![]() |
|
|
Взаимозаменяемость, допуски и посадкиВзаимозаменяемость, допуски и посадки29 Курсовая работа по дисциплине: «Взаимозаменяемость» на тему Взаимозаменяемость, допуски и посадки Содержание Введение 1. Задание 1 - Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений 2. Задание 2 - Расчет количества групп деталей для селективной сборки соединения требуемой точности 3. Задание 3 - Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения 4. Задание 4 - Выбор допусков и посадок шпоночных соединений 5. Задание 5 - Допуски и посадки шлицевых соединений 6. Задание 6 - Расчет допусков размеров, входящих в заданную размерную цепь Список использованных источников Приложения Введение Цель курсовой работы - приобретение практических навыков пользования стандартами, а также выбора допусков и посадок в конкретных условиях. Курсовая работа состоит из следующих основных разделов: 1. Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений; 2. Расчет количества групп деталей для селективной сборки соединения требуемой точности; 3. Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения; 4. Выбор допусков и посадок шпоночных соединений; 5. Допуски и посадки шлицевых соединений; 6. Расчет допусков размеров, входящих в заданную размерную цепь. Задание 1. Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений Исходные данные 1. Номинальный размер - 120 мм 2. Значения расчетных зазоров или натягов мкм; мкм 3. Система полей допусков - система вала cН Выполнение работы 1. Определить среднее значение числа единиц допуска. , (1.1) =346-236=110 мкм 2. Предварительно по таблице А2 приложения А установили квалитет 8, по которому изготавливаются детали соединения. 3. Определить значения предельных технологических натягов. Шероховатость деталей соединения по формуле , (1.2) (1.3) 4. Выбрать поля допусков деталей соединения по таблицам П4-П10/4. , квалитет 8, , квалитет 8. Выбираем основные отклонения отверстия по таблице П8/1 и формулам (1.4), (1.5) (1.4) еi=310 мкм es=ei+Td (1.5) es=310+54=364мкм Записываем выбранную посадку Проверяем соблюдения условия выбора (1.6) Условие соблюдается - посадка выбрана верно. 5. Уточняем шероховатость поверхности вала и отверстия по формуле (1.2): мкм, мкм. Выбираем стандартные значения и по таблице (приложение Б): мкм, мкм. По таблице (приложение Б) назначаем завершающий технологический процесс, обеспечивающий требуемую точность и шероховатость: - для отверстия - растачивание на токарных станках тонкое (алмазное) - для вала - наружное точение тонкое (алмазное) 6. Выбираем средства измерения. Для отверстия: .00, IT = 54 мкм - Нутромер индикаторный с точностью отсчета 0,01 мм, на нормируемом участке шкалы в 0,1 мм, . Для вала , IT =54 мкм - Микрокатр типа ИГП с ценой деления 0,005 (±0,15 мм), . 7. Строим схему полей допусков соединения Рисунок 1.1 - Схема допусков соединения 8. Чертим эскизы соединения и его деталей а) б) в) Рисунок 1.2 - Эскизы соединения и его деталей: а - вал, б - отверстие, в- полное соединение Задание 2. Расчет количества групп деталей для селективной сборки соединения требуемой точности Исходные данные 1. Соединение технологическое, заданное номинальным размером и полями допусков деталей по возможностям изготовления - . 2. Точность соединения (эксплуатационного), заданная групповым допуском посадки (зазора), требуемое по условиям функционирования соединения - мкм. Выполнение работы 1. Определить значения допусков, предельных отклонений и предельных размеров вала и отверстия. По таблице П4/4 определяем верхнее и нижнее предельное отклонения для отверстия. ES = +87 мкм; EI=0 мкм. По таблице П8/4 определяем верхнее и нижнее предельное отклонения для вала. es = -36 мкм; ei=-123 мкм. Наибольший предельный размер для отверстия: (2.1) Наименьший предельный размер для отверстия: (2.2) Наибольший предельный размер для вала: (2.3) Наименьший предельный размер для вала: (2.4) Допуски для отверстия: TD=ES - EI =100 - 0 = 100 мкм (2.5) Допуски для вала: Td=es - ei = (-36) - (-123) = 87 мкм (2.6) 2. Определить значения предельных зазоров в заданном соединении (технологическом). =ES - ei =87 - (-123) = 210 мкм (2.7) =EI - es =0 - (-36) = 36 мкм(2.8) 3. Определить число групп вала и отверстия для обеспечения заданной точности соединения. , (2.9) где - допуск посадки по возможностям изготовления; - групповой допуск посадки по требованиям эксплуатации. ; . Находим количество групп вала и отверстия , (2.10) Принимаем . Групповые допуски деталей для селективной сборки ; , т.е. допуски всех размерных групп вала или отверстия будут равны между собой. (2.11) 4. Выполнить схему полей допусков заданного соединения 100H9/F9, детали которого следует рассматривать на семь размерных групп (рисунок 2.1). Рисунок 2.1 - Схема полей допусков соединения 100H9/f9, детали которого рассортированы на семь размерные группы 5. Составить карту сортировщика, указав в ней предельные размеры валов и отверстий в каждой размерной группе (таблица 2.1). Таблица 2.1 - Карта сортировщика для сортировки на семиразмерные группы деталей соединения
Задание 3. Расчет и выбор полей допусков для деталей, сопрягаемых с подшипниками качения Исходные данные 1. Номер подшипника качения - 317 2. Значение радиальной нагрузки на опоре подшипника - 18 кН. 3. Чертеж узла, в котором используют подшипник качения - рисунок 15 (приложение Г). Выполнение работы 1. Выбираем конструктивные размеры заданного подшипника качения серии 317. По ГОСТ 8338-75 определяем D=180 мм; d=85 мм; Bк=41 мм; r=4 мм. 2. Обосновать характер нагрузки подшипника. Выбираем характер нагрузки подшипника - перегрузка до 150%, умеренные толчки вибрации. 3. Установить вид нагружения каждого кольца подшипника. Для внутреннего кольца устанавливают циркуляционное нагружение, а для наружного кольца - местное. 4. Рассчитать и выбрать посадки подшипника на вал и в корпус. При циркуляционном нагружении колец подшипников посадки на валы и в корпусы выбирают по значению интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности. Интенсивность радиальной нагрузки определяют по формуле (3.1) (3.1) где R- радиальная нагрузка, кН; В-ширина подшипника, м; kn- динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки, kn=1-1,8; F- коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга при полом вале и тонкостенном корпусе, при сплошном вале F=1; FA- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения радиальной нагрузки между рядами роликов и шариков, для радиальных и радиальноупорных подшипников с одним наружным или внутренним кольцом FA=1. кН/м При кН/м и d = 85 мм поле допуска вала js6. Условное обозначение соединения «внутренние кольца подшипника - вал» - для циркулярного нагруженного кольца (таблица П.19/4). При местном виде нагружения поле допуска корпуса для D=180 мм - H7. Условное обозначение соединения «корпус - наружное кольцо подшипника - (таблица П20/4) 5. Для соединений «корпус-подшипник» и «подшипник-вал» построить схемы полей допусков (рисунок 3.1). Верхнее предельное отклонения для внутреннего кольца ES = 0 мм Нижнее предельное отклонения для внутреннего кольца EI = -0,02 мм Верхнее предельное отклонения для вала es = 0,011 мм Нижнее предельное отклонения для вала ei = 0,011 мм (таблица П5/4) Верхнее предельное отклонения для корпуса ES = 0,040 мм Нижнее предельное отклонения для корпуса EI=0 мм Верхнее предельное отклонения для наружного кольца es = 0 мм Нижнее предельное отклонения для наружного кольца ei = -0,025 мм (таблица П4/4) а) б) Рисунок 3.1 - Схемы полей допусков соединений: а- поле допуска для посадки , б - поле допуска для посадки Задание 4. Выбор допусков и посадок шпоночных соединений Исходные данные 1. Диаметр вала d=30 мм 2. Вид соединения - нормальное 3. Конструкция шпонки - сегментная Выполнение работы 1. Определить основные размеры шпоночного соединения. По ГОСТ 24071-80 для d=30 мм: b=8 мм; высота h=11 мм; =8,0 мм; =3,3 мм; D=28 мм. 2. Выбрать поля допусков деталей шпоночного соединения по ширине шпонки b=8 мм зависит от нормального вида соединения. При нормальном виде соединения на ширину шпонки выбираем поле допуска - h9; на ширину паза вала - N9; на ширину паза вала - Js9. 3. Назначить поля допуска на другие размеры деталей шпоночного соединения определены в ГОСТ 24071, по которым назначают следующие поля допусков: - высота шпонки - по h11; - длина шпонки - по h14; - длина паза вала - по H15; - глубина паза вала и втулки - H12; - диаметр сегментной шпонки.- h12. Поля допусков шпоночного соединения по номинальному размеру «вал-втулка» устанавливают при точном центрировании втулки на валу - . 4. Вычертить схему расположений полей допусков размеров шпоночного соединения (рисунок 4.1). Рисунок 4.1- Схема расположения полей допусков шпоночного соединения. 5. Заполнить таблицу 5.1 “Размерные характеристики деталей шпоночного соединения” Таблица 5.1 - Размерные характеристики деталей шпоночного соединения
Задание 5. Допуски и посадки шлицевых соединений Исходные данные 1. Условное обозначение прямоточного шлицевого соединения - . Выполнение работы 1. Установить способ центрирования заданного шлицевого соединения. Центрирование осуществлено по внутреннему диаметру. 2. Установить значения основных отклонений, допусков размеров и вычертить схемы полей допусков центрирующих и не центрирующих элементов шлицевого соединения. По ГОСТу 1139-80 при центрировании соединении по внутреннему диаметру d: число шлицёв z=10; посадка по центрирующему элементу ; посадка по нецентрирующему элементу; ширина зуба b=12,0; посадка по размеру Посадка по центрирующему элементу : Верхнее предельное отклонения для отверстия ES = +35 мкм Нижнее предельное отклонения для отверстия EI=0 мкм Верхнее предельное отклонения для вала es= -36 мкм Нижнее предельное отклонения для вала ei=-71 мкм (таблица П4 - П10/4) Посадка по нецентрирующему элементу Верхнее предельное отклонения для отверстия ES = +93 мкм Нижнее предельное отклонения для отверстия EI=+50 мкм Верхнее предельное отклонения для вала es= -16 мкм Нижнее предельное отклонения для вала ei=-59 мкм (таблица П4 - П10/4) Построим схему полей допусков и (рис. 5.1 и 5.2). Рисунок 5.1 - Схема допусков центрирующего элемента Рисунок 5.2 - Схема допусков центрирующего элемента 3. Определить неизвестные предельные отклонения и предельные размеры всех элементов деталей шлицевого соединения. Посадка по центрирующему элементу: Наибольший предельный размер для отверстия Наименьший предельный размер для отверстия Наибольший предельный размер для вала Наименьший предельный размер для вала Значение предельных зазоров (натягов) в заданном соединении Допуски для отверстия: TD=ES - EI =35 - 0 = 35 мкм = 0,035 мм Допуски для вала: Td=es - ei = -36 - (-71) = 35 мкм= 0,035 мм Посадка по центрирующему элементу : Наибольший предельный размер для отверстия Наименьший предельный размер для отверстия Наибольший предельный размер для вала Наименьший предельный размер для вала Значение предельных зазоров в заданном соединении Допуски для отверстия TD=ES - EI =0,093 - 0,050 = 0,043 мм Допуска для вала Td=es - ei = -0,016 - (-0,059) = 0,043 мм 4. Заполнить форму 5.1 “Размерные характеристики деталей шлицевого соединения” Форма 5.1 - Размерные характеристики деталей шлицевого соединения
5. Сборочный и детальный эскизы шлицевого соединения и его деталей, указав их условные обозначения
Рисунок 5.1 - Сборочный эскиз шлицевого соединения Рисунок 5.2 - Детальный эскиз шлицевого соединения Задание 6. Расчет допусков размеров, входящих в заданную размерную цепь Исходные данные 1. Чертеж узла с указанием замыкающего звена - рисунок (приложение Г). 2. Номинальный размер и предельные отклонения замыкающего звена мм Выполнение работы 1. Выполнить размерный анализ цепи с заданным замыкающим звеном. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |