реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банковское регулирование на примере ОАО "АК БАРС"-банка

­изменение норм обязательных резервов банков.

Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР. Различаются методы и инструменты денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики - это способы воздействия на ориен-тиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определенных инструментов денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики подразделяются на административ-ные и экономические. К административным методам денежно-кредитной полити-ки относятся:

- лимитирование уровня процентных ставок по кредитам;

- ограничение объема кредитов, выдаваемых кредитным организациям;

- селективная кредитная политика, реализуемая посредством:

а) установления количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли экономики;

б) создания специализированных кредитных организаций, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам;

- портфельные ограничения, предполагающие вменение кредитным органи-зациям в обязанность приобретение государственных ценных бумаг;

- валютные ограничения, включающие:

а) продажу части валютной выручки центральному банку по официальному курсу;

б) лицензирование продажи иностранной валюты импортерам;

в) ограничение операций кредитных организаций по купле-продаже валюты на внутреннем рынке и др.

К экономическим методам денежно-кредитной политики Банка России

от-носятся:

-нормативные методы, осуществляемые путем использования таких инст-рументов, как:

а) отчисления в фонд обязательных резервов;

б) коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций;

- корректирующие методы, осуществляемые путем использования следую-щих инструментов денежно-кредитной политики:

а) процентные ставки:

б) операции на открытом рынке:

в) валютные интервенции и др.

Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

- гибкость, т.е. возможность маневра в процессе применения данного инст-румента;

- возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции;

- скорость;

- соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Инструменты денежно-кредитной политики - это тесно связанные с целе-выми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфе-ре воздействия Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, ве-личина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Использование инструментов денежно-кредитной политики, их результа-тивность отражает направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране. К сожалению, эффективность денежно-кредитной политики не всегда находится в зависимости от применяемых инструментов. Например, снижение ставки рефинансирования в настоящее время не способствует сниже-нию ставок по кредитам. Поэтому можно прийти к выводу, что денежно-кредитная политика лишь косвенно оказывает влияние на социально-экономи-ческое положение страны. Тем не менее, для достижения определенных целей экономической политики Центральный банк Российской Федерации применяет те инструменты денежно-кредитного регулирования, которые будут более способст-вовать созданию благоприятной ситуации.

В настоящее время Центральный банк Российской Федерации применяет три основных инструмента денежно-кредитной политики: курсовую политику, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установление краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России. Со-гласно федеральному закону «О Центральном Банке ...» [2, ст. 35] инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России

ре-зервные требования);

операции на открытом рынке;

рефинансирование кредитных организаций;

валютные интервенции;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения;

эмиссия облигаций от своего имени.

§ 3. Организационно ­ экономические основы регулирования банковской деятельности

Основу регулирования банковской деятельности составляют инструменты денежной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва для коммерческих банков, валютная политика, прямые количественные ограничения для кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы.

Процентные - ставки Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить про-центную политику без фиксации процентной ставки [2, ст. 37]. Процентные став-ки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк Рос-сии осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уро-вень рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валют-ного курса. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиле-ния инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям ком-мерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удоро-жание кредита, и наоборот. Вместе с тем для повышения влияния денежно-кредитной политики в обеспечении развития экономики требуется расширение роли банковского кредита в удовлетворении спроса на деньги, что позволит при-дать процентным ставкам более значимые функции в регулировании экономиче-ской деятельности.

Регулирование процентных ставок по собственным операциям Банка России является одним из важных инструментов денежно-кредитной политики, способ-ствующих достижению ее основной цели. В условиях меняющейся внешнеэконо-мической конъюнктуры важной задачей процентной политики будет сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, номинированным в нацио-нальной и иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных тенденциях в платежном балансе и удерживать стоимость кредитных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.

В рамках реализации вариантов социально-экономического развития, характеризуемых возможностью роста свободной ликвидности, роль процентных ставок будет ограничена при сохраняющемся режиме управляемого плавающего курса рубля. В этих условиях изменение процентных станок по операциям Банка России должно содействовать, с одной стороны, стерилизации свободной ликвид-ности в необходимых объемах, а с другой стороны - ограничению роста рыноч-ных процентных ставок.

В ситуации заметного снижения уровня ликвидности и активного использо-вания инструментов рефинансирования роль процентных ставок при проведении денежно-кредитной политики может повыситься. В таких условиях потребуется поддержание процентных ставок на таком уровне, который, с одной стороны, способствовал бы предотвращению оттока капитала, а с другой стороны, не пре-пятствовал кредитованию реального сектора.

Банку России для реализации поставленной ранее задачи перехода в средне-срочной перспективе к системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, необходимо совместно с Правительством Российской Феде-рации проводить целенаправленную работу по формированию единого эф-фективно функционирующего внутреннего денежного рынка, операции на кото-ром будут одинаково доступны для широкого круга участников, по снижению транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитию рыночной ин-фраструктуры. Решение этих задач является одной из ключевых предпосылок для изменения роли процентных ставок по операциям Банка России в части их воз-действия на рыночные процентные ставки.

В ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансиро-ванной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, а также конкурент-ного развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и роста информационной прозрачности заемщиков в 2007 году прогнозируется дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. При этом на 2007 год определена цель снизить инфляцию до 6,5 - 8% из расчета декабрь к декабрю.

В 2007 году и в период до 2009 года в основном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года.

Это связано с тем, что не ожидается значительных изменений в условиях ее проведения: сохранится весьма существенное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжатся структурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будет использоваться механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд). Вместе с тем полная либерализация операций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России к изменениям на международных финансовых рынках.

В то же время, по-видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды [5, ст. 24].

Среди основных направлений денежно- кредитной политики Центрального Банка России на 2007 год можно выделить, что в настоящее время влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентных ставок в экономике является ограниченным. Стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие больших объемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций Банка России. Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка России ограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками и процентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызвать приток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее Банк России будет активизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежного предложения от состояния внутреннего валютного рынка.

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора будет расширяться доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России. Дальнейшая интеграция и эффективное функционирование внутреннего денежного рынка, операции на котором будут доступны для широкого круга участников, снижение транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитие рыночной инфраструктуры будут способствовать эффективному перераспределению денежных средств и оптимизации структуры процентных ставок.

Банк России видит своей перспективной задачей переход к режиму инфляционного таргетирования. Постепенно в проведении денежно-кредитной политики расширяется применение элементов этого режима, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями, среднесрочный характер установления цели, ограничение присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке, повышение роли процентной политики.

Ставка рефинансирования. По этой ставке Банк России кредитует коммер-ческие банки. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики [2, ст. 36]. Ставка рефинансирования играет важную роль среди процентных ставок Банка России. Изменяемая в зависимости от экономиче-ской ситуации, ставка рефинансирования выполняет сигнальные функции, давая участникам денежного рынка информацию об оценке центральным банком сло-жившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Однако задачей этой ставки не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке.

В соответствии действую-щим законодательством ставка рефинансирования, устанавливаемая Банком Рос-сии, используется при расчете штрафов и пеней, ставок налогов, а также налого-облагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. Необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным орга-низациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере. Таблица 1. отражает изменение ставки рефинансирования в период с 2003- 2006 года.

Таблица 1 ­Изменение ставки рефинансирования за период с 2003- 2006 г.г.

Срок, с которого установлена ставка

Размер ставки рефинансирования (%, годовых)

Документ, в котором сообщена ставка

1.

С 23.11.2006г.

11,0

Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У

2.

С 23.06.2006г.

11,5

Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696- У

3.

С 26.12.2005г.

12

Телеграмма ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У

4.

С 15.06.2004г.

13

Телеграмма ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1443-У

5.

С 15.01.2004г.

14

Телеграмма ЦБ РФ от 14.01.2004 № 1372-У

6.

21. 06.2003г.

16

Телеграмма ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1296-У

Ломбардная ставка представляет собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных дол-говых обязательств. Она применяется для получения денежных средств под высо-коликвидные финансовые активы. Центральный банк РФ проводит ломбардные аукционы. Ставка по ломбардным аукционам в связи с достаточным уровнем лик-видности коммерческих банков также пока существенно не влияет на ставки меж-банковского кредитного рынка. В среднесрочной перспективе Банк России наме-рен строить процентную политику таким образом, чтобы содействовать формиро-ванию объективного уровня процентных ставок в экономике с целью регулирова-ния совокупного спроса в соответствии с ориентирами денежно-кредитной поли-тики [9,с. 428]. На 09.11.2006г. фиксированная ставка по ломбардным кредитам составляла 13%. В 2006 году Банк России включил в указанный список высоколиквидные ценные бумаги крупнейших российских эмитентов, имеющих высокий рейтинг.

Составной частью проводимой Банком России процентной политики являются также его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций -- изъятие излишней ликвидности банковской системы путем при-влечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кре-дитных организаций.

Банк России оставляет за собой право выбирать банки-контрагенты, с которыми он осуществляет депозитные операции, а также приос-танавливать действие Генерального соглашения на неопределенный срок без предварительного уведомления последнего. Дата и способ проведения депозит-ных аукционов и проведение депозитных операций по фиксированной процентной ставке определяются Банком России. Основные условия размещения банком денежных средств в депозит оформляются двухсторонним договором-заявкой. Проценты по депозитам начисляются по формуле простых процентов за период фактического срока привлечения средств исходя из количества календарных дней в году. Досрочное изъятие банком средств и пролонгация депозитов не допуска-ются. Депозитные аукционы проводятся Банком России в Москве как процентный конкурс договоров-заявок банков [10, с. 43].

Итак, несмотря на все преимущества, процентная политика обладает существенным недостатком. Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответ-ствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необ-ходимую государству. В связи с этим в своей дисконтной политике центральный банк может играть лишь пассивную роль. Однако данный недостаток может быть устранен применением такого инструмента денежно - кредитной политики, как операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке известны давно как инструмент по-вышения эффективности учетной (дисконтной) политики.

Механизм действия этого инструмента центрального банка основан на покупке или продаже им госу-дарственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств. Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государст-венных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки [2, ст.39]. Операции на открытом рынке более эффективны в период повышения уровня инфляции [9, с. 430], что особенно актуально в условиях повышения цен на энергоносители. Подробнее данный вопрос будет рассмотрен в третьей части работы. Операции на открытом рынке подразделяются на операции купли-продажи и сделки РЕПО.

Сделка РЕПО -- это операция с обратным выкупом. Она состоит из двух частей: в первой ее части одна сторона продает другой стороне и одновременно берет на себя обязательства выкупить их в определенный срок (либо по требова-нию второй стороны), во второй части происходит обратная покупка ценных бу-маг по цене, отличной от цены первоначальной продажи. Разница между ценами и представляет тот доход, который получает покупатель ценных бумаг по первой части РЕПО (продавец денежных средств). Юридически договор между участни-ками сделки РЕПО является особым видом договора купли-продажи, в котором стороны поочередно являются продавцами и покупателями.

Преимущества РЕПО по сравнению с другими инструментами денежно-кредитной политики заключаются в том, что они, во-первых, обеспечивают фи-нансовую систему ликвидностью на некоторый срок, по истечении которого нет необходимости вновь выходить на рынок, чтобы изъять из обращения избыточ-ную денежную массу; во-вторых, ценные бумаги, выступающие в качестве объек-та сделки, не выходят из оборота, а продолжают в нем участвовать. Мировой опыт показывает, что операции РЕПО являются наиболее действенным инстру-ментом достижения оперативных целей денежно-кредитной политики [10, с.42].

В 2006 году Банк России был намерен осуществлять постепенную замену операций по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа аналогичными сделками с ОБР, которые должны сыграть значительную роль в среднесрочном «связывании» свободных денежных средств. Кроме того, в качестве дополнительного инструмента изъятия ликвидности используются операции продажи ОФЗ из собственного портфеля Банка России без обязательства обратного выкупа. Также в 2006 году Банк России продолжил проведение операций по продаже ОФЗ с обя-зательством обратного выкупа [5, с.24].

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимо-сти облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Со-ветом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между макси-мально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и сум-мой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из дей-ствующего норматива обязательных резервов [2, ст. 44]. Ставка РЕПО на 21.12.2006г.- составила 6,1% [8].

Установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Как инструмент денежно-кредитного регулирования экономики политика обязатель-ных резервов является более действенным способом влияния центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими «рыночными» методами регулирования, как учетная полити-ка и политика на открытом рынке. Ее можно отнести к прямым «административ-ным» методам воздействия государства на денежный рынок [20, с. 89].

Государство обязывает все банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального бан-ка, который в зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных резервов. Установление норм обязательных резервов решает экономические (обеспечение минимальной гарантированной стабильности банковской системы), социальные (дают гарантию от полного разорения вкладчиков) и другие задачи.

Впервые обязательные резервы были введены в США. Первоначально они рассматривались как своеобразная гарантия по обязательствам банков. Затем все более значимой стала их функция как инструмента регулирования денежного предложения в стране [19, с. 2]. Хранение обязательных минимальных резервов в центральном банке РФ введено в 1990 г. Банк России намерен в будущем воздер-живаться от повышения нормативов обязательных резервов [9, с. 430].

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депо-нирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом ди-ректоров. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При нарушении нор-мативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефи-нансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответ-ствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной органи-зацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банков-ских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном феде-ральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. При реорганизации кредитной организации порядок переоформле-ния ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавли-вается в соответствии с нормативными актами Банка России [2, ст. 38].

Банк России в 2007 году продолжил использование обязательных резервов в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковской системы. При этом предполагалось сохранить тенденцию к относительному снижению обя-зательных резервов кредитных организаций, в том числе путем возможного повышения коэффициента усреднения. Независимо от сценариев экономического развития Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования, включая механизм усреднения, и нормативной базы, применяе-мой при формировании банками обязательных резервов, в соответствии с законо-дательством Российской Федерации [5,с.24].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.