реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Волновые передачи

Волновые передачи

2

  • СОДЕРЖАНИЕ
      • Конструкция и основные механические характеристики волновых передач 2
      • Расчет волновых зубчатых передач 6
      • Использованная литература: 11

Конструкция и основные механические характеристики волновых передач

Волновые передачи кинематически представляют собой планетарные передачи с одним из колес в виде гибкого венца. Гиб-кий венец 1 (рис. 1) деформируется генератором волн 3 и входит в зацепление с центральным колесом 2 в двух зонах.

2

Принцип волновых передач заключается в многопарности зацепления зубьев, которая определяет все положительные каче-ства этих передач по сравнению с другими.

Волновые передачи в сравнении с обычными зубчатыми имеют меньшую массу и меньшие габариты, обеспечивают более высокую кинематическую точность, имеют меньший мертвый ход, обладают высокой демпфирующей способностью (в 4--5 раз большей, чем у обычных), работают с мень-шим шумом.

При необходимости волновые передачи позволяют передавать движение в гермети-зированное пространство без применения сальников.

Волновые передачи позволяют осущест-влять большие передаточные отношения в одной ступени; при зубчатых колесах из стали Umin = 60 (ограничивается проч-ностью при изгибе гибкого колеса) и Umax = 300 (ограничивается минимально допустимой величиной модуля, равной 0,2...0,15 мм). При этом КПД равен 80...90 %, как и в планетарных передачах с тем же передаточным отношением.

К недостаткам волновых передач можно отнести ограниченные частоты вращения ведущего вала генератора волн при боль-ших диаметрах колес (во избежание боль-ших окружных скоростей генератора), мелкие модули зубчатых колес (0,15... 2 мм). При серийном изготовлении в специализированном производстве вол-новые передачи дешевле планетарных. Крутильная жесткость волновых передач несколько меньше простых зубчатых, но обычно является достаточной.

На рис. 1 гибкий венец 1 нарезан на деформируемом конце тонкой цилиндрической оболочки 5, другой конец которой через тонкое дно соединяется с выходным валом 4.

Генератор волн 3 состоит из овального кулачка соответствующего профиля и спе-циального шарикоподшипника 6 с гибкими кольцами. Иногда выполняют генератор волн в виде двух дисков (роликов), распо-ложенных на валу или в виде четырех ро-ликов. Сборку зацепления можно осуще-ствить только после деформации гибкого колеса.

На концах большой оси вала зубья зацепляются по всей высоте, на малой оси зубья не зацепляются. Между этими участ-ками зубья гибкого колеса погружены во впадины жесткого колеса на разную глу-бину. Зацепление напоминает шлицевое соединение.

При вращении генератора волн гибкий зубчатый венец обкатывается по неподвижному колесу, вращая оболочку и вал. Радиальные перемещения w гибкого ко-леса по окружности имеют два максимума и два минимума, т. е. две волны. Поэтому передачу называют двухволновой. Возможны трехволновые передачи, но их при-меняют редко, так как в трехволновой передаче выше напряжения изгиба в гиб-ком колесе.

Если оболочка неподвижно соединена с корпусом, то вращение от генератора передается жесткому колесу с внутренними зубьями. В схеме (рис. 2) для передачи движения в герметизированное простран-ство гибкое колесо имеет зубчатый венец, расположенный в середине удлиненного цилиндрического стакана, левый фланец которого герметично соединен с корпусом. Вращение передается от генератора волн к жесткому колесу г2, выполненному в ви-де стакана, охватывающего часть гибкого колеса.

2

Передачи (см. рис. 1) могут рабо-тать в качестве редуктора (КПД 80... 90 %) и мультипликатора (КПД 60... 70 %). В первом случае ведущим звеном является генератор волн, во втором -- вал гибкого или жесткого колеса.

Передаточное отношение волновых пе-редач определяется так же, как и для пла-нетарных, по уравнению Виллиса.

При неподвижном жестком колесе 2 (см. рис. 1)

знак минус указывает на разные направ-ления вращения ведущего и ведомого звеньев.

При неподвижном гибком колесе (см. рис. 2)

где n0, n1 (n2) -- частоты вращения веду-щего и ведомых звеньев; z1, z2 -- числа зубьев колес гибкого и жесткого соот-ветственно.

Разность зубьев колес должна быть равна или кратна числу волн, т. е. где -- число волн, обычно равное 2; -- коэффициент кратности, обычно рав-ный единице; при u < 45 = 3; при u < 45 = 3.

Необходимое максимальное радиальное перемещение при отсутствии боковых зазоров должно равняться полуразности диаметров начальных окружностей:

Для эвольвентного зацепления диамет-ры начальных окружностей можно выра-зить через диаметры делительных окруж-ностей:

Тогда

где т -- модуль зацепления; а и аw -- углы профиля исходного контура и зацепления.

Следовательно, величина максимально-го упругого перемещения равна межосевому расстоянию обычной передачи внутреннего зацепления.

Если зубчатые венцы нарезаны без сме-щения производящего исходного контура (х1 = х2 = 0) или с одинаковыми смеще-ниями (для внутреннего зацепления x1 = х2), то а = аw и

Для двухволновой передачи

Минимально допустимое радиальное упругое перемещение . При ? = 20° относительное радиальное пере-мещение , при ? = 30° .

Чем меньше передатoчное отношение в одной ступени, тем больше потребная величина :

Применяют также волновую передачу с двумя зубчатыми венцами на гибкой обо-лочке (как кинематическую. В этом случае пе-редаточные отношения u = 3600...90 000, КПД 2...5%.

В качестве наглядной иллюстрации рассмотрим одну конкретную модель волнового редуктора, использующегося в практических целях.

Конструкция волнового зубчатого редуктора, разработанная фирмой USМ (США), показана на рис. 3. Генератор волн, включающий кулачок 7 овальной формы и шарикоподшипник 6 с гибкими кольцами, посажен на быстроходный вал 1 на привулканизированной резиновой прокладке 8. Генератор волн деформирует зубчатый венец 4 гибкого колеса, выпол-ненного в виде цилиндрической оболочки и соединенного сваркой с тихоходным ва-лом 9. Жесткое колесо 5 выполнено заодно с корпусом. Крышка 3 выполнена с радиальными ребрами, которые охлаждаются потоком воздуха от вентилятора 2.

2

Для нормальной работы передачи требуется высокая степень соосности генератора волн, гибкого и жесткого колес. Рези-новая прокладка 8 до некоторой степени компенсирует несоосность.

В США, Японии налажено серийное про-изводство волновых редукторов общего назначения.

Разработан стандартный ряд редукторов в СССР. Стандартный ряд содержит 11 типоразмеров (диаметры делительных окружностей гибкого элемента находятся в диапазоне 50,8--508 мм). В каждом ти-поразмере редукторы имеют четыре или в среднем диапазоне (80--320 мм) семь пе-редаточных отношений, получаемых за счет изменения модуля и числа зубьев.

Максимальная частота вращения ге-нератора волн с шарикоподшипником 3500 мин-1 для диаметров гибких колес 50,8...203 мм и 1750 мин-1 для диаметров 254...407 мм. Частота вращения ограничи-вается температурой нагрева и работоспо-собностью подшипника генератора волн.

Диапазон передаваемых вращающих моментов 30...30 000 Н-м, мощностей 0,095..,48 кВт.

В нашей стране разработаны и испытаны редукторы с передаваемым моментом 150 000 Н-м.

Расчет волновых зубчатых передач

Расчет волновых зубчатых передач отличается от расчета обычных зубчатых передач тем, что учитывает изменения первоначальной формы зубчатых венцов и генератора волн от упругих деформаций.

Экспериментальные исследования показывают, что волновые передачи становятся неработоспособными по следующим причинам.

1. Разрушение подшипников генератора волн от нагрузки в зацеплении или из-за значительного повышения температуры.

Повышение температуры может вызвать недопустимое уменьшение зазора между генератором и гибким зубчатым венцом. Номинальный зазор на диаметр примерно равен 0,00015 диаметра оболочки. Возрас-тание нагрузки и температуры в некото-рых случаях связано с интерференцией вершин зубьев на входе в зацепление, появляющейся при больших изменениях первоначальной формы генератора волн, гибкого и жесткого зубчатых венцов.

2. Проскок генератора волн при боль-ших крутящих моментах (по аналогии с предохранительной муфтой). Проскок связан с изменением формы генератора волн, гибкого и жесткого зубчатых венцов под нагрузкой вследствие их недостаточ-ной радиальной жесткости или при боль-ших отклонениях радиальных размеров ге-нератора. Проскок наступает тогда, когда зубья на входе в зацепление упираются один в другой поверхностями вершин. При этом генератор волн сжимается, а жесткое колесо распирается в радиальном направ-лении, что приводит к проскоку.

Для предотвращения проскока радиаль-ное упругое перемещение гибкого колеса предусматривают больше номинального, а зацепление собирают с натягом или уве-личивают размеры передачи.

3. Поломка гибкого колеса от трещин усталости, появляющихся вдоль впадин зубчатого венца при напряжениях, превы-шающих предел выносливости. С увеличе-нием толщины гибкого колеса напряжения в нем от полезного передаваемого момен-та уменьшаются, а от деформирования генератором волн увеличиваются. Поэтому есть оптимальная толщина.

Долговечность гибкого элемента легко обеспечивается при передаточном отноше-нии в ступени и > 120 и чрезвычайно трудно при u < 80, так как потребная вели-чина радиального упругого перемещения увеличивается с уменьшением передаточ-ного отношения.

4. Износ зубьев, наблюдаемый на кон-цах, обращенных к заделке гибкого колеса. Износ в первую очередь зависит от напря-жений смятия на боковых поверхностях от полезной нагрузки.

Часто возникает износ при сравнительно небольших нагрузках, связанный с интер-ференцией вершин зубьев от упругих де-формаций звеньев под нагрузкой. Во из-бежание этого геометрические параметры зацепления следует выбирать так, чтобы в ненагруженнои передаче в одновремен-ном зацеплении находилось 15...20 % зубьев. Между остальными зубьями в номинальной зоне зацепления должен быть боковой зазор.

При увеличении крутящего момента зазор выбирается и число одновременно зацепляющихся зубьев увеличивается из-за перекашивания зубьев гибкого ко-леса во впадинах жесткого колеса от закрутки оболочки и вследствие других деформаций колес.

5. Пластическое течение материала на боковых поверхностях зубьев при боль-ших перегрузках.

Анализ причин выхода из строя волновых передач показывает, что при передаточных отношениях и > 100... 120 несущая способность обычно ограничивается стой-костью подшипника генератора волн; при u < 100 -- прочностью гибкого элемента, причем уровень напряжений определяется в первую очередь величиной радиального упругого перемещения и в меньшей степени вращающим моментом.

Максимально допустимый вращающий момент связан с податливостью звеньев.

Удобно за критерий работоспособности условно принять допустимые напряжения смятия [?]см на боковых поверхностях зубьев по аналогии со шлицевыми соеди-нениями:

Отсюда

где Т -- вращающий момент на тихоход-ном валу передачи, Н-м; d -- диаметр делительной окружности гибкого зубчатого венца, мм; - коэффициент ши-рины зубчатого венца (берется 0,2...0,18 для силовых, 0,15...0,1 для малонагруженных и кинематических передач); К -- коэф-фициент, зависящий от режима работы, равный 1 при спокойной нагрузке (Ттаx /T < 1,2); 1,25 -- при умеренной динамиче-ской нагрузке (Ттах /Т < 1,6); 1,75 --при резко динамической нагрузке (Ттах /Т < 2,5).

При работе с продолжительными оста-новками коэффициенты уменьшают, а при непрерывной круглосуточной работе уве-личивают в 1,2 раза.

Величину [?]см берут по данным экспе-риментов такой, при которой также обеспе-чивается работоспособность передачи по другим критериям:

где -- коэффициенты, завися-щие соответственно от передаточного чис-ла в рассчитываемой ступени и; от частоты вращения п генератора волн, мин-1; от размеров передачи d. Соответственно

= 1,25 при d < 130 мм, =1 при d > 130 мм.

В средних условиях [?]см для сталь-ных колес 10...20, для пластмассовых 3...15 МПа; при малых скоростях генера-тора увеличиваются в 5... 10 раз.

Размеры передачи, полученные по пред-ложенным зависимостям, согласуются с данными каталогов иностранных фирм. Параметры зацепления выбирают с учетом податливости звеньев.

Для упрощения расчетов применяют упрощенные зависимости, проверенные экспериментами. Они справедливы только для эвольвентных зубчатых колес, наре-занных стандартным инструментом с ис-ходным контуром, имеющим ? = 20°, ко-эффициент высоты ha* = 1, коэффициент радиального зазора С* = 0,25 (или С* = 0,35 для модуля до 1 мм); для переда-точного числа в одной ступени u = 60...320, а также для указанных ниже соотношений размеров и формы деформации генератора волн.

Модуль зацепления вычисляется по за-висимости m = d/z и округляется до стан-дартного.

Необходимый боковой зазор между зубьями в начале зоны зацепления ненагруженной передачи и величина относи-тельного радиального упругого переме-щения:

где Tmах -- максимально допустимый мо-мент перегрузки (обычно Ттах ? 2Т); G -- модуль упругости при кручении, МПа; h2 -- толщина оболочки колеса, мм (рис. 4); m -- модуль, мм; -- радиальное упругое перемещение в долях модуля .

2

Смещение исходного контура для гибкого x1 и жесткого х2 колес и глубина захода в долях модуля :

Размеры зубчатых колес определяют по зависимостям, аналогичным зависимостям для обычного зацепления.

Диаметры окружностей впадин и вер-шин зубьев гибкого колеса (нарезаемого стандартной фрезой);

Диаметр вершин жесткого колеса

Диаметр впадин жесткого колеса зави-сит от параметров долбяка и опреде-ляется по известным зависимостям:

где

Индекс 0 относится к инструменту (долбяку). Смещение исходного контура долбяка средней изношенности можно брать х0 = 0, диаметр окружности вершин долбяка

Толщину зуба при нарезании контро-лируют по роликам или через длину общей нормали. Степень точности зубчатых колес обычно 7-я.

Рекомендуемая геометрическая форма зацепления исключает интерференцию (при нарезании гибкого колеса в недеформированном состоянии червячной фрезой, а жесткого -- стандартным долбяком с числом зубьев долбяка zо ? 0,5 z2).

Кулачковый генератор волн имеет кула-чок, выполненный по форме кольца, рас-тянутого четырьмя силами с углом между силами 2? = 60°. Радиус-вектор кулачка (рис. 5, слева) в каждой четверти

где -- внутренний диаметр подшипника генератора; -- радиальные перемещения гибкого кольца подшипника, которые под-считывают в интервале ;

2

в интервале

где .

Здесь -- потребное максимальное упру-гое перемещение с учетом упругих податливостей генератора волн и жесткого коле-са, а также отклонений размеров от номи-нальных при изготовлении;

Дисковый генератор волн (см. рис. 5, справа) имеет два больших ролика диа-метром Dр, расположенных на эксцентри-ковом валике с эксцентриситетом е:

где е = 3,4; --внутренний диаметр цилиндра или подкладного кольца.

Подшипники генератора волн рассчитывают по реакции FR на динамическую грузоподъемность. Радиальная реакция на один подшипник , осевая , коэффициент вращения V =1,2, коэффициент безопасности Кб =1,1 --для кулачковых генераторов (с гибким под-шипником), Кб = 1,3 -- для дисковых гене-раторов с обычными подшипниками.

Гибкое колесо выполняют с дном (рис. 4, сверху) или сo шлицевым соединени-ем (рис. 4, снизу), причем зубчатые венцы одинаковые (с эвольвентными зубьями), но В1 = 0,5 В. Толщина зубчатого венца до впадин зубьев

Остальные величины: С = 0,2В; h2 = (0,5...0,8) h1, h1` = h1 ; L = 0,8d; h4 = (1...1,2) h2, h3 = 2h1, h5 ? 0,16d.

Гибкое колесо проверяют на прочность по известным зависимостям для запаса прочности. Зависимость для определения общего запа-са прочности гибкого колеса:

где u -- передаточное отношение волновой передачи в одной ступени; d = mz1 --диа-метр делительной окружности, мм; m -- модуль, мм; L -- длина, мм (см. рис. 4); -- радиальная деформа-ция; E = 2·105 МПа -- для стали; h1 -- толщина зубчатого венца, равная 0,5(df1 -- dц), мм; K? -- эффективный коэф-фициент концентрации напряжений у осно-вания зуба; Т--вращающий момент, Н·м; Кd -- коэффициент увеличения нап-ряжений от сил в зацеплении; ?-1 -- пере-дел выносливости материала стандартных круглых образцов при знакопеременном цикле напряжений, МПа.

Эффективный коэффициент концентра-ции напряжений

Минимальный радиус переходной по-верхности, мм,

где С* = 0,25, ?* = 0,4 при m > 1; С* = 0,35, ?* = 0,4 при m = 1...0,5; С* = 0,5, ?* = 0,33 при m ? 0,5.

Коэффициент увеличения напряжений от сил в зацеплении

Колеса выполняют из стали ЗОХГСА, 50Х, 38ХНВА, 40X13 с твердостью 28...32НRC.

Жесткое колесо выполняют с толщиной обода h0 > (6...8) h1. Меньший коэффициент принимают при посадке жесткого колеса в корпус по посадке с натягом.

Использованная литература:

1. «Детали машин», Д. Н, Решетов, изд. «Машиностроение», Москва, 1989 г.


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.