реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Система пенсионного страхования и пути ее совершенствования на современном этапе в Республике Беларусь

Данная концепция предусматривает необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы, включающей: социальные пенсии, трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы, дополнительные негосударственные пенсии.

Пенсионная реформа - это долгосрочная, сложная и многоплановая программа, направленность которой обусловлена необходимостью существенно повысить уровень пенсий путем улучшения и усовершенствования условий и норм пенсионного обеспечения в интересах основной массы нетрудоспособных граждан.

Основными целями реформы системы пенсионного обеспечения определены:

ь адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее финансовой стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

ь последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп за счет других;

ь рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;

ь введение механизмов, стимулирующих «зарабатывание» пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения;

ь сохранение прав, приобретенных по действующей пенсионной системе.

Для достижения целей пенсионной реформы необходимо решение ряда непростых задач, а именно:

определить круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию (т.е. тех лиц, которыми или за которых уплачивались страховые взносы);

установить фактический возраст выхода на пенсию (здесь предполагается постепенное повышение пенсионного возраста, а также стимулирование более позднего обращения за назначением пенсии после приобретения на нее права);

упорядочить систему досрочного пенсионного обеспечения, в том числе и по условиям труда;

скорректировать подходы к выплате пенсий в период работы;

выработать критерии определения размеров пенсий и механизм их исчисления, приближенные к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования;

ввести страховые механизмы осуществления процесса пенсионного обеспечения.

Новая система пенсионного обеспечения будет включать в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и страховой механизм его осуществления. Основой этого механизма должен стать индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов и приобретенных страховых прав, предназначенный для справедливого измерения вклада каждого конкретного человека в пенсионную систему в зависимости от уплаты страховых взносов.

В прогнозируемом периоде предусматривается:

Ш укрепление страховых принципов пенсионного обеспечения;

Ш установление тесной связи между размером пенсии и величиной уплаченных страховых взносов посредством введения условно-накопительного компонента.

Ш рост реальной средней пенсии по возрасту в 2006-2010 гг. должен быть сопоставим с темпами роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Индекс изменения средней пенсии по возрасту в 2010 г. по отношению к 2005 г. должен составить 1,4-1,7 раза.

Ш минимальный размер пенсии по возрасту превысит прожиточный минимум пенсионера.

С этой целью принят Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете застрахованных лиц в системе государственного социального страхования», который вступил в силу с 2001 года. В настоящее время это является одним из приоритетных направлений деятельности Фонда. В соответствии с Концепцией, базой для реформирования и функционирования системы пенсионного обеспечения является индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного социального страхования.

Цель введения персонифицированного учета - создать условия для назначения пенсии каждому гражданину в соответствии с результатами всей его трудовой деятельности.

В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Сведения, содержащиеся в трудовых книжках и справках о заработке, стали гораздо менее достоверными, чем, к примеру, десять лет назад. Вот и получают некоторые наши граждане не совсем заслуженную пенсию, забирая средства тех, кто ее заработал честно. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Преимущества персонифицированного учета - на место практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице). Каждый работающий гражданин зарегистрирован в Фонде социальной защиты населения (далее - Фонд), ему выдано свидетельство социального страхования с указанием страхового номера, который соответствует личному номеру гражданина, указанному в паспорте нового образца. Под этим же номером на него открыт в информационной базе Фонда индивидуальный лицевой счет, на котором накапливаются сведения о стаже, заработке и другие данные, необходимые ему в будущем для назначения трудовой пенсии. Система учета такова, что страховой номер сохраняется за человеком всю жизнь. Куда бы он ни переехал, на какую бы работу не устроился, данные о нем будут попадать на один и тот же лицевой счет. К моменту назначения пенсии гражданину не надо будет собирать многочисленные справки, искать исчезнувшие фирмы, где он когда-то работал, копаться в архивах. Все сведения хранятся в компьютерном банке данных Фонда. Данными персонифицированного учета располагает только Фонд социальной защиты населения - государственный орган, следовательно, государство обеспечивает сохранность, достоверность и конфиденциальность сведений о каждом гражданине.

Основная задача персонифицированного учета - сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий. Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе.

Подводя промежуточный итог, хочется отметить, что в результате многочисленных ошибок и неудач проводимой социальной политики многие явления в общественной жизни со временем начали приобретать застойный характер, социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности и согласия в обществе. В этой связи в системе социального обслуживания населения уже осуществляется отход от принципов всеобщего и гарантированного государством уровня социальной защиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной обеспеченности предполагаются дифференцированные поддержка и социальное обслуживание. В области реформирования социальных выплат предполагается разработка единых принципов и критериев их предоставления, при назначении пособий предусматривается учитывать среднедушевой совокупный семейный доход и т.п. [49, c.146].

2.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Субъекты пенсионного страхования

Право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных предусмотренных законодательством случаях закреплено в Конституции Республики Беларусь.

В Республике Беларусь система социального обеспечения представляет собой достаточно разветвленную сеть и охватывает практически всех нетрудоспособных и трудоспособных лиц посредством государственного социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной помощи различных видов и форм. Наибольший удельный вес в этой системе занимает пенсионное обеспечение, которое играет ключевую роль в материальном обеспечении старшего поколения и инвалидов. В настоящее время в республике проживает свыше 2,5 миллионов пенсионеров (26% населения), в том числе мужчин в возрасте свыше 60 лет - 560 тысяч, женщин старше 55 лет - 1330 тысяч). Из них достигли возраста 80 лет и более 150 тысяч человек (120 тысяч женщин и 30 тысяч мужчин). Удельный вес населения после 60 лет в сельской местности 30%, в городах - 12%.

В настоящее время в республике сформировано национальное пенсионное законодательство. Приняты Законы Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования", "О пенсионном обеспечении", "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел", "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другие.

Характерным признаком системы пенсионного обеспечения республики является ее доступность. Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. В основу предоставления права на трудовую пенсию в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца положены принципы социального страхования. Право на нее имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачивались страховые взносы. При этом в целях усиления пенсионных гарантий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца, право на трудовую пенсию предоставляется независимо от продолжительности страхования (уплаты страховых взносов). Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия [5, c.5].

Закон Республики Беларусь от 17.04.92 г. «О пенсионном обеспечении» охватывает многие социальные слои населения, в том числе и лиц, занятых общественно-полезным трудом, а также нетрудоспособных граждан. Условно субъектов пенсионного страхования можно разделить на трудоспособных граждан, имеющих право на трудовые пенсии, и нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальные пенсии.

В первой группе наибольший удельный вес занимают лица, имеющие право на пенсию по возрасту, которая на общих основаниях предоставляется мужчинам по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, а женщинам по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Кроме того, законодательством определено более 20 оснований для назначения досрочных пенсий на 5-10 и более лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для работников с вредными и тяжелыми условиями труда; военнослужащих, ставших инвалидами; матерей погибших военнослужащих; многодетных матерей; родителей детей- инвалидов; лилипутов и карликов; инвалидов с детства и других.

До наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, отдельные категории граждан, занятые на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет.

Больше половины всех пенсионеров -- женщины, которые выходят на пенсию в возрасте 55 лет, то есть на 5 лет раньше, чем мужчины (табл.2.1) [17].

Таблица 2.1

Соотношение численности мужчин и женщин по возрастным группам,

Республика Беларусь (число мужчин на 1000 женщин соответствующей

возрастной группы)

Показатели

1959

1970

1979

1989

1995

1999

2000

2001

Все население

в том числе в возрасте, лет

0-4

5-9

10-14

15-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-64

65-69

70 и старше

801

1045

1036

1032

943

870

871

735

648

596

611

682

549

590

560

507

850

1043

1047

1043

1056

1013

967

913

910

804

648

608

543

600

537

489

865

1036

1035

1033

1091

1017

1002

993

945

894

884

726

579

530

508

458

879

1045

1036

1032

1014

983

1016

1003

989

968

917

853

794

646

513

393

880

1050

1038

1026

1017

1003

973

993

980

957

929

870

781

724

609

383

886

1059

1053

1046

1052

1028

999

985

981

951

922

890

801

721

646

415

885

1060

1053

1046

1047

1035

998

987

978

952

919

888

803

716

637

421

884

1057

1055

1050

1042

1044

1001

985

976

955

917

885

806

714

637

428

К этой же группе относятся лица, имеющие право на пенсию в случае наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также лица, имеющие право на пенсию за особые заслуги перед республикой, такие как пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и другие.

Ко второй группе относятся нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, которые имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, инвалиды с детства, а также в результате увечья, не связанного с работой, которые имеют право на пенсию по инвалидности и другие. По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д. [22, c.6].

Как известно, наша пенсионная система является распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих и их работодателей. Демографическая ситуация в республике складывается так, что соотношение численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров достигло недопустимо низкой величины и продолжает уменьшаться. По данному критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире (рис.2.1) [31, с.9].

Рис.2.1. Соотношение численности работающих и пенсионеров.

В РБ сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше (рис.2.2) [31, с.10].

Рис.2.2. Соотношение численности лиц в возрасте 55 / 60 лет и старше и в возрасте от 15 до 55 / 60 лет.

Таким образом, возникает проблема - как в данных условиях сохранить (не говоря уже о повышении) достигнутое значение коэффициента замещения, который равен тарифу страховых взносов, умноженному на соотношение между количеством плательщиков взносов и числом пенсионеров. Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе (а увеличивать его некуда) невозможно. Выход один - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

2.2. Механизм пенсионного страхования

В конце ХХ столетия повсеместно во всех развитых и развивающихся странах мира возникли проблемы страхования старости. Это, в первую очередь, старение населения вследствие увеличения продолжительности жизни. Рост количества пенсионеров создает дополнительную нагрузку на всю экономику страны. Пенсионные законодательства даже в развитых странах не готовы динамично ответить на вызов времени. Снижение продолжительности жизни в Беларуси позволяет нам пока обойти эту сторону проблемы (табл.2.2).

Таблица 2.2

Продолжительность жизни при рождении, Республика Беларусь (число лет)

Период, для которого

исчислен показатель

Все население

Мужчины

Женщины

До 1917

1958-1959

1970-1971

1980-1981

1991

1995

1996

1997

1998

1999

2000

37,5

70,3

72,5

71,1

70,7

68,6

68,6

68,5

68,4

67,9

69,0

37,0

66,2

68,1

65,9

65,5

62,9

63,0

62,9

62,7

62,2

63,4

38,0

73,5

76,0

75,7

75,5

74,3

74,3

74,3

74,4

73,9

74,7

Источник: Статистический ежегодник. Республика Беларусь. 2001 / Министерство статистики и анализа РБ. -- Мн.: [Б.и.], 2001. [табл.3.17, стр.91]

Практически по всем видам социальных рисков, кроме безработицы, выплаты производятся из государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.

Структура доходов Фонда в 2000 году показана на рис.2.3 [33, с.11].

Рис.2.3. Доходы Фонда в 2000г.

Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения.

Расходная часть Фонда показана на рис.2.4 [33, с.12].

Рис.2.4. Расходы Фонда в 2000 г.

Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78%.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится за счет (полностью или частично) средств государственного бюджета.

За годы существования Фонда несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем объеме ВВП, который в последние годы зафиксировался на уровне 10,1-10,7 процента, в том числе 8,1-8,6 - пенсионные расходы (рис.2.5) [33, с.12].

Рис.2.5. Удельный вес расходов Фонда в ВВП.

Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок.

В последние годы наблюдается тенденция "проедания" Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого - рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности (рис.2.6) [33, с.13].

Рис.2.6. Изменение запаса средств на выплату пенсий и задолженности

по уплате взносов.

Задолженность по уплате страховых взносов на 1.05.2004 г. составила более 204,6 млрд. руб. (60% средств, необходимых для выплаты пенсий в месяц). Это связано как с неблагополучным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов.

В рамках действующей системы пенсионного обеспечения ведется целенаправленная работа по решению двух основных задач в области пенсионного обеспечения: повышение уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности. В последнее время на решение этих задач направлен целый ряд изменений пенсионного законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.