![]() |
|
|
Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитиеСледует заметить, что в российских коммерческих банках к управлению рисками подходит не комплексно, что влечет за собой ряд проблем. В большинстве своем управление рисками сводится к управлению отдельными группами операций и соблюдению нормативов ликвидности. Так, например, в отечественных банках в задачи подразделений по управлению рисками входит в основном обязанность контролировать кредитный риск на основе разработанной по указанию Банка России кредитной политики. Что же касается системы управления депозитными рисками, а тем более выработки политики по управлению рисками сберегательной деятельности, то они практически не используются в отечественной практике. Из перечисленных нами в составе риска сберегательной деятельности банка вообще не рассматриваются и не учитываются следующие виды рисков: стратегический, технологический риск, риск операционных и накладных расходов, риск внедрения новых продуктов, риск потери репутации. Поэтому, на наш взгляд, в области управлении риском деятельности банка по привлечению сбережений населения (сберегательной деятельности) отечественным коммерческим банкам следует: Разработать стратегию управления рисками вообще и риском сберегательной деятельности в частности; Особо выделить методики оценки и управления риском сберегательной деятельности в формируемой банком самостоятельно сберегательной политике; Совершенствовать организационную структуру, выделить подразделение по управлению рисками и определить систему взаимодействия различных подразделений; Определить систему взаимодействия с контрагентами для диверсификации части риска по субъектам (например, взаимодействие со страховыми организациями); Банку России в свою очередь, но нашему мнению, следует: 5.1.Разработать более развернутый перечень нормативов, регулирующих сберегательную деятельность банка и ограничивающих ее риск. 5.2.Разработать систему банковской отчетности, позволяющей более эффективно отслеживать риски сберегательной деятельности. 5.3.Внедрить систему гарантирования вкладов, которая позволила бы распределить риск сберегательной деятельности между ее участниками. Помимо системы управления рисками для повышения эффективности сберегательной деятельности следует оптимизировать ее по всем направлениям. Однако конечной задачей выра6отки и реализации эффективной стратегии привлечения сбережений любого коммерческого банка должно быть увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов банковских рисков. 3.2 Построение оптимальной сберегательной политики коммерческого банка Построение оптимальной сберегательной политики коммерческого банка исходит из принципа максимизации решения поставленных перед ней задач. Основной задачей сберегательной политики любого коммерческого банка является разработка и реализация таких инструментов организации сбережений, которые позволили бы сформировать оптимальную для максимизации прибыли ресурсную базу с минимумом затрат и рисков. При построении оптимальной сберегательной политики коммерческого банка следует учитывать различные критерии, позволяющие оценить воздействие на сберегательную политику различных факторов. Помимо критериев, позволяющих оценить факторы внешнего воздействия на банк (факторы макро и микросреды) необходимо учесть и критерии, в основе которых лежит оценка конкурентной позиции банка на рынке сбережений, в том числе: долю банка на рынке сбережений (причем, должна определяться как абсолютная доля банка на рынке сбережений, исчисляемая в процентном отношении суммы привлеченных банком сбережений от общей суммы привлеченных сбережений как банками-конкурентами, так и конкурентами небанковской сферы, так и относительная доля банка на рынке сбережений, исчисляемая аналогично абсолютной доле, но с учетом затрат на привлечение сбережений). Данные критерии позволяют коммерческому банку более реально оценить свою конкурентную позицию и определить место операций по привлечению сбережений в корпоративной стратегии банка, а также позиционировать банк на рынке сбережений. Вся совокупность предлагаемых критериев представлена на (приложение 6). Учитывая вышеназванные критерии, и в соответствии с этапами сберегательной политики ее оптимизацию можно вести по двум направлениям: 1) разработка и реализация оптимальных товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной политик; 2) построение соответствующей организационной структуры банка. Связь между процентной и сберегательной политикой существует прямая. Чем выше процент по вкладам, тем более привлекательные условия для открытия вклада у населения. Оптимизация процентной политики. В условиях нарастания внутри банковской конкуренции и борьбы за клиентуру для коммерческих банков особое значение приобретает обеспечение прибыльности и престижности своих услуг с обязательным учетом их потребительской стоимости и цены. Для успешного маневрирования ценовым механизмом необходим расчет себестоимости банковских услуг. Разумеется, что активы банковских средств находятся в зависимости в той или иной мере от суммы привлеченных ресурсов, полученных от клиентов по определенной цене. При этом необходимо различать стоимость привлеченных средств и их реальную себестоимость для банка. Это необходимо для определения минимального уровня размещения привлеченных средств, чтобы банк не работал себе в убыток. Безусловно, это важно для банка, если он не собирается строить свою деятельность по принципу финансовой пирамиды. На реальную стоимость привлеченных коммерческим банком ресурсов влияют такие факторы, как: Операционные расходы; расходы на рекламу; установленные ЦБ РФ нормы отчислений в фонд обязательных резервов; сроки привлечения средств; размер привлеченных средств; режим начисления и выплаты процентов; временной лаг между датами привлечения и размещения средств; расходы по созданию резерва на возможные потери по ссудам; отвлечение средств из оборота на операции, не приносящие дохода. Размер операционных расходов и расходов на рекламу оказывают прямое воздействие на себестоимость привлекаемых банком ресурсов. Что касается влияния норм отчислений в фонд обязательных резервов, то нужно отметить следующее. Фонд обязательных резервов создается Банком России для того, чтобы обеспечить при необходимости своевременное выполнение коммерческим банком перед клиентами своих обязательств но возврат ранее привлеченных денежных средств. ЦБ РФ, изменяя нормы и порядок формирования обязательных резервов, депонируемых на беспроцентных счетах в РКЦ Банка России, Оказывает влияние на кредитный потенциал коммерческих банков. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличивать кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика может привести к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызвать новый виток инфляции. В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от вида и срока вкладов и депозитов. Так, до 1998 года нормы обязательных резервов, установленные Банком России, были дифференцированы: по обязательствам до востребования и сроком до 30 дней - 14%; по обязательствам сроком от 31 до 90 дней - 11 %; по обязательствам сроком от 91 дня и больше - 8%; - по счетам в валюте - 9%. Начиная с 01.01.2000 г. для кредитных организаций были установлены следующие нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации; по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц и иностранной валюте - в размере 10 процентов; по денежным средствам физических лиц, привлеченным по вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации - в размере 7 процентов. В условиях изменения норм отчислений в фонд обязательных резервов коммерческим банкам необходимо учитывать степень влияния этого фактора на себестоимость привлекаемых ресурсов. Математически это можно определить по формуле 3: С Р = ____________ * 100%,(3) 100 - N где Р - реальная цена привлеченных средств; С - рыночная цена привлеченных средств (цена покупки); N - норма обязательных резервов в процентах. Например, банк привлек депозит сроком на 2 месяца по ставке 20% годовых, Реальная цена этих средств будет равна: Р - 20/(100-П)* 100 = 22,47%. Определяя реальную стоимость привлеченных средств как функцию трех переменных - ставки привлечения, срока привлечения (режима начисления процентов) и нормы резервирования - получаем формулу себестоимости привлеченных средств. Предположим, срок привлечения банком средств составляем 1 год, режим выплаты процентов - единовременно на момент окончания срока действии договора, ставка привлечения - 20% годовых. Для определения себестоимости привлеченных средств R' делаем следующий расчет. R- 20%, T= 360 дней, n = 11%. Значение t установим 1 месяц или 30 дней. Подставляя значения в формулу, находим R' = 14,67 %. В случае, если режим выплаты процентов изменяется и будет производиться ежемесячно при прочих равных условиях, то результат расчета будет следующим: R= 20%, Т= 30 дней, n = 11%/ Значение t установим 1 месяц или 30 дней. Подставляя значения в формулу, находим, что себестоимость привлеченных средств R= 22,17%. Экономический смысл ставки R' состоит в том, что, размещая привлеченные ресурсы по этой ставке в кредит с ежемесячным получением процентов (т.е. с периодом реинвестирования в 1 месяц), банк покрывает расходы по оплате депозита доходами от кредита. Важным выводом может быть и то, что операционные затраты банка, связанные с привлечением денежных средств, остаются постоянными и при покупке 10 тысяч рублей, и при покупке 10 миллионов рублей. И в том. и в другом случае операционному работнику понадобится выполнить один и тот же набор операций: заполнить одни и те же бланки договоров, затратить одно и то же количество времени на открытие депозитных счетов и счетов для начисления процентов. К сожалению, статистика на сей счет отсутствует. Поэтому трудно дать какую-либо количественную опенку таких затрат. Одно ясно - величина этих затрат влияет на определение той минимальной суммы вклада, с которой банку целесообразно начать работать. Практика свидетельствует, что мелких и средних вкладчиков гораздо больше, чем крупных. Очевидно, что чем меньше будет нижняя граница минимальной суммы привлекаемых средств, тем больший поток ресурсов будет поступать в банк. С другой стороны, повышая нижнюю границу привлечения средств, банк понижает затраты на привлечение единицы ресурсов. Например, с точки зрения операционных расходов, привлечение одного рубля при оформлении сделки одним договором на сумму 100 млн. рублей обойдется банку в 10 раз дешевле, чем 10-ю договорами по 10 млн. рублей. Однако, неоправданно завышенная нижняя граница привлечения средств так же плоха, как и заниженная. И то, и другое ведет к увеличению времени на накопление требуемой суммы средств. Только в первом случае время уйдет на поиски крупного клиента, а во втором - на заполнение договоров, и работу специалистов банка по принципу «не разгибая спины». Поэтому, устанавливая нижнюю границу привлечения средств, банку целесообразно определить свою потребность в ресурсах на текущий момент и на ближайшую перспективу. Для этого банк должен владеть информацией о конъюнктуре денежного рынка своего региона. Все сказанное выше позволяет нам сформулировать принципы, на которых должно основываться формирование оптимальной процентной политики банка. 1. Уровень процентных станок по операциям коммерческого банка должен находиться в полной зависимости от состояния спроса на кредитные ресурсы. Любое возрастание спроса должно определять степень повышения процентных ставок как по активным, так и по пассивным операциям банка; Величина процентной ставки должна быть увязана со сроком хранения средств но вкладах; Размер процентных ставок должен учитывать необходимость обеспечения рентабельности банковской деятельности, исключить или ограничить возможность работы банка в условиях процентного риска; 4. Соблюдение принципа «социальной» дифференциации процента по вкладам. В условиях роста цен и инфляционных процессов процент по вкладам должен выполнять гарантийно - страховую функцию, т.е. быть формой социально-экономической зашиты вкладчиков. При формировании эффективной процентной политики банка эти принципы следует учитывать в комплексе. Вместе с тем, в современных условиях особое значение приобретает дифференциация процента в зависимости от срока хранения сбережений и их размера. Оптимальную модель реализации сберегательной политики коммерческого банка можно представить схематично (приложение 7). Успех реализации сберегательной политики коммерческого банка, как отмечалось, во многом зависит от его организационной структуры. Отметим, что в условиях банковской конкуренции появилась различные организационные структуры коммерческих банков. Их основная особенность - выделение приоритетных целей в деятельности банка. Каждая организационная структура должна иметь конкретную ориентацию. Банки при выборе своей организационной структуры должны это учитывать. Коммерческие банки сознают, что местонахождение имеет важное значение, и что удачно расположенные банки имеют лучшие возможности для привлечения вкладов. Это главная причина, по которой многие банки хотят иметь отделения. Большинство банков с отделениями имеют службы, изучающие миграцию населения и возможности для привлечения вкладов и выдачу ссуд на данной территории, с тем, чтобы выбрать самое удачное место для нового отделения. В построении сбытовой сети может помочь не только открытие новых филиалов или допофисов, но и использование иных каналов сбыта, в том числе Интернет и косвенные каналы. Одним из весьма существенных критериев оптимизации сберегательной политики является организационная структура банка. Одной из главных задач построения оптимальной организационной структуры коммерческого банка является ориентация на создание условий по формированию и реализации банковских продуктов Каждый из этапов организации вкладных операций коммерческою банка тесно связан с остальными и является обязательным для формирования и реализации стратегии по привлечению сбережений населения и правильной организации деятельности банка, направленной на эффективное использование аккумулированных сбережении населения. Организация контроля и управления в процессе осуществления вкладных операций. Обоснованный анализ рынка и процесс привлечения ресурсов в сочетании с систематическим мониторингом состояния депозитной базы являются необходимыми элементами процесса сохранения и увеличения депозитного портфеля и следовательно жизнеспособности самого банка. Российские коммерческие банки в отличие от зарубежных еще находятся в стадии своего становления. Им приходится решать многоцелевые задачи. Это необходимо учитывать при построении организационной структуры. Финансово-ycтойчивые коммерческие банки, успешно конкурирующие на рынке банковских услуг, уже формируют маркетинг - ориентированные структуры, что позволяет и оптимизировать сберегательную политику, и повысить рентабельность депозитных операций. 3.3 Система страхования вкладов населения в РФ Системы страхования банковских вкладов в настоящее время действуют более чем в 80 странах мира и представляют собой важный элемент стабильности банковского сектора, обеспечивающий защиту вкладчиков при неблагоприятных экономических условиях. Финансовый и банковский кризис 1998 г. в России со всей очевидностью показал, что наличие эффективно действующей системы защиты сбережений могло бы сделать последствия кризиса гораздо менее болезненными для миллионов граждан. В программных документах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России ставилась задача о необходимости формирования общероссийской системы страхования вкладов. Эту позицию активно поддержали представительные и законодательные органы государственной власти и банковское сообщество. Одновременно успешное развитие экономики в последние годы позволило сформировать прочный фундамент для создания системы защиты банковских депозитов. 27 декабря 2003 г. вступил в силу Закон о страховании вкладов, заложивший организационные, правовые и экономические основы для функционирования системы страхования вкладов в стране. Таким образом, за всю 250-летнюю историю развития банковской системы в России впервые было введено страхование вкладов. Система страхования базируется на следующих принципах: · обязательность участия банков в системе страхования вкладов; · сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств; · прозрачность деятельности системы страхования вкладов; · накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков-участников системы страхования вкладов. В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов учреждено Агентство по страхованию вкладов в форме государственной корпорации. Учредителем Агентства является Российская Федерация. В январе 2004 г. Агентство приступило к работе. Были сформированы органы управления, утверждена организационная структура Агентства. Высшим органом управления Агентства является Совет директоров, в компетенции которого находится формирование стратегической политики и принятие основных решений по вопросам функционирования системы страхования вкладов. В его состав входят 7 представителей от Правительства Российской Федерации, 5 - от Банка России, а также Генеральный директор Агентства. В 2004 г. Совет директоров Агентства принял базовые документы, определившие ключевые позиции функционирования системы страхования вкладов. Для создания финансовой основы системы страхования вкладов государство осуществило первоначальный имущественный взнос, передав средства государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (далее - АРКО), в размере 2 млрд. руб. - в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд. руб. - для проведения мероприятий по организации функционирования системы. На формирование системы направляются также и иные средства АРКО по мере их высвобождения в ходе ликвидации данной организации. Важнейшая работа по созданию системы страхования вкладов - отбор финансово устойчивых банков в систему - осуществлялась Банком России. В соответствии с Законом о страховании вкладов им были организованы проверки финансового состояния всех банков, подавших ходатайства о вступлении в систему страхования. Начиная с сентября отчетного года, на основании решений Банка России началось включение кредитных организаций в систему страхования вкладов. В августе 2004 г. в соответствии с положениями Стратегии развития банковского сектора о том, что страхование вкладов и ликвидация несостоятельных банков являются составными частями единого механизма защиты интересов кредиторов, были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Функции конкурсного управляющего несостоятельных банков были возложены на Агентство. Совет директоров 9 декабря 2004 г. одобрил Концепцию деятельности Агентства по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Концепция определяет цели, задачи и принципы деятельности Агентства как корпоративного конкурсного управляющего, устанавливает базовые принципы организации процедур банкротства кредитных организаций, описывает методы управления активами ликвидируемых кредитных организаций, работы с кредиторами, а также привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитных организаций до банкротства. В связи с наделением Агентства функциями корпоративного ликвидатора банков была создана необходимая регулятивная база и внесены изменения в организационную структуру. Оба направления деятельности Агентства - страхование вкладов и выполнение функций корпоративного ликвидатора - обеспечивают высококвалифицированные специалисты Агентства, получившие необходимый опыт работы в АРКО и других организациях. Будучи неотъемлемой частью российского банковского сообщества, Агентство придает особое значение тесному взаимодействию с банковскими ассоциациями, отечественными научными и исследовательскими центрами, занимающимися проблемами банковского сектора, ведущими международными и иностранными финансовыми институтами. В целях экспертного и информационно-аналитического обеспечения функционирования системы страхования вкладов при Агентстве создан постоянный Экспертно-аналитический совет, основными задачами которого являются содействие укреплению доверия к банковской системе Российской Федерации, привлечению в нее сбережений населения, повышению культуры взаимоотношений между вкладчиками и банками, а также исследование влияния системы страхования вкладов на развитие экономики и банковского сектора. В состав Совета вошли представители научных кругов, общественных объединений вкладчиков и банков, иных организаций, чья деятельность связана с системой страхования банковских вкладов, защитой прав потребителя и анализом макроэкономических процессов. Таким образом, 2004 г. стал годом организационного становления системы обязательного страхования вкладов. Специальная миссия Всемирного банка, посетившая Агентство в отчетном году, с удовлетворением отметила, что формирование системы страхования вкладов в России соответствует наилучшей мировой практике. Формирование системы страхования вкладов в 2004 г. проходило по четырем основным направлениям: · разработка регулятивных документов, обеспечивающих её функционирование; · подготовка к ведению реестра банков и ведение реестра; · формирование «стартового капитала» фонда обязательного страхования вкладов и отработка технологий инвестирования его средств в финансовые инструменты; · подготовка мероприятий по организации выплат страхового возмещения по вкладам. При этом Агентство руководствовалось в своей деятельности следующими основными принципами: · прозрачность и информационная открытость деятельности системы страхования вкладов; · координация работы Агентства с банковским сообществом; · минимизация административной нагрузки на банки в связи с введением системы страхования вкладов. В отчетном году Агентством приняты базовые регулятивные документы по функционированию системы страхования вкладов, в том числе, позволившие банкам принимать взвешенные решения на стадии, предшествующей вступлению в неё. Прежде всего, Советом директоров Агентства был установлен основной финансовый показатель - ставка страховых взносов банков (протокол № 3 от 03.02.04г.). Поскольку фонд страхования вкладов находится в стадии формирования, ставка была установлена на максимальном определенным законом уровне - 0,15 процента средней величины вкладов населения за квартал. В своих оценках Агентство исходит из того, что в ближайшие 5 лет в целях капитализации фонда и обеспечения необходимой финансовой устойчивости системы ставка отчислений банков будет оставаться неизменной. Вместе с установлением ставки страховых взносов были приняты документы, касающиеся порядка их расчета и уплаты. Для удобства банков расчет страховых взносов построен по правилам, аналогичным расчету отчислений в фонд обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Следуя принципу согласованности действий, Банком России с участием Агентства были подготовлены Указания от 1 апреля 2004 г. № 1416-У «О порядке составления и представления банками отчетности об остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады» и № 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками». Агентством утверждены порядок ведения реестра банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов, а также форма и образец свидетельства о включении банка в указанный реестр. Для комплексной автоматизации функций по формированию фонда обязательного страхования вкладов разработан и введен в действие аналитический комплекс «Прогноз», обеспечивающий ведение реестра банков, управленческий учет и контроль операций, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |