реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диссертация как вид научного произведения

Магистерская диссертация представляется в виде, кото-рый позволяет судить, насколько полно отражены и обосно-ваны содержащиеся в ней положения, выводы и рекоменда-ции, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о нали-чии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезные науч-но-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным' исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследова-тельских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отве-чать программе обучения.

Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный по-иск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

По сравнению с кандидатской и докторской диссертаци-ями у магистерской диссертации имеются существенные раз-личия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Если основные результаты, полученные в итоге выполнения кан-дидатской и докторской диссертаций, должны быть опубли-кованы в научных изданиях, то применительно к магистер-ской диссертации это требование не является обязательным.

При представлении к защите кандидатской и докторской диссертаций обязательно должен быть напечатан (на правах рукописи) автореферат. При представлении к защите магис-терской диссертации автореферат не требуется.

Структура магистерской диссертации предусматривает разделение основного текста работы на три приблизительно равные части -- главы. В свою очередь, каждая глава вклю-чает в себя от 2 до 6 разделов. Общий объем содержания ма-гистерской диссертации может достигать до 50 страниц, а автореферата диссертации (если по условиям зашиты он яв-ляется обязательным) -- до 15 страниц.

Характерными особенностями процесса подготовки основ-ного текста магистерской диссертации являются:

* привлечение в качестве исходных от 40 до 60 источ-ников информации, с подразделением их на основные и вспо-могательные (второстепенные);

* значительный объем его начальной (компиляционной) и последующей (редакционной) обработки;

* преобладание анализа и обобщений (в форме выводов и предложений) во второй и третьей главах работы, а также в заключении;

* широкое использование в работе иллюстративного ма-териала (с включением некоторого их числа в приложение).

Перечисленные особенности перекликаются с характер-ными чертами, присущими процессу подготовки дипломной работы, что не случайно -- поскольку, как помнят читате-ли, это работы сопоставимого уровня сложности.

Работа над магистерской диссертацией начинается с под-готовительного этапа, в процессе которого исполнителю пред-стоит разработать задание на выполнение письменной рабо-ты, общий план содержания письменной работы, а также план ее выполнения. Подчеркнем, что план содержания дис-сертации должен отражать ее развернутую структуру -- вплоть до пунктов. Достичь подобной детализации можно толь-ко на Основе глубокого владения материалом -- еще до того, как соискатель приступит к подбору и изучению источников информации.

На этапе поиска и обработки исходных источников ин-формации для подготовки основного текста магистерской дис-сертации соискатель составляет уточненные списки источни-ков, производит разметку материала, предназначенного для дальнейшего изучения. Для работы над содержанием диссер-тации, как было замечено, привлекается 50--60 источников, однако используются они в процессе подготовки содержания дифференцированно -- в качестве основных или вспомога-тельных.

Компиляция рабочего варианта основного текста содер-жания магистерской диссертации выполняется одновременно с корректировкой общего плана ее содержания. Обобщение рабочего варианта основного текста работы носит проблем-но-теоретический характер, с четким обозначением основных тенденций исследований проблемы.

Следует иметь в виду, что общее время, затраченное на компиляцию основного текста магистерской диссертации, будет определяться не столько его объемом, сколько слож-ностью последнего, что, в свою очередь, почти целиком и полностью зависит от темы письменной работы.

На следующем этапе подготовки магистерской диссерта-ции соискатель производит обработку скомпилированного текста, который редактируется, дополняется введением, зак-лючением, оглавлением, списком источников, перечнями при-нятых терминов и сокращений, а затем корректируется.

Оформление магистерской диссертации выполняется на основе общих требований к оформлению письменных работ.

Магистерская диссертация в обязательном порядке под-лежит защите. Заметим лишь, что процедуре защиты, как правило, предшествует комплексный экзамен, имеющий це-лью проверку уровня подготовки соискателя. Программа экза-мена устанавливается исходя из конкретных требований вуза, предъявляемых к соискателям ученой степени магистра.

Кроме того, до защиты соискатель (если это предусмот-рено требованиями вуза) разрабатывает автореферат дис-сертации и организует его рассылку.

Общее время подготовки магистерской диссертации, как правило, колеблется от года до полутора лет. На практике это означает, что приступать к подготовке содержания дан-ной письменной работы необходимо уже на предвыпускном курсе.

Докторская диссертация является квалификационной на-учной работой, в "которой на основании выполненных авто-ром исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной пробле-мы, имеющей важное социально-культурное, народнохо-зяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или тех-нологические решения, внедрение которых вносит значитель-ный, вклад в ускорение научно-технического прогресса".

После успешной публичной защиты докторской диссер-тации научным работникам, имеющим, как правило, степень кандидата наук или ученое звание профессора и опублико-вавшим крупные научные труды, присуждается ученая сте-пень доктора наук.

Степень доктора наук присуждается по следующим от-раслям наук: физико-математическим, химическим, биоло-гическим, геолого-минералогическим, техническим, сельско-хозяйственным, историческим, экономическим, философским, филологическим, географическим, юридическим, педагоги-ческим, медицинским, фармакологическим, ветеринарным, военным, военно-морским, а также по искусствоведению, архитектуре и психологии.

В виде исключения докторская степень может быть при-суждена и без защиты диссертации лицам, известным свои-ми выдающимися научными трудами, открытиями и изобре-тениями, а также по совокупности выполненных научных работ.

Ученая степень доктора наук имеется во многих странах. В США, Великобритании, Франции и некоторых других стра-нах требования, предъявляемые к докторской диссертации, как правило, эквивалентны требованиям, предъявляемым в нашей стране к кандидатским диссертациям.

Кандидатская диссертация -- это научная квалифика-ционная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечи-вающие решение важных прикладных задач".

После успешной публичной защиты кандидатской дис-сертации лицам с высшим образованием, сдавшим канди-датский минимум, присуждается ученая степень кандидата наук.

Кандидат наук имеет право участвовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научного сотрудни-ка, заведующего кафедрой или лабораторией и защищать дис-сертацию на соискание ученой степени доктора наук. Степень кандидата наук соответствует степени доктора философии, существующей в США, Великобритании и других странах.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата и доктора наук чаще всего представляет собой специально под-готовленную рукопись, которая "должна быть написана еди-нолично, содержать совокупность новых научных результа-тов и положений, выдвигаемых автором для публичной за-щиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравне-нию с известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полу-ченных автором научных результатов, а в диссертации, име-ющей теоретическое значение, рекомендации по исполь-зованию научных выводов.

Диссертация, как правило, подготавливается на русском языке. Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

В отдельных случаях докторская и кандидатская диссер-тации могут представлять собой доклад, подготовленный на основе ранее опубликованных соискателем и известных ши-рокому кругу специалистов в соответствующей отрасли зна-ний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики.

Доклад должен содержать краткое обобщенное изложе-ние результатов проведенных соискателем исследований и разработок. Объем научных публикаций, содержащих эти исследования и разработки, должен быть не менее 20 ав-торских листов (авторский лист -- это 40 тысяч печатных знаков или 23--24 машинописные страницы, напечатанные через два интервала на стандартных листах писчей бумаги).

В качестве докторской и кандидатской диссертации мо-гут быть представлены опубликованная научная монография или опубликованный с соответствующим грифом и единолич-но написанный учебник.

Кандидатские и докторские диссертации как научные произведения весьма специфичны. Прежде всего, их отлича-ет от других научных произведений то, что они в системе науки выполняет квалификационную функцию, т. е. готовит-ся с целью публичной защиты и получения научной степени. В этой связи основная задача ее автора -- продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, уме-ние самостоятельно вести научный поиск и решать конкрет-ные научные задачи.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых диссер-тант упорядочивает по собственному усмотрению накоплен-ные научные факты и доказывает научную ценность или прак-тическую значимость тех или иных положений.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каж-дом конкретном случае их использования.

Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является здесь принципиально новый мате-риал, включающий описание новых факторов, явлений и за-кономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

Хотя диссертация, как любой научный труд, должна исключать субъективный подход к изучаемым научным фак-там, она все же не может исключать и субъективных момен-тов, привносимых творческой индивидуальностью самого дис-сертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обуслов-ленные общественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.

Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь по сути дела одним из участни-ков заочной научной дискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной кон-цепции, всесторонне анализируются и доказательно критику-ются противоречащие ей точки зрения.

Специфичны не только содержание диссертации, но и форма его изложения, которое характеризуется, особенно в математических науках, высокой степенью абстрагирования, а в естественных и технических науках -- активным приме-нением математического аппарата, средств логического мыш-ления, компьютерных методик и математической статистики.

Для изложения материала диссертации характерны ар-гументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на читателей с очень высокой профессиональ-ной подготовкой, ее автор включает в свой текст весь имею-щийся в его распоряжении знаковый аппарат (таблицы, фор-мулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т. п.), то есть все то, что составляет "язык науки", который понятен толь-ко специалистам.

В диссертации ее автору не принято давать оценку из-лагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде.

В этой связи авторы диссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление лич-ного местоимения "я". Как правило, автор диссертации выс-тупает во множественном числе и вместо "я" употребляет местоимение "мы", что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

"И то вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллектив-ное творчество, комплексный подход к решению проблем. Местоимение "мы" и его производные как нельзя лучше пе-редают и оттеняют эти тенденции современного научного твор-чества.

Аналогично магистерским происходит подготовка канди-датских и докторских диссертаций. Естественно, она отлича-ется от вышеописанной процедуры -- но лишь в деталях. В частности, следует помнить, что глубина научного исследо-вания при подготовке кандидатской диссертации превосхо-дит уровень, предусмотренный для магистерской, а докторс-кой -- соответственно предусмотренный для кандидатской диссертации.

Определяется это практическим предназначением дис-сертаций. Если кандидатская диссертация представляет со-бой не что иное, как выполненную соискателем систематиза-цию научных знаний в той или иной их области, то доктор-ская, как правило, являет собой описание открытия (изобре-тения), сделанного на основе предыдущей систематизации.

Объем научного исследования в этих случаях отражает-ся не только на выборе их методов и глубине проработки выбранной темы, но также на структуре содержания рабо-ты и физическом объеме рукописи диссертации -- что, по понятным причинам, вызывает у соискателей определенные трудности, зачастую более значительные, нежели те, с ко-торыми они столкнулись в процессе самого исследования.

На практике объем содержания кандидатской диссерта-ции может достигать 100 страниц машинописного текста, а докторской -- доходить до 200 (без учета списка использо-ванных источников и приложений). Объясняется это, прежде всего тем, что структурно письменная работа разбивается уже не на главы, а разделы, каждый из, которых, в свою очередь, содержит две-три главы, посвященные самостоя-тельным аспектам освещаемой темы.

Вышеуказанные обстоятельства отражаются и на сроках подготовки диссертаций, которые растягиваются порой до 3--5 лет.

Основным отличием состава кандидатской и докторской диссертаций является то, что вместо аннотации в последней присутствует реферат.

Глава 2. Основные этапы написания диссертационной работы.

При проведении исследований самой

большой помехой для нас служит

не то, что мы чего-то не знаем,

а скорее то, что на самом деле не

является истинным.

Г. Селье

2.1. Выбор тем и раскрытие проблемы.

Для проведения работы с соискателями по подбору, выбору и назначению тем исследования необходимо в учебном (научном) учреждении, безусловно, иметь базу, т.е. определенный объем проблемных вопросов. Такая основа разрабатывается с учетом потребностей теории и практики в той или иной предметной об-ласти. Как правило, тема должна быть связана с плановыми НИР вуза, научно-исследовательского учреждения (НИУ).

Подбор темы исследования проводится, когда соискатель имеет недостаточный опыт ведения научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности. В этом случае подобранная тема должна иметь характер «до исследования», обобщения и сочетать потребности исследования со спецификой работы и возможностями соискателя.

Выбор темы осуществляется, когда соискатель с достаточной степенью свободы ориентируется в тематике и может провести самостоятельное исследование. Выбранная тема должна опирать-ся на определенную базу источников, позволяющую проводить научно-исследовательскую работу.

Назначение темы может практиковаться, если соискатель имеет достаточный уровень подготовки и при этом у соискателя в определенной форме проявляются склонности к самостоятель-ному ведению научно-исследовательской работы или имеется значительный опыт преподавания (ведения научно-исследова-тельской деятельности). Возможно, что назначенная (предложен-ная) тема потребует фундаментальных исследований, ранее не проводившихся в этой области, и будет ощущаться явный недо-статок исходных материалов.

Закрепление подобранной, выбранной или назначенной темы после проведения с соискателем работы протекает в такой пос-ледовательности.

Тема обсуждается компетентными лицами на кафедре (в уч-реждении). Назначается научный руководитель. Для разработки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук науч-ным' руководителем назначается доктор наук или, в порядке ис-ключения, кандидат наук, доцент. Под его руководством разра-батывается структурный план диссертации (обсуждение которо-го также желательно проводить на кафедре (в учреждении)), а затем развернутый ее план, который является надежной основой работы исследователя и способствует наиболее полному дости-жению научных результатов.

После выбора темы она должна быть окончательно сформу-лирована. Это возможно только после тщательного продумыва-ния автором всех ее содержательных элементов, а главное - точ-ного определения центрального вопроса темы. Наиболее есте-ственным является название темы диссертационной работы, выражающей предмет исследований. Однако ВАК всегда требо-вал, чтобы название темы было направляющим для соискателя (что надо сделать в науке), а для тех, кто занимается экспертизой диссертации, - ориентирующим (что надо оценивать). Поэтому название темы должно отражать научную проблему (задачу) дис-сертационного исследования, т.е. целесообразно сочетать пред-мет и научную цель исследования.

Остановимся на некоторых теоретических аспектах постанов-ки и выдвижения проблемы в целом. Научную проблему рассмат-ривают как результат осознания возникшей в науке проблемной ситуации. При этом общая форма данной ситуации может быть охарактеризована как проявление противоречия между существу-ющим старым знанием и вновь обнаруженными результатами эмпирического или теоретического исследования. В эксперимен-тальных и фактуальных науках такое противоречие выражается в несоответствии прежних средств и методов познания новым фактам и прежде всего результатам наблюдений или эксперимен-тов. Это значит, что прежние методы оказываются неспособны-ми объяснить вновь открытые данные.

Таким образом, в какой бы форме ни выступало несоответ-ствие между старыми теоретическими представлениями, с одной стороны, и новыми фактами и результатами развивающегося на-учного знания, с другой, оно свидетельствует о возникновении определенной проблемной ситуации. Степень такого несоответ-ствия может быть неодинакова в разных науках и на соответст-вующих стадиях их развития. С прагматической точки зрения проблемную ситуацию можно рассматривать как выражение не-соответствия между целью исследования и средствами ее дости-жения прежними средствами. В научном познании в качестве та-ких средств выступают как концептуальные, так и эмпирические способы и приемы исследования.

2.2. Формирование целей и задач исследования

Научное познание начинается и всегда сопровождается реше-нием проблем. Их отсутствие привело бы к остановке исследова-ния и застою в науке. Поэтому прогресс представляет собой не-прерывный процесс решения возникающих проблем. Их класси-фикация может производиться по разным основаниям. Различают теоретические и эмпирические, общие и частные, фундаменталь-ные и прикладные проблемы. Как бы эти проблемы ни различа-лись между собой, их назначение состоит в том, чтобы точно и ясно указать на трудность, появившуюся в начале любого процес-са исследования, и тем самым придать ему поисковый характер.

Проблемность диссертационных исследований связана с та-кими понятиями, как «объект и предмет исследования». Объект исследования представляет собой знание, порождающее проблем-ную ситуацию, объединенное в конкретном понятии, и опреде-ляется как область научных изысканий диссертационной рабо-ты. Для объекта исследования подбирается индекс универсаль-ной десятичной классификации (УДК). Предмет исследования можно определить как новое научное знание об объекте исследо-вания, получаемое соискателем в результате научных изысканий. В состав предмета исследования может войти и инструмент по-лучения этого нового научного знания об объекте исследования, если он обладает существенными признаками новизны. В первом приближении объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования, как правило, находится в границах объекта исследования.

Рассмотрим для примера проблемную ситуацию, связанную с такими понятиями, как «истина» и «модель». Физика вырабо-тала новые представления о стандартах теоретической деятель-ности, углубляясь все основательнее в структуру материи, пере-ходя ко все более элементарным уровням организации объек-тов. На этих уровнях острее осознается ограниченность привычной причинной логики, которая ранее обнаруживалась в дисциплинах, имеющих дело со сложными системами, живы-ми и социальными. Когда рушится представление о единствен-ности истины, прекращается и конфронтация между различны-ми способами видения реальности, если только эти способы добросовестны, если стороны, выдвигающие различные моде-ли, открыты для диалога. Понятие истины в XX в. постепенно уступает место понятию модели, осознаются принципиальная неполнота и схематичность любого описания явлений, отсут-ствие точного и полностью формализованного знания. Проблем-ный вопрос, считавшийся прежде вполне естественным и посто-янно возникавший в образовательной практике: «так что же такое свет на самом деле - частица или волна?» оказался не име-ющим смысла. Данный вопрос неправильно поставлен, так как свет не частица и не волна. Просто физика в процессе своего развития выдвинула эти две конкурирующие модели, каждая из которых в свое время казалась воплощением истины, но, как выяснилось, ни одна из них не может описать всю совокупность оптических явлений.

После того как проблемная ситуация возникла, должна быть четко поставлена научная проблема. Прежде всего необходимо дать четкое определение понятия «проблема исследования», на основании чего в дальнейшем рассмотреть ее определительно-содержательные признаки. Итак, модель света - это такая сумма вопросов, ответ на которые не содержится в накопленных физи-кой знаниях. Она представляет собой систему из центрального вопроса -- ее существа - и вспомогательных вопросов, получить ответы на которые необходимо для разрешения основного вопроса.

Возникновение той или иной исследовательской проблемы устанавливается исследователями на основе потребностей физи-ческой теории и практики. При этом ученым определяется нали-чие такого реально существующего или прогнозируемого проти-воречия, от разрешения которого зависит или будет зависеть состояние, развитие (изменение), совершенствование процесса, яв-ления, действия некоторых определенных технических средств. Четкое определение исследователем противоречия в проблеме позволит правильно определить центральный и вспомогательные вопросы, что в свою очередь даст возможность целенаправленно и целеустремленно построить диссертационную работу.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.