реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деловая риторика

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это

контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и

аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной

деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к

предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей

ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому,

кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели

взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова

выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза,

сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех,

аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он

может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и

неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно

поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит

взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 -

7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем

притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских

приемов:

1) Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них

отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и

приходит к определенным выводам.

2) Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к

процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым

их интерес.

1) Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную

активность.

4) Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию

предполагать, размышлять.

4) Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

5) Показ практической значимости информации.

6) Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

7) Краткое отступление от темы дает возможность слушателям

«отдохнуть».

8) Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь

внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и

выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и

2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять,

оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и

др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы

ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства

контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со

слушателями.

(3 Поза, жесты, мимика оратора

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти

элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал

восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по

слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему

усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25%

воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости,

подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека,

который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время

длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный

момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает

сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории

возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не

следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом,

мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию,

неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо

отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление

волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый

совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который

органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве

используются:

1) Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление

и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо

при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

2) Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное

движение руки, «отрубающая» фразу рука).

3) Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях,

когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

4) Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его

(например, винтовую лестницу).

5) Символические несут определенную информацию. К этой группе

относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой

руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе

движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в

разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками

одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук

соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с

античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица.

Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму

переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... Выражение

лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал

А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик

выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное

отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

(4. Анализ ораторской речи

После ораторского выступления необходим анализ. Прежде всего для

того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

Схема анализа ораторской речи

1. Какова тема выступления? Достигнута ли его цель? Подходит ли тема

аудитории, вызывает ли интерес?

2. Какой материал использован в тексте выступления?

3. Какова композиция речи? Какие методы изложения материала

используются?

4. Логичная ли, доказательна ли речь?

5. Отвечает ли речь критериям правильности, точности, выразительности,

богатства?

6. Каков способ произнесения речи?

7. Соблюдает ли говорящий требования техники речи?

8. Каков внешний вид оратора, уместны ли жесты и мимика? Насколько

свободно он держится перед слушателями?

9. Установлен ли контакт с аудиторией? При помощи каких средств?

10. Определите, к какому речевому типу относится оратор (по

классификации С. Ф. Ивановой).

(5. Типы ораторов

С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» (М. , 1978)

выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу

явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих

поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается

последовательным отбором и строгой систематизацией материалов,

обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план

как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не

пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более

яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать

аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

1) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят

страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но

не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью

речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не

всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение

эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

2) Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны,

склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей

работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-

нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света,

озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к

исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у

слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще

всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

3) Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность,

лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность,

проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе

его - характер утонченный, меланхолический.

(6. Доклад и речь как жанры делового общения

Доклад - это развернутое сообщение на определенную тему с целью

сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер

дальнейших практических действий. В докладе дается анализ обстановки,

сообщаются сведения, ставятся задачи, даются рекомендации и оценки

касающиеся деятельности коллектива. В отчетном докладе характеризуются

результаты работы предприятия или организации за определенный период, а

также формируются перспективы развития.

Речь - это вид публичного выступления, в котором осуществляются

краткие сообщения на служебных совещаниях, в ходе дискуссии, на

торжественных встречах, презентациях. Речь, по мнению Ч. Далецкого,

отличается от других жанров концентрацией ряда качеств: эмоциональностью,

четкостью постановки проблем, насыщенностью, конкретностью, действенностью,

а также сжатыми временными границами [7, с. 74].

Информационная речь (сообщение) звучит на совещании. Обычно это

актуальное сообщение, дающее новое представление о рассматриваемом предмете

или явлении, гипотеза решения проблемы.

Приветственная речь может быть посвящена юбилею лица, организации,

встрече делегации, вручению награды, началу работы конференции, памятной

дате ... Главная задача этой речи - создать приподнятое, праздничное

настроение, вдохновить, воодушевить слушателей. Приветственная речь должна

быть эмоциональной. Оратору следует использовать яркие примеры, ассоциации,

средства языковой выразительности. Приветственная речь, как правило, имеет

следующую структуру: 1) обращение, слова приветствия, 2) краткая

характеристика события, 3) успехи и достижения, перспективы, 4) пожелания.

На презентациях, собраниях произносят торговую речь. История ее

возникновения восходит к воззваниям глашатых, которые ходили по улицам

древних Афин и объявляли о продаже рабов, скота, изделий. Известны также

старые жанры русской устной рекламы - зазывы, выкрики, острословицы. В них

как средства привлечения внимания использовались рифмовка и языковая игра.

Среди уличных торговцев - говорунов в Москве прошлых лет особо выделялись

продавцы газет и книг. Интересно, что в настоящее время устная торговая

реклама возвращается. По наблюдениям М. В. Китайгородской и Н. Н.

Розановой, на улицах современной столицы все чаще звучат голоса торговцев,

расхваливающих товар, зазывал [8, с. 53].

Цель торговой речи - направленное воздействие на внимание, память,

эмоции, познание, систему мотивов слушателей. Эта цель обусловливает

содержание и язык рекламного текста. В нем яркими словами, наглядно должны

характеризоваться 2 - 3 самых важных качества товара или услуги,

подчеркиваться уникальные черты, преимущества, которые они дают

потребителю. Целесообразно говорить о результате, приводить доводы,

косвенно повторяя основные из них. Высказывание должно быть построено в

форме доброжелательного совета. Нельзя «навязывать» что - то аудитории и

льстить себе, распространяя торговую информацию о продукции своего

предприятия.

ВОПРОСЫ

1.Что надо учитывать при определении темы выступления?

2. Каковы функции названия ораторской речи?

2. Чем отличается выступление в однородной, немногочисленной аудитории

от выступления в большой, неоднородной аудитории?

3. Как отвечать на вопросы слушателей?

4. Через сколько минут речи надо планировать риторические приемы

привлечения внимания?

5. Как определить, установлен контакт с аудиторией или нет?

6. Нравится ли аудитории, когда ее благодарят за понимание и

интеллектуальное сотрудничество?

7. Как лучше разместить слушателей в помещении, если предстоит

собрание, пресс - конференция, презентация, «Мозговой штурм»?

8. Что такое механические жесты?

9. Можно ли правило А. С. Макаренко: «Педагог должен иметь парад на

лице» применить к ораторской практике?

10. Чем отличается доклад от речи?

ЗАДАНИЯ

1.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели

бы выступить с темой: «Профессия - менеджер».

2.Какие жесты используют телеведущие? Составьте, по результатам

наблюдений, таблицу.

3.Используя фотографии оратора, определите какая у него «маска»,

выразительна ли его мимика.

4.Определите жанр, цель, композиционные особенности речи,

использованные языковые изобразительные средства:

1) Дорогие, милые женщины! Каждый год наступающая весна дарит нам один

из самых светлых, самых солнечных праздников - День 8 марта.

Символично, что он сопряжен с началом пробуждения жизни, с прилетом

первых птиц, с сиянием голубого неба. Словно сама природа хочет

подчеркнуть светоносную значимость женского начала в судьбе каждого

человека, всего народа.

Дорогие наши матери, сестры, жены, дочери и подруги! Без ваших

бережливых и трудолюбивых рук, без ваших ясных душ и открытых сердец, без

вашей извечной мудрости не могут состояться ни человек, ни дело, ни

государство. Светолюбивы и светоносны вы - и вашим созидательным светом

озарена вся жизнь на земле.

Так примите же в День 8 марта нашу искреннюю благодарность, наше

признание в любви и наши сердечные поздравления!

От всей души желаем вам здоровья, любви, счастья, благосостояния!

Верим, что никакие житейские невзгоды не омрачат вас в этот день и никогда!

Будьте счастливы! С праздником!

(Выступление Главы администрации Ульяновской области Ю. Горячева //

«Народная газета», № 44 - 45, 1997).

2) Дорогие выпускники! Преподаватели нашей кафедры социально -

гуманитарных наук поздравляют вас со знаменательным событием -

окончанием института, с вручением диплома, в котором высокую оценку

получили ваши знания по общественным и гуманитарным дисциплинам. Мы

радовались всегда вашим успехам, тому, что вы научились думать

самостоятельно, глубоко осмысливать Человека. Его прошлое,

настоящее и будущее, его культурные ценности, созданное им общество

и экономику. Вы проделали огромный труд, поскольку Человек -

сложнейший объект изучения. Мы надеемся, что вы все лучше и лучше

будете понимать себя и других, развивать наше общество, повышать

культуру социальных и экономических отношений в нем, возрождая

традиции русской интеллигенции.

5. Переработайте фрагмент научно - популярной книги В. М. Шепеля

«Имиджелогия» (М. , 1997) в часть текста доклада:

Фасцинация (от англ. taseination - «очарование, обаяние») - словесное

воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери

информации. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично.

Каждая из манер выступления оказывает разный эффект восприятия у

слушателей. Не исключено, что в первом случае слушатели захотят подремать.

Во втором случае выступающий может обострить у них интерес к своей речи.

Как известно, артисты, преподаватели, предприниматели особенно

заинтересованы в расположении к себе людей, а потому стремятся

профессионально владеть эффектом фасцинации, то есть посредством искусной

речи обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное

расположение.

Аттракция (от анг. attraction - «привлечение, притяжение») -

визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому - либо в

виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние

людей больше характеризуется своей спонтанностью, т. е. необъяснимым

влечением или обостренной потребностью в общении. Причины, стимулирующие

аттракцию, самые разнообразные. Например, эмпатия, обаяние образа,

родственная близость ... Очевидно, нет нужды доказывать, что фасцинация и

аттракция играют важную роль в имиджировании.

6.Выберите интересную, на ваш взгляд, для предполагаемой аудитории

книжную, журнальную новинку. Составьте информационную речь, произнесите ее,

выступите с самооценкой.

7.Подготовьте устную рекламную речь на основе письменного текста:

Уважаемые господа! Выставочная фирма «Южно - Российский экспоцентр»

приглашает Вас принять участие в универсальной выставке - ярмарке «Строим

наш дом». ЗАО «Южно - Российский экспоцентр» - профессиональная выставочная

фирма, член Союза выставок и ярмарок России и стран Балтии, работающая под

эгидой Ассоциации городов Юга России, обладающая прочными региональными

связями и большим опытом проведения выставочных мероприятий. В программе

выставки заключение торговых соглашений, семинары, презентация

отечественных и зарубежных фирм - участниц, бизнес - клуб, культурная

программа. Участники имеют право вести оптовую и розничную торговлю своей

продукцией - строительными и отделочными материалами, строительной

техникой, оборудованием и технологиями, приборами жилищно-коммунального

хозяйства. Действует система скидок: постоянным участникам - 10%, за аренду

выставочной площади более 30 кв. м - 15%.

Исполнительный директор выставки.

8.Проанализируйте любое публичное выступление по схеме ((4),

представьте письменный отзыв.

9.Проведите коллективный разбор ораторских выступлений сокурсников,

«назначив» рецензентов - специалистов: лингвиста-ортолога (следит за

правильностью речи), специалиста по культуре речи (оценивает

коммуникативную целесообразность, этичность высказывания), логика, педагога

(выявляет дидактические черты, определяет доступность), психолога

(характеризует особенности восприятия материала слушателями, установление

контакта), эстета (оценивает внешний вид, манеру держаться, культуру

поведения, акустические качества речи).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. - Ростов

- на Дону, 1995.

2.Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского

красноречия. - М., 1989.

3.Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. , 1996.

4.Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.

5.Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей,

выступая публично. - М. , 1995.

6.Леммерман Х. Учебник риторики. - М. , 1998.

7.Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М. , 1981.

8.Сопер П. Основы искусства речи. - М. , 1992.

6. СЛУЖЕБНЫЙ ДИАЛОГ

(1. Типы речевых актов в деловом общении

В современной теории коммуникации принято выделять 3 класса речевых

актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и

сообщения.

Если со стороны собеседника не предполагается никакой реакции, кроме

«принятия к сведению» информации, то высказывание принадлежит к классу

сообщения. Они должны формулироваться ясно, кратко, быть правдивыми.

Известный филолог начала XX века Н. Абрамов предостерегал: «Хороший

собеседник никогда не позволит себе высказывать собственные дилетантские

мысли о каком - либо предмете, знатоком которого является его партнер. Он

не позволит себе пуститься в такие подробности, которые не представляют

никакого интереса для слушателя ...» [9, с. 77].

Если ожидаемой реакцией на реплику - стимул является какое - то

действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью. Особенностью

деловых взаимоотношений является то, что приказы, распоряжения отдаются

вежливым тоном. Лучше использовать такой вид побуждения, как просьба,

совет.

Высказывание, направленное на то, чтобы получить ответ (вербальную

реакцию), относится к классу вопросов. В зависимости от установки

говорящего различают собственно вопросы (спрашивающий сам не знает

правильного ответа) и «учительские» вопросы (говорящий хочет проверить

адресата речи).

Любое утверждение, особенно категорическое, вызывает дух

противоречия. Если придать сообщению форму вопроса, то можно смягчить,

нейтрализовать протест собеседника. Вопросная форма снижает вероятность

спора, конфликта в служебном общении.

Вопросы позволяют деловому человеку направить процесс передачи

информации в нужное русло, перехватить и удержать инициативу,

активизировать слушателя. На основе этих функций выделяют 5 типов вопросов:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.