реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Место банковской системы в условиях перехода к рынку

Место банковской системы в условиях перехода к рынку

- 1 -

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации Академия налоговой полиции ФСНП РФ

Уфимский филиал Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

Место банковской системы в условиях

перехода к рынку

Выполнил: слушатель 1 курса

группы ОЭ-99-02

ГарееваК.Р

Научные руководители:

Лузина И.А.

Короткое А.Ю.

Уфа-2000

Содержание:

  • Введение 3
    • Принципы организации банковской системы 4
    • Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации 8
    • Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях 13
    • Денежно-кредитная политика в России. 18
    • Заключение 24
    • Список использованной литературы: 27

Введение

Переход к новым экономическим отношениям в России определил необхо-димость разработки и применения принципиально новых, рыночных, под-ходов к реа-лизации эффективной банковской политики на уровне конкретного кредитного учреждения.

Демонополизация банковской системы и децентрализация способ-ствовали развитию банковской конкуренции и созданию финансовых рынков, в частности, рын-ка депозитов и рынка ссудных капиталов. В результате меро-приятий, направленных на проведение экономической реформы, в том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о бан-ках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили все коммерческие банки. Формирование рыночных отно-шений в России, преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило характер проведения процентной политики.

Банки стали самостоятельно определять уровень процентных ставок, учитывая при этом влияние целого ряда факторов: соотношение спроса и пред-ложения на финансовых рынках, государственное регулирование уровня про-центных ставок, темпы инфляции, общий уровень рентабельности хозяйства, конкуренцию в банковском деле, прибыльность банка, срок и размер предос-тавляемых (привлекаемых) средств, степень риска данной операции, платежес-пособность клиен-та, его характер, вид ссуды, тип банка, его размер и другие.

Мировая практика экономической жизни убедительно свидетельствует о том, что без создания эффективной банковской системы невозможно нормаль-ное функцио-нирование и развитие экономики. Эффективность функциониро-вания банковской системы России - залог успешного перехода к рыночные от-ношениям. Этим объясняется актуальность рассматриваемой в данной работе темы.

Принципы организации банковской системы

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками переме-щение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъ-екты финансового рынка имеют два сущест-венных признака, отличающие их от всех других субъектов. [ 2, с.24]

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким обра-зом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущен-ные другими. Это отличает банки от финансо-вых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долго-вых обяза-тельств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обяза-тельств с фикси-рованной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, кото-рые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, рас-пределяет среди своих акционеров.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предостав-ление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверитель-ные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собствен-ности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается воз-можность соз-

дания банков, основанных исключительно на государственной форме собственнос-ти, которые в соответствии с действующим законодательст-вом могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для фор-мирования уставных капи-талов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями откры-тия банков с участием иностранного капи-тала на территории Российской Феде-рации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:

- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

В настоящее время Банковская система децентрализована, создана двух-уров-невая банковская структура. Двухуровневая структура (в различных фор-мах) суще-ствует длительный период в странах Западной Европы и Америки и оправдала себя.

1. Верхний уровень занимает государственный банк (Центральный банк Российской Федерации), который диктует кредитную политику, но не вмеши-вается в дела самостоятельных банков нижнего уровня. Центральный банк стремится к стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и бан-кротств в банковской сфере, то есть осуществляет в большей или меньшей сте-пени государственное регулирование кредитного сектора.

2. Нижний уровень занимают коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие лицензию на осуществление банковских операций).В Законе о банковской деятельности они названы дру-гими кредитными учреждения.

Управление и контроль устойчивостью банковской системы.

Устойчивость банковской системы является одной из гарантий бескри-зисного развития экономики.

В связи с этим Центробанк РФ, отвечающий за устойчивость Банков-ской системы, формирует следующие Резервные и Страховые фонды:

1. Фонд обязательных резервов. Банки перечисляют 20% от объема привлечен-ных ресурсов и перечисляют сверх того средства, если уставной ка-питал оплачен не полностью, а также если они нарушают установленные или экономические нормативы.

2. Фонд компенсации в % ставках. Норматив отчислений в фонд компенсации разниц в % ставках устанавливается в размере 1 процента от при-были коммерческого банка. Из фонда банкам выплачиваются компенсации ес-ли они теряют свои доходы при применении пониженных ставок. В фонд изы-маются также все доходы коммерческих банков, полученные от применения ими процентных ставок по ссудам свыше предель-ных, установленных Банком России и другие незаконно полученные доходы от опера-ций по производству и торговле материальными ценностями.

3. Фонд страхования депозитов. Норматив отчислений устанавливается в разме-ре 1% от прибыли коммерческого банка. Формирование указанного фон-да в случае неплатежеспособности банка дает коммерческим банкам право компенсации вкладов и депозитов своим клиентам со стороны Банка России в двадцатикратном размере от величины фонда страхования депозитов.

4. Фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Норматив отчисле-ния составляет 1% от прибыли. Формирование указанного фонда дает право коммер-ческим банкам получать ссуды Банка России на восполнение временного, сезонного недостатка ликвидности в двадцатикратном размере к оплаченной величине фонда.

Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключа-ется в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выпол-нение 12 основ-ных нормативов. [4, с.53]

Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.

Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету "Операции с государственными ценными бумагами".

Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоко-ликвид-ных активов к обязательствам банка до востребования.

Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.

Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотноше-ние ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рас-сматриваются как активы-нетто.

Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение сово-купной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.

Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение со-вокуп-ной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.

Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение ве-личины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.

Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру -отно-шение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заем-щику-акцио-неру, к капиталу банка.

Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставлен-ных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, вы-данных инсай-дерам, к капиталу банка.

Н11 - максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотноше-ние общей суммы вкладов граждан и капитала банка.

Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.

Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации

Известно, что в последние годы банковская система испытывала серьез-ные трудности (кризис валютного рынка в 1994 г., кризис банковской ликвид-ности в 1995 г., крах фондового рынка 17 августа 1998 г.).

Решение проблем развития банковской системы России усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные:

- постоянно меняется законодательная база;

- разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское;

- стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в це-лом..

Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредит-ных институтов. Коренным образом должка измениться вся система отноше-ний внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового бан-ковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и го-тового идти на обдуманный и взвешен-ный риск. На это требуется время. Не-обходимо, путем вдумчивого изучения зарубеж-ной практики, восстановить ут-раченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многове-ковой опыт ры-ночных финансовых структур.

Рассмотрим причины и последствия банкротства банков.

Три главных нежелательных обстоятельства могут послужить причиной банкротства банка:

- невозврат ссуды или потеря стоимости других активов;

- неликвидность;

- убытки от основной деятельности.

Каждое из этих обстоятельств ведет к уменьшению собственного капитала банка. Когда собственный капитал банка падает ниже нуля, банк становится неплатежеспособным: его пассивы (обязательства) превосходят его активы. В этой ситуации ревизоры банков обычно настаивают на том, чтобы банк прекратил свою деятельность.

С момента возникновения банковского дела нестабильность, вызванная банкротствами отдельных банков, массовыми изъятиями вкладов с проводимой политикой частичного резервного покрытия, объективно подталкивала государство к расширению практики регулирования банковского дела. С помощью регулирования государство пытается защитить вкладчиков от финансовых потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств банков.

К числу трех важнейших типов мероприятий, с помощью которых государство пытается обеспечить надежность и стабильность банковской системы, относятся:

- проведение банковских ревизий;

- проведение централизованных банковских операций;

- страхование депозитов.

Ключевым вопросом этой проблемы является подрыв доверия со стороны вкладчиков к банку.

В условиях перехода к рыночной экономике оптимальная кредитная политика коммерческого банка во взаимоотношениях с клиентами должна строиться исходя из интересов участников кредитных отношений.

Развитие рыночных отношений в России, нестабильное законодательст-во, "частые изменения" фискальной политике Правительства и другие внешние причины (наряду со стратегией развития и тактикой действия) вынуждают рос-сийские банки периодически пересматривать свои приоритеты в кредитовании реального сектора.

В качественно новых условиях перед национальной банковской индуст-рией как

составной частью экономики России объективно стоят два принципи-альных вопроса:

- во-первых, какую роль ей предстоит сыграть в осуществлении струк-турной перестройки экономики страны;

- во-вторых, как она должна развиваться в будущем.

Доминирующей тенденцией развития российских банков становится ак-тивная концентрация капитала. Формируется ядро крупнейших банков. На до-лю первых 30-ти по величине активов уже сейчас приходится 66% совокупных активов банковской системы. Другим проявлением тенденции концентрации банковского капитала стало сокращение количества кредитных организаций под действием рыночных процессов конкуренции и концентрации (их количе-ство уменьшилось за два последних года в 1,5 раза -- с 2600 до 1700).

Концентрация капитала и активов крупнейших банков сопровождается их экспансией на международных рынках капитала. Некоторые конкретные цифры пока-зывают масштабы проникновения отечественных кредитных учре-ждений на междуна-родные финансовые рынки: на 1 января 1998 г. в общем объеме привлеченных рос-сийскими банками межбанковских кредитов доля иностранных банков составила 70,8%, за 1997 г. о на увеличилась примерно в 1,5 раза. Такого результата удалось до-биться, несмотря на жесточайший кризис на мировых фондовых рынках, существенно подорвавший доверие у инвесто-ров к кредитным учреждениям развивающихся стран.

На фоне ускорения темпов сокращения, общего количества действую-щих кредитных организаций достаточно устойчивую и динамично развивающуюся подгруппу в банковской системе России составляют банки с участием иностранного капитала. Удельный вес их количества возрос с 7,3% на 1 января 1998 г. до 8,4% на ту же дату 1999 г. Объем иностранных инвестиций в капитал российских банков за прошлый год составил 4,13% совокупного уставного ка-питала всей банковской системы. При этом лимит привлечения иностранного капитала (12%) не исчерпан. За последние два года наблюдался рост числа банков, контролируемых нерезидентами. Большин-ство из них входит в группу 200 крупнейших банков. Необходимо отметить, что со стороны таких банков усиливается конкуренция за лидирующие позиции в банковс-

кой системе Рос-сии. Это ставит вопрос об уточнении принципов регулирования их деятельно-сти, чтобы снизить риск внезапной миграции иностранного капитала.

Следует особо подчеркнуть, что в условиях финансового кризиса, разразив-шегося 17 августа, в стране сохранилось достаточно много банков, которые не относятся к категории проблемных даже в это непростое время. Свою ус-тойчивость и возможность продолжения нормального рабочего процесса пока-зал целый ряд средних российских банков.

Причины надежности этих банков в условиях кризиса в том, что они не вкладывали значительных средств в государственные ценные бумаги, не брали под залог ГКО кредиты у банков-нерезидентов, не участвовали в доходном «прокручи-вании» бюджетных средств, не увлекались игрой на рискованном межбанковском рынке. Основным направлением их деятельности оставалось качественное обслу-живание традиционной клиентуры, кредитование предпри-ятий реального сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаи не-возврата или просрочки креди-тов у них относительно редки.

Проводимая сегодня реструктуризация банковской системы вызывает необходимость продуманного адекватного ее регулирования со стороны ЦБ РФ с учетом норм международного банковского опыта.

Основными путями достижения банками цели повышения прибыльности деятельности на современном этапе являются:

- автоматизация банковских расчетов;

- совершенствование существующих банковских продуктов и ввод новых услуг;

- расширение сети банкоматов и электронных систем обслуживания;

- развитие систем автоматизации, в частности подсистемы «банк - клиент»;

- расширение клиентской базы за счет привлечения на обслуживание юридических лиц.

Основные положения современных подходов к эффективному управ-

лению финансовыми ресурсами коммерческих банков определяются рядом факторов:

- меняется содержание приоритетов банковской политики, которая рассматривается в широком смысле как с позиций банка так и кредитора и заемщика;

- развитие кредитных рынков (национальных и международных) предполагает изменение сути банковской деятельности с учетом требований рынка. Возникает необходимость в проведении банковского менеджмента, маркетинга, внедрения новейших технологий, изучения и покрытия экономических рисков с целью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банков с минимальными затратами;

- социально- экономическая роль банков в рыночном хозяйстве предполагает расширение сферы и повышение качества банковских услуг. При этом, банкротства банков последних лет крайне негативно сказались на отношении к банкам со стороны клиентов;

- вступление отечественной экономики на путь рыночных преобразований предопределяет ее развитие в русле общемировых тенденций;

- формируя современную кредитную политику, коммерческие банки все в большей степени ориентируются на знания и опыт, существующие в мире.

Однако, в нынешних условиях достижения западной экономической теории не могут в полной мере отвечать специфике российского банка и применимы лишь в той части, которая отвечает национальным особен-ностям:

1. Налогового законодательства;

2. Методов бухгалтерской отчетности;

3. Взаимоотношений хозяйствующих субъектов РФ.

Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях

Банк - (в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в РФ) коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому на основании лицензии, выдаваемой Банком России, предоставлено право при-влекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего име-ни размещать их на условии возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

По состоянию на 1 июля 1999 года число коммерческих банков в России составило 1946 [ 5, с. 12]

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. [ 5, с.31] Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Преж-де всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средст-ва главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ре-сурсов.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразу-мевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей дея-тельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоря-жения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.

Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим бан-кам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль

банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, рас-пределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно ус-танавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадле-жащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взы-скание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на се-бя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческо-го банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им прика-зов.

Функции коммерческого банка

Одной из важных функций коммерческого банка является посредниче-ство в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денеж-ных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перерас-пределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях плат-ности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства фор-мируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соот-ветствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Де-нежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без по-средничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денеж-ных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их пере-мещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособ-ности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпада-ет с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают со-вокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование на-коплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффектив-ные стимулы к накоп-лению средств. Стимулы к накоплению и сбережению де-нежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммер-ческих банков. Помимо высоких про-центов, выплачиваемых по вкладам, кре-диторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накоп-ленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих бан-ках.

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков
имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех
гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющих-ся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансо-вом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

Важнейшей функцией банков в условиях рыночной экономики является

инвестиционная деятельность..

Под инвестициями понимается долгосрочное вложение средств в про-мышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики внутри стра-ны и за границей в целях получения прибыли. Прямые инвестиции пред-ставляют собой непосредственное вложение средств в производство, приобре-тение реальных активов. Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг (портфель ценных бумаг) или предоставления денеж-ных средств в долгосрочную ссуду (портфель ссуд) в национальной или ино-странной валюте (валютный портфель).

Под инвестиционной политикой банков понимается совокупность ме-роприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии по управле-нию портфелем инвестиций, достижение оптимального сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения нормальной деятельности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня ?*х рискованности и ликвидности баланса. Она разрабатывается руководством банка (возможно, совместно с консультирующим его по этим вопросам учреж-дением). Важнейший элемент инвестиционной политики - разработка страте-гии и тактики управления валютно-финансовым портфелем банка, вклю-чающим наряду с прочими его элементами портфель инвестиций.

Инвестиционный портфель (портфель инвестиций) - совокупность средств, вложенных в ценные бумаги сторонних юридических лиц и приобре-тенных банком, а также размещенных в виде срочных вкладов иных банков-ских и кредитно-финансовых учреждений, включая средства в иностранной ва-люте и вложения в иностранные ценные бумаги. Критериями при определении структуры инвестиционного портфеля выступают прибыльность и рискован-ность операций, необходимость регулирования ликвидности баланса и дивер-сификация активов. Возможны различные принципы и подходы к управлению инвестиционным портфелем предприятий и банков. Наиболее распростра-ненным является принцип ступенчатости погашения ценных бумаг, позволяю-щий поступающие от погашения (или реализованных) ценных бумаг средства реинвестировать в ценные бумаги с максимальным сроком погашения.

Так как под инвестициями банков обычно понимаются вложения де-нежных средств на срок в целях получения доходов или прибыли, то с этой точки зрения практически все активные операции банков можно рассматривать в качестве инвестиций. В этой связи, чтобы избежать путаницы в терминах, под инвестиционными банковскими операциями понимаются те из них, в ко-торых банки выступают в роли "инициаторов вложения средств" (в отличие от кредитных операций, где инициатива в получении средств исходит со сто-роны заемщика).

В более узком смысле под инвестиционными операциями банков пони-маются вложения средств в ценные бумаги. Таким образом, при инвестицион-ных операциях банк является одним из множества кредиторов, в то время как при кредитных операциях банк обычно, хотя далеко и не всегда, выступаете роли единственного кредитора.

Основное содержание инвестиционной политики банка составляет оп-ределение круга ценных бумаг, наиболее пригодных для вложения средств, оп-тимизация структуры портфеля инвестиций на каждый конкретный период времени.

Функции Центрального банка РФ
В соответствии со ст. 1 Закона о Банке России это учреждение является главным банкеv РФ и находится в ее собственности.
Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной сторо-ны, он является юридическим лицом (ст.2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (ст.16-18).С другой стороны он же наделен широкими власт-ными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ (ст.5, 10 -14,19-33).
Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Функции Центрального банка РФ включают в себя:.[ 7, с. 126]
- проведение эмиссии банкнот;
- охранение государственных золото-валютных резервов;
- хранение резервного фонда других кредитных учреждений;
- денежно-кредитное регулирование экономики;
- кредитование коммерческих банков и осуществление кассового об-служивания государственных учреждений;
- проведение расчетов и переводных операций;
- контроль за деятельностью кредитных учреждений.

Денежно-кредитная политика в России.

Денежная и кредитная политика является наряду с бюджетной, налого-вой, ценовой и таможенной политикой составными элементами финансовой
политики.

Современный опыт России показал, что ошибки в денежной политике обходятся стране очень дорого. К началу 1992 года официальный курс доллара составлял около 0,6 рубля, а внутренний долг превышал 500 млрд. рублей, т.е. составлял более 300 млрд. долларов. Этот долг состоял из остатков вкладов на-селения в Сберкассе и по внутренним облигационным займам (без учета долга государства по товарным обязательствам). Первые шаги реформаторов были направлены на уменьшение долга государства перед своим народом через ин-фляционный механизм денежной политики. При ограниченной товарной массе денежная эмиссия очень быстро привела к обесценению рубля относительно валют других стран. Тем самым государство стимулировало рост экспорта сырьевых ресурсов и продуктов сельскохозяйственного производства. Внут-ренний рынок стал дополняться импортной продукцией, что еще более ухуд-шило положение промышленности и сельского хозяйства.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная поли-тика и стабильность национальной валюты.

Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно направление -- увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе опреде-ленных

количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то причинам государство не в состоянии регу-лировать свою денежную систему (как это произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не б со-стоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).

Кредитная система и кредитная политика обеспечивают функциониро-вание внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для вы-равнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может нега-тивным образом сказаться на экономической активности в обществе. Действи-тельно, если рентабельность производственного сектора в нормальных рыноч-ных условиях колеблется между 8 и 12%, что ненамного превышает ставки банков за предоставление кредита (от 2,5% -- в Японии, 6,3% -- во Франции, 8,25% -- в США, до Ю,6% -- в Италии), то Россия оригинальна и в размере банковского процента: ставка рефинансирования Центрального банка Рос-сийской Федерации за период реформирования достигала 100% в 1993 г. и да-же 210% в 1994 г. С июля 1998 г. ставка рефинансирования (Ставка рефинансирования -- это плата за кредит, предоставляемый Центральным банком Рос-сийской Федерации коммерческим банкам) стабилизировалась на уровне 60%. Действие такой высокой ставки рефинансирования сказывается самым нега-тивным образом, а именно:

- невозврат кредитов;

- рост цен на продукцию производственного сектора и сектора услуг; - уменьшение рентабельности у заемщиков, вследствие чего сокращение нало-гооблагаемой базы;

- свертывание производства;

- сужение внутреннего потребительского рынка ввиду падения доходов субъ-ектов воспроизводственного процесса.

Результатами проведенного в 4 кв. 1999 г. обследования [4, с. 5] свидетельствуют о наметившейся тенденции к нормализации ситуации в денежно- кредитной сфере России.

Приоритетным направлением в IV квартале 1999 года по-прежнему ос-тавалось краткосрочное кредитование: о его расширении сообщили 60% опро-шенных (в III квартале -- 58%), а о сокращении -- всего 6%, Причем наиболь-шая активность по краткосрочному кредитованию, как и по большинству дру-гих видов денежно-кредитной деятельности, была характерна для крупных коммерческих банков с зарегистрированным уставным капиталом свыше 100 млн. рублей. Чаще всего ссуды предприятиям промышленности, торговли и общественного питания выдаются на срок до 3 до 6 месяцев, а населению -- от 6 месяцев до 1 года.

Несмотря на меньшую привлекательность для коммерческих банков долгосрочных кредитов, здесь также наметились положительные сдвиги. В наибольшей степени увеличили предоставление таких кредитов крупные банки с уставным капиталом свыше 100 млн. рублей, располагающие значительными финансо-выми ресурсами. Самыми распространенными были ссуды на срок от 1 до 3 лет предприятиям промышленности (21% опрошенных) и населению (24%). Вместе с тем коммерческие банки располагают значительными неис-пользованными возможностям» для расширения долгосрочного кредитования реального сектора экономики: об этом заявил 91% респондентов.

Приоритет в кредитовании отдан коммерческим структурам. О расши-рении подобных услуг, предоставленных этим организациям, сообщили 65% принявших участие в опросе, об уменьшении -- всего 7 %.

Вместе с тем по-прежнему остается низкой активность коммерческих банков в кредитовании инновационной деятельности, что обусловлено во мно-гом долговременным характером получения эффекта от инвестиций.

Всего 11 % респондентов сообщили об участии в инновационном про-цессе в качестве кредиторов. Сократились «невозвраты» выданных коммерче-скими банками кредитов. Улучшение ситуации в большей степени отмечено у коммерческих структур, а по государственным предприятиям она изменилась незначительно. При этом трое из каждых четырех опрошенных отметили в конце года, что положение с кредитными рисками не ухудшилось.

Усиление конкуренции между коммерческими организациями и низкие темпы инфляции способствовали снижению процентных ставок по предостав-ленным кредитам.

Положительной является и тенденция снижения процентных ставок по ссудам в реальный сектор экономики.

Сравнительный анализ результатов обследовании деловой активности коммерческих банков по кварталам 1999 года свидетельствует прежде всего о наличии двух основных тенденции кредитной политики. С одной стороны, ак-тивизация

деятельности коммерческих банков по кредитованию экономики в связи с улучшением их ресурсной базы, с другой -- повышение спроса на кредиты как следствие постепенного снижения процентных ставок, некоторого оживления промышленного производства и улучшения финансового состояния клиентов банков.

Об определенной переориентации кредитной политики коммерческих банков в сторону реального сектора свидетельствуют также результаты прове-денных в минувшем году обследований промышленных предприятий. Так. на протяжении года наблюдалось постепенное увеличение доли предприятий, об-ращавшихся в коммерческие банки за получением кредитных средств (41% об-следованных предприятий -- в I квартале и 49% -- в IV квартале 1999 года).

В начале 2000 года руководители обследованных коммерческих банков предполагают расширить выдачу кредитов и краткосрочных ссуд прежде всего коммерческим структурам. Они ожидают дальнейшей стабилизации фи-нансового рынка и сокращения в связи с этим «невозвратов» по выданным кре-дитам.

Большинство (76%) респондентов определяют предоставление льгот при кредитовании реального сектора экономики как основной инструмент по-вышения эффективности деятельности банков.

По мнению 79% опрошенных, основным фактором, отрицательно влияющим на деятельность банков, является общая экономическая неста-бильность в стране. На несовершенство налогового законодательства и норма-тивно-правового регулирования банковской деятельности указали 68% руково-дителей обследованных банков.

Ниже приводятся еще некоторые цифры дополняющие характеристику современного состояния кредитно-финансовой системы страны.[13, с.З]

На 1 января 2000 г. суммарная задолженность по обязательствам пред-приятий и организаций составила 3609,4 млрд. руб, из нее просроченная -1445,3 млрд. руб, т.е. 40% от общей суммы задолженности.

Кредиторская задолженность в целом по стране на 1 января 2000 т. дос-тигла 2900,8 млрд.руб, просроченная - 46,7 % от этой суммы.

Задолженность по полученным кредитам банков и займам в целом по России на 1 января 2000 г. составила 708,6 млрд.руб, в том числе просроченная ~90,8млр

Таблица 1

Состояние кредиторской задолженности

Вид задолженности

Январь, 2000 г., млрд.руб

В%к

январю 1999г.

декабрю

1999 г.

Просроченная кредитор-ская задолженность:

1452,6

117,0

107,2

в том числе:

-промышленность

782,1

110,6

101,8

-строительство

102,5

112,5

97,7

сельское хозяйство

118,2

122,8

100,2

транспорт

121,8

71,0

96,7

связь

3,8

104,4

90,3

торговля и общественное питание

143,1

в 5 раз

вЗ,1 раза

оптовая торговля продук-цией производственно-технического назначения

9,6

100,9

85,4

жилищно-коммунальное хозяйство

133,7

126,9

97,5

Дебиторская задолженность на 1 января 2000 г. составила 1999,1 млрд.руб, просроченная - 40,7% от указанной суммы.

В вексельной форме находилось 7,1% всей задолженности поставщи-кам и 3,6% задолженности покупателей.

Заключение

Формирующаяся в нашей стране банковская система представляет со-бой двухуровневую систему. Банк России вместе с центральными банками рес-публик, областей, краев и т.п. и их учреждениями образуют единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице и выполняю-щую функцию резервной системы. Второй уровень кредитной системы состав-ляют коммерческие банки.

Коммерческие банки - главные центры кредитной системы. Современ-ные коммерческие банки - это кредитно-финансовые учреждения универ-сального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Существование большого числа коммерческих банков обусловлено экономической целесообразностью, потребностями финансового обслуживания клиентов, особенностями законодательного регулирования банковской систе-мы. Следует отметить факт возрастания могущества крупнейших банков стра-ны, которое определяется не только концентрацией активов и депозитов в их руках, но и тем, что они в замаскированной форме включают мелкие и сред-ние банки в сферу своего влияния. Это происходит через систему корреспон-дентских связей , через создание холдингов, владеющих контрольными паке-тами акции банков.

Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслужива-ние клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов об-служивания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России.

Можно выделить два основных направления, по которым должно проис-ходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.

Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это свя-зано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспече-нии подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существен-ного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопреде-лена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной ак-тивности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторич-ный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленно-стью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны, способны се-годня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.

Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее эко-номическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответ-ствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего это снижение раз-мера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообло-жения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание усло-вий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам России, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших ор-ганов власти решительных действий.

Второе направление совершенствования банковской деятельности, имеющее перспективный характер, - расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в са-

мом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах посто-янно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности ста-нет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.

Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки гото-вятся к

тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской дея-тельности не застала их в врасплох и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сего-дня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по со-вершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.

Список использованной литературы:

1. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90 (с последующими изменениями и дополнениями), Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Байбурин Р.Л. Финансовая система России. -М.:ФИН.1997 -402 с.

3. Глушенко В.В., Глушенко И.И. Финансы. - М.:НПЦ «Крылья», 1998-412 с.

4. Кризис уже проехали? Результаты исследования Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ //Экономика и жизнь, №13-2000 г.

5. Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин. - Москва, 1995-415 с.

6. Носков И.Я. Проблемы реформирования банковской системы России //Финансы, №11-1998.

7. Финансы./Под ред. Ковалевой A.M. М.:Финансы и статистика. 1999.-379 с.

8. Финансы. Денежное обращение. Кредит //Под ред. Л.А. Дробозиной М.:Финансы.1999. -477 с.

9. Финансы /Под ред. Романовского М.В. - М.: Юрайт, 2000. - 520 с.

10 Федоров Н.Г. Проблемы развития банковской системы.//Финансы, 1999 -

№3.

11. Ханин Г. Состояние банковской системы. //Новая газета, 1998-№18

12. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт.М.: Биржи и банка, 1997.

13. Экономика и жизнь №15-2000 г. с.З


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.