реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Автоматизация ВУЗовских библиотек г. Орла

Библиотеки вузов в процессе перехода к новым технологиям должны учитывать тенденции развития высшего образования и занимать активную позицию в этом процессе. Общий курс развития вузовских библиотек следует строить с учетом того, что одним из перспективных вариантов использования современных технологий для доступа к информационным ресурсам являются цифровые ( или электронные ) библиотеки. [75]

Цифровая библиотека - это распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов, получаемых в удобном для конечного пользователя виде через глобальные сети передачи данных.

За всю историю библиотек с древнейшего времени до 70 г.г. нашего столетия можно отметить только одно технологическое нововведение, значительным образом повлиявшие на их развитие - это изобретение технологии книгопечатания. В течении последних тридцати лет развитие библиотечного обслуживания во многом определяется прогрессом в области вычислительных систем и информационных технологий ЭВМ и технологии автоматизированной обработки информации практически сразу нашли применение в библиотечной области.

Характерными особенностями цифровых библиотек являются: во-первых, элементом хранения в них являются электронный документ, содержащий информацию различных типов; во-вторых, цифровая библиотека -это распределенная информационная система, то есть система, объединяющая удаленные информационные источники посредством сетевых технологий таким образом, что для конечного пользователя эти источники выступают как одно целое и с унифицированным способом доступа из любой точки мира. В цифровой библиотеке автоматизируются все этапы работы пользователей с документами: опубликование, поиск, доставка.

Автоматизация этапа опубликования приводит к тому, что меняется роль пользователя -- он становиться не только читателем, но и автором. Исключение

из оборота твердых копий и наличие глобальной среды передачи информации - Интернет позволяет полностью автоматизировать доставку документов от источника (коллекция цифровой библиотеки) до потребителя. Наконец, поиск становиться автоматизированным - пользователь задает тематику запроса и система выполняет его на определенных массивах информации. Автоматизация длительного и рутинного процесса по выявлению источников, содержащих искомую информацию, позволяет больше времени уделять творческому процессу. [40]

Активно развивается технология поиска документа не только по контексту, но и по семантике или смыслу запроса. Если говорить о контексте, то такой поиск строится на совпадении слов в запросе и в тексте документа Причем это совпадение может быть не точным, так как совпадения анализируются по смысловой основе, как правило, по корню слова.

Для поиска документа по смыслу запроса требуется формирование дополнительных информационных структур, отображающих смысловое содержание документа. Эти технологии базируются на формальном математическом аппарате и довольно активно развиваются При их применении мы можем, например, задавая запрос на поиск документов, касающихся «нечеткой логики», выбирать документы, в которых в требуемом контексте употребляются словосочетания «мягкая логика» или « фуззи логика». Другими словами, система должна иметь тезаурус, или словарь, в котором указываются основные понятия некоторой предметной области ( или несколько областей ) и зависимости между понятиями. Тезаурус используется при выполнении запросов на поиск информации.

Возможности цифровых библиотек особенно важны в научном, исследовательском и образовательных процессах. Не случайно, наиболее динамично эти проекты развиваются на базе ведущих университетов мира Доступность, актуальность и полнота информационных ресурсов способствуют качественной подготовке специалиста, владеющего передовыми на данный момент времени знаниями, необходимыми для профессиональной деятельности в конкретной отрасли. Уже в настоящее время традиционные библиотеки не всегда способны в полной мере и своевременно удовлетворять информационные потребности обучающихся. Это особенно заметно на примере быстро развивающихся отраслей знаний ( техника, медицина, биология и т.д. ) Первыми появились и быстро совершенствуются проекты университетских цифровых библиотек в США, Европе и Японии. Наиболее знаменитыми из них являются DLI Phasel (1995-1998 г.г. ) и Phase ( 1998 г.г. ). Опыт реализации этой и других программ показал, что в данной технологии скрыт большой потенциал, но она требует качественной технической базы, существенной финансовой поддержки и несет множество еще не решенных проблем.

Можно выделить следующие наиболее актуальные проблемы:

- технические - использование высокопроизводительных вычислительных систем и специализированного программного обеспечения для обработки больших объемов информации;

- технологические - организация средств работы с цифровой библиотекой, которые следуют естественной логике конечного пользователя и учитывают его предшествующий опыт работы в традиционной библиотеке;

- организационные - решение вопросов о том, кто пополняет информационные ресурсы, кто отвечает за целостность ссылок в глобальном информационном пространстве, как долго должен храниться документ в цифровой библиотеке и т.д.;

- защита авторского права на электронные публикации.

Коллекции цифровых библиотек создаются двумя основными способами - переводом традиционных документов в электронный вид и электронной публикацией, когда документ изначально создается в электронном виде. [54]

Формируется на глазах нынешнего поколения система электронных информационных коммуникаций кардинально меняет ситуацию в сфере сбора, хранения и обработки данных. Стремительно развивающиеся технологии глобальных компьютерных сетей создают в информационной области новую систему отношений, отражающую реалии технического уровня современного человечества. Интенсивность изменений в значительной степени диктуется тем огромным значением, которое приобретает информация в постиндустриальном обществе, становясь главным товаром, ресурсом и инструментом одновременно.

До недавнего времени позиции библиотек как общественного института казались незабываемыми и неуязвимыми. Несмотря на возможные недостатки в работе конкретных книгохранилищ, библиотека как социальный институт была единственным учреждением, профессионально занимающимся сбором, систематизацией, хранением и доведением информации до потребителей. Эта исторически сложившаяся монополия гарантировала библиотеке прочное место в традиционной системе информационных коммуникаций: ни в каком другом месте потенциальный читатель не мог получить доступа к профессионально обработанным и тщательно сохраняемым информационным массивам. [21]

Интернет - технологии привел к ликвидации монополии библиотеки на владение данными в систематизированном виде. Резкое повышение роли, а следовательно и стоимости информации привело к образованию огромного числа крупных корпораций и мелких фирм, выполняющих по сути традиционные библиотечные функции применительно к документам, представленным в электронном виде. Примерами таких компаний служат всемирно известные: LEXISINEXIS, Knight Rider, Bell & Howell, EBSCO, STN, отечественные «Интегрум», «Техно», Гарант-Парк», «Национальная электронная библиотека» и многие другие. Их создание и стремительное развитие прежде всего обусловлены предоставляемой Интернетом возможностью вести обслуживание пользователей информацией непосредственно на рабочем месте или в любой другой точке. Фирмы, специализирующиеся на информационном обслуживании, доставляют свой товар прямо на рабочий стол клиента. Делают это весьма оперативно, в большинстве случаев обеспечивая высокую степень полноты и релевантности данных и надлежащий уровень комфорта. Пользователю, состоящему на обслуживании в цифровой информационной службе, как правило, не необходимости обращаться в реальные библиотеки. Причем в качестве пользовательской аудитории в большинстве случаев выступают представители серьезного бизнеса, юриспруденции и управления.

Складывается ситуация, когда для доступа к документам совершено необязательно физически обращаться в библиотеку. Ярким отражением этой тенденции на практике является трансформация библиотек в учреждениях, деятельность которых построена прежде всего на анализе информации, в отделы или центры по управлению знаниями.

Последние отличаются от библиотек тем, что их основной фонд представлен в виде удаленных электронных баз данных. Этот процесс находится пока самом начале и сегодня затронул лишь наиболее продвинутые в техническом отношении бизнес - структуры, однако, сама система в высшей степени характерна.

При ее экстраполяции деятельность все большего числа наиболее значимых общественных институтов будет информационно сопровождаться коммерческими службами, предоставляющими дороже, но высококачественные услуги.

В настоящее время библиотеки и фирмы, занимающиеся сбором, обработкой, хранением и распределением данных в электронном виде абсолютно не мешают друг другу, жестко и конкуренции нет. Более того, наличие цифровых массивов снимает значительную долю читательской нагрузки с реальных книжных собраний. Однако, с ходом технического прогресса, ростом числа людей, имеющих доступ к сети, увеличением объема электронных массивов, повышением их характеристик в области поиска и доставки сведений число потребителей, пользующихся их услугами, будет расти. Число же читателей библиотек начнет постепенно снижаться. Таким образом, в системе коммуникаций, где основные информационные потоки будут циркулировать в электронной форме, библиотеки рискуют утратить роль ключевого звена в процессе обращения информации.

Перераспределение функций и соответственно ролей в системе информационных коммуникаций, обусловленное технологическими реалиями времени, - процесс объективный и неизбежный. Эпоха, когда основной объем знаний человечества хранился в документах, подходит к концу. Это объясняется такими исконными недостатками бумажных изданий как невозможность содержать в себе все виды данных, включая анимацию, звук и видео, высокая стоимость их производства и распространения, быстрая устареваемость и невозможность быстро актуализировать материал. Постепенно все эти факторы приводят к тому, что бумажные издания становятся мало пригодными для использования в интенсивно развивающихся областях, прежде всего в экономике и управлении. Они еще, безусловно, сохраняют свое значение для академических исследований, образовательной деятельности и развлечение, где динамика обновления и сочетания всех видов данных не имеют ключевого значения, хотя и в этих сферах бумажные носители начинают испытывать давление со стороны электронных информационных массивов.

Экстраполяция существующих тенденций в информационной области позволяет сделать вывод, что библиотека как общественный институт имеет реальные шансы не только выжить, но и преуспеть в информационную эру, только сделав неотъемлемой чертой своей деятельности работу с цифровыми массивами данных, которая должна вестись одновременно в нескольких направлениях.

Первое связано с предоставлением читателям доступа к цифровым массивам, существующим за пределами библиотеки. Реализация его связана с обеспечением читателям доступа к Интернет и их квалифицированное консультирование при поиске информации в кибер - пространстве. В этом прослеживается продолжение роли библиотеки как информационного посредника в изменившихся условиях. [3]

Второе направление включает предоставление в сети собственных данных и налаживание обслуживания пользователей через Интернет. Эта линия получает воплощение в создании библиотечных веб - серверов, с размещением на них полезной информации, включая собственные электронные каталоги и полные тексты документов в цифровом виде. К этому же примыкает и развитие системы электронной доставки документов, когда разделы книг и периодических изданий из фондов библиотек пересылаются удаленному пользователю по его требованию в электронном виде. Другими словами, услуги реальных библиотек в системе электронных коммуникаций должны быть востребованы и конкурентоспособны по сравнению с услугами, предоставленными чисто виртуальными информационными службами. [38]

Новая роль в новых условиях требует пересмотра многих представлений о библиотеке. Переориентация на новые формы и методы работы повлечет изменения во всех ее звеньях. В перспективе трансформации подвергнуться все аспекты библиотечной деятельности от смены теоретических доктрин до изменения внутренней структуры и системы подготовки кадров информационной сферы. В этой ситуации крайне важно видеть перспективы и не упустить момент для начала преобразований.

В последние годы библиотеки все шире используют электронные издания для предоставления пользователям. Решая вопрос об использовании электронных продуктов, библиотека должна изучать рынок электронной информационной продукции и перспективы его развития, преимущества электронных изданий перед традиционными формами, экономические затраты, качество предоставляемой информации и электронного доступа в целом и в результате составить представление о соотношении традиционных и электронных форм.

Распространения электронных, как и печатных изданий занимаются издательства или посредники, в частности, подписные агентства.

Электронные издания имеют ряд преимуществ:

- в некоторых случаях электронные издания являются более удобными в использовании;

- получение информации о содержании отсутствуют в библиотеке журнала для заказа по МБА;

- более ранний доступ для читателя по сравнению с печатной; Экономические затраты могут быть различными:

- при предоставлении только электронной версии цена, как правило, соизмерима с ценой печатного издания;

- при покупке вместе с традиционными изданиями Онлайн - доступ можно получить в этом случае или бесплатно, или по достаточно низким ценам;

- некоторые электронные издания предоставляются бесплатно.

При использовании электронных продуктов необходимо обращать внимание на качество предоставляемой информации и электронного доступа в целом в соответствии со следующими критериями:

- быстрота и легкость доступа к Web - серверам;

- уровень содержания информации;

- уровень графики;

- уровень гипертекстовой структуры;

- «дружелюбность» к пользователю, то есть на насколько удобно пользователю работать;

- уровень навигации ( поиск, переход к другим страницам и т.д. );

- полезность «home page»;

- уникальные способности, отличающие страницу от других;

- платность предоставления информации.

Произвести оценку можно, используя временный бесплатный доступ к серверам, который предоставляется потенциальному пользователю.

Решая задачу соотношения традиционных и электронных форм зарубежные библиотеки делают выбор в пользу дублирования информации на традиционных и электронных носителях, в том числе и по причине их относительно низкой стоимости.

Российские библиотеки также стремятся к использованию электронных информационных ресурсов. Однако, в сравнении с нашими зарубежными коллегами, мы имеем более скромные возможности. Ограниченность в средствах влияет не только на количество изданий, приобретаемых для фонда и предоставляемых в электронном виде, но также на технические возможности электронного доступа.

К электронным изданиям относится так же CD-ROM - это диск, состоящий из прозрачной поликарбонатной подложки толщиной чуть более 1 мм. И защитного слоя акрилового лака, между которыми находится тонкая алюминиевая фольга. Вес диска около 15 г., диаметр 12 см. Данные записываются в виде микроскопических углублений в алюминий на очень узкую спиральную дорожку, полная длина которой более 5 км.; всего на дорожке помещается 2,8 млрд. ямок. Компакт-диск, изначально разработан для любителей высококачественного звучания; прочно вошли в рынок компьютерных устройств. Благодаря своим малым размерам, большой емкости, надежности и долговечности с успехом применяется в качестве устройства внешней памяти.

Использование оптических дисков в библиотеке являются весьма эффективным. Обладая возможностью записи на один диск баз данных, содержащих более миллиона библиографических описаний, CD позволяют решить целый ряд технических проблем подготовки, поиска и обеспечения читателей информации. Внедрение CD-ROM технологии практически полностью исключает необходимость передачи данных по дорогостоящим каналам связи и позволяет многим библиотекам создавать свои CD с информацией о собственных фондах. Линии связи включаются лишь в тех случаях, когда необходимо оперативно пополнить базы данных или ввести непосредственные запросы читателей в автоматизированную библиотечную систему. [8]

Наиболее важное преимущество CD технологии - полнотекстовое индексирование, создание перекрестных ссылок, т.е. любая часть данных может быть легко и быстро найдена и продемонстрирована на ПК.

Весьма полезной для библиотек являются возможность сетевого использования CD-ROM. В отличии от бумажных носителей, микрофиш или магнитных носителей CD-ROM очень долговечен; диск, произведенный в настоящее время, будет без всякой специальной обработки или специальных условий хранение 50-100 лет читаем и не иметь ошибок.

Компакт-диски служат отличным средством распространения сложного программного обеспечения. Они незаменимы при хранении различных перечней, каталогов, словарей, энциклопедий. Поскольку носители мультимедиа - информации должны вмещать огромные объемы разнородной и по-разному организованной информации, то CD являются идеальным средством для их реализации.

В настоящее время рынок баз данных на основе технологии CD-ROM достаточно велик и в ближайшее время будет еще увеличиваться. Многие национальные библиотеки приступили к созданию своих дисков, например Немецкая национальная библиография ( Deutsche National Bibliographic ), Британская национальная библиография ( British National Bibliographi ), национальные библиографии Франции, Испании и д.р. В России вариант национальной библиографии на CD-ROM выпускает Российская книжная палата уже вторым изданием.

Электронные энциклопедии со временем превратятся в предмет обихода, в надежных спутников любого культурного человека. Возможно, это именно та область издательской деятельности, где они могут существенно потеснить своего родителя конкурента - книгу, т.к. на смену обычного печатного учебника приходит электронный.

В последние годы электронные учебные пособия занимают все более заметное место на рынке электронных публикаций. Это связано как с информатизацией образовательных программ, так и с развитием новых технологий. [9]

В настоящее время определяя электронного и учебного пособия даются в «Инструкции о порядке рассмотрения и утверждения грифа Министерства образования России на учебные электронные издания» ( приложение 2 к приказу от 19 июня 1998 г. № 1646 ). Общим положением является следующее: электронное издание - это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе.

В частности, электронный учебник - это основное учебное электронное издание, полностью соответствующие федеральной составляющей дисциплины; к учебным пособием отнесены сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники и др.

Конечная цель обучения состоит в том, что обучаемый должен владеть теоретическими основами изучаемого предмета, уметь применять их для решения конкретных задач и иметь навыки практического применения этого умения. Для достижения этих целей предусмотрены лекции, практические занятия и лабораторные практикумы.

Эти виды занятий поддерживаются соответствующей литературой, причем практика преподавания выработала соответствующие виды изданий:

учебник - для изложения заданий, задачники и методические указания, для развития умения и навыков. Отсюда можно прийти к следующим выводам:

- Повышается значимость учителя и требования к уровню его знаний: он действительно должен быть «лоцманом» в мире знаний, а не «тренером» по реализации рутинных действий.

2. Потребность в технических навыках в определенной предметной области сокращается, в то время как необходимость иметь навыки работы с соответствующими информационными системами возрастает;

3. Границы между знаниями, умениями и навыками в определенной предметной области стираются; границы между предметными смежными областями также стираются.

Электронный учебник или пособие должен представлять собой гипертекстовую систему с адаптивными связями между фрагментами, обеспечивающую возможность адаптивной компоновки нелинейного текста. Маршрутизация компоновки должна формироваться навигатором, входящим в состав системы управления компоновщику гипертекста об объединении соответствующих фрагментов. Управление навигатором осуществляется по нескольким контурам:

- непосредственно пользователем в процессе работы;

- пользователем по результатам анализа процесса обучения;

- программой -- анализатором по результатам автоматического текстового контроля знаний пользователя;

- учителям по результатам личного общения с учащимися.

Если электронного документа нет, то для создания виртуального учебника в процессе ретроспективной конверсии генерального каталога библиотеки имеет смысл формировать электронную версию библиографических ссылочных данных каждой книги.

Электронная форма предоставления материала позволяет применять автоматические способы формирования массива ключевых слов путем анализа текста.

Следует подчеркнуть, что электронная форма хранения знаний дает новую возможность -- включение регистрирующей системы, действующий в качестве обратной связи: каждое обращение к учебнику и путь, по которому идет учебник, может фиксироваться такой системой, и эта информация может использоваться как для отбраковки неудачных работ, так и для совершенствования оставшихся.

2.2. Основные направления автоматизации

вузовских библиотек России

Опыт использования новых технологий в библиотеке ВГПУ.

Гуманистическая научно - педагогическая парадигма образования выдвигает задачу построения образовательного пространства на таких основополагающих ценностях, как самоопределение и самореализация личности.

Главные требования к новой системе педагогического образования: сформировать у будущего учителя профессиональное мировоззрение и педагогическое мышление, готовность к инновационным образовательным процессам; выявить индивидуальный стиль деятельности будущего специалиста - педагога; развить готовность к использованию личного потенциала. На место пассивного потребления информации становится ее поиск, процесс формирования знаний, умение использовать и анализировать имеющийся информационный потенциал для ориентации в ведущих педагогических концепциях и теориях. Это требует повышения уровня информационного обеспечения учебного заведения, а также становления и развития информационной культуры каждого потребителя информации. Использование информации как важнейшего образовательного фактора, формирование и активное развитие структурных подразделений, связанных с созданием, хранением, распространением и использованием новых знаний -важнейшая задача педагогических учебных заведений.

Одной из основных функций информатизации педагогического образования является введение новых информационных технологий в традиционную модель обучения для расширения возможностей обмена информацией как внутри вуза, так и с внешней средой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.