реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История экономики, политология, психология и педагогика, статистика, философия, экономическая теория

Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленных обстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания - целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека.

По Петровскому, вся ситуация социального развития определяет личностное развитие человека, проходящее состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз. Анализ основных положений, характеризующих процесс развития ребенка, показывает, что реально все рассматриваемые линии взаимообусловлены, взаимосвязаны; это означает, что только их совместное осуществление составляет такое прогрессивное изменение, которое может быть названо психическим личностным развитием человека в полном смысле этого слова.

Вместе с тем подчеркивается, что это развитие происходит под воздействием социальной среды, общности в определенной ситуации и прежде всего в ситуации обучения и воспитания. Это соотносится с тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии акцентируют важность развивающего, воспитывающего обучения средствами всех учебных предметов.

Развитие человека происходит в его взаимодействии с другими людьми, в деятельности, в процессе обучения и воспитания, и это одно из основных положений педагогической психологии.

Статистика

1. Аналитическое сглаживание рядов динамики

В ходе обработки динамического ряда важнейшей задачей является выявление основной тенденции развития явления (тренда) и сглаживание случайных колебаний. Для решения этой задачи в статистике существуют особые способы, которые называют методами выравнивания.

Выделяют три основных способа обработки динамического ряда:

а) укрупнение интервалов динамического ряда и расчет средних для каждого укрупненного интервала;

б) метод скользящей средней;

в) аналитическое выравнивание (выравнивание по аналитическим формулам).

Важнейшим способом количественного выражения общей тенденции изменения уровней динамического ряда является аналитическое выравнивание ряда динамики, которое позволяет получить описание плавной линии развития ряда. При этом эмпирические уровни заменяются уровнями, которые рассчитываются на основе определенной кривой, где уравнение рассматривается как функция времени. Вид уравнения зависит от конкретного характера динамики развития. Его можно определить как теоретически, так и практически. Теоретический анализ основывается на рассчитанных показателях динамики. Практический анализ - на исследовании линейной диаграммы.

Задачей аналитического выравнивания является определение не только общей тенденции развития явления, но и некоторых недостающих значений как внутри периода, так и за его пределами. Способ определения неизвестных значений внутри динамического ряда называют интерполяцией. Эти неизвестные значения можно определить:

1) используя полусумму уровней, расположенных рядом с интерполируемыми;

2) по среднему абсолютному приросту;

3) по темпу роста.

Способ определения количественных значений за пределами ряда называют экстраполяцией. Экстраполирование используется для прогнозирования тех факторов, которые не только в прошлом и настоящем обусловливают развитие явления, но и могут оказать влияние на его развитие в будущем.

Экстраполировать можно по средней арифметической, по среднему абсолютному приросту, по среднему темпу роста.

При аналитическом выравнивании может иметь место автокорреляция, под которой понимается зависимость между соседними членами динамического ряда. Автокорреляцию можно установить с помощью перемещения уровня на одну дату. Коэффициент автокорреляции вычисляется по формуле

Автокорреляцию в рядах можно устранить, коррелируя не сами уровни, а так называемые остаточные величины (разность эмпирических и теоретических уровней). В этом случае корреляцию между остаточными величинами можно определить по формуле

2. Сущность, назначение и методология расчета средней геометрической

Средняя геометрическая -- это величина, рассчитываемая как средняя из отношений или как средняя в рядах распределения, представленных в виде геометрической прогрессии:

=

Этой средней удобно пользоваться, когда уделяется внимание не абсолютным разностям, а отношениям двух чисел. Поэтому средняя геометрическая используется в расчетах среднегодовых темпов роста.

Чаще всего средняя геометрическая находит свое применение при определении средних темпов роста (средних коэффициентов роста), когда индивидуальные значения признака представлены в виде относительных величин. Она используется также, если необходимо найти среднюю между минимальным и максимальным значениями признака (например, между 100 и 1000000). Существуют формулы для простой и взвешенной средней геометрической.

Для простой средней геометрической

Для взвешенной средней геометрической

3. Задача

По данным таблицы определить:

а) относительные величины структуры

б) относительные величины координации

в) относительные величины сравнения

Сделать выводы

Месяц

Кол-во бракованной продукции (шт.)

В том числе по изделиям

А1

А2

Классификация брака

Классификация брака

Мех.

Лит.

Мех.

Лит.

Январь

17550

2900

4550

1600

2150

Февраль

23400

3200

6700

1600

6300

Март

20300

1600

9300

1600

2800

Апрель

21350

3200

6300

2800

3900

Май

17000

1300

7100

800

4150

Июнь

30610

2300

9750

2400

6300

Решение:

Месяц

Кол-во бракованной продукции (шт.)

В том числе по изделиям

А1

А2

Классификация брака

Классификация брака

Мех.

Лит.

Мех.

Лит.

Январь

17550

2900

4550

1600

2150

Июнь

30610

2300

9750

2400

6300

ИТОГО

130210

14500

43700

10800

25600

Относительные величины структуры характеризуют состав изучаемых совокупностей. Исчисляются они как отношение абсолютной величины каждого из элементов совокупности к абсолютной величине всей совокупности, т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части в целом. Как правило, относительные величины структуры выражаются в процентах (база сравнения принимается за 100). Показатели структуры могут быть выражены также в долях (база сравнения принимается за 1).

ОВС брак А1 = (14500+43700) / 130210 = 0,44

ОВС брак А1 мех = 14500 / 130210 = 0,11

ОВС брак А1 лит = 43700 / 130210 = 0,33

ОВС брак А2 = (10800+25600) / 130210 = 0,28

ОВС брак А2 мех = 10800 / 130210 = 0,08

ОВС брак А2 лит = 25600 / 130210 = 0,20

Относительные величины координации представляют собой одну из разновидностей показателей сравнения. Они применяются для характеристики соотношения между отдельными частями статистической совокупности и показывают, во сколько раз сравниваемая часть совокупности больше или меньше части, которая принимается за основание или базу сравнения, т.е., по существу, они характеризуют структуру изучаемой совокупности, причем иногда более выразительно, чем относительные величины структуры.

ОВК А1 к А2 = (14500+43700) / (10800+25600) = 1,6 : 1,0

ОВК А1 лит. к мех. = 43700 / 14500 = 3,0 : 1,0

ОВК А2 лит. к мех. = 25600 / 10800 = 2,37 : 1,0

Относительные величины сравнения характеризуют количественное соотношение одноименных показателей, относящихся к различным объектам статистического наблюдения.

ОВС А1 к А2 = (14500+43700) / (10800+25600) = 1,6

Брак по изделию А1 в 1,6 раза больше брака по изделию А2.

ОВС А1 к А2 мех. = 14500 / 10800 = 1,34

Механический брак в изделии А1 в 1,34 раза больше механического брака в изделии А2.

ОВС А1 к А2 лит. = 43700 / 25600 = 1,7

Литейный брак в изделии А1 в 1,7 раз больше литейного брака в изделии А2.

Философия

1. Проблемы сознания в истории философии

Основу необычайно красочного и многогранного духовного мира человека составляет сознание. Проблема сознания -- одна из наиболее сложных и вместе с тем чрезвычайно интересных. Идущая из глубин веков древняя мудрость провозглашала: «Познай самого себя». Ибо как бы ни был сложен окружающий нас мир, какие бы сюрпризы ни преподносила природа, еще более сложен, загадочен мир человеческой души.

Сознание как уникальный феномен человеческой жизни, включающий в себя бесчисленное множество психических явлений, аккумулирует в себе весь личный и социальный опыт человека. Отсюда вытекает не только его сложность, но и многофункциональность, исключительная роль в жизни человека и общества.

Не случайно поэтому сознание изучается не только философией, но и целым комплексом социальных наук, медициной, физиологией, психологией, лингвистикой, кибернетикой, генетикой и другими фундаментальными областями современного научного знания.

Философия рассматривает сознание как высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении и конструировании действительности, в предварительном мысленном построении плана действий и предвидении их личностных и социально значимых результатов.

Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества:

Сознание отличает человека от всего другого в мире.

Не поняв сущности сознания нельзя понять природу человека и творимого им мира.

Через сознание открывается путь в духовный мир человека, его психику.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Философия сознания имеет не только теоретическое значение.

Во-первых, от ответа на вопрос о том, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология и возможна ли она.

Во-вторых, теории сознания связаны с этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли и ответственности человека за свои поступки.

Наконец, современные теории сознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственного интеллекта.

2. Биологическое и социальное развитие человека

Рассмотрим соотношение биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе. В современной литературе по вопросу о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют два различных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человека целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепция получила название пансоциологизм.

Рассматривая данную проблему, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода -- эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).

Уже на самой ранней стадии развития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной от родителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носителем специфического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т. д.

На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды. Генетическим материалом у человека, как и у других млекопитающих, является ДНК, которая находится в хромосомах. Хромосомы каждой клетки человека несут в себе несколько миллионов генов. При этом генетические возможности, задатки реализуются только при том условии, что ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Ярким примером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы, силой обстоятельств попавшие в джунгли, проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психические функции. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как генотип и фенотип. Генотип -- это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах; это та генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей. Фенотип -- это совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизни организма. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцовых близнецов), которые оказываются в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом сказанного можно выделить следующие факторы, воздействующие на человека:

- биологические задатки, кодируемые в генах;

- среда (социальная и природная);

- деятельность индивида;

- ум (сознание, мышление).

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периоды наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится все более общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования -- биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в детерминации умственных способностей человека.

Следует отметить, что точное определение самих умственных способностей представляет собой довольно трудную задачу. Дело в том, что, прежде всего, сами интеллектуальные способности весьма разнообразны и своеобразны. Человек может быть гениальным шахматистом и плохим артистом (поэтом, математиком и т. д.), и (наоборот. Кроме того, сама процедура применения тестов на определение IQ имеет недостатки, которые отмечают многие ученые. В частности, при определении IQ многое зависит от социальной среды, уровня и характера воспитания и образования испытуемых, их организованности, внимательности, собранности и даже темперамента. Более того, результаты тестирования зависят не только от испытуемых, но и от тестирующих: какие вопросы задаются, с какой целью, из какой области знания или деятельности и т. д. Так, если детям с улицы задавать вопросы, как вести себя среди почтенной публики, а детей аристократов спрашивать, как вести кулачный бой, то, по всей вероятности, IQ тех и других будет невелик и достаточно одинаков.

На самом деле биологическое и социальное в человеке, как мы уже отметили, находятся между собой в тесной взаимосвязи. Вне социальных условий одно биологическое еще не делает человека человеком.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживание. Подобно тому, как отдельный индивид неадекватными действиями и поведением способен наносить ущерб своей собственной природе, своему здоровью, подобно этому и все общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня налицо и представляет важнейшую глобальную проблему.

Таким образом, при рассмотрении проблемы, касающейся роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного. Во втором -- предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет все развитие индивида.

Экономическая теория

1. Основные макроэкономические цели, их характеристика и взаимосвязь

Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.

Система целей включает следующие элементы:

1. Высокий и растущий уровень национального производства, т. е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП).

2. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице.

3. Стабильный или плавно растущий уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы посредством взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках.

Относительно первой цели отметим, что конечная задача экономической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить население товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает валовой внутренний продукт, который выражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг.

Второй основной целью макроэкономической политики являются высокая занятость и низкая безработица. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе кризиса и депрессии спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления и подъема спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается. Однако удовлетворить потребности всех в достойной работе - труднодостижимая проблема.

Третьей основной макроэкономической целью является стабильность цен при наличии свободных рынков. Распространенным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора «корзины» товаров и услуг.

Соотношение основных макроэкономических целей определяет главную макроэкономическую цель, отражающую основную задачу макроэкономической политики, реализация которой выступает в двух формах:

а) промежуточные макроэкономические цели;

б) тактические макроэкономические цели.

Первые регулируют значения ключевых макроэкономических переменных, вторые осуществляют преобразования национальной экономики.

Государство имеет в своем распоряжении определенные инструменты, которые оно может использовать с целью воздействия на макроэкономику. Под инструментом политики понимается экономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способная воздействовать на достижение одной или нескольких макроэкономических целей.

2. Макроэкономическое равновесие: модель совокупные расходы - ВНП

Важными составляющими совокупного спроса являются потребление и инвестиции, причём, на инвестиции значительное влияние оказывает сбережение. Покажем на оси абсцисс уровень валового национального продукта ВНП, на оси ординат - сбережение и инвестиции (рис. 12.7).

Предположим, величина инвестиций неизменна, тогда график инвестиций примет вид горизонтальной прямой, параллельной линии ВНП. График сбережения населения представлен в виде прямой восходящей линии.

Графический анализ показывает, что график сбережений пересекает график инвестиций в точке Е, где объём ВНП равен ОМ. В точке Е - точке пересечения двух графиков - сбережения и инвестиции равны друг другу. Точка пересечения характеризует такой объём ВНП, при котором макроэкономика находится в равновесии. Когда равновесное состояние находится в точке Е, то это означает, что население будет сберегать средства в объёме ЕМ, а фирмы будут инвестировать средства в размере ЕМ.

Что происходит при нарушении равновесия? Если сбережения населения будут больше, то наступит ситуация, когда сбережения больше инвестиций. При таком уровне ВНП население начинает сберегать больше, чем предприятия готовы инвестировать. Фактически население воздержится от дополнительного потребления.

В результате фирмы находят на рынке гораздо меньший спрос на дополнительную продукцию и вынуждены накапливать товарные запасы. Естественно, это не будет стимулировать рост производства и инвестиций. Производство начинает сокращаться, что вызывает снижение ВНП и приводит его к сдвигу влево.

Сокращается занятость населения, уменьшаются сбережения. И это будет происходить до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие в точке Е, тогда тенденция к сокращению ВНП прекратится.

Если сбережения населения уменьшатся, тогда сложится положение, когда сбережения меньше инвестиций. Здесь население сберегает меньше, но фирмы готовы инвестировать. Фактически речь идёт о том, что население, сокращая сбережения, предъявляет больший спрос. Это стимулирует фирмы к наращиванию объёмов производства, выпуску дополнительной продукции, что влияет на рост ВНП и рост занятости. Доходы населения начинают расти вместе с ростом ВНП. Больше становятся и сбережения. И такой рост будет идти до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие в точке Е.

Итак, только в точке Е будет достигаться такой размер ВНП, который не приводит к колебаниям в макроэкономической системе, т. е. здесь не будет ни резкого расширения, ни резкого сжатия системы, ни перепроизводства, ни нехватки товаров. Равновесное состояние сбережений и инвестиций в точке Е будет определять и оптимальный размер ВНП.

В чем же отличие классической модели равновесия инвестиций I и сбережений S от кейнсианской? Прежде всего, отметим, что в классической модели сколько-нибудь длительная безработица представляется невозможной. Гибкое реагирование цен восстанавливает нарушенное равновесие.

А в модели, предложенной Кейнсом, равенство I и S может осуществляться и не при полной занятости. На рис. 12.7 видно, что уровень ВНП в точке М оказывается ниже уровня, обеспечивающего полную занятость.

Далее, классическая модель предполагала существование гибкого ценового механизма, органически присущего рынку. Кейнс подверг этот постулат сомнению. Предприниматели, столкнувшиеся с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производство и увольняют рабочих. Отсюда следует безработица со всеми вытекающими социально-экономическими конфликтами.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.