не должен выполнять какие-либо тесты или другие процедуры в отношении соблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов, поскольку это выходит за рамки аудита финансовой отчетности. Аудитору необходимо получить письменное заявление руководства о том, что аудитору сообщено обо всех известных имевших место или возможных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности. Стандарты и профессиональные рекомендации, касающиеся письменных заявлений руководства, описаны в МСА 580 «Заявления руководства» и российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта». Проверяя согласно требованиям Закона «Об аудиторской деятельности» соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству, аудитор должен: * изучить требования действующих законодательных и нормативных актов к порядку ведения бухгалтерского учета; * убедиться в том, что проверяемая организация соблюдает указанные требования. Как правило, проверка соблюдения требований законодательных и нормативных актов производится в ходе аудиторских процедур проверки соответствующих статей бухгалтерской отчетности. Аудитор должен быть готов к тому, что при проведении аудиторских процедур могут быть выявлены факты несоблюдения законодательных и нормативных актов. В приложении к МСА 250 приведены следующие примеры данных, которые в ходе аудита должны привлечь внимание аудитора и могут свидетельствовать о несоблюдении законодательных и нормативных актов: - расследования (проверки), проводимые государственными органами, факты наложения штрафных санкций; - оплата услуг, необходимость которых сомнительна, и выдача ссуд консультантам, связанным сторонам, их работникам, государственным служащим; - выплата комиссионерам или посредникам вознаграждений, размер которых превышает обычный для подобных договоров; - закупки по ценам существенно выше или ниже рыночной; - необычные платежи наличными, перевод средств на номерные банковские счета; - необычные операции с компаниями, зарегистрированными в налоговых оффшорных зонах; - перечисление платежей за товары (услуги) не в ту страну, из которой осуществлялась поставка соответствующих товаров (услуг); - оплата без надлежащего оформления документации, необходимой в соответствии с требованиями законодательства о валютном контроле; - существование такой системы бухгалтерского учета, которая не обеспечивает адекватное отражение операций или достаточные доказательства при аудите; - несанкционированные операции или операции, не учитываемые надлежащим образом; - комментарии соответствующего содержания в средствах массовой информации. При отсутствии доказательств обратного аудитор вправе предположить, что проверяемая организация соблюдает законодательные и нормативные акты, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой отчетности. Если аудитор получает информацию о возможном несоблюдении законодательных и нормативных актов, ему необходимо выяснить характер такого несоблюдения, обстоятельства, при которых оно имело место, и другую информацию, необходимую и достаточную для оценки возможного влияния несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность проверяемой организации. При оценке влияния фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность проверяемой организации аудитор должен: * рассмотреть возможные финансовые последствия для организации: штрафы, пени, другие санкции, угрозу конфискации активов, вынужденное прекращение деятельности, судебные разбирательства и т.п.; * рассмотреть необходимость раскрытия возможных финансовых последствий в отчетности организации; * оценить, являются ли возможные финансовые последствия настолько серьезными, что они могут повлиять на достоверность финансовой отчетности. Если в ходе аудита выявлены факты несоблюдения законодательных и нормативных актов то, независимо от существенности последствий несоблюдения, это ставит под сомнение добросовестность руководства и работников организации и требует анализа возможных последствий для других аспектов аудита. Последствия выявления аудитором фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов зависят от того, имело ли место не только несоблюдение законодательства, но и сокрытие этого факта, а также от уровня вовлеченных руководителей и/или персонала проверяемой организации. При выявлении фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов аудитору следует пересмотреть оценки системы внутреннего контроля клиента и оценку рисков и, в соответствии с пересмотренными оценками, уточнить характер и масштабы аудиторских процедур.Аудитору необходимо также учитывать влияние несоблюдения законодательных и нормативных актов на достоверность заявлений руководства. О прочих выявленных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов аудитор должен сообщить в возможно короткий срок ревизионной комиссии, совету директоров и высшему руководству организации или получить доказательства того, что они надлежащим образом информированы о фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов. МСА 250 допускается, что аудитор может не сообщать руководству проверяемой организации о выявленных фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов, если выявленные факты малозначительны или не имеют последствий для организации. Аудитор может заранее оговорить с руководством проверяемой организации характер и масштаб выявленных фактов несоблюдения законодательства, о которых он будет сообщать. Обязательство аудитора соблюдать конфиденциальность не позволяет ему сообщать третьим лицам о фактах несоблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов. Аудитор должен документировать выявленные (или предполагаемые) факты несоблюдения проверяемой организацией законодательных и нормативных актов. Аудиторская документация по данным вопросам может включать: – копии записей бухгалтерского учета; – копии соответствующих документов; – протоколы бесед с руководством и/или персоналом; – перечень законодательных и нормативных актов, нарушения положений которых были выявлены аудитором; – письменные заявления руководства по вопросам соблюдения законодательных и нормативных актов; – оценка последствий влияния выявленных фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность организации; – измененная оценка системы внутреннего контроля в связи с выявленными фактами несоблюдения законодательных и нормативных актов, а также влияние измененной оценки системы внутреннего контроля на характер и масштаб аудиторских процедур; – другие документы, свидетельствующие о выявленных (предполагаемых) фактах несоблюдения законодательных и нормативных актов и их последствиях. 5. АУДИТОРСКАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ Удовлетворительная структура внутреннего контроля уменьшает вероятность ошибок и нарушений. На этом постулате основана деятельность аудиторов по оценке риска неэффективности внутреннего контроля. Внутренний контроль можно определить как систему предотвращения, выявления и своевременной корректировки существенных ошибок в процессе обработки информации. Аудиторам необходимо достаточно хорошо знать структуру внутреннего контроля, принятую у клиента, чтобы оценить риск неэффективности контроля, т.е. вероятность того, что, проводя политику контроля и осуществляя соответствующие процедуры, клиент не сможет обнаружить существенных ошибок, нарушений и т. п. Из постулата вытекает следующее: хорошая система внутреннего контроля уменьшает риск его неэффективности, и аудитор имеет основания сократить число последующих процедур верификации; напротив, недостаточный контроль ведет к росту риска его неэффективности, и аудитору необходимо увеличивать число последующих процедур верификации. Если предположить, что связь между качеством контроля и точностью информации на выходе отсутствует, оценка риска неэффективности внутреннего контроля теряет смысл, а аудиторская проверка во многих случаях неэффективна. На основании этого постулата можно сделать вывод, что ответственность аудиторов за прогнозы на будущее ограничена. Аудиторы отвечают за решения, выработанные на основе информации, доступной к моменту их принятия. Система внутреннего контроля - совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая, в том числе включает надзор и проверку: - соблюдения требований законодательства; - точности и полноты документации бухгалтерского учета; - своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; - предотвращения ошибок и искажений; - исполнения приказов и распоряжений; - обеспечения сохранности активов. Система внутреннего контроля включает в себя: - систему бухгалтерского учета; - контрольную среду; - отдельные средства контроля. Система бухгалтерского учета - это совокупность конкретных форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т.е. осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отчетность. Контрольная среда - понятие, характеризующее общее отношение, осведомленность и практические действия руководства проверяемой организации, направленные на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля в организации. Контрольная среда включает в себя: - стиль и основные принципы управления организацией; - организационную структуру организации; - распределение ответственности и полномочий; - кадровую политику и практику; - порядок подготовки бухгалтерской отчетности; - порядок подготовки внутренней отчетности для целей управления; -согласование с требованиями, установленными применимым законодательством и внешними регулирующими органами. Средства внутреннего контроля - составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством организации на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею. В Приложении приведены примеры средств внутреннего контроля. Для оценки надежности контрольной среды и отдельных средств контроля используются три градации: а) высокая; б) средняя; в) низкая. Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими категориями: а) высокой степени надежности соответствует низкий риск; б) средней степени надежности соответствует средний риск; в) низкой степени надежности соответствует высокий риск. Изучение и оценка системы внутреннего контроля, контрольной среды и отдельных средств контроля проводится в четыре этапа: 1.общее знакомство с системой внутреннего контроля и ее оценка; 2.первичная оценка надежности контрольной среды; 3.первичная оценка надежности средств внутреннего контроля; 4.подтверждение оценки надежности средств внутреннего контроля. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Переход России на МСФО - это важный шаг в процессе построения взаимного доверия между Россией и международным сообществом. Невозможность перехода на МСФО "в один день" обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Так, анализ возможностей интеграции российского бизнеса в международные структуры, создания эффективной защиты национальных интересов в сфере экономики показывает, что уже сейчас Россия столкнулась с проблемами дефицита профессионалов с международными сертификатами в области бухучета, финансовой отчетности и аудита. Аудиторская деятельность во всем мире строго регламентирована. В российских же условиях аудиторам приходится приспосабливаться к условиям нашего законодательного климата. В современном понимании аудиторская деятельность как самостоятельная сфера специфических услуг существует в России немногим более чем 100 лет. В ней можно выделить три этапа развития: 1-й этап -- до 60-х годов ХХ века, когда аудит носил подтверждающий характер; 2-й этап -- конец 60-х - 70-е годы, аудит становится все более системно ориентированным, к его объектам относятся управляющие системы, контролирующие хозяйственные процессы и операции. Аудиторы используют в качестве инструмента экспертизу, основанную на системе внутреннего контроля; 3-й этап - конец 70-х годов ХХ века - наши дни, качественно новое развитие аудита, содержание которого базируется на различных формах риска, научной методической и системе законодательных норм и правил. В настоящее время аудиторская деятельность на территории РФ находится в стадии развития, и требует для динамического развития участие в принятии стандартов высококвалифицированных специалистов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2000 2. Аудит: Учебник для вузов /В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др. Под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. 3. Аудит: Учебное пособие / Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов, Н.А. Ремизов и др. - М.: ИДФКБ-ПРЕСС, 2000. 4. Бычкова С.М. Доказательства в аудите. - М.: Финансы и статистика, 2001. 5. Гутцайт Е.М., Островский Е.М. Отечественные правила (стандарты) аудита. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. 6. Кармайкл Д.Р., Бекис М. Стандарты и нормы аудита: Пер с англ. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1999. 7. Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие. - М.: Изд-во «ПРИОР», 2000. 8. Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. М.: МУРСБУ, 2000. 9. Панкова С.В. Международные стандарты аудита: Учебное пособие. - М.: Экономистъ. - 2003. 10. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: Теория и практика применения международных стандартов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |