реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по риторике

Лекции по риторике

Московский Институт Электронной Техники

(Технический Университет)

Институт Экономики и Управления

Кафедра философии

Лекции

по курсу «Риторика»

Выполнила

студентка ЭУ-23:

О.В.Сидорова

Преподаватель:

Кнэхт Н.П.

Москва

1999г.

Вводная лекция.

Особенности современной социокультурной ситуации и ее

влияние на язык, речь, мышление.

1) Фрагментарность культуры и принцип монтажа. Приверженность к

комбинаторике.

2) Отсутствие психологических и символических глубин. Все происходит на

поверхности. Подлинное заменяется эрзацем, кратким пересказом.

3) Игровое начало современной культуры, отражающееся в игре с языком

безличностной индивидуальности.

4) Смешение жанров: высокого и низкого.

5) Срастание сознания со средствами массовой коммуникации. Способность

приспосабливаться к ним.

6) Деструктивизм, разрушительное начало современной культуры.

Язык

Коммутативная деятельность человека.

Функции языка и речи.

1) Языковое общение людей и эволюция человека. Гипотезы происхождения

языка.

2) Общение людей и

3) Структура коммуникативного акта.

4) Анализ функций языкового общения.

Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из

семиотических систем.

Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом.

Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система,

существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым

системам относятся «языки» животных. К искусственным языкам относятся

вторичные знаковые системы кодирования информации.

Гипотезы возникновения языка:

1) Божественная.

Герменевтика (от. Гермес) – искусство толкования текстов.

2) Теория общественного договора.

Люди договорились между собой как называть ту или иную вещь.

3) Трудовая теория.

Язык складывается в результате совместной трудовой деятельности людей.

4) Имитационная.

а) имитация звуков природы;

б) имитация звуков животных;

в) рефлекторное выражение эмоций;

г) имитация звуков трудовых процессов.

Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающих

определенным грамматическим и звуковым строем.

Язык – это коллективное, социальное явление, но когда он используется

индивидуально, он превращается в речь.

Языковое общение людей и эволюция человека.

Особенности языка:

1) Языковое общение людей психологически не релевантно (не значимо).

2) Языковое общение связано с познавательными процессами.

3) Языковое общение характеризуется богатством содержания, то есть

принципиально не существует ограничений в семантике возможных

сообщений. Богатство языка связано с многоуровневым строением языка.

Структура коммуникативного акта

Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:

V адресант – отправитель сообщения;

V референция – содержание сообщения;

V адресат – получатель сообщения.

Функции языка:

1) Познавательная.

2) Регулятивная (призывно-побудительная).

3) Экспрессивная (эмотивная).

4) Фатическая.

5) Эстетическая (поэтическая).

6) Магическая.

7) Мето-языковая.

8) Этническая.

Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться

к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые

разделены временем и пространством.

1) Познавательная функция языка. Язык в познании выступает в двух аспектах:

V Орган мышления, это способность создавать понятия, новые слова,

использовать методы мышления.

V Средство хранения и передачи информации:

- библиотека знаний – информация, содержащаяся в словарях,

грамматиках, учебниках и т.д.

- библиотека текстов – вся информация, устные и письменные сообщения,

созданные на данном языке.

2) Регулятивная функция языка. Теория речевых актов. Это функция

реализуется, когда главное внимание сосредотачивается на воздействии на

адресата.

3) Эмотивная функция языка. Проявляется, если в высказывании прямо выражено

субъективное отношение к тому, о чем говорится, то есть главная цель

этого сообщения – эмоционально реализоваться. Эмоциональный эффект

реализуется с помощью:

- интонаций;

- междометий речи;

- использование слов с коннотацией.

Коннотация – это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов.

Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что

это слово означает.

4) Фатическая (контактно-устанавливаемая) функция. Цель – наладить контакт,

завязать знакомство, продолжить его. Фатическая функция в основном

реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.

5) Эстетическая (поэтическая, прозаичная) функция. Функция связана с

внимательным отношением к сообщению ради самого сообщения. Особенности

этой функции: она разрушает автоматизм повседневной речи, привносит

слова, которые не лежат на поверхности речевого сознания, поэтому речь

становится яркой, свежей, непредсказуемой.

6) Магическая (заклинательная) функция. Это частный случай релятивной

функции с той разницей, что адресатом выступают не люди, а высшие силы.

Проявление этой функции - табу, молитвы, клятвы, обеты. Неконвенциальная

трактовка языкового знака, согласно которому слово (имя вещи) сращивается

с вещью.

7) Мето-языковая (языковой комментарий) функция. Связана с какими-либо

трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий.

8) Этническая функция.

Социальные и психологические факторы в истории языков.

I. Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов.

1. Этапы зарождения, создания и развития устного языка.

2. Этапы зарождения, создания и развития письменного языка.

3. Этап правильных и неправильных языков.

4. Этап национальных языков.

II. Кризис языка в современном обществе. Пути выхода из него.

Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов.

В истории развития языка можно выделить ряд этапов.

Зарождение, создание, развитие устного языка.

Это единый шоттогонический процесс.

Особенности языка в первобытном обществе:

1) Язык характеризовался множесвенностью и дробностью в рамках единой

языковой семьи.

2) Характерно было быстрое изменение языков вследствие глубоких языковых

контактов.

3) Существовали групповые подъязыки.

Эвфегинизм (хорошо говорю) – это благопристойная, смягченная форма слова,

замена грубого слова более вежливым (старая женщина => в преклонном

возрасте).

4) Характерно изобилие слов в языке с конкретной семантикой.

5) Коммуникация или общение без письменного языкового вклада в себя,

использование жестов.

6) Наличие в языке табуированных слов и выражений (запрещенные слова).

Поэтому быстрое обновление языкового словаря.

7) Семантическая расплывчатость (диффузность словоупотребления или

нестабильность семантики). Смысл слова может быть разгадан только в

конкретной фразе.

Зарождение, создание и развитие письменного языка.

Дописьменный язык называли варварским языком, дописьменную культуру –

варварской. Письменность возникла, когда образовались первые государства:

на смену неписаным законам пришли гражданское право и письменные законы.

Письменный язык обладает тремя важными свойствами:

1) С его помощью можно обратиться к неограниченному числу людей.

2) Сообщение может быть почитано неоднократно.

3) Он может включать в себя такие знаки, которые не доступны устному

языку (чертежи, схемы, различные символы).

С появлением письменности общество разделяется на грамотных и

неграмотных. Появляются школы. Рост школ приводит к тому, что появляется

обилие текстов, созданных в разных школах по разным правилам. Поэтому

возникает потребность в унификации языка для успешного чтение и понимания

текстов: появляются грамматика, логика, риторика, философия, стилистика

Этап правильных и неправильных языков.

Этот этап связан с феодализмом, феодальной раздробленностью, когда

возникает задача сохранения единства цивилизации и культуры. Основную роль

при этом начинает играть религия: христианство (православие и

католичество), ислам, конфуцианство. В целях сохранения смысловой ценности

тексты канонизируются. Канонизированные тексты считаются правильными

(тексты священного писания), а неканонизированные – неправильными

(апокрифы). Апокрифы – произведения с библейским сюжетом, содержание

которых не совпадает с официальным вероучением.

Языковые особенности в эпоху Средневековья.

Двуязычие: надэтнические языки (книжнописьменные, религиозно-культурные)

и местные, народные языки.

Тип диалектных различий как отражение феодальной раздробленности. Поэтому

возникает наддиалектная форма языка –Койне. Позже на основе Койне

формировались народные, этнические, литературные языки: французский,

немецкий, русский и др.

Церемониальность, регламентированность книжно-литературного общения.

Пристальное внимание, трепетное отношение к слову.

Этап национальных языков.

Появление книгопечатания на этом этапе, подвижный шрифт, типографский

сплав. Все это осуществило революцию в языке. Книгопечатание открыло ряд

возможностей:

1) Стандартизация школ обучения.

2) Рост темпов и масштабов коммуникации.

3) Превращение речи в товар, оформление рынка речи. Пред обществом встала

проблема реформы языка, связанная с распространением просвещения на

неправильных языках. Так образовался национальный язык, т.е. была

произведена революция в неправильных языках.

- книгопечатание было переведено на национальный язык

- школьное образование было переведено на национальный язык

- наука заимствовала всю терминологию на новом языке

- была создана грамматика и орфоэпия – правила произношения и

ударения.

Кризис языка в современном обществе. Пути выхода из него.

3 аспекта кризиса:

1) Наличие различных национальных языков, которые представляют собой

барьер для эффективного обмена информацией.

2) Современные языки содержат много терминов, неоднозначно трактуемых,

что приводит к двусмысленности в общении.

4) Современные формы естественного языка затрудняют описание объектов,

невоспринимаемых конкретными чувствами.

Пути выхода:

- Создание наднационального языка Эсперанто.

- Создание формализованных языков – использование языков, которые

исключали бы многозначность слов.

Формы существования языка.

1) Территориальная и социальная дифференциация и формы существования

общенародного языка.

2) Прир. Языковые нормы.

3) Литературный язык как высшая форма существования языка.

4) Границы понятия современного литературного языка.

5) Литературный язык и функц. Стили.

6) О тайноречи.

Системы регулярных и взаимозависящих вариантов реализации языкового

взаимодействия образуют формы существования языка. К формам

существования языка относятся:

- Территориальные диалекты или говоры – это произносительные

особенности звуков.

- Наддиалектический язык образования (язык Койне).

- Различные социальные диалекты (профессиональная речь или арго,

кастовые языки, тайные корпоративные языки).

- Просторечия.

- Молодежное арго.

- Обиходно-разговорная речь.

- Литературная речь.

Все формы существования языка, кроме тайных, в пределах данного

общенародного языка доступны пониманию. Однако высшей формой является

литературный язык.

Взаимосвязь между формами существования языка усложняется по

мере развития функциональных стилей. У говорящего постепенно

складывается узус (в переводе обычай, правило) речи – это общепринятое

употребление слова или оборота. И в просторечии, и в диалекте, и в

профессиональном арго есть свой узус. Прир. языковая форма сходна и в

диалектах, и в литературном языке. нормы – это существование у

говорящего идеала, образца, эталона. Между отдельными нормами

литературного языка и просторечия существуют пограничные зоны, где

происходят взаимопроникновения норм, существуют дубл варианты норм.

В динамике нормы в любом социуме участвуют два фактора:

- степень распространенности конкурирующего варианта

- авторитетность носителя языка, употребляющего именно этот вариант

Литературная норма может меняться с развитием языка. Понятие норма

весьма субъективно. Т.е. сточки зрения лингвистики, разные формы

существующего языка не могут быть правильными или неправильными,

образцовыми или смешными.

Особенности нормы литературного языка:

1) Литературный язык возник как наддиалектическая норма, это язык

средств массовой информации и образования.

2) Литературный язык обладает наивысшим престижем в общении.

3) Нормы литературного языка кодифицируются, создаются системы норм

языка в грамматиках и словарях.

4) Нормы литературного языка более устойчивы.

5) Литературный язык – это наиболее удобный, оптимальный вариант

общенародного языка для выражения смыслов.

6) Нормы литературного языка – явление национальное и историческое.

Можно выделить следующие важные нормы литературного языка:

- орфоэнические (фонетические), т.е. единичные правила произношения

отдельных звуков и их сочетаний.

- Лексические, правила, связанные с употреблением отдельных слов и

сочетаний в соответствии с их смысловым значением.

- Грамматические, правила сочетания слов для построения предложений

- Стилистические, приемы, средства, помогающие яркому и точному

выражению мыслей.

Русский литературный язык существуют в двух формах: в устной и

письменной.

Особенности устной формы:

1) Воспринимается на слух любая форма языка с использованием

фонетических и просодич. Свойств

2) Создается в процессе речи, выглядит спонтанной.

3) Для нее характерна словесная импровизация, простые предложения,

повторы, незаконченность.

4) Речь складывается с учетом психолингвистических особенностей

адресата.

Особенности письменной формы:

1) Графически закрепленная, не воспринимаемая на слух.

2) Может быть заранее обдумана.

3) Характерна книжная лексика, наличие сложных предложений.

4) Строгое соблюдение языковых норм.

5) Не ориентирована на конкретного адресата.

6) Может быть усовершенствована.

Формы речи и функциональные стили.

| | | |

| |Формы речи | |

| | | |

|устная |функ. стили |письменная |

| | | |

|лекция, доклад, |научный | диплом, статья,|

|дискуссия | |диссертация, |

| | |монография, книга |

| | | |

|стихи, проза. |художественный |стихи |

|Анекдоты | | |

| | | |

|речь, дебаты, |публицистический|статьи |

|выступления | | |

| | | |

|переговоры, речь|официально-делов|договор, приказ |

|в суде, |ой | |

|пресс-конференци| | |

|я | | |

| | | |

|общение |разговорный |письмо, пьеса, |

| | |сценарий |

Определение, содержание и структура риторики как науки.

1. О термине «риторика».

2. Место риторики в системе языкового образования.

3. Основные категории риторики.

4. Объект и предмет риторики как науки.

5. Структура риторики: общее, частное, тематика риторики; теоретическая и

прикладная риторика.

6. Основные законы риторики.

7. Основные правила риторики.

В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале

изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и

риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или

лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык,

должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый

создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать

нечто новое, отсюда основное требование риторики: запрет на отсутствие

новизны в сообщении.

Гр. и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается

как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука,

риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены

двумя схемами:

1. Схема Квинтилиана:

1) Изобретение;

2) Расположение;

3) Исполнение;

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная

схема безразлична к содержанию речи.

2. Схема Аристотеля:

1) Этос;

2) Пафос;

3) Логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной

жизни.

Опр.: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на

основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает

получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия,

сроков, предвидения речи, темпы речи.

Опр.: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает

внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Опр.: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть

воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

Эффективность речи

Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны,

уместности и правильности.

Социальная стагнация – деградация речи.

Объектом исследования современной риторики является не только устная

речь, а все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики,

а главной частью стилистики является теория словесности.

Словесность.

Структура риторики

Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает

этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со

стилистикой этого вида речи (частная словесность).

Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности

вокруг одной темы (для Америки).

Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную.

Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем

верифицируются фактами истории и риторической практики.

Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на

практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи.

Законы риторики.

Пр.1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема

обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит

опустошение речи (энтропия).

Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема

варьируется, то возникает обогащение содержания.

Пр.3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный

порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи,

эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то

стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой

содержания.

Правило гемилектики

Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа

автора, либо наоборот.

Правило риторики

Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в

зависимости от цели говорящего.

1) Диалектика – когда основная цель речи – поиск истины (Сократ).

2) Эристика – утверждение своей позиции в обществе независимо от истины.

3) Софистика – цель речи – утверждение своей позиции или выгодной, удобной

точки зрения, которая не содержит истины, но с применением правил

диалектики.

Оратория

Риторический анализ и риторический эскиз речи

1. Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического

риторического канона.

2. «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика.

3. Смысловая схема речи. Как размножаются идеи.

4. Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии.

5. Особенности структуры хрии и ее использования.

Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть

проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как

риторический канон.

Этапы классического риторического канона:

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.