![]() |
|
|
Выбор допусков и посадок при проектировании зубчатой передачиВыбор допусков и посадок при проектировании зубчатой передачиДопуски цилиндрических зубчатых колес Исходные данные: Число зубьев большого колеса Z1 = 139, Число зубьев малого колеса Z2 = 21, Окружная скорость V = 0,769 м/с, Модуль m = 2 мм. Геометрические параметры зубчатой передачи рассчитываем по формулам Делительный диаметр большого колеса: dd1 = m Z1 dd1 = 2139 = 278 мм. делительный диаметр малого колеса: dd2 = m Z2, dd2 = 221 = 42 мм Межосевое расстояние: aw = = = 160 мм Ширину зубчатого венца большого колеса ориентировочно определяем: B = 50 мм Диаметр посадочного отверстия зубчатого колеса ориентировочно принимаем равным: D = D = = 92,7 90 мм. Полученные значения В и D округляем до размеров, взятых из ГОСТ 6636-69 «Нормальные линейные размеры». Назначение степеней точности зубчатой передачи В зависимости от окружной скорости выбираем степень точности по норме плавности по таблице 3 [1]. Степень точности при V = 0,796 м/с - 9. Используем ГОСТ 1643-81, применяем принцип комбинирования, назначаем степень точности по кинематической норме точности 9, по степени полноты контакта 9. Выбор вида сопряжения по боковому зазору. Боковой зазор - это зазор между нерабочими профилями зубьев, который необходим для размещения смазки, компенсации погрешностей при изготовлении, при сборке и для компенсации изменения размеров от температурых деформаций. Величину бокового зазора, необходимую для размещения слоя смазки, ориентировочно определяем: Jn min расч. = 0,01 m, Jn min расч = 0,012 = 0,02 мм. По найденному значению Jn min расч. и межосевому расстоянию aw по ГОСТ 1643-81 выбираем вид сопряжения по норме бокового зазора исходя из условия: Jn min табл. >= Jn min расч, для которого Jn min табл = 40 мкм Jn min расч = 20 мкм 40 > 20 Вид сопряжения по боковому зазору Е. Т.о. точность зубчатой передачи 9E ГОСТ 1643-81 Назначение комплексов показателей для контроля зубчатого колеса. По кинематической норме точности берем Fir” - колебание измерительного межосевого расстояния. По норме плавности fir” - колебание измерительного межосевого расстоя-ния на одном зубе. По норме полноты контакта Fвr - погрешность направления зуба. По норме бокового зазора Еаs” отклонение измерительного межосевого расстояния (верхнее). Еаi” - нижнее отклонение. Таблица 1 - Показатели для контроля зубчатого колеса.
Т.к. наружная поверхность зубчатого венца не используется в качестве базовой поверхности, допуск на наружный диаметр назначается как для несопрягаемых размеров, т.е. по h14, а радиальное биение этой поверхности определяем по формуле: Fda = 0.1* m = 0,2 Допуск на торцевое биение определяем по формуле: Fm = 0,5* Fв * dd1/В = 0,5*50*278/30 = 231,7 мкм. Чертеж зубчатого колеса выполняется по ГОСТ 2403-75 Расчет посадок Расчет посадок с натягом. Дано: Материал вала Сталь45 ут = 360 МПа Материал колеса Сталь40Х ут = 800 МПа Диаметр посадочного отверстия на вал D = 90 мм Длина соединения L = b + 10 = 60 мм Крутящий момент Т = 245,338 Н*м, Шероховатость вала и отверстия зубчатого колеса Для отверстия Rа = 2,5 мкм, Rz = 10мкм, Для вала Rа = 1,25 мкм, Rz = 6 мкм 2.2 Определяем коэффициенты С1 и С2: Диаметр отверстия полого вала d1=0, f = 0,08 Внутренний диаметр d2 = (z - 2,4)*m = (139 - 2,4)*2 = 273,2 мм D/d2 = 90/273,2 = 0,33 По таблице С1 = 1, С2 = 1,2 Для стали м1 = м2 = 0,3 Модуль упругости для стали Е = Па. Рассчитываем Nmin= = 4мкм Определяем наибольшее допускаемое давление на поверхности контакта охватываемой детали: Вал: Рдоп1 <= 0,58* ут*(1-) = 0,58*360 = 209 МПа Колесо: Рдоп2 <= 0,58* ут*(1-) = 0,58*800*(1 - 0,67) = 311 МПа Рассчитываем максимальный расчетный натяг по наименьшему Рдоп: Nmax = Рдоп * D* 209*0,09*=200 мкм Определяем поправку, учитывающую смятие неровностей контактных поверхностей: U = 2*(K1*Rz1+K2*Rz2) Соединение осуществляется без смазки, т.о., для стали К1= К2 = 0,2 U = 2*(0,2*6 + 0,7*10) = 16,4 По графику определяем Uуд - поправку, учитывающую неровность контактного давления по длине сопрягаемой поверхности охватывающей детали, Uуд = 0,85 Определяем минимальный функциональный натяг: Nmin ф = Nmin + U = 4 + 16,4 = 20,4 ? 20 мкм Определяем максимальный функциональный натяг: Nmax ф = (Nmax + U) * Uуд = (200 + 16,4)*0,85 = 183,94 ? 184 мкм Определяем эксплуатационный допуск натяга: TNэ = Nmax ф - Nmin ф - (TD +Td) По 7 квалитету TD = 35 мкм TNэ = 184 - 20 - 70 = 94 мкм Определяем гарантированный запас на сборку: ТNг.зс = Кс* TNэ = 0,1 *0,094 = 9,4 мкм Определяем гарантированный запас на эксплуатацию: ТNг.зэ = Кэ* TNэ = 0,8*0,094 = 75,2 мкм Выбираем посадку из рекомендованных ГОСТом 25347-89 по условию: Nmin т >= Nmin ф Nmax т <= Nmax ф Nг.зс <= Nmax ф - Nmax т Nг.зэ => Nmin т - Nmin ф Выбираем посадку , т.к. Nmin т = 89 >= Nmin ф = 20 Nmax т = 159 <= Nmax ф = 184 Nг.зс = 9,4 <= Nmax ф - Nmax т = 25 Nг.зэ = 75.2 => Nmin т - Nmin ф = 69 Соединение вал-колесо выполняется по посадке 90 Расчет калибров Расчет исполнительных размеров калибров-пробок Для выбранного отверстия по номинальному размеру и квалитету точности выписываем из ГОСТ 24853-81 значения: 7 квалитет z = 5 мкм y = 4 мкм H = 6 мкм = 0 Предельные размеры отверстия: Dmax = D + ES = 90 + 0,035 = 90,035 мм Dmin = D + EI = 90 + 0 = 90 мм Рассчитываем наибольший предельный размер непроходной пробки: Dне max = Dmax - + H/2 = 90,035 +,.006/2 = 90,038 мм Рассчитываем наименьший предельный размер непроходной пробки: Dне min = Dmax - - H/2 = 90 - 0,006/2 = 90,032 мм Записываем исполнительный размер непроходной пробки: Dне исп. = мм Рассчитываем набольший предельный размер проходной пробки: Dпр max = Dmin + z + H/2 = 90+ 0,005 + 0,006/2 = 90,008 мм Рассчитываем наименьший предельный размер проходной пробки: Dпр min = Dmin + z - H/2 = 90 +0,005 - 0,006/2 = 90,002 мм Записываем исполнительный размер проходной пробки: Dпр исп. = мм Размер предельно изношенной проходной пробки: Dпр изн. = Dmin - у + = 90 - 0,004 = 89,996 мм Расчет исполнительных размеров калибров-скоб. Предельные размеры вала: dmax = d + es = 90+0,159 = 90,159 мм dmin = d + ei = 90+0,124 = 90,124 мм Для выбранного вала по номинальному размеру и квалитету точности выписываем из ГОСТ 24853-81 значения: 6 квалитет z1= 5 мкм y1 = 4 мкм H1 = 6 мкм Hp = 2,5 мкм Рассчитываем наименьший предельный размер проходной скобы: dпр min = dmах - z1 - H1/2 = 90,159 - 0,005 - 0,006/2 = 90,151 мм Рассчитываем наибольший предельный размер проходной скобы: dпр mах = dmax - z1 + H1/2 = 90,159 - 0,005 + 0,006/2 = 90,157 мм Записываем исполнительный размер проходной скобы: dпр исп. = мм Размер предельно изношенной проходной скобы: dпр изн. = dmax + у1 - 1 = 90,159 + 0,004 = 90,163 мм Рассчитываем наименьший предельный размер непроходной скобы: dне min = dmin + 1 - H1/2 = 90,124 - 0,006/2 = 90,121 мм Рассчитываем наибольший предельный размер непроходной скобы: dне mах = dmin + 1 + H1/2 = 90,124 + 0,006/2 = 90,127 мм Записываем исполнительный размер проходной скобы: dне исп. = мм Расчет и выбор посадок для подшипников качения Дано: В = 29мм r = 2 мм d = 55 мм D = 120 мм R = 8000 H Подшипник шариковый радиальный, серия №311 (средняя) Класс точности 6. Допустимое напряжение для материала кольца при растяжении [у] = 400 МПа Узел работает без толчков и вибраций. В связи с тем, что вал вращается, внутреннее кольцо подшипника имеет циркуляционное нагружение. В этом случае посадку выбираем по расчетному натягу. Расчет производим по алгоритму табл. 3.2 [1]. Результаты расчета: Определяем минимальный расчетный натяг Для средней серии N=2,3 Nmin = = = 9,1 мкм Определяем допустимый натяг: Nдоп = = 222 мкм Выбираем посадку из рекомендованных ГОСТ 13325-85, удовлетворяющую условиям: Nmin <= Nmin т. Nдоп > Nmax т. Выбираем посадку , т.к. 9,18 <= 20 222 > 51 Эта посадка обеспечивает прочность кольца при сборке, т.к. Nmax т = 51 < Nmax р = 222 По ГОСТ520-71 при d = 55 мм l6() По таблице 2.10 [1] выбираем поле допуска для корпуса: Н7. Шероховатость: Валов Ra = 0,63 Отверстий корпусов Ra = 1.25 Опорных торцов заплечиков валов корпусов Ra = 1,25 Допуски формы посадочных поверхностей: вала отверстия Допуск круглости 6,0 мкм 10,0 мкм Допуск профиля 6,0 мкм 10,0 мкм продольного сечения Расчет размерной цепи Расчет размерной цепи будем производить методом полной взаимозаменя-емости. Записываем параметры замыкающего звена: номинальное значение А = - предельные отклонения ESA = + 0,8; EIA = + 0,1, - допуск TA = ESA - EIA = 0,8-0,1 = 0,7 мм, - координату середины поля допуска Ес А = (ESA + EIA) / 2 Ес А == 0,45 мм. Выявляем размерную цепь, увеличивающие и уменьшающие звенья. Составляем ее схему. А4 А3 А2 А1 А А6 А5 Увеличивающее звено А5; уменьшающие звенья А1, А2, А3, А4, А6. Конструктивно определяем номинальные значения составляющих звеньев А1 = 14 мм, А4 = 10 мм, А2 = 67 мм, А5 = 115 мм,А3 = 14 мм, А6 = 10 мм, А =0 Проверяем правильность определения номинальных значений составляющих звеньев А = i Аi, 0 = 115 - 14 - 67 - 14 - 10 - 10 = 0 Определяем среднее значение допусков составляющих звеньев ТАср. =; ТАср. = = 0,117 мм, По номинальным размерам составляющих звеньев, используя ГОСТ 25347-82 корректируем полученное среднее значение допусков, кроме звена А5: ТА1 = 0,12 ТА3 = 0,12 ТА6 = 0,07 ТА2 = 0,12 ТА4 = 0,07 Определяем допуск звена А5: ТА5 = ТАД - ТА1 - ТА2 - ТА3 - ТА4 - ТА6, ТА5 = 0,7 - 0,12 - 0,12 - 0,12 - 0,07 - 0,07 = 0,2 мм, Проверяем правильность корректировки допусков. ТАД = ТАi, 0,7= 0,12 + 0,12 + 0,12 + 0,07 + 0,07 + 0,2 = 0,7 Задаем расположение допусков составляющих звеньев и записываем их предельные отклонения, кроме звена А5. ESA1 = 0; EIA1 = -0,12; ESA2 = 0; EIA2 = -0.12; ESA3 = 0; EIA3 = -0,12; ESA4 = 0,035; EIA4 = -0,035; ESA6 = 0,035; EIA6 = -0,035; 5.10 Определяем координаты середин полей допусков составляющих звеньев, кроме звена А5: Есi =, Ес1 == - 0,06, Ес2 == - 0,06, Ес3 == - 0,06, Ес4 == 0, Ес6 == 0, Определяем координату середины поля допуска оставшегося неизвестным звена А5. ЕсАД = Ес5 - Ес6 - Ес4 - Ес3 - Ес2 - Ес1, Ес5 = ЕсАД + Ес1 + Ес2 + Ес3 + Ес4 + Ес6,Ес5 = 0,45 + (-0,06) + (-0,06) - 0,06 + 0 + 0 = 0,27 Определяем предельные отклонения звена А5: ESAi = Eci + TAi /2; ESA5 = 0,27 + = 0,37, EIAi = Eci - TAi /2; EIA5 = 0,27 - = 0,17. Записываем результаты расчетов: А1 = 14-0,12, А3 = 14-0.12, А6 = , А2 = 67-0.12, А4 =, А5 =, Проверка правильности расчетов ESAД = Ес5 - Ес4 - Ес3 - Ес2 -Ес1 - Ес6 + EIAД = Ес5 - Ес4 - Ес3 - Ес2 -Ес1 - Ес6 0,8= 0,27 - 0 + 0,06 + 0,06 + 0,06 - 0 + = 0,8, 0,1= 0,27 - 0 + 0,06 + 0,06 +0,06 - 0 - = 0,1, Расчет выполнен верно. Литература1.Нормирование точности и технические измерения. Методические указания к курсовой работе для студентов всех специальностей заочного факультета. Могилев:УО МГТУ, 2003 -20 с. 2.Методические указания к курсовой работе по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения.” Часть 1. Могилев. Мин.нар. обр. БССР, ММИ,1989 г. 3. Лукашенко В.А., Шадуро Р.Н. Расчет точности механизмов. Учебное пособие по курсу “Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения” для студентов машиностроительных специальностей. - Могилев: ММИ, 1992 4.Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч./ В.Д.Мягков, М.А.Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинский. - 6-е изд., перераб. и доп. - Л.: Машиностроение Ленингр. отд-ние, 1983. Ч.2. - 448 с. 5.Зябрева Н.Н., Перельман Е.И., Шегал М.Я. Пособие к решению задач по курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения».-М.;Высшая школа,1977.-204 с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |