![]() |
|
|
Диалогическая речь у детей дошкольного возраста. Таким образом, речевые навыки, казалось бы, освоен-ные в средней группе, оказываются недостаточно прочными. В связи с этим возникает вопрос о необходимости некоторого изменения направления работы по развитию речи. 1.2 Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи у детейХа-рактеристика диалогической и монологической речи дается в ря-де работ: Л. Якубинский «О диалогической речи»; Винокур Т. Г. «О некото-рых синтаксических особенностях диалогической речи».Т. Г. Винокур так определяет диалог и монолог с точки зре-ния специфики языка: «...можно определить диалог как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, кото-рой свойственны: наличие двух или нескольких участников, об-менивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, ко-гда каждый компонент ее является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик. Монологическая речь как явление, прямо проти-воположное диалогу, имеет обратные свойства; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реак-цию, наличие заданности, предварительного обдумывания, обус-ловливающего длительность, связанность, логическую построенность речи».Игры и упражнения по развитию диалогической речи дошкольников разработаны О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Л.Г. Шадрина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Г.И. Николайчук, Л.А. Колунова). Ушакова Оксана Семеновна - доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования, некоторые из ее книг так же были использованы в данной работе. В книгах Ушаковой О. С. «Развитие речи дошкольника» и в «Программе и методике развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», автор-составитель Ушакова О. С. описывает некоторые приемы развития диалогической речи детей. Она считает, диалогичес-кая речь в большей степени ситуативна и контекстна, поэтому она свернута и эллиптична (в ней многое подразумевается благодаря зна-нию ситуации обоими собеседниками). Диалогическая речь непро-извольна, реактивна, мало организована. Огромную роль здесь игра-ют клише и шаблоны, привычные реплики и привычные сочетания слов. Таким образом, диалогическая речь более элементарна, чем дру-гие виды речи. В статьях на тему диалогического общения авторов Арушановой А., Рычаговой Е., Дуровой Н. даны некоторые сценарии для детей 3-5 лет по развитию диалогической речи. Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками. Авторы разработали сценарии и внедрили их в практику развития диалогического общения в дошкольные учреждения. В качестве основной формы обучения они использовали игры-занятия. В хрестоматии по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста // Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина, говорится о том, что формирование диалогической речи реализуется в про-цессе разговоров воспитателя с детьми в повседневном общении и в форме специально подготовленных бесед. Методика проведения разговора с детьми излагается в работах Е.И.Тихеевой и Е.А.Флериной. Классификация бесед, их целевая установка и метод проведения разрабо-таны Е.А.Флериной. Роль обобщающей беседы и методика ее проведения на-ходят отражение в фундаментальном исследовании Е.И.Радиной (1948). Представляют интерес и сегодня ее мысли о принципах отбора содержания для бесед, месте беседы среди других методов, структура беседы и приемы акти-визации мышления и речи детей. Дальнейшее развитие идеи Е.И.Радиной находим в пуб-ликациях Э.П.Коротковой, В.ИЛогиновой, Н.М.Крыло-вой и других. В частности, Н.М.Крылова (1973) проверяла влияние беседы на развитие мышления и речи в процессе систематизации и обобщения знаний детей. Отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д.Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи проис-ходит активное овладение грамматическим строем родного языка» [Эльконин, 1966, с. 367]. Анализируя этапы усвоения ребенком грам-матического строя родного языка (по А.Н. Гвоздеву), он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения» [там же, с. 368]. В учебном пособии Бородич А. М. «Методика развития речи детей» нем рассматриваются основные вопросы формирования разговорной (диало-гической) речи: умения детей слушать и понимать об-ращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на во-просы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с со-беседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет жела-ние узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их тру-де, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного. А. М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то бо-лее ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной осо-бенностью, характерной для детей дошкольного воз-раста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и про-является контекстная речь. Вместе с тем было пока-зано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают чер-ты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи. На основании своих материалов А. М. Леушина прихо-дит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка. Многие специалисты считают: уме-нию вести диалог нужно учить (В. И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева и др.). В развитых формах диалог -- не просто бытовой ситуативный раз-говор; это богатая мыслями произ-вольная контекстная речь, вид логи-ческого взаимодействия, содержатель-ное общение. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к ма-лышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Исенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького со-беседника, достраивает их до полной формы. Диалогу пред-шествует «коллективный монолог» (Ж. Пиаже) -- речевое общение, когда каждый партнер активно высказывает-ся в присутствии сверстника, но не отвечает на его реплики, не замечая реакции с его стороны на собствен-ные высказывания. Т. И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту про-блем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьез-ных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Ф.А. Сохин, обобщая взгляды лингвистов и психологов подчеркивал, что без речевого общения невозможно полноцен-ное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» [Сохин, 1978, с. 50]. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. подчеркивают, что в дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи. На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. «Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы». - Ростов-н/Д:ТЦ «Учитель», 2002. 21с. Также в литературе описываются исследования посвященные особенностям развития диалогической речи таких ученых, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн. Они считают, что в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее -- к простой фразе, еще позже -- к сложным предложениям... Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.
Глава 2 Развитие диалогической речи у детей Программа детского сада предусматривает обучение диа-логической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог -- сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильно-стью языковой формы, в которую облекаются мысли; слу-шать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и по-правки. Можно выделить несколько групп диалогичес-ких умений: 1. Собственно речевые умения: -- вступать в общение (уметь и знать, когда и как мож-но начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); -- поддерживать и завершать общение (учитывать усло-вия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; дока-зывать свою точку зрения; выражать отношение к предме-ту разговора -- сравнивать, излагать свое мнение, приво-дить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; -- говорить выразительно в нормальном темпе, пользо-ваться интонацией диалога. 2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включают-ся: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, изви-нение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. 3. Умение общаться в паре, группе из 3 -- 5 человек, в коллективе. 4. Умение общаться для планирования совместных дей-ствий, достижения результатов и их обсуждения, участво-вать в обсуждении определенной темы. 5. Неречевые (невербальные) умения -- уместное ис-пользование мимики, жестов. Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам. В группах раннего возраста ставится задача развития по-нимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрос-лых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают ини-циативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрос-лому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы. В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими деть-ми. Следует воспитывать потребность делиться своими впе-чатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого эти-кета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), по-ощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближай-шего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?). В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отве-чать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружаю-щими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространен-ной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Посте-пенно он приобщает детей к участию в коллективных бесе-дах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: форми-рование умений приветствовать родных, знакомых, това-рищей по группе, с использованием синонимических фор-мул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по те-лефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним. В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не пе-ребивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в со-ответствии с услышанным строить ответ, дополнять, ис-правлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не нахо-дящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, про-смотренных кинофильмов. Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование. Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятель-ности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия). На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения. Например: "наклонитесь", "положите", "повернитесь", "похлопайте" и т.д. С детьми 4-5 лет воспитатель является активным участ-ником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям. В этом возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отве-чать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружаю-щими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространен-ной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Посте-пенно он приобщает детей к участию в коллективных бесе-дах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: форми-рование умений приветствовать родных, знакомых, това-рищей по группе, с использованием синонимических фор-мул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по те-лефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним. Дети 4 -- 5 лет активно вступают в разговор, могут уча-ствовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по иг-рушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрос-лого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, по-том). В старших, группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в со-ответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, про-смотренных кинофильмов. Успешно овладение диалогической речью подразумевает целее направленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний. 2.1 Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. Разговорная речь -- наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные сред-ства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - с.137. . Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более про-ста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Общение воспитателя с детьми должно строиться с уче-том изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно орга-низовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интере-сов, уровня речевого развития. Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доб-рожелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, призна-ние и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступа-ет в контакт со взрослым, если чувствует внимание, инте-рес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под ру-ководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря. Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последователь-ным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. Дети пяти лет спо-собны к целеустремленному разговору в течение довольно дли-тельного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, вы-слушивание сообщений собеседников и т. д. В «Программе воспи-тания в детском саду» для средней группы поставлена специальная задача: учить детей участвовать в беседе Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.204. . Задачи формирования умений в области разговорной речи ши-роки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общи-тельность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения. Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях. В младших группах речевую активность и умение разговари-вать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Воспитатели младших групп должны знать приемы, которые помогут в решении стоящих перед ними задач. Важно с самого начала расположить к себе ре-бенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вы-зовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? и т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки (звуча-щая, движущаяся), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого воз-раста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Ка-кие у тебя есть игрушки? и др.). В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - с.138. . Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей), Если в первые дни пре-бывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть осо-бенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные в ней просьбы выражать словами, фразами. В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ре-бенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям; вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разгово-ру во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту. Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельства-ми, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планиру-ет как педагогический прием. Специально организуемые плановое разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отста-вания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых де-тей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |