реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине

Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине

31

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Представительство РГГУ в г. Дмитров

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Психологические особенности отношений доктор-пациент: эмпатия в медицине»

Выполнила: Онуфрийчук А.А.

Студентка психологического ф-та

группы 3-4

Проверила: Литинская Д.Г.

Дмитров 2007 г.

Содержание:

I. Глава

1. Актуальность.........................................................................................3

2. Клятва Гиппократа…………………………………………………..7

3. Историческое развитие российской медицины.................................9

4. Эффект плацебо..................................................................................12

5. Ятрогении...............................................................................................17

6. Эмпатия………………………………………………. ………........20

II.Глава

Эмпирическое исследование эмпатии………………………………..25

III. Глава

Заключение..............................................................................................31

IV. Литература..............................................................................................33

I. Глава

Актуальность.

В процессе формирования медицины, ее новых областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают новые морально-этические проблемы.

Естественные и социальные последствия научно-технического прогресса приводят к возрастанию психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации. Назрела настоятельная необходимость изучения человека в целом - как объекта биосоциальной природы.

Специализация и интеграция медицинской помощи, оснащение крупных комплексов современной техникой, высокая квалификация и воспитание медицинского персонала - все это приносит хорошие плоды в лечении, обеспечивает его большую эффективность. Но, с одной стороны, новые средства диагностики и лечения, а с другой - узкая специализация и технификация медицины, при несоблюдении правил деонтологии, могут вызвать определенную склонность к технизации, поставить как бы преграду между врачом и больным. Это нередко мешает психологическому контакту, чрезвычайно необходимому во врачебной деятельности. Порой за лабораторно-инструментальными данными врач не видит личности больного, становится как бы бездушным «диспетчером», направляющим пациента от машины (прибора) к машине, а дальше - консультантам. Из его поля деятельности выпадает подход к больному как к единому организму, к вопросам психотерапии и, сам того не желая, он может стать источником тяжелых переживаний больного. Врач всегда должен контролировать свое поведение и свои действия по принципу «психологии обратной связи» и по малейшим реакциям больного обязан быстро оценивать и правильно корректировать их.

Все это определяет, как указывают многие авторы, необходимость дальнейшего расширения фронта исследований, публикацию работ, способствующих более эффективному внедрению деонтологических принципов в практику.

Помимо общих, имеющих отношение к медицине в целом, аспектов, положений и правил, в каждой специальности существуют и более узкие, в определённой степени специфические аспекты. Это понятно, ибо в каждом конкретном случае множество возникающих в процессе работы врача ситуаций решается индивидуально.

В связи с появлением сложных медицинских систем требования к медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый член медперсонала должен не только в совершенстве владеть медицинскими навыками, но и уметь обращаться с современным медицинским оборудованием.

Колоссальные изменения в технологическом оснащении современной медицины, огромные сдви-ги в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря ус-пехам генной инженерии, трансплантологии, появление оборудования для под-держания жизни пациента и накопление соответствующих практических и теоре-тических знаний - все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медперсоналом.

Повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии (от греч. «деон» - должное и «логос» - учение) - учения о должном в медицине.

Врач как личность в социальном и психологическом плане не ограничивается «узкой» лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.

Человек - высшая ценность из всех ценностей мира - таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии.

Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицине, врачам все новые требования. Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи и надежды, но и заставляет перестраивать систему всей медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм врачебной тактики.

Одной из важнейших задач современной медицины считается обеспечение соматического и психоэмоционального благополучия человека. Здравоохранение, как сфера общественной жизни, выполняет такие важные социальные функции, как: гуманистическая, коммуникативная, экономическая, культурно-воспитательная, познавательно-преобразовательная и др.

Личность врача, уровень его сформированности и развития, быть может, важнейший из факторов, обусловливающий исцеление больного.

Принцип целостного подхода к пациенту требует, прежде всего, сохранения целостности личности самого врача, равно как и «пропорционального развития отдельных свойств личности, гармоничности, цельности личности, ее внутренней непротиворечивости".

Как отмечают Р.Конечный и М. Боухал, «поведение и некоторые выражения медицинских работников находятся на грани профессиональной адаптации и деформации». Развитию профессиональной деформации, по мнению Е.А.Вагнера, препятствует так называемая «охранительная адаптация врача», которая «обусловливает возможность не терять самообладание, четко и продуктивно работать в трудных условиях». Что касается психогенных ятрогений, то они следствие вредного психического воздействия врача на больного. Еще В.М.Бехтерев предупреждал, что больной живет в состоянии эмоциональной двусторонности, когда надежда на выздоровление и доверие к врачу чередуются с чувством страха и неуверенности. Это повышает чувствительность больного к внешним и внутренним воздействиям. Что же до соматических ятрогений, возникающих вследствие вреда, нанесенного лекарствами, механическими манипуляциями и т.п. Так ведущей причиной их возникновения являются допускаемые врачом врачебные ошибки. Проблема врачебных ошибок связана с другой проблемой, возникающей на стыке психологии и медицины. С одной стороны, врачебная ошибка - это проявление безответственного поведения, т.е. проблема личности врача, о которой шел разговор выше. С другой - это проблема формирования и развития клинического мышления, роль и значение которого, как фактора успешной врачебной деятельности в условиях риска, неопределенности и противоречивых ситуаций, трудно переоценить.

Цель. 1. Выявить влияние межличностного взаимодействия врача с пациентом.

2. Выявить влияние эмпатии на выбор профессии.

Предмет исследования. 1. Взаимосвязь взаимодействия врача с пациентом.

2. Уровень эмпатийной тенденции медработников и группы людей, не работающих в сфере медицинского обслуживания.

Гипотезы:

1) Тема межличностного взаимодействия врача с пациентом недостаточно изучена.

2) Протекание заболевания во многом зависит от медицинского персонала.

3) Ложь врача, зачастую, направлена на благо больного.

4) Возможно неблагоприятное воздействие доктора на пациента.

5) Категория медработников имеют более высокий уровень эмпатии, по сравнению с категорией людей не связанных со сферой медицинского обслуживания.

Задача. 1. Провести анализ литературы по проблеме.

2. Провести экспериментальное исследование

2) Клятва Гиппократа

Я думаю, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача - ее главного представителя. Врачей всегда глубоко интересовали вопросы о том, кто есть врач, каким должно быть его поведение, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения врачей между собой.

О поисках, размышлениях (да и спорах) врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские и др. рукописные памятники старины. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ (460 - 370 г. до н.э.) - в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача.

Величие Гиппократа заключается, прежде всего, в его гуманизме, в том, что он считал человека венцом природы. Эти взгляды пронизывают весь текст «Клятвы Гиппократа».

Клятва Гиппократа

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»

В своём трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто…, быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности…, знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку».

Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. По выражению У. Пенфилда, в ней «заключены вечные истины, которые не может изменить время».

Конечно, исторические и социальные условия, классовые и государственные интересы сменявшихся эпох, многократно трансформировали «Клятву». Но и сегодня она читается как вполне современный, полный нравственной силы документ. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж, 1969) сочли возможным дополнить ее только одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь».

Модель Парацельса («делай добро»)

Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Па-рацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духов-ный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям ду-ховного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христиан-стве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента оп-ределяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное проис-хождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

3) История развития российской медицины

Моральная основа медицинской профессии с давних времён находила отражение в государственных устоях России. Свидетельством этому является «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича» и «Свод юридических норм Киевской Руси».

Исторически в развитии российской медицины и здравоохранения «первопроходцами» стали служители церкви. С принятием в России в Х в. Христианства появляется монастырская медицина. Лечением как ремеслом занимались монахи-лечцы. Основана была на применении культовых средств (молитвы, психотерапия, поклоны) в сочетании с народной медициной (травы, мази, парная баня…). Монастырская медицина пользовалась лучшими творениями античной науки. Оздоровительные мероприятия, проводящиеся православной церковью, основывались на нравственных постулатах. Краеугольным камнем считалась любовь к ближнему, что было одновременно и нравственным и организационным принципом. Связь нравственности и врачевания осуществлялась через религию.

Эта связь становиться особенно актуальной, начиная с эпохи Петра I.

В годы, предшествующие развалу СССР, распад страны, отказ правящих кругов от коммунистической идеологии привели к поиску новой национальной идеи. Однако Российские власти не способствовали формированию правильной идеологии, борьбе с проникновением в общественную среду мотивов иждивенчества и уклонения от интенсивного труда. Типичным стала замена лозунга: « Труд является делом чести, гордости и геройства» на сентенцию: «Где бы и работать, лишь бы не работать». При этом многими деятелями культуры, прессы, радио и телевидения стала насаждаться идеология обогащения любой ценой, вещизма и «красивой жизни». Вот чем обернулись игнорирование и подрыв морально-нравственных устоев россиян.

Минимальная заработная плата в России ниже прожиточного минимума. На мой взгляд, минимальное финансирование научной деятельности, возросшие размеры и значимость скрытой оплаты труда, Всё это и многое другое ведёт к деградации трудового потенциала страны.

Многоаспектовый драматический кризис современной цивилизации обусловил возникновение и обострение противоречий между фактическим использованием достижений мирового знания и интересами отдельных людей и их сообществ. Он распространился на все сферы жизни и деятельности человека. Особенностями кризиса являются противоречия между стремлением людей обеспечить полноценную жизнь, между достижениями науки, предлагающей решения конкретных задач, связанных с чаяниями населения - и теми реалиями, с которыми мы сталкиваемся в действительности.

Ускорение научно-технического прогресса во второй половине ХХ в. ещё боле ярко высветило проблемы морально-нравственных норм и правил использования достижений науки, в т.ч. биологии. И медицины. Эти науки сегодня поистине контролируют всё, начиная от планирования семьи, рождения ребёнка, его развития, профилактики заболеваний и их лечения, коррекции качества жизни - до самой смерти человека.

В последние годы внимание медицинских кругов, биологов и общественности в целом всё боле привлекают проблемы защиты человека, его физического и психического здоровья, достоинства и неприкосновенности личности от негативного использования новейших технологий, открытых современной биологией, медициной, а так же недостаточно качественное исполнение работниками здравоохранения своего профессионального долга.

Как ответ на возникшую ситуацию сформировалось новое направление в науке - биоэтика.

Биоэтика как наука является продуктом развития медицинской этики и деонтологии. Термин «биоэтика» был впервые предложен известным онкологом - исследователем из Университета штата Висконсин (США) Ван Рансселер Поттером.

По мнению Ю.М. Лопухина, сердцевиной биоэтики и её конечной целью является защита человека от возможных негативных воздействий медицины и биологии на его жизнь и здоровье.

Прежде всего, биоэтику пытаются отождествлять с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание этическими проблемами отношений «врач - пациент». Более широкое понимание биоэтики включает в себя ряд аксиологических, социальных проблем и проблем, связанных с системами здравоохранения и с отношением человека к животным и растениям. Кроме того, термин «биоэтика» указывает на то, что она ориентирует-ся на исследования живых существ независимо от того, находят ли они свое при-менение в терапии или нет. Иными словами, биоэтика ориентируется на достиже-ния современной биологии при обосновании или решении моральных коллизий, возникающих в ходе научных исследований.

Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой, и это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.

В VI-V вв. до нашей эры в древнеиндийском народном эпосе «Аюр-Веды» («Знание жизни») сформулированы этические требования: врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, доброжелательным, никогда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия.

Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и другим профессиям. Но трудно найти такой вид деятельности человека, как медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит в руках» жизнь и смерть человека и связан с его личностью духовными, нравственными представлениями, отношениями в семье и обществе.

Каждый врач в своей повседневной деятельности должен исходить из личной и коллективной ответственности перед пациентами и, в конечном счёте, перед обществом. Личная ответственность врача опирается на его собственный опыт, человеческие качества, глубокое знание больного и его заболевания, индивидуальный подход к каждому. Коллективную ответственность можно трактовать как проведение в жизнь идей, концепций и традиций лечебного (или научного) учреждения, накопленных и обобщённых учителями и старшими коллегами, в свете основных принципов здравоохранения. Личная ответственность должна исходить из постоянного стремления врача к углублению теоретических знаний и совершенствованию практических навыков, непрерывному повышению профессиональной классификации на основе критического анализа своих наблюдений, изучения ошибок, учебы у старших коллег и чтения литературы, воспитания этикодеонтологических норм.

Объективная, научно обоснованная, вдумчивая оценка фактов и событий, понимание врачом необходимости прежде всего выяснить их первопричину и мотивы, а затем уже сформировать свое суждение и мнение - таков логический путь, помогающий принять правильное и справедливое решение.

Если в самом общем виде говорить о требованиях, которые должны предъявляться к врачу, стремящемуся посвятить себя научной деятельности, то они представляются следующими: надлежащая общая и специальная подготовка в той области медицинской науки, в которой он намерен работать. В науке нельзя не спорить. Младший научный сотрудник может даже не состояться как ученый, если полностью потеряет критическое чутье и станет в любом случае поддакивать всем и вся. Нельзя, однако, отождествлять научный спор и конфликт личностей. Нельзя также допустить, чтобы отстаивание той или иной научной точки зрения, позиции выходило за рамки морально-этических, нравственных, да и правовых норм.

Особенность работы медика - в том, что он постоянно сталкиваются с необходимостью решать (и порой в считанные минуты) сложнейшие проблемы, за которыми стоят, прежде всего, жизнь и здоровье пациента. Это не только диагностика, но и определение степени риска операции, целесообразности тех или иных дополнительных диагностических и лечебных манипуляций, получение согласия больного и его родственников на срочное хирургическое вмешательство, и т.д.

Принятие таких решений требует от врача большого напряжения моральных сил, мобилизации опыта и знаний, глубокого понимания степени ответственности перед больным, коллективом учреждения, где он работает, наконец, перед обществом. Сложность положения усугубляется и тем, что он не может гарантировать абсолютного успеха и в тоже время должен найти возможности снижения степени операционного риска, а в случае, когда такой риск превышает риск самой болезни, иметь мужество сказать об этом.

Разумеется, чем выше возможности медицины, тем больше требований предъявляется и к самим медикам.

В век технического прогресса медицина обогащается новыми методами исследования, но мы должны помнить, что техника не должна быть барьером между врачом и больным.

4) Плацебо эффект

В научных кругах хорошо известно и часто используется понятие плацебо. Так называют нейтральное вещество, не обладающее никакими целебными свойствами, но оказывающее огромное целебное влияние благодаря тому, что ему приписываются эти самые лечебные свойства. То есть, чем больше больной уверен, что микстура, которую он только что съел, - это самое революционное изобретение медицины, помогающее в ста процентах случаях, тем больше вероятность того, что выздоровление действительно наступит.
Иногда это так радует психологов и всех тех, кто лечит не столько тело, сколько душу, что они склонны называть плацебо универсальным лекарством от всего на свете. В какой-то мере это справедливо: ведь достаточно просто сказать, что сахариновая таблетка помогает именно от той болезни, от которой страдает пациент, и он сразу вылечится. При этом ни его болезнь, ни её происхождение не имеют никакого значения. И, тем не менее, плацебо - это никак не панацея, и не избавление от всего на свете. Ибо, во многих случаях наша болезнь развивается малозависимо или независимо оттого, что мы о ней думаем, и как относимся к процессу лечения.

Ну и, конечно, бывает очень много случаев, когда у человека нарушена сама структура думательного акта. Такова, например, шизофрения, где целебное действие плацебо имеет очень низкий процент, и не идет ни в какое сравнение с применением психофармакологии или даже электрошоковой терапии. Здесь вроде бы все понятно: если человек не может, как следует, обрадоваться тому, что ему скоро полегчает, то действие плацебо будет равно нулю.
Интересно также отметить, что человек, скептически настроенный к целебной силе того или иного лекарства (лекарства, а не плацебо), может свести на нет всю его силу. А если человек воодушевлен лечащим эффектом или ожиданиями этого эффекта от настоящего лекарства, то эффект воздействия этого лекарства может быть многократно выше тех его лечащих свойств, которые были заявлены. Я думаю, что с проявлениями такой веры вам иногда приходилось сталкиваться: человек убеждён, что ему помогает только цитрамон, аспирин или анальгин, и ничего больше. И дело тут не столько в индивидуальных особенностях его организма, сколько в его индивидуальных убеждениях.

Если считать истинными вышеизложенные посылы, то можно сделать вывод: в тех случаях, когда к некоторому веществу есть выраженное эмоциональное отношение, само это вещество по своей структуре и химическому составу начинает играть второстепенное значение, или вообще перестает значить что-либо.

И это значит, что между одним человеком, который пьет анальгин, и между другим, кто думает, что пьет анальгин, но не пьет его на самом деле, нет никакой принципиальной разницы, ибо лечебный эффект в обоих случаях примерно одинаков. Но тогда и не имеет значения, что вы пьете: а важно лишь то, что вы думаете об этом. Для тех же случаев, когда эффект наступает независимо от того, что вы об этом думаете, действие плацебо будет всегда менее эффективным, чем влияние этого активного вещества.
Это очень просто. Если некоторый объект или субъект влияния вторичен по отношению к тому, что думает о нем реципиент (воспринимающий это влияние и дающий ему оценку), и именно от этого зависит произведенный этим влиянием эффект, то тогда содержание или форма субъектов и объектов влияния преследует только одну цель: не осуществить влияние, а создать у реципиента необходимый набор позитивных убеждений. Влияют на того, кто сам думает, что на него влияют. Лечат того, кто думает, что его лечат. Задача агента влияния - создать видимость влияния и наполнить ее позитивным эмоциональным содержанием (верою). Все остальное клиент сделает сам. Он сам окажет на себя нужное психологическое влияние, которое приведет его к психологическому, душевному или же физическому облегчению или исцелению. Это справедливо как для медицины, так и для психотерапии или магии.
А это значит, что эффективность медицины, психологии или магии будет одинакова для большинства таких воздействий, которые требуют некоторого эмоционального и рационального отношения клиента к самому факту воздействия. По простой причине, что все эти исцеления, - целиком и полностью, - оно происходит непосредственно в его голове, в его уме, в его психической деятельности.

Страницы: 1, 2


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.