реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банковская система Республики Таджикистан ее элементы и взамосвязи

Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода ус-луги. В отличие, к примеру, от продукта промышленного предприя-тия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто мате-риальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в отли-чие от отраслей материального производства, где продукт приобре-тает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя склади-ровать, производить про запас.

Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги - он превращает "неработающие", неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В равной степени это относится к кредитам, предоставляемым пред-приятиям и организациям на развитие своей производственной и фи-нансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.

Характерным свойством банковских услуг является и то, что их объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий - это преимущественно движение капиталов в денежной форме.

Свойство банковских услуг состоит и в том, что они охваты-вают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и "осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депо-зитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существен-ные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.

Операции, выполняемые банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только бан-ка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгал-терскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, бу-дучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанков-ские операции - операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.

Такое положение связано с тем, что на рынке банковских ус-луг в условиях рыночного хозяйства возникает серьезная конкурен-ция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торго-вые организации, финансово-промышленные компании, различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наи-более прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источни-ки доходов. Именно поэтому особенно быстро за последние годы ста-ли развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги.

Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это по-нятно, так как банки работали в условиям централизованной распре-делительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденны-ми осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги не могут. Прош-ло не так мало времени, банки еще не накопили достаточного опыта. Ряд операций не получает развития из-за сильной инфляции недоста-точности современных средств связи. Нельзя не учитывать и того, что банки еще не обладают необходимыми знаниями о новейших услу-гах, им еще предстоит обучить свой персонал технике их предостав-ления.

Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции ста-новятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских опера-ций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики намети-лась тенденция к универсальной деятельности, универсализации банковских услуг.

Комплексное банковское обслуживание может, однако, прийти не сразу. Для этого банкам предстоит решить ряд проблем, которые бы-ли упомянуты выше. Важно, чтобы банки правильно определили свое место на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производ-ственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к предос-тавлению всего набора услуг. Напротив, для того или иного банка окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то опре-деленных операциях. Специализация банка на их выполнении может оказаться для него более эффективным направлением развития, поз-волит сократить затраты на проведение операций и, в конечном сче-те, увеличить их доходность.

ГЛАВА 2. БАНКОВКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

2.1. Общая информация о банковской системе Республики Таджикистан

В Республике Таджикистан, по состоянию на 1 января 2004 года, функционируют 13 банков, один филиал иностранного банка и 4 небанковских финансовых организации. По сравнению с 1 января 2003 года количество действующих банков не изменилось, а небанковских финансовых организаций увеличилось на 1 единицу, в связи с началом деятельности КТОО “Финансирование торговли”.

2003 году Правление Национального банка Таджикистана дало разрешение на открытие двух банков и двух небанковских финансовых организаций. ЗАО “Совместный Таджикско-Бахрейнский Инвестиционный банк” утвержден Постановлением Правления НБТ от 16.09.2003 года № 184 и стал функционировать с ноября 2003 года. ЗАО “Первый Микрофинансовый Банк” (Постановление Правления НБТ от 14.05.2003 г. № 67), а также две небанковские финансовые организации - ЗАО НФО “КредитИнвест” (Постановление Правления НБТ от 13.06.2003 г. № 94-1) и ЗАО НФО “Зироат” (Постановление Правления НБТ от 10.09.2003 г. № 174), прошли регистрацию в Минюсте РТ, но в банковскую систему не были включены, из-за отсутствия проводимых ими банковских операций.

Четыре банка - КБ “Текстинвест-банк”, КБ “Душанбе”, ККУБ “Айём” и ЗАО “Сомон-банк” - находятся на стадии ликвидации. За отчетный период с 1 января 2003 года по 1 января 2004 года только у одного банка ЗАО “Сомон-банк” отозвана лицензия на проведение банковских операций, в связи с его добровольной ликвидацией (Постановление Правления НБТ от 29.12.2003 г. № 287).

В течение отчетного года были открыты 3 филиала: по одному - у ОАО “Тоджиксодиротбонк”, у АОЗТ “Кафолатбанк” и у ТАК ПБРР “Таджпромбанк”. Но по сравнению с 1 января 2003 года общее количество филиалов, у действующих банков, уменьшилось на 1 единицу, из-за ликвидации ЗАО “Сомон-банк”.

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10 мая 2003 года № 200 внесены изменения и дополнения в Устав Государственного сберегательного банка Республики Таджикистан “Амонатбонк”, в частности, 69 уполномоченных пунктов должны быть преобразованы в филиалы, а 5 филиалов в отделения. Данные изменения не отражены в банковской системе, так как филиалы и отделения до сих пор не прошли регистрацию в Минюсте РТ.

13 банков, действующих на территории Республики Таджикистан по состоянию на 1 января 2004 года, по характеру собственности подразделяются на:
- 1 государственный банк;
- 9 акционерных банков;
- 3 совместных банка.

Уставной капитал в целом, по 13 банкам, одному филиалу иностранного банка и 4-м небанковским финансовым организациям, по состоянию на 1 января 2004 года по формам собственности выглядит следующим образом:
1. Государственная - 8 573 579 сомони или 11,9%,
2. Коммерческая - 21 142 193 сомони или 29,3%,
3. Физические лица - 38 526 694 сомони или 53,31%,
4. Прочие - 4 024 267 сомони или 5,57%.

Следует отметить, что у Государственного сберегательного банка Республики Таджикистан “Амонатбонк” и Филиала банка “Тиджорат” Исламской Республики Иран в г.Душанбе уставной капитал 100% принадлежит государству.

За отчетный год возросла доля участия физических лиц в уставном капитале коммерческих банков на 30 482 298 сомони или на 42,2%. Увеличение произошло из-за легализации денежных средств населением Республики Таджикистан (Закон Республики Таджикистан “Об амнистировании граждан Республики Таджикистан, в связи с легализацией ими денежных средств”). За отчетный год с 1 января 2003 года по 1 января 2004 года, все банки и небанковские финансовые организации соблюдали предельный размер не денежной части уставного капитала, который составляет 20% от уставного капитала банков. По состоянию на 1 января 2004 года денежная часть уставного капитала банков и небанковских финансовых организаций составила 69 893 984 сомони, а не денежная часть - 2 372 749 сомони, или 96,7% и 3,3% соответственно. В целом, по банковской системе за прошедший год, денежная часть уставного капитала банков увеличилась, а не денежная часть, соответственно, уменьшилась, на 2,1%. Денежная часть уставного капитала банков пополнялась за счет взносов учредителей и акционеров банков и НФО, а также за счет реализации акций банков.

За отчетный период с 1 января 2003 года по 1 января 2004 года, три коммерческих банка увеличили размер объявленного уставного капитала - ОАО “Агроинвестбанк” до 15 000 000 сомони, ОАО “Ориёнбанк” до 8 000 000 сомони, ОАО “Банк Эсхата” до 10 000 000 сомони, а два банка (ГСБ РТ “Амонатбонк” и Филиал банка “Тиджорат” ИРИ в г.Душанбе) увеличили свой капитал до минимального размера, установленного Национальным банком Таджикистана (4 140 000 сомони). Группировка банков по сформированному уставному капиталу, с учетом филиала банка “Тиджорат” ИРИ в г.Душанбе и 4-х небанковских финансовых организаций, по состоянию на 1 января 2004 года, выглядит следующим образом:

Таблица 2.1.

1.

от 100 до 500 тыс. сомони
- количество
- удельный вес

270 410
1
0,4 %

2.

от 500 тыс. до 1 млн.сомони
- количество
- удельный вес

2 085 389
3
2,9 %

3.

от 1 до 2 млн.сомони
- количество
- удельный вес

1 039 073
1
1,4 %

Продолжение таблицы 2.1.

4.

от 2 до 3 млн.сомони
- количество
- удельный вес

2 699 181
1
3,7%

5.

от 3 до 4 млн.сомони
- количество
- удельный вес

20 452 479
6
28,3%

6.

от 4 млн.сомони и выше
- количество
- удельный вес

45 720 201
6
63,3%

Согласно пункта 1 Раздела I Инструкции № 79 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”, для действующих банков минимальный размер общего капитала с 1 января 2003 года определен в сумме эквивалентной 1,5 млн.долларов США, что составило 4 140 000 сомони, который был соблюден со стороны 7 банков и 1 иностранного филиала: ОАО “Агроинвестбанк”; ОАО “Ориёнбанк”; ГСБ РТ “Амонатбонк”; ОАО “Тољиксодиротбонк”; ТАК ПБРР “Таджпромбанк”; ОАО “Банк Эсхата”; ЗАО “СТБ-ИНВЕСТБАНК” и Филиала банка “Тиджорат” ИРИ в г.Душанбе, что на 2 единицы больше по сравнению с предыдущим отчетным периодом.

Данный норматив не выполнили следующие банки, т.е. оплаченный общий капитал составил по:
1. ОАО “Сохибкорбанк” - 772 038 сомони;
2. СИ “Центрально-Азиатский Банк” - 4 001 007 сомони;
3. АОЗТ “Кафолатбанк” - 3 878 620 сомони;
4. ОАО “Худжандбанк” - 1 078 619 сомони;
5. ЗАО “ИСТ-КРЕДИТ БАНК” - 4 043 608 сомони;
6. АОЗТ “Банк Олимп” - 2 953 975 сомони;
7. ЗАО “Сомон-банк” - 64 800 сомони.

Группировка банков по общему капиталу, с учетом филиала банка “Тиджорат” ИРИ в г.Душанбе и 4-х небанковских финансовых организаций, по состоянию на 1 января 2004 года, выглядит так:

Таблица 2.2.

1.

От 100 до 500 тыс. сомони
- количество
- удельный вес

-103 976 938 2 -746,1 %

2.

От 500 тыс. до 1 млн.сомони
- количество
- удельный вес

2 909 575
4
20,9 %

3.

От 1 до 2 млн.сомони
- количество
- удельный вес

1 078 619
1
7,7%

4.

От 2 до 3 млн.сомони
- количество
- удельный вес

2 953 975
1
21, 2%

5.

от 3 до 4 млн.сомони
- количество
- удельный вес

3 878 620
1
27,8 %

6.

от 4 млн.сомони и выше
- количество
- удельный вес

79 220 241
9
568, 5%

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 10 мая 2003 года № 206, был установлен размер участия иностранного капитала в банковской системе Республики Таджикистан - 35%, который соблюдался в течение всего отчетного года.

Одновременно с этим, в соответствии с пунктом 3 Матрицы мер в рамках программы Правительства Республики Таджикистан от 19 мая 2003 года, по механизму финансирования на цели сокращения бедности и содействию экономическому росту, Правление Национального банка Таджикистана своим решением от 12 июля 2003 года № 115, разрешило банкам и небанковским финансовым организациям формировать уставной капитал до 50%, за счет продажи своих акций в иностранной валюте.

За отчетный период с 1 января 2003 года по 1 января 2004 года, в группе банков, имеющих уставной капитал с участием иностранного капитала, состоящей из 6-ти банков и филиала иностранного банка, произошли изменения в составе группы. В данную группу вошли два новых банка: один совместный - ЗАО “Совместный Таджикско-Бахрейнский Инвестиционный банк” с удельным весом иностранного капитала - 7 570 500 сомони, или $2 450 000, что соответствует 81,6 процентам к уставному капиталу банка, и один иностранный - ЗАО “Первый Микрофинансовый Банк”, который пока не функционирует. Одновременно с этим, из группы был исключен ОАО “Агроинвестбанк”, в связи с выходом из состава акционеров фирмы “Пауль Рейнхард-АГ”, со своим взносом 1 244 100 сомони или $1 650.

По состоянию на 1 января 2004 года сформированный уставной капитал банков по банковской системе, в целом, составил 69 910 934 сомони, а удельный вес иностранного капитала в нем - 17 439 340 сомони, или 24,9%. По отношению к объявленному уставному капиталу банков - 128 663 440 сомони, удельный вес иностранного капитала, соответственно, составляет 13,6%.

Таблица 2.3.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Наименование кредитных организаций

Количество филиалов

Количество отделений

Объявленная сумма уставного капитала

Оплаченная сумма уставного капитала

В % к объявленному капиталу

Общий капитал

Банки

1

2

3

4

5

6

7

ОАО "Агроинвестбанк"

4

57

15 000 000

15 000 000

100,0

22 025 253

ОАО "Ориёнбанк"

30

-

60 000 000

24 000 000

40,0

34 029 767

ГСБ РТ "Амонатбонк"

5

69

Cmin*

4 501 511

-

5 050 070

ОАО "Точиксодиротбонк"

7

-

14 912 600

11 729 517

78,7

18 610 609

ТАК ПБРР "Таджпромбанк"

11

-

300 000

300 000

100,0

23 547 452

ОАО "Сохибкорбанк"

1

-

10 250 000

4 113 363

40,1

5 426 947

АОЗТ "Кафолатбанк"

3

-

6 300 000

3 952 097

62,7

2 615 605

ОАО "Бонки Эсхата"

1

-

10 000 000

3 323 773

33,2

7 504 922

Филиал банка "Тиджорат" Исламской Республики Иран

-

-

Cmin*

4 624 926

-

4 742 008

АОЗТ "Банк Олимп"

1

-

6 000 000

4 850 159

80,8

4 685 222

ЗАО "СТБ-ИНВЕСТБАНК"

-

-

15 450 000

9 312 161

60,3

9 255 009

Продолжение таблицы 2.3.

1

2

3

4

5

6

7

ЗАО "Первый Микрофинансовый Банк"

-

-

10 000 000

10 000 000

100,0

9 084 094

Итого:

63

126

148 212 600

95 707 507

-

146 576 958

 

 

 

 

 

 

 

Кредитные товарищества

 

 

 

 

 

 

ЗАО "КО "Фонон""

-

-

1 500 000

1 500 500

100,0

1 679 196

КТОО "Дехкон"

-

-

697 698

657 199

94,2

374 852

ЗАО КТ "Ганчина"

-

-

800 000

800 000

100,0

978 883

КТОО "Финансирование торговли"

-

-

804 000

671 282

83,5

743 646

ЗАКО "Капитал+"

-

-

2 000 000

980 575

49,0

958 568

Итого:

-

-

5 801 698

4 609 056

-

4 735 145

 

 

 

 

 

 

 

Банковские финансовые организации

 

 

 

 

 

 

ЗАО НФО "КредитИнвест"

-

-

927 000

927 000

100,0

-

ЗАО НФО "Зироат"

-

-

1 000

1 000

100,0

-

ЗАО НФО "Бархак"

-

-

2 000

2 300

115,0

-

ЗАО НФО "Умед-2004"

-

-

3 000

3 000

100,0

-

ЗАО НФО "Омад-2004"

-

-

5 000

5 000

100,0

-

ЗАО НФО "Мададгор-2004"

-

-

5 000

5 000

100,0

-

ЗАО НФО "Кишоварз-2004"

-

-

3 000

3 000

100,0

-

Итого:

-

-

946 000

946 300

-

-

Всего:

-

-

154 960 298

101 262 863

-

151 312 103

Продолжение таблицы 2.3. 

1

2

3

4

5

6

7

Кредитные организации на стадии ликвидации

 

 

 

 

 

 

КБ "Текстинвест- банк"

3

-

100 000

250 232

2,5 раза

53 888

КБ "Душанбе"

1

-

100 000

183 050

1,8 раз

716 809

ККУБ "Айем"

-

-

754 000

580 099

76,9

162 267

ЗАО "Сомон- банк"

4

-

3 975 000

673 293

16,9

64 800

СИ "Центрально- Азиатский Банк"

-

-

28 720 000

3 456 697

7,5

4 418 480

АООТ "Худжанд-бонк"

-

-

4 465 000

4 404 302

98,6

1 130 720

ЗАО "Ист-кредит банк"

-

-

3 298 440

3 298 440

100,0

-

ИТОГО

8

-

41 412 440

12 846 113

-

4 788 812

Всего:

71

126

196 372 738

114 108 976

-

156 100 915

2.2. Национальный Банк Республики Таджикистан

Национальный банк Таджикистана является центральным эмиссионным, резервным банком Республики Таджикистан, находится в собственности Республики Таджикистан и несет ответственность перед Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Национальный банк Таджикистана является самостоятельным юридическим лицом, и может создавать в целях выполнения своих задач организации, обладающие правами юридического лица, приобретать здания, сооружения или другое имущество, необходимое для обеспечения своей деятельности.

Национальный банк Таджикистана не несет ответственности по обязательствам Республики Таджикистан, принятым без согласия Национального банка Таджикистана. Государство гарантирует защиту имущественных прав Национального банка Таджикистана и не может изъять его имущество, фонды, денежные средства или уменьшить уставной капитал.

Национальный банк Таджикистана самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность и в пределах, предоставленных ему законом полномочий, независим в своей деятельности. Органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Национального банка Таджикистана и его структурных подразделений по реализации его законодательно закрепленных полномочий.

Национальный банк Таджикистана может по своему усмотрению, открывать отделения и представительства в стране и за ее пределами. Национальный банк Таджикистана может предоставлять банковские услуги иностранным, правительственным, финансовым и банковским учреждениям, а также международным организациям, в которых участвует Национальный банк Таджикистана или Республика Таджикистан. В пределах своих полномочий Национальный банк Таджикистана в качестве представителя Республики Таджикистан может принимать на себя обязательства и выполнять операции, связанные с участием Республики Таджикистан в международных организациях.

Национальный банк Таджикистана подотчетен Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, который утверждает Указы Президента Республики Таджикистан о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Национального банка Таджикистана и его заместителей, рассматривает представляемый Национальным банком Таджикистана годовой отчет и аудиторское заключение.

Организационная структура Национального Банка РТ

Национальный банк Таджикистана состоит из центрального аппарата и территориальных отделений. В настоящее время в структуре центрального аппарата Национального банка Таджикистана функционируют 1 департамент, 15 управлений, 4 самостоятельных отдела и пресс-центр Территориальная структура Национального банка Таджикистана включает в себя 6 отделений.

Управление Национальным банком Таджикистана осуществляют Правление и Председатель Национального банка Таджикистана. Председатель Национального банка Таджикистана действует от имени Национального банка Таджикистана и представляет без доверенности его интересы в отношениях с третьими лицами, принимает решения по всем вопросам деятельности Национального банка Таджикистана, за исключением отнесенных к компетенции Правления. Правление является высшим коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности Национального банка Таджикистана, осуществляющим руководство и управление Национальным банком Таджикистана. Правление состоит из Председателя Национального банка Таджикистана, его заместителей и трех членов, утверждаемых Президентом Республики Таджикистан по предложению Председателя Национального банка Таджикистана.

Председатель Национального банка Таджикистана и его заместители по должности входят в состав Правления. Заседание Правления созывается Председателем Правления или его заместителем не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть созваны и по письменному заявлению трех членов Правления.

Цели, задачи и функции деятельности Национального Банка Таджикистана

Основными целями деятельности Националього Банка Таджикистана (НБТ) являются:

- защита и обеспечение устойчивости сомони, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Республики Таджикистан;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основными целями НБТ являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности НБТ.

Функции НБТ:

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Таджикистан "О Национальном банке Таджикистана " Национальный банк Таджикистана как резервный банк страны осуществляет следующие основные функции:

· разрабатывает и проводит денежно-кредитную и валютную политику государства;

· действует как банкир государства и его финансовый агент;

· проводит экономический и денежный анализ и на его основе вносит Правительству Республики Таджикистан свои предложения, доводит результаты анализа до сведения общественности;

· лицензирует, осуществляет надзор и регулирование деятельности банков и других небанковских финансовых организаций;

· является кредитором последней инстанции для банков и других небанковских финансовых организаций;

· осуществляет надзор за системой платежей в республике и способствует эффективному функционированию системы межбанковских платежей;

· монопольно осуществляет эмиссию денег и организует их обращение;

· хранит валютные резервы государства и управляет ими;

· от имени Республики Таджикистана принимает на себя обязательства, выполняет операции, вытекающие из участия Республики Таджикистан в деятельности международных организаций в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;

· составляет платежный баланс государства.

2.3. Проблемы и перспективы развития банковской системы в Таджикистане

Вопрос о роли банков в развитии экономики неоднозначен. Для таджискской банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет особое значение. Идя от распределительной к рыночной модели необходимо понять, в чем состоит предназначение банка в экономике? Национальный банк сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе, коммерческие банки долгое время были заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики - не их дело, главное - как можно больше заработать для себя. Все рассуждения воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали "карманными" не только в экономическом, но и политическом отношениях.

Роль банков не зависит от того, реализована она или нет в Таждикистане. Речь идет о назначении банка. Роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров.

Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.

Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в Таджикистане, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики.

Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики.

Четвертым приоритетом считаем необходимость скорректировать сложившиеся представления о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско.

Национальный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современном Таджикистане бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке.

Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики - от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения. Преувеличение роли инфляции в системе индикаторов стало очевидным в 1998 г., когда снижение инфляции не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были достигнуты и по другому важнейшему параметру денежно-кредитной политики - золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не спасло от кризиса.

Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Первая - закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде всего это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная система окупается за счет всевозможных пошлин.

Решение задачи

Задача № 14

Определить размер суммы идущей на погашение кредита, при получении кредита в 75000 сомони, процента 0,06 за месяц, если погашение осуществляется равными суммами выплат.

Решение:

Так как погашение кредита осуществляется равномерными суммами, то общий размер суммы идущей на погашение кредита в год составит:

75000*0,06 *12 = 54000

Если сумма погашения кредита выплачивается ежемесячно, то ежемесячная выплата составит:

75000*0,06 = 4500

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческие банки сегодня - основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухступенчатые банковские системы - Центральный (национальный) и коммерческие банки. Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческие банки

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в Таджикистане новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

С начала 90-х Таджикистан с практически с чистого лиса начала построение своей банковской системы. Неизбежны были все сделанные ошибки, так как отсутствовал опыт банковской деятельноси в рыночной экономике. Однако не стоит забывать, что не мы первые идем по этому пути. В мире уже достаточно примеров, чтобы присмотреться к ним и избезать хотя бы части ошибок.

Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.

Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должны стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства акционеров и клиентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебное пособие.- М.: Омега. 2003.- 440с.

2. Казимагомедов А. А. Защита и страхование банковских депозитов в странах Западной Европы.- М.: Банковское дело. 1996. - 656с.

3. Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Финансы и статистика, 1998.- 380с.

4. Матюхин Г. Г. Мировые финансовые центры.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1979.- 259с.

5. Москвин В.А Банковская система - послекризисное развитие. - М.: Банковское дело, 1998. - 328с.

6. Сайт в интернете: www.nbt.tj

Array

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.