реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банковское дело

4) банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5) главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

В большинстве стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством.

В качестве "банка банков" центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

При решении пяти названных задач центральный банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций центральных банков. В одних источниках их насчитывается более десяти, в других -- всего одна (в Конституции Российской Федерации).

В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функции центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной цели -- сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.

К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являются дополнительными функциями.

К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков (нередко последнюю относят к обслуживающей функции).

Контролирующая функция тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-либо определенной задачи.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ

В настоящее время деятельность центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". До этого действовал Закон РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 с рядом изменений, внесенных после его принятия.

Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформирования России. С тех пор накоплен определенный опыт функционирования Банка России (как позитивный, так и негативный). В намерения авторов нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.

В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России -- защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не случайно. В такой огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.

В обязанности Банка России в законодательном порядке входит необходимость обеспечения устойчивости рубля за счет:

¦ взаимодействия с Правительством РФ при разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики;

¦ монополии на эмиссию наличных денег и организацию их обращения;

¦ выполнения роли кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

¦ установления правил осуществления расчетов в стране;

¦ установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

¦ обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

¦ осуществления эффективного управления золотовалютными резервами;

¦ проведения государственной регистрации кредитных организаций, выдачи, приостановления и отзыва лицензии кредитных организаций;

¦ осуществления надзора над деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

¦ регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;

¦ осуществления самостоятельно или по поручению Правительства РФ всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

¦ организации и осуществления валютного регулирования и валютного контроля;

¦ определения порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;

¦ установления правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

¦ установления и публикации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;

¦ участия в разработке прогноза и организации составления платежного баланса Российской Федерации;

¦ установления порядка и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешения на организацию купли-продажи иностранной валюты;

¦ проведения анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикации соответствующих материалов и статистических данных;

¦ осуществления иных функций в соответствии с федеральными законами.

Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка России не противоречит международной практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики.

Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций.

Передача надзорных функций от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития наших финансовых рынков она может быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.

Еще одной особенностью деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном регулировании таких инструментов как агрегат денежной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.

Система рефинансирования Банком России кредитных организаций имеет свою специфику. В мировой практике широко распространена практика рефинансирования в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков. Процесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году. В тот период векселя еще не играли заметной роли, и Банк России начал выдавать кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании решений правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики.

Курс Банка России на развитие рыночных механизмов экономического регулирования выразился затем (с февраля 1994 г.) в организации кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка. В 1996 году был введен еще один инструмент рефинансирования банков -- ломбардное кредитование.

Ставка рефинансирования -- это одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам.

Она является наиболее наглядным показателем процентной политики Банка России.

В новой редакции Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 года усиливается роль и ответственность Банка России за проведение единой государственной денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

Этот документ состоит из двух разделов. В первом -- рассматриваются итоги развития экономики и проведения денежно-кредитной политики за предыдущий год. Во втором -- цели денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Особое внимание уделяется здесь перспективам макроэкономического развития страны в целом, а также бюджетной и валютной политике, развитию системы финансовых рынков.

Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100 %-ной федеральной собственностью.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Центральный банк регулирует деятельность экономических субъектов через денежно-кредитную систему. Воздействуя на денежно-кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, а также ход экономического развития страны. Степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику во многом определяется особенностями его работы в отдельно взятой стране. Специфика национальной банковской системы в значительной степени влияет на выбор центральным банком методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.

Центральные банки экономически развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к таким методам относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика, политика минимальных резервов, операции на открытом рынке, депозитная политика, валютная политика.

Содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок. Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего применения на практике. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант стратегии центрального банка.

Основной принцип определения стратегии центральных банков -- ориентация на внутренние или внешние показатели.

В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты. В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика) ее роста. В условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

К инструментарию центрального банка любой экономически развитой страны обычно предъявляют два основных требования: максимальная действенность и равномерность.

Максимальная действенность -- это способность центрального банка как можно более точно реализовать цели экономического регулирования с его стороны. Например, максимальная действенность политики рефинансирования достигается лишь при соответствующей ситуации на денежном рынке.

Не менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы.

К первой группе относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Например, установление разных ставок по обязательным резервам для отдельных групп кредитных институтов (в ФРГ и России) или практика выдачи валютных лицензий (в нашей стране -- Банком России).

Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики.

Инструменты обеих групп соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или по отношению ко всем банкам. Это не исключает различных последствий таких мер для разных банков (например, крупных и мелких).

Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующей классификации: традиционные или нетрадиционные; административные или рыночные; общего действия или селективной направленности; прямого или косвенного воздействия; краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные.

Кредитные институты при необходимости имеют возможность получать кредиты центрального банка путем переучета векселей (переучета потому, что векселя были однажды учтены, или куплены, ранее коммерческим банком) или под залог ценных бумаг. Дисконтная и залоговая политика проводится в целях воздействия на ситуацию на рынке ссудных капиталов путем изменения условий рефинансирования коммерческих банков. Практически во всех странах Европейского Союза принятие решения о кредитах рефинансирования возложено на Европейский центральный банк.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами: требованиями к качеству принимаемых к переучету векселей; контингентом переучета, т.е. максимально возможным объемом переучета векселей для одного кредитного института; учетной ставкой центрального банка. В рамках залоговой политики к таким параметрам относятся требования к качеству принимаемых в залог ценных бумаг, ставка по залоговым кредитам; при необходимости -- количественное ограничение или временное приостановление выдачи залоговых кредитов.

При осуществлении дисконтной и залоговой политики центральный банк может селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода путем модификации требований к их качеству. Изменение контингента рефинансирования позволяет центральному банку достигать следующего эффекта. При ограничении контингента коммерческие банки вынуждены обращаться к более дорогим источникам кредитования, например, к залоговым кредитам, что означает снижение объема кредитного потенциала этих банков и удорожание кредитов, поскольку ставка по залоговым кредитам центрального банка обычно выше ставки переучета.

Если цель центрального банка -- удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он увеличивает учетную ставку. При прочих равных условиях в случае действенного повышения учетной ставки рефинансирование для коммерческих банков удорожается, что ведет в итоге к росту стоимости кредитов в стране. Тем не менее, крупные банки зачастую позволяют себе снижать маржу и не менять вслед за центральным банком процентные ставки, чтобы привлечь более широкую клиентуру.

Если целью центрального банка является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. В этом случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению.

Осуществляя дисконтную и ломбардную политику, центральный банк выполняет "сигнальную миссию". Снижение учетной ставки центрального банка кредитные организации и небанковские учреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политику центрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок служит сигналом к проведению рестриктивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитным институтам подготовиться к новым мерам центрального банка, ориентир на содержание которых они получили благодаря его "сигнальной миссии" при проведении дисконтной и залоговой политики.

В результате учетная и залоговая политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов (путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг), что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.

В большинстве развитых стран к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральные банки используют различную структуру минимальных резервов при неодинаковой амплитуде и частоте изменений их величины, специфике начисления процентов и т.п.

Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия центрального банка по вкладам клиентов. Эта цель использования минимальных резервов существует и сегодня, хотя и не является приоритетной, поскольку в большинстве стран созданы иные системы гарантирования вкладов.

Как правило, счета, на которых размещены резервы, беспроцентные. В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы коммерческим банкам предоставляется ряд льгот. Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. В странах, где установлена высокая резервная норма, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

При установлении норм по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческими банками. Механизмы расчета норм, а также в критерии, по которым дифференцируются эти нормы, в разных странах существенно различаются.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность несоблюдения установленных им требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства по минимальным резервам в ряде стран включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также средства, привлеченные на межбанковском денежном рынке, и долговые обязательства (именные и на предъявителя) сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности, ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, причем для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обязательств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

В большинстве развитых стран в последние годы снизилась активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций.

Стремление центральных банков добиться четкого выполнения требований по отчислению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческих банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных резервов. Так, в США в конце 70-х годов многие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам касались только банков-членов.

Развитие новых финансовых операций и свободных от резервного бремени еврорынков предоставило всем коммерческим банкам США возможность уменьшать отчисления в фонд обязательных резервов. Депозиты, размещенные на еврорынке, остаются неохваченными национальными минимальными резервными требованиями по следующим причинам.

Центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов, либо от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов, либо в базу минимальных резервов не включаются те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам.

С появлением новых путей обхода предписаний по минимальным резервным требованиям центральные банки вынуждены все чаще изменять порядок иx выполнения. В начале 80-х годов США выступили с инициативой введения единой системы минимальных резервных требований на еврорынке, однако она не нашла достаточной поддержки.

Механизм обязательных резервных требований используется как инструмент денежно-кредитной политики практически во всех экономически развитых странах.

На открытом рынке центральный банк осуществляет покупку и продажу ценных бумаг. Как правило, такими ценными бумагами являются казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги.

Традиционные средства проведения операций на открытом рынке -- операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Такие операции характерны для стран Европейского экономического и валютного Союза и США.

Для большинства промышленноразвитых стран операции на открытом рынке представляют собой главный инструмент денежно-кредитного регулирования; прочие инструменты используются нерегулярно. Отдельные страны концентрируется на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики -- на операциях с облигациями государственного займа, при краткосрочной политике -- на операциях с казначейскими векселями. По таким операциям устанавливаются твердые ставки по купле-продаже.

Механизм проведения операций на открытом рынке в большинстве стран сводится к следующему. Для оживления экономики центральный банк проводит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У коммерческих банков и других собственников появляется возможность получить дополнительные денежные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля.

Если центральный банк проводит рестриктивную (контрактивную) политику, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения. У него есть, по меньшей мере, две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Коммерческие банки и их клиенты, покупая государственные ценные бумаги, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть использованы для развития реального сектора экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.