![]() |
|
|
Концепция развития стандартизации в Республике БеларусьКонцепция развития стандартизации в Республике БеларусьКонцепция развития стандартизации в Республике Беларусь Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития. "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь" разработана в соответствии с решением Коллегии Госстандарта Республики Беларусь авторским коллективом в составе: Корешкова В.Н., Савича В.В., Николаевой И.В., Куруч С.С., Готовко Г.В., Кусакина Н.А., Гуревича В.Л., Лесковой А.Г. Одобрена решением научно-технической комиссии по стандартизации Госстандарта (протокол № 1 от 12.01.2001 года). ВВЕДЕНИЕ Работы по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности выпускаемой в республике продукции, созданию условий для доступа на мировой рынок требуют владения современными подходами к оценке рынка и требований потребителя, разработке, постановке и производству продукции, оценке качества и организации сервисного обслуживания. Опыт развитых стран свидетельствует об активном использовании для решения этой задачи возможностей стандартизации. Ее эффективность как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах научно-технических, производственных, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение на международном уровне, в расширяющихся масштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах. Мировой и отечественный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации, в том числе и в области управления качеством продукции и услуг, с использованием большого разнообразия форм и методов проведения этих работ, которые, как правило, зависят от конкретного состояния и развития экономики. Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 году с учетом опыта государственной стандартизации бывшего Союза ССР и проходило в условиях переходного периода к рыночным отношениям, повышения самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, ясно осознанной необходимости интеграции экономики республики в мировую экономическую систему при сохранении и развитии в рамках стран СНГ экономического сотрудничества и кооперации предприятий. Деятельность по стандартизации в Беларуси базируется на легитимной основе. Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ по стандартизации в Республике Беларусь составляют: · Законы Республики Беларусь "О стандартизации", "О защите прав потребителей"; · стандарты Государственной системы стандартизации Республики Беларусь; · межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года; · Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены на и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское Соглашение 1958 г.); · основополагающие государственные стандарты и другие документы, в том числе документы межгосударственной системы стандартизации. Принятая в Республике Беларусь система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Политика в области стандартизации определяются органами государственного управления, которые также осуществляют надзор за выполнением требований стандартов. Вместе с тем, в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как заинтересованными, так и в интересах заинтересованных сторон на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по стандартизации. Ее результатом является принятие стандартов, применение которых носит добровольный характер. При этом обязательность применения стандартов определяется законодательными актами. К их числу относятся такие документы как технические регламенты, содержащие технические нормы и принимаемые органами государственного управления. Следовательно, существующая в республике система стандартизации требует модернизации в связи с необходимостью перехода на методы и принципы стандартизации, принятые в международной практике. Это предусматривает решение задач государственного масштаба, на реализацию которых направлена Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь на период до 2005 г. Основные направления развития стандартизации в области строительства и архитектуры изложены в "Концепции государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве", одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 1993 года №426, которая должна быть переработана с учетом данной Концепции. Направления развития военной стандартизации определены в "Концепции стандартизации вооружения, военной и специальной техники в Республике Беларусь", одобренной Техническим комитетом по стандартизации "Вооружение, военная и специальная техника" и утвержденной Министерством обороны и Госстандартом (1998 г.). Настоящая Концепция должна быть положена в основу комплекса работ по стандартизации, проводимого министерствами, органами государственного управления, концернами, ассоциациями и объединениями в соответствующих отраслях (секторах экономики) и для конкретных групп однородной продукции. 1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ Развитие стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать международно-признанным правилам. Направлениями развития экономики Республики Беларусь, определенными решениями Президента и Правительства, являются: · эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику и включение в международную торговую систему в качестве равноправного партнера; · развитие экспортных возможностей; · защита национального рынка в условиях жесткой конкуренции открытого рынка и присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации (ВТО); · экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений между странами СНГ. Международной организацией по стандартизации ИСО совместно с ведущими международными компаниями установлены следующие основные факторы, определяющие перспективы развития стандартизации в мировом масштабе: · глобализация рынка; · усиление промышленной технической интеграции; · ускорение технического прогресса; · увеличение объемов всемирной торговли; · рост конкуренции; · сокращение циклов обновления продукции; · увеличение валового национального продукта в секторе услуг; · рост аспектов, связанных с охраной окружающей среды; · снижение риска нанесения ущерба от применения продукции. При этом к основным стратегическим направлениям развития стандартизации отнесены: · анализ потребностей в стандартах в различных секторах экономики; · определение приоритетных направлений; · приоритетное применение международных стандартов; · более эффективное удовлетворение потребителей; · расширение связей с ведущими промышленными предприятиями; · развитие стандартизации в сфере услуг; · расширение применения информационных технологий. Исходя из этого, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования стандартизации в Республике Беларусь: · необходимость государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования и необходимость отражения в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса интересов заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствования; · трансформация общей идеи интеграции национальной экономики с европейской и мировой экономиками в практические мероприятия по обеспечению присоединения Республики Беларусь к ВТО; · создание условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки; · сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства; · опережающий характер развития науки и технологии по отношению к торгово-экономическому сотрудничеству. Реальные условия функционирования экономики, а также обеспечение выполнения требований по присоединению Республики Беларусь к ВТО требуют акцентированного внимания к практической реализации общепринятых в международной практике функций стандартизации. Международная практика в области стандартизации определена в Соглашениях ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и документах международных организаций по стандартизации. Выполнение условий Кодекса установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения по ТБТ предусматривает: · изменение статуса стандартов; · гармонизацию государственных стандартов и законодательных актов с международными стандартами; · обеспечение информационного взаимодействия с государствами-членами ВТО; · переход к механизму оценки и подтверждения соответствия. Наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации является статус стандартов. Необходим поэтапный переход от регламентации обязательных требований в стандартах к установлению обязательности их применения и соблюдения через механизм законодательных и иных норм государственного уровня, что требует установления четких и однозначных процедур. В этой связи требуется совершенствование системы стандартизации, создание системы технического нормирования путем формирования необходимого технического законодательства, обеспечивающего выполнение Соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов "Нового подхода" к технической регламентации в Европейском Союзе (ЕС). Приоритет в работах по стандартизации должен быть отдан применению международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ Цели развития стандартизации определены исходя из изложенной выше стратегии и заключаются в следующем: · содействие ликвидации технических барьеров в торговле; · гармонизация методов и практики стандартизации с принятыми в мировом сообществе; · реализация скоординированной со странами СНГ политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов. · переход на единые с Российской Федерацией стандарты; · обеспечение безопасности для жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды; · создание условий для рационального использования всех видов ресурсов, соответствия объектов стандартизации своему назначению. Основной задачей при этом, является создание системы технического нормирования и стандартизации, базирующейся на Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ): · совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном уровне; · совершенствование планирования разработки государственных стандартов; · установление порядка взаимодействия центральных органов управления, разрабатывающих технические регламенты, с Республиканским органом по стандартизации (Госстандартом); · внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий; · сокращение сроков разработки государственных стандартов; · активизация деятельности в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК), Европейской Экономической Комиссии ООН и других организациях по стандартизации; · максимальное применение международных и региональных стандартов. · 3. ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ Основные принципы стандартизации Основные принципы стандартизации, обеспечивающие достижение установленных целей и задач ее развития в республике, определены с учетом принципов, провозглашенных международными и региональными организациями по стандартизации, а также национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран и заключаются в следующем: · гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами; · открытость процессов разработки стандартов; · обеспечение права участия всех заинтересованных в разработке стандартов; · доступность стандартов и информации о них для пользователей; · общее согласие (консенсус) при принятии стандартов; · целесообразность разработки стандарта; · однозначность понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов; · прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты; · комплексность. Гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами Международные стандарты широко применяются на региональном и национальном уровне, используются изготовителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, покупателями и потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими заинтересованными сторонами. Поскольку международные стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных органов, и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле. Соответствие государственных стандартов международным, европейским стандартам и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами. Открытость процессов разработки стандартов Открытость процессов разработки стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования до принятия. Это достигается: · публикацией плана государственной стандартизации и проектов всех стандартов; · единством и непротиворечивостью правил и процедур разработки и принятия стандартов с обязательностью научно-технической экспертизы всех проектов стандартов. Обеспечение права участия всех заинтересованных в разработке стандартов Разработка стандартов должна выполняться, как правило, техническими комитетами по стандартизации, объединяющими на добровольной основе всех юридических и/или физических лиц, заинтересованных в стандартизации того или иного объекта. Доступность стандартов и информации о них для пользователей Официальная информация о разрабатываемых и принятых стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей. Общее согласие (консенсус) при принятии стандартов Стандарты должны приниматься при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе). Это достигается в результате процедуры, при которой учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимаются во внимание все критические замечания; участвующие стороны равноправны. Целесообразность разработки стандарта Целесообразность разработки стандарта определяется его социальной, экономической и технической необходимостью и приемлемостью при применении. При этом, до принятия решения о разработке государственного стандарта должна быть оценена возможность непосредственного введения в республике действующих международных, региональных стандартов, распространяющихся на соответствующий объект стандартизации. Практически разработка оригинальных государственных стандартов должна осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие международные или региональные стандарты или их требования противоречат законодательству республики. В стандартах должны устанавливаться только необходимые требования, ориентированные на общую выгоду, так как стандартизация - не самоцель. Однозначность понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов Изложение стандартов должно быть четким и ясным с целью обеспечения однозначного понимания их требований. Содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих стандартов. Принимаемые стандарты должны быть пригодны для оценки соответствия, в том числе для сертификации. Признать наиболее приоритетным метод ссылки с твердой идентификацией в технических регламентах и стандартах. Данный метод обеспечивает выполнение требований технических регламентов и других нормативных документов путем соблюдения конкретных стандартов. Прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты Требования стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки, технологии и практического опыта, на основе последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции. Комплексность Целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом и его составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, путем согласования их показателей, норм и требований. 4. УРОВНИ СТАНДАРТИЗАЦИИ Развитие работ предусматривается на следующих уровнях стандартизации: а) международном (в рамках Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), членами которых является Республика Беларусь); б) региональном (в рамках Евро-Азиатского совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН); в) национальном: 1) государственном; 2) отраслевом; 3) предприятия. Развитие работ на перечисленных уровнях стандартизации позволит наиболее полно удовлетворить запросы пользователей и способствовать эффективному расходованию средств, выделяемых на стандартизацию. Государственное регулирование будет сконцентрировано на государственной и региональной (со странами СНГ) стандартизации. На международном уровне субъектами хозяйствования республики проводятся работы по разработке проектов международных стандартов, анализу их научно-технического уровня, определению позиции Республики Беларусь при голосовании по принимаемым стандартам. На региональном уровне ведется разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам. На государственном уровне стандартизации осуществляется: · обеспечение реализации государственной политики в области стандартизации; · разработка предложений по совершенствованию деятельности в области стандартизации; · принятие решений по созданию и прекращению деятельности технических комитетов по стандартизации; координация их деятельности, определение полномочий и порядка функционирования; · формирование плана государственной стандартизации, координация его реализации, организация разработки государственных стандартов; · рассмотрение и утверждение программ развития работ по государственной стандартизации конкретных видов (групп) продукции, подготовленных отраслевыми организациями; · установление порядка разработки, утверждения, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены государственных стандартов, требований к их обозначению, правила классификации и регистрации; · проведение работ по гармонизации разрабатываемых государственных стандартов с международными (региональными) стандартами; · рассмотрение предложений по принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов; · разработка, экспертиза, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена государственных стандартов и общегосударственных классификаторов; · издание, распространение государственных стандартов и обеспечение пользователей информацией о них; · формирование и ведение Национального фонда стандартов; · предоставление информационных услуг в области стандартизации. На отраслевом уровне осуществляется: · разработка и представление в Республиканский орган по стандартизации предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов; · разработка проектов программ стандартизации конкретных видов (групп) продукции; · разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена руководящих документов по стандартизации отраслей, установление особенностей их разработки; · издание, распространение руководящих документов по стандартизации отраслей и обеспечение пользователей информацией о них; · формирование и ведение информационных фондов нормативных документов. На уровне предприятий осуществляется: · подготовка предложений по разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов; · разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена стандартов предприятий, технических условий, установление особенностей их разработки; · организация применения, с учетом установленных сроков введения, государственных стандартов, распространяющихся на соответствующие объекты стандартизации. · проведение работ по унификации и сокращению (симплификации) применяемых материалов, комплектующих изделий; Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |