![]() |
|
|
Информационное обеспечение системы управления подъёмно-транспортным механизмомДля отношения Т значения функции принадлежности определяются через обобщенную операцию , так что (1.5) Модель вычисления степени истинности нечетких правил вывода имеет вид: (W,T,H), W=W1W2W3W4, (1.6) Модель работает по следующему алгоритму при принятии решения. 1. Для момента времени t0 определяется координата множества W . Для точки w0 получают значения функций принадлежности нечеткого решения выбора hi. 2. Выбирается максимальное значение 3. Решение hs является выбранным в результате работы модели вычисления степени истинности нечетких правил вывода. Данная модель будет применена для реализации нечеткого контроллера. 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНЫМ МЕХАНИЗМОМ Сформулируем задачу управления нелинейным объектом - подъемно-транспортным механизмом. Множество входных сигналов Х в свою очередь состоит из множеств и имеет вид X={X1,X2,X3} где: Х1 - угол отклонения груза, X2 - угловая скорость, X3 - разность заданной и измеренной скоростей. Введем ЛП - угол раскачивания груза на тросе, терм-множество которой имеет вид Т()={1,2,3,4,5}, где: 1 - PM - угол раскачивания положительный (против часовой стрелки) средний; 2 - PS - угол раскачивания положительный небольшой; 3 - ZR - угол раскачивания нулевой; 4 - NS - угол раскачивания отрицательный (против часовой стрелки) небольшой; 5 - NM - угол раскачивания отрицательный средний. Для каждой НП задаем нечеткие подмножества . Необходимо определить величину угла отклонения груза. Для этого необходимо оперировать показаниями датчиков угла положения груза на тросе. Введем ЛП - угловую скорость груза, терм-множество которой имеет вид Т()={1,2,3}, где: 1 - PS производная угла раскачивания положительная небольшая; 2 - ZR - производная угла раскачивания нулевая; 3 - NS производная угла раскачивания отрицательная небольшая. Для каждой НП задаем нечеткие подмножества . Введем ЛП - разность заданной и измеренной скоростей груза, терм-множество которой имеет вид Т()={1,2,3,4,5}, где: 1 - PM - разность скоростей VT положительная (против часовой стрелки) средняя; NM - разность скоростей VT отрицательная средняя; 2 - PS разность скоростей VT положительная небольшая; 3 - ZR разность скоростей VT нулевая; 4 - NS разность скоростей VT отрицательная (против часовой стрелки) небольшая; 5 - NMразность скоростей VT отрицательная средняя. Для каждой НП задаем нечеткие подмножества . Множество решений Н в нашем случае будет иметь следующий вид H={h1,h2,h3,h4,h5} где: h1=PMVО - скорость VО положительная (против часовой стрелки) средняя; h2=PSVО - скорость VО положительная небольшая; h3=ZRVО - скорость VО нулевая; h4=NSVО - скорость VО отрицательная (против часовой стрелки) небольшая; h5=NMVО - скорость VО отрицательная средняя. Важно иметь информацию о разности заданной и измеренной скоростей. Данные о текущей скорости поступают с датчика скорости, заданная скорость устанавливается оператором с помощью органов управления подъемно-транспортного механизма. Необходимо определить скорости VО(t) для каждой из точек рис.1.1 по изменениям текущей скорости VT(t) и угла раскачивания груза (t). Оператор крана обычно решает данную задачу эвристическим путем, причем, некоторое лингвистическое правило может формализовать принятие решения оператором о выборе скорости VО(t). Например искомая скорость в конце торможения для точки О4 может быть найдена следующим образом с помощью использования нечетких переменных. Если угол =з-, где з - заданное значение, - измеренное значение ; немного увеличивается по часовой стрелке и производная угла колебания груза немного увеличивается против часовой стрелки и скорость VT=VTЗ-VT, где VTЗ - заданное значение скорости, VT - измеренное значение скорости; равна нулю, тогда скорость VО должна быть небольшой в отрицательном направлении относительно нуля. Введем лингвистические переменные (ЛП): - «угол раскачивания», - «производная угла раскачивания»; VT - «разность заданной и измеренной скоростей»; VО - «определяемая скорость». Согласно работе, для ЛП введем нечеткие переменные (НП). Определим терм-множество ЛП : Т()={PM - угол раскачивания положительный (против часовой стрелки) средний; PS - угол раскачивания положительный небольшой; ZR - угол раскачивания нулевой; NS - угол раскачивания отрицательный (против часовой стрелки) небольшой; NM - угол раскачивания отрицательный средний}. На рис. 2.1 приведены функции принадлежности для нечетких переменных терм-множества Т(). Рис. 2.1 Определим терм-множество ЛП : Т()={PS - производная угла раскачивания положительная небольшая; ZR - производная угла раскачивания нулевая; NS - производная угла раскачивания отрицательная}. На рис. 2.2 приведены функции принадлежности для нечетких переменных терм-множества Т(). Рис. 2.2 Определим терм-множество ЛП VT: Т(VT)={PM - разность скоростей VT положительная (против часовой стрелки) средняя; PS - разность скоростей VT положительная небольшая; ZR - разность скоростей VT нулевая; NS - разность скоростей VT отрицательная (против часовой стрелки) небольшая; NM - разность скоростей VT отрицательная средняя}. На рис. 2.3 приведены функции принадлежности (VT) для нечетких переменных терм-множества Т(VT). Рис. 2.3 Определим терм-множество ЛП VО: Т(VО)={PMVО - скорость VО положительная (против часовой стрелки) средняя; PSVО - скорость VО положительная небольшая; ZRVО - скорость VО нулевая; NSVО - скорость VО отрицательная (против часовой стрелки) небольшая; NMVО - скорость VО отрицательная средняя}. На рис. 2.4 приведены функции принадлежности (VО) для нечетких переменных терм-множества Т(VО). Рис. 2.4 Для каждой из точек определим набор правил эвристического алгоритма управления скоростью. Последовательность действий нечеткого контроллера для точек O1,O2,O3 разбивается на две составляющие: - стабилизация груза, т.е. на всех этапах движения контролируется положение груза, величина угла отклонения, скорость изменения угла отклонения, скорость движения груза, его отклонение от заданной скорости и, в зависимости от значений поступающих данных, выбирается то или иное решение, в ходе выполнения которого устраняется раскачка; - перемещение, т.е. после устранения раскачки или если отклонения параметров не выходит за заданные допустимые пределы выполняется перенос груза. Одновременно с перемещением осуществляется контроль, если появляется раскачка, то переходим к стабилизации. Для точки начала движения O1 определим следующую базу правил эвристического алгоритма управления оператором скоростью VO(t) крана при VT(t)>0, VTi(t)>VTi-1(t). Правила Ri стабилизация: R1: если угол раскачивания отрицательный (по часовой стрелке) небольшой =NS и скорость угла раскачивания отрицательная (направление скорости по часовой) =NS и разность заданной и измеренной скоростей положительная небольшая VT= PS, тогда определяемая скорость VО=PSVО; R2: если угол раскачивания отрицательный (по часовой стрелке) небольшой =NS и скорость угла раскачивания нулевая =ZR и разность заданной и измеренной скоростей положительная небольшая VT= PS, тогда определяемая скорость VО=PSVО; R3: если угол раскачивания отрицательный (по часовой стрелке) небольшой =NS и скорость угла раскачивания положительная небольшая (направление скорости против часовой) =PS и разность заданной и измеренной скоростей положительная небольшая VT=PS, тогда определяемая скорость VО=PSVО; Далее аналогичным образом получаем следующее: R4: если =NM и =NS и VT= PS, тогда VО=PMVО; R5: если =NM и =ZS и VT= PS, тогда VО=PMVО; R6: если =NM и =PS и VT= PS, тогда VО=PMVО; R7: если =PS и =PS и VT= PS, тогда VО=NSVО; R8: если =PS и =ZR и VT= PS, тогда VО=NSVО; R9: если =PS и =NS и VT= PS, тогда VО=NSVО; R10: если =PM и =PS и VT= PS, тогда VО=NMVО; R11: если =PM и =ZR и VT= PS, тогда VО=NMVО; R12: если =PM и =NS и VT= PS, тогда VО=NMVО; R13: если =NS и =NS и VT= PM, тогда VО=PSVО; R14: если =NS и =ZR и VT= PM, тогда VО=PSVО; R15: если =NS и =PS и VT= PM, тогда VО=PSVО; R16: если =NM и =NS и VT= PM, тогда VО=PMVО; R17: если =NM и =ZS и VT= PM, тогда VО=PMVО; R18: если =NM и =PS и VT= PM, тогда VО=PMVО; R19: если =PS и =PS и VT= PM, тогда VО=NSVО; R20: если =PS и =ZR и VT= PM, тогда VО=NSVО; R21: если =PS и =NS и VT= PM, тогда VО=NSVО; R22: если =PM и =PS и VT= PM, тогда VО=NMVО; R23: если =PM и =ZR и VT= PM, тогда VО=NMVО; R24: если =PM и =NS и VT= PM, тогда VО=NMVО; Правила Ri разгона: R25: если угол отклонения груза укладывается в нулевой интервал значений =ZR и угловая скорость нулевая =ZR и разность заданной и измеренной скоростей стремится к нулевому значению VT= ZR, тогда искомое значение скорости должно быть следующим VО=PSVО; Таким же образом образуются следующие нечеткие высказывания: R26: если =ZR и =ZR и VT= ZR, тогда VО=PMVО; R27: если =ZR и =ZR и VT= ZR, тогда VО=NSVО; R28: если =ZR и =ZR и VT= ZR, тогда VО=NMVО; R29: если =ZR и =ZR и VT= ZR, тогда VО=PMVО; O2 - точка окончания разгона и начала равномерного переноса груза. Характерным в этот момент времени является то, что разность скоростей VTз и VT должна укладываться в интервал ZR, т.е. она является минимальной. База правил эвристического алгоритма управления скоростью VO(t) для данной точки: Правила Ri стабилизации: R1: если =NS и =NS и VT= ZR тогда VО=PSVО; R2: если =NS и =ZR и VT= ZR, тогда VО=PSVО; R3: если =NS и =PS и VT= ZR тогда VО=PSVО; R4: если =PS и =PS и VT= ZR тогда VО=NSVО; R5: если =PS и =ZR и VT= ZR тогда VО=NSVО; R6: если =PS и =NS и VT= ZR тогда VО=NSVО; Правила Ri перемещения: R7: если =ZR и =ZR и VT= ZR, тогда VО=PSVО; R8: если =ZR и =ZR и VT= ZR, тогда VО=PMVО; R9: если =ZR и =ZR и VT= ZR, тогда VО=NSVО; R10: если =ZR и =ZR и VT= ZR, тогда VО=NMVО; R11: если =ZR и =ZR и VT= ZR, тогда VО=PMVО; O3 - точка начала торможения, для нее характерной чертой является VTi(t)<VTi-1(t). База правил эвристического алгоритма управления оператором скоростью VO(t). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |