![]() |
|
|
Анализ бухгалтерской отчетности на примере ООО "Индекс"В заключении данного параграфа хочется отметить, что правильно организовать работу отдела внутреннего аудита на предприятии довольно сложно. Как показали наши исследования, возникающие сложности связаны, во-первых, с отсутствием законодательной базы и методических материалов по этому вопросу, во-вторых, с обеспечением независимости позиции внутреннего аудитора от руководства хозяйствующего субъекта. Решением последней проблемы может стать подчинение внутреннего аудитора высшему органу управления предприятием, например, правлению акционерного общества. 3.2 Внутренний аудит и его роль в системе аудита бухгалтерской отчетности Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации во многом зависит от правильной организации отдела внутреннего аудита. Во многих странах решение о необходимости организации отделов внутреннего аудита на предприятиях принято на государственном уровне. В их обязанности входит проверка финансовой информации, средств внутреннего контроля и системы финансового управления, а также тесное сотрудничество с внешними аудиторами компаний. Принимая решение о создании отдела внутреннего аудита, необходимо четко определить цели, задачи, а также регламентировать деятельность внутренних аудиторов. Цели, полномочия и ответственность отдела внутреннего аудита еще на этапе его создания должны быть оформлены в виде письменного документа, утвержденного руководством организации. Этот документ позволит обеспечить особый организационный статус, независимость и обособленность отдела, что, в свою очередь, гарантирует справедливость и беспристрастность суждений его сотрудников. Таким документом является Положение об отделе внутреннего аудита, в котором должны быть чётко оговорены цель аудита и разработанные на её основе задачи аудитора, план и программу проведения аудита, права и обязанности служащих внутреннего аудита и управляющего органа. Одна из основных задач отдела - подтверждать достоверность бухгалтерской отчётности, помогать сотрудникам предприятия в эффективном выполнении их обязанностей, содействовать руководству в поиске наиболее результативных путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных резервов предприятия для повышения производительности и прибыльности производства. Для этого внутренние аудиторы должны предоставлять отчеты по результатам своей работы, содержащие общую информацию об объекте, его анализ, оценку и рекомендации по устранению выявленных недостатков. В число общих задач отдела внутреннего аудита также входит проверка: · достоверности и правильности информации, а также источников информации; · соблюдение сотрудниками организации законодательных актов и инструкций; · оценка сохранности и эффективности использования ресурсов Исследуемое предприятие - ООО «ИНДЕКС» и его отчётность не подлежит ежегодному обязательному аудиту. Отдел внутреннего аудита на предприятии отсутствует, что наш взгляд является большим недостатком организации внутренней системы контроля, так как: · проведение внутреннего аудита связано с меньшими затратами по сравнению с внешним аудитом; · услуги внутренних аудиторов могут быть востребованы в любой момент; · внутренние аудиторы обладают более глубокими знаниями о ситуации в организации, стиле и политики управления; · наличие отдела внутреннего аудита - гарантии постоянного соблюдения законодательства и стимулирования прогрессивных нововведений. В процессе прохождения практики руководству ООО «ИНДЕКС» было сделано предложение о попытки образования новой штатной единицы - отдела внутреннего аудита, либо ввести новую должность - внутренний аудитор. Организационная структура отдела внутреннего аудита исследуемого предприятия представлена на рисунке 3. 1. Рис. 3.1. Предполагаемая организационная структура внутреннего отдела аудита ООО «ИНДЕКС» Как видно из схемы, ключевую роль в отделе играет начальник отдела, который напрямую связан с руководством организации и сообщает о всех вопросах, представляющих взаимный интерес. Целесообразным является, чтобы показанная на схеме связь между руководством ООО «ИНДЕКС» и начальником службы внутреннего аудита была двусторонней. С этой целью необходимо регулярное участие руководителя внутреннего аудита в заседаниях руководства организации, которые касаются вопросов аудиторской деятельности, финансовой отчётности, управления организацией, что обеспечивает обмен информацией, повышает престиж отдела среди других служб организации. Квалифицированные, обладающие необходимым образованием и профессиональным опытом специалисты - гарантия качественного выполнения задач, поставленных перед отделом внутреннего аудита. Эти знания и навыки должны быть достаточными для правильного применения аудиторских методик и процедур. Кроме того, внутренние аудиторы должны разбираться в вопросах экономики, финансов, налогообложении и права, бухгалтерского учета, электронной обработки данных. Отсутствие такого специально обученного, квалифицированного персонала в ООО «ИНДЕКС» - ещё одна проблема, возникающая на пути образования отдела внутреннего аудита. Решение данной проблемы нам видится в привлечение специалистов со стороны, которые курировали бы первое время работу сотрудников вновь созданного отдела, либо обучение собственного персонала. 3.3 Разработка плана реализации системы внутреннего аудита бухгалтерской отчетности ООО «Индекс» Разработка программы аудита является завершающим этапом планирования проведения аудиторской проверки. Под планированием аудита понимают систему мероприятий, направленную на эффективное и своевременное проведение аудиторской проверки. Оно заключается в определении стратегии и тактики аудита, объёма аудиторской проверки, составлении общего плана аудита и как уже было сказано выше составлении программы аудита. Для планирования характерны определённые принципы: · комплексность - обеспечение взаимоувязки и согласованности всех этапов планирования; · непрерывность - установление сопряжённых заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям); · оптимальность - обеспечение вариантности планирования для возможного выбора оптимального варианта плана и программы аудита. Прежде чем приступить к разработке программы аудита, необходимо определить цель и процедуры проведения аудита. Цели аудита представляют намеченные к выполнению задачи, а процедуры аудита - это средства для достижения целей аудита. В нашем случае целью проведения внутреннего аудита является - оценка достоверности финансовой (бухгалтерской отчетности) ООО «ИНДЕКС». Программа аудита - это совокупность методов и приёмов аудита, оформленная документально по установленной форме; включает перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, также характер, сроки, объём и конкретных исполнителей. На рисунке 3.1. схематично изображено содержание программы аудита. Разработанная нами программа учитывает положения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчётности», №2 «Документирование аудита», №3 «Планирование аудита». Программа оформляется документально, каждой аудиторской процедуре присваивается номер, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Аудиторская программа составлена в виде программы проведения аудиторских процедур по существу. Рис. 3.2. Программа аудита и её составные элементы Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учёте и отчётности оборотов и сальдо по счетам. В соответствии со стандартом «Планирование аудита» при проведении процедур по существу следует определить наиболее значимые, приоритетные области, участки аудита. Разработанная программа аудита включает пообъектную проверку бухгалтерской отчётности ООО «ИНДЕКС» и проверку соответствия бухгалтерской отчётности требованиям действующего законодательства. В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчётности: · Гражданскому кодексу РФ; · Налоговому кодексу РФ; · Федеральному закону «О бухгалтерском учёте»; · Положению по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ; · Положению по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»; · Положению по бухгалтерскому учёту 1/98 «Учётная политика организации»; · Приказу Министерства РФ «О формах бухгалтерской отчётности организации» от 13.07.2003г. №67н. Аудиту подвергаются бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и другие формы бухгалтерской отчётности, которые были перечислены в первой главе данной работы. В процессе проведения аудита бухгалтерской отчётности на соответствие нормам действующего законодательства предполагается решить следующие задачи: · проверить состав и содержание форм отчётности, увязку её показателей (соответствие значений одинаковых показателей, отражённых в различных формах отчётности); · подтвердить достоверность показателей отчётности; · проверить правильность оценки статей отчётности. Подтверждение достоверности показателей отчётности подразумевает изучение результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчёта. Проверка правильности оценки статей отчётности позволяет удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при её составлении: · отражение в отчётности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях; · оценка имущества и обязательств должна осуществляться путём суммирования произведённых расходов; · зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается; · методики формирования показателей отчётности должны соответствовать требованиям нормативных документов. Пообъектная проверка бухгалтерской отчётности предполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчётности. Среди таких элементов можно выделить: разделы баланса и их соотношение и статьи баланса и их соотношение внутри раздела. Собирая доказательства достоверности (недостоверности) каждого отдельного элемента отчётности, аудитор получает общее представление об отчётности в целом. Проведение пообъектной проверки предполагается осуществить по следующим направлениям: · проверка бухгалтерского учёта основных средств; · проверка учёта производственных запасов; · проверка бухгалтерского учёта кассовых операций и операций по банковским счетам; · аудит расчётов с дебиторами и кредиторами; · аудит капитала предприятия; · проверка ведения бухгалтерского учёта расходов; · проверка учёта доходов. Проверка различных объектов учёта, проведённая в соответствии с программой аудита, позволяет собрать достаточное количество качественных аудиторских доказательств для оценки полноты и достоверности показателей бухгалтерской отчётности. Программа построена в виде таблицы, где перечислены разделы аудита, аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора, что представлено в табл. 3.3. Таблица 3.3. Программа проведения внутреннего аудита ООО «ИНДЕКС»
В заключение данной главы, следует отметить, что внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. Однако при должной организации внутреннего аудита существенно сокращаются объём и содержание внешнего аудита, проводимого на исследуемом предприятии в обязательном порядке один раз в год. Кроме того, как свидетельствует практика аудита, на тех предприятиях, где созданы и эффективно функционируют службы внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского учёта и достоверности отчётности. Заключение Для российской практики аудит является сравнительно новой формой финансового контроля. Вместе с тем переоценить роль аудита в обеспечении достоверности, полноты и своевременности представления бухгалтерской финансовой отчётности довольно сложно. Проаудированная бухгалтерская (финансовая) отчётность вызывает доверие к ней у внутренних и внешних пользователей. В развивающейся рыночной экономике действуют системы государственного, внутреннего и независимого (внешнего) контроля. Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации во многом зависит от правильной организации внутреннего аудита. Правильно организовать работу внутреннего аудита на предприятии довольно сложно. Как показали наши исследования, возникающие сложности связаны с низкой степенью разработанности теоретических и организационно-методических основ внутреннего аудита, с обеспечением независимости позиции внутреннего аудитора, с недостатком квалифицированных специалистов. В этой связи, руководству ООО «ИНДЕКС» было предложено следующее решение вышеназванных проблем на пути возможного формирования службы внутреннего аудита: · разработка собственных организационно-методических основ проведения внутреннего аудита (в этой связи нами была разработана программа проведения внутреннего аудита); · подчинение внутреннего аудитора высшему органу управления предприятием, например, правлению акционерного общества (решение проблемы независимости); · привлечение специалистов со стороны, которые курировали бы первое время работу сотрудников вновь созданного отдела, либо обучение собственного персонала (решение проблемы квалификации персонала). При любой организации аудита он всегда является производным от методологии бухгалтерского учёта. Это связано с самой сущностью аудита, поскольку главной целью и итогом аудиторской проверки является подтверждение либо опровержение достоверности бухгалтерской отчётности. Функция засвидетельствования аудиторов позволяет инвесторам снижать уровень информационного риска и на этой основе принимать более правильные решения. Однако ориентирована ли современная отечественная бухгалтерская отчётность на инвесторов, помогает ли она снижать уровень такого риска? В настоящее время на наш взгляд существует ряд проблем, связанных с составлением и представлением бухгалтерской отчетности организациями. В основе проводимых реформ лежит приведение отечественной системы бухгалтерского учёта и отчётности международным стандартам отчётности. Отчётность, составленная в соответствии с требованиями МСФО, является наиболее достоверной и как следствие даёт более точную информацию о деятельности хозяйствующего субъекта. Несмотря на достигнутые результаты в процессе совершенствования отечественной системы бухгалтерской отчётности, на практике составление бухгалтерской отчётности в соответствии с МСФО вызывает много сложностей. Причины, ограничивающие практическое применение МСФО были сформулированы непосредственно для исследуемого объекта: · отсутствие квалифицированных специалистов, способных составлять отчётность по МСФО; · отсутствие необходимого соответствующего программного обеспечения; · недостаточный контроль за составителями отчётности. В связи с обозначенными выше проблемами нами были предложены следующие рекомендации: · создание на предприятии новой штатной единицы, например, отдела по внедрению МСФО, который обеспечивал бы своевременное поступление информации о последних изменениях процесса перехода на МСФО и адаптацию самих МСФО на данном предприятии, учитываю специфику деятельности организации; · разработка и внедрение нового программного обеспечения. А самым главным, на наш взгляд, является осознание необходимости руководством предприятия перехода к МСФО. Список литературы 1. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия. / Под ред. П.П. Табурчака - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 352с. 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. Л.Л. Ермолович - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. - 576с. 3. Андреев В. Д. Внутренний аудит: учебное пособие / В.Д. Андреев.-- М.: Финансы и статистика, 2003.-- 461с. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |