реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банки и их роль в рыночной экономике

· центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков и осуществляет банковский надзор;

· для поддержания стабильности и устойчивости кредитной системы обязательно соблюдение установленных Национальным банком Республики Беларусь экономических нормативов;

· вкладчики (физические лица) пользуются свободой выбора банка;

· вкладчикам обеспечивается возврат денежных средств;

· клиентам гарантируется банковская тайна по операциям, счетам и вкладам (депозитам);

· банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов, обеспечивая не только количественное соответствие между ресурсами и кредитными вложениями, но и в целом между пассивными и активными операциями, добиваясь соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов (прежде всего по срокам тех и других);

· взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся на договорных началах как обычные рыночные отношения, исходя из критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство -- система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

Экономические отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством.

Субъектами банковских правоотношений являются: Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации и иные юридические лица, физические лица, а также республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы.

Банковское законодательство устанавливает принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношения между ними. Оно определяет правовой статус, цели и функции Национального банка, особенности его деятельности. Коммерческие банки (их виды, операции, порядок государственной регистрации, создания, реорганизации, ликвидации, взаимоотношения с клиентурой) также регулируются нормативными правовыми актами.

К актам законодательства относятся: Конституция Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь и республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства.

Вывод: Банковская система -- совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы. В Республике Беларусь сформировалась двухуровневая кредитная система: I уровень -- центральный банк страны (Национальный банк Республики Беларусь), II уровень -- коммерческие банки и другие небанковские финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Организация деятельности банковской системы Республики Беларусь строится на обязательных принципах. Экономические отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством.

Глава 3. Задачи и функции Национального банка Республики Беларусь, его права. Операции, осуществляемые Национальным банком Республики Беларусь

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства.

Старейшими центральными банками мира признаны шведский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 г. банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве.

Национальный банк - центральный банк и государственный орган Республики Беларусь - действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

ь утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

ь назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

ь определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудита деятельности Национального банка;

ь утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения Национального банка - город Минск.

Цели и принципы деятельности Национального банка, а также его права определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Уставный фонд Национального банка Республики Беларусь сформирован из средств государственного бюджета. В доход республиканского бюджета Национальный банк передает часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год. Часть прибыли используется на создание резервного и иных фондов Национального банка.

Имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Национальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставом и законодательством страны.

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. К числу основных задач деятельности Национального банка относятся:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития. Данный статус, как уже отмечалось, проявляется в использовании эмиссионным банком и рыночных, и административных инструментов в процессе выполнения своих функций. Если центральный банк преобразовать в классический государственный орган либо в обычную коммерческую организацию, то возможности государства воздействовать на направления, скорость и мощность денежных потоков в стране уменьшатся.

Национальный банк Республики Беларусь выполняет следующие функции:

· разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

· осуществляет эмиссию денег;

· регулирует денежное обращение;

· регулирует кредитные отношения;

· организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

· является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

· осуществляет валютное регулирование;

· организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

· выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

· осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

· выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

· дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

· осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

· осуществляет лицензирование банковской деятельности;

· регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

· устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

· устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов требования по осуществлению ими внутреннего контроля;

· согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

· регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по выдаче и обращению векселей, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

· устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;

· осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

· устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;

· разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

· определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

· осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

· организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе Национального банка, и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

· организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

· создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;

· формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

· устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

· устанавливает порядок открытия счетов в драгоценных металлах и условия их ведения в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях на территории Республики Беларусь, а также условия открытия резидентами таких счетов в банках и иных кредитных организациях за ее пределами;

· устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок ввоза в Республику Беларусь и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;

· организует инкассацию и перевозку наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

· осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информационных ресурсов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

· проводит анализ и прогнозирование состояния денежно-кредитных отношений, отношений в области валютного регулирования и валютного контроля, платежного баланса Республики Беларусь и банковской системы во взаимосвязи с социально-экономическим развитием Республики Беларусь, публикует соответствующие статистические данные и материалы анализа и прогнозирования в периодическом печатном издании Национального банка;

· заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;

· выполняет другие функции, предусмотренные Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков. Национальный банк Республики Беларусь в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими и физическими лицами на территории государства.

Из совокупности операций Национального банка подробно остановимся на шести наиболее значительных.

1. Кредитование. Кредитная деятельность Национального банка включает в себя рефинансирование банков; кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год; предоставление кредитов своим работникам в порядке, установленном Советом директоров Национального банка.

Проведение кредитных операций Национальным банком регламентируется Банковским кодексом, соответствующими положениями Национального банка и другими нормативными актами. Для решения задач денежно-кредитного регулирования Национальный банк использует операции рефинансирования, то есть кредитования банков на конкурентной и индивидуальной основе. Целью рефинансирования является кредитная поддержка государственных программ, отдельных отраслей, предприятий, сглаживание текущих колебаний уровня ликвидности банковской системы. Кредиты предоставляются на договорной основе с уплатой процентов.

Национальный банк Республики Беларусь предоставляет кредиты республиканским органам управления, в том числе Министерству финансов -- на покрытие государственного долга и дефицита республиканского бюджета; республиканским и местным органам управления -- в текущую деятельность и на инвестиции. Операции кредитования на покрытие государственного долга основываются на Законе Республики Беларусь «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», которым регламентируется порядок образования, обслуживания внутреннего государственного долга страны, его состав, порядок управления и сроки погашения. Законом «О бюджете Республики Беларусь» определяются суммы отнесения на внутренний государственный долг кредитов под дефицит Республиканского бюджета и процентная ставка по ним.

Национальный банк может кредитовать специфические предприятия, организации и учреждения и осуществлять их кредитно-расчетное обслуживание. Заемщиками Национального банка могут выступать иностранные государства, банки, предприятия (по межправительственным соглашениям). Физическим лицам -- служащим Национального банка -- запрещено получать потребительские кредиты во всех банках, кроме Национального.

2. Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов. Национальный банк может осуществлять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. В этих целях в Национальном банке и в главных (специализированном) его управлениях открываются расчетные (текущие) счета и субсчета. Кроме того банк ведет счета клиентов, финансируемых за счет средств бюджета, временно финансируемых за счет средств бюджета, средств клиентов, полученных ими из внебюджетных фондов; текущие счета физических лиц; текущие счета клиентов по доверительным операциям.

В ходе совершения кассовых операций центральным банком осуществляются прием и выдача наличных денег, оформление кассовых документов, хранение денег, ревизия кассы и контроль за соблюдением кассовой дисциплины.

3. Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами. Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и другими международными организациями.

В совокупности пассивных операций центрального банка следует выделить операции, при которых он выступает эмитентом векселей, депозитных сертификатов, облигаций и прочих долговых обязательств.

4. Управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами. Поддержание доверия к национальным деньгам, создание и сохранение среды привлекательности для внешних кредиторов и инвесторов, соблюдение обязательств страны по соглашениям с международными финансовыми организациями -- все эти цели обеспечиваются путем формирования, сохранения и приумножения резервов иностранной валюты центральным банком. Кроме этого, резервы необходимы для валютных интервенций, международных расчетов, прироста накоплений (богатства) государства.

Резервы иностранной валюты могут размещаться в зарубежных кредитных учреждениях. К этим резервам относятся иностранные высоколиквидные финансовые активы центрального банка в свободно и в ограниченно конвертируемых валютах, которые предназначены для проведения денежно-кредитной политики, поддержания обменных курсов и своевременных расчетов страны по иностранным сделкам. Свои резервы центральные банки распределяют на операционный и инвестиционный портфели. Операционный портфель включает краткосрочные депозиты, операции РЕПО, казначейские векселя и другие, легко реализуемые ценные бумаги. Он предназначен для обеспечения ликвидности эмиссионного банка по текущим операциям с резервами. Для обеспечения повышенной доходности от размещения резервов формируется инвестиционный портфель из средне- и долгосрочных ценных бумаг.

Для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов центральный банк проводит следующие операции: открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории страны и за ее пределами; покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней; залоговые операции; операции СВОП.

5. Операции на рынке ценных бумаг. Центральный банк осуществляет широкий круг операций с ценными бумагами. Например, приобретает ценные бумаги, включая выпущенные третьими лицами, на биржевом и внебиржевом рынках, выпускает собственные долговые ценные бумаги. Центральный банк выступает посредником министерства финансов при размещении государственных ценных бумаг.

В последние десятилетия увеличились объемы операций центральных банков по выпуску и размещению на рынке собственных векселей, облигаций и сертификатов. Эмиссия центральным банком собственных ценных бумаг, в отличие от подобных операций коммерческих банков, характеризуется большей временной протяженностью. Она может использоваться в качестве инструмента монетарной политики. Данные операции укрепляют ресурсную базу эмиссионного банка и одновременно регулируют текущую ликвидность кредитных организаций.

6. Активные депозитные операции. Это операции по размещению в других банках и кредитных организациях временно свободных средств, которыми распоряжается центральный банк. В их числе выделяют депозиты до востребования (средства на Корреспондентских счетах банков, карт-счетах и других счетах до востребования) и срочные депозиты.

Центральные банки также осуществляют операции инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей; межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями, -- переучет векселей и других денежных обязательств; прием ценностей на хранение; денежные переводы и иные расчетные операции; валютные операции; банковские услуги, оказываемые и (или) получаемые от таких контрагентов центрального банка, как правительства иностранных государств, центральные банки и финансовые органы этих государств, а также международные организации; посреднические услуги в качестве финансового агента правительства страны по распространению государственных ценных бумаг; учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством страны; операции по обслуживанию государственного долга (в Республике Беларусь) и др.

Вывод: Центральный банк -- это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны. Назначение, освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Уставный фонд Национального банка Республики Беларусь сформирован из средств государственного бюджета. Имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности. Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следующим образом: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса; развитие и укрепление банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Банковским кодексом Республики Беларусь определены основные функции Национального банка Республики Беларусь: разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики; эмиссия денег и ценных бумаг Национального банка; рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции); регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование и валютный контроль; организация функционирования системы межбанковских расчетов; выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Правительства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов; организация расчетно-кассового обслуживания отдельных государственных органов (их перечень определен Уставом Национального банка); надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (включая процедуры регистрации, лицензирования и регулирования); регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций, разработка и утверждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кредитно-финансовых организаций; выполнение функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка; установление порядка осуществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране; организация инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей; составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработке его прогнозов; создание золотовалютных резервов и управление ими; установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций; контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе; заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств; другие функции и операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка. К наиболее значимым операциям Национального банка относятся: кредитование, расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов, операции по привлечению денежных средств, управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами, операции на рынке ценных бумаг, активные депозитные операции. Центральные банки также осуществляют операции инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей; межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями, -- переучет векселей и других денежных обязательств; прием ценностей на хранение; денежные переводы и иные расчетные операции; валютные операции; банковские услуги, оказываемые и (или) получаемые от таких контрагентов центрального банка, как правительства иностранных государств, центральные банки и финансовые органы этих государств и др.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.