![]() |
|
|
Лекарственные растенияЛекарственные растения2 МЗО УКРАИНЫ Луганский государственный медицинский университет Кафедра медицинской биологии, паразитологии и генетики ДНЕВНИК ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ по ботанике студентки 11 курса, 60 группы фармацевтического факультета Новохацкой Екатерины Юрьевны Луганск-2004 г.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ 1. Знакомство с разнообразием и многообразием видов растений, распространенных на территории в изучаемом районе- лекарственными, кормовыми, техническими, сорняками и, особенно, ядовитыми. 2. Работа с определителями непосредственно в природе или в лаборатории- для выявления диагностических признаков семейства, рода или вида для овладения элементами систематизации растений. 3. Изучая и наблюдая растения в естественных условиях, т.е. изучая экологические свойства отдельных видов, студенты особое внимание обращают: - на его местообитание и приуроченность видов к определенным условиям среды; - на степень зависимости от внешних условий среды, различные приспособления к ним и реакции на изменение условий привычной среды обитания. 4. Изучение детального эволюционно-морфологического строения растения. 5. Изучение разнообразных жизненных форм как динамической системы, т.е. изменяющегося принципа строения в течение сезона. 6. Развитие наблюдательности, ориентации в природе, умение сочетать теорию с практикой. Закрепить умение по конкретным приемам морфологического анализа высших растений, их определению и выявлению диагностических признаков. 7. Обучить студентов практическим флористическим навыкам по уходу за культивируемыми растениями. 8. Формирование профессиональной ответственности, трудовой дисциплины и бережного и рационального отношения к природе. 9. Овладение специальными практическими навыками по гербаризации, сушке, сбору лекарственных растений и основами заготовки лекарственного сырья. 10. Практика дает возможность расширить и углубить знания по эволюционной морфологии, систематике и закономерностям сложения растительных сообществ. БАЗЫ ПРАКТИКИ Ботанические сады, опытные поля, опытные участки Вуза, лесные массивы, луга, колхозные поля, учебные лаборатории ЛГМУ, загородные базы , заказники и др. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Полевая практика обычно включает следующие формы работы: экскурсии студентов под руководством преподавателя, камеральную обработку собранных материалов, ведение дневников ,самостоятельные наблюдения и исследования по индивидуальным заданиям, составление ботанических коллекций. 1 ДЕНЬ. Вводная беседа по полевой практике. Послушали лекцию, на которой были определены цели и задачи учебно-полевой практики. Были распределены тематические коллекции по морфологии и систематике растений. Были определены формы работ: экскурсии под руководством преподавателя, обработка собранных растений, ведение дневников и написание флористических отчетов, самостоятельные наблюдения и исследования по индивидуальным заданиям, составление ботанических коллекций. Базы практики: ботанические сады, заказники, опытные поля, лесные массивы, луга и т.д. Прослушали инструктаж по методики сбора и гербаризации растений, по технике безопасности при проведении полевых работ по сбору гербарного материала и морфологических коллекций. Знакомство с примами эколого-морфологических и геоботанических описаний. Нам предоставили план на период полевой практики, согласно которому мы должны будем побывать в Юницком ботаническом заказнике, в Донецком ботаническом саду, в урочище острая могила. В ходе практики мы должны овладеть методами сбора и сушки гербарного материала. 2-3 ДЕНЬ. Экскурсия в лес. 1. Определите неизвестные представители различной жизненной формы семейств цветковых (3-5 экземпляров). Запишите код определения. v Травянистое растение мочковатой корневой системой. Листья собраны широкояйцевидные. Жилкование - дуговое. Листья собраны в прикорневую розетку. Цветоносные стрелки до 40 см, заканчиваются соцветием - колос. Цветы мелкие, неприглядные, пленчатые беловато-буроватые, венчик сухой. Формула цветка: * Ca(4) Co(4) A(4) G(2) Определение: 1- 22- 28 29- 45- 49 50- 121- 122- 123- 127- 128- 139- 145- 146- 147- 150 153. Подорожниковые (Plantaginaceae), род Подорожник (Plantago L.) 1- 2- 3- 6- 10 Подорожник большой (P. major L.) v Травянистое растение. Стебли прямостоячие или стелющиеся, Листья - супротивные короткочерешковые, почти сидячие, продолговато-элиптические по краям мелкореснитчатые, тоненькие. Доли чашечки линейно-ланцетные. Лепестки заострены (5 шт.), сине-фиолетовые. Корневище небольшое, Цветы размещаются на длинных цветоножках по одному в пазухах листьев. Растет на лугах, степных склонах. Формула цветка: * Ca(5) Co(5) A5 G(2) Определение: 1- 22- 28 29- 45- 49 50- 121- 122- 123- 127- 128- 139- 145- 146- 147- 150- 151- 152 153- 134. - Кутровые (барвінкові) (Apocynaceae). 1- 2 - 1 род Барвинок (Vinca L.) 1- 2 Б. малый (V. minor L.) v Небольшое растение с ребристым, чуть опушенным стеблем. Листья на коротких черенках, большие перистороздельные с большой верхушечной долей прилистников. Цветки зигоморфные, одиночные, на удлиненных цветоножках. Чашечка - 5 несросшихся чашелистиков. Лепестков 5 - желтые. Тычинок 5 на коротких тычиночных нитях. Пестик образован тремя плодолистиками. Формула цветка: Ca5 Co5 A5 G(3) Определение: 1- 22- 28 29- 45- 49 50 51 52- 56- 107- 108- 109- 110- 111- 112 - 64. Семейство Фиалковые (Violaceae) 1 2 3- 4- 6 7- 2 - 8. Фиалка утренняя (V. matutina Klor) 2. Занесите в таблицу данные по травянистым лекарственным растениям, произрастающим на лесной территории области. Таблица №1. ТРАВЯНИСТЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
4-5 ДЕНЬ. Экскурсия на луг. 1. Соберите необходимое количество луговой растительности (согласно заданию). Ознакомьтесь с их морфологическими особенностями, связанными с условиями существования. Определите их систематическую принадлежность и заполните таблицу. Таблица №2. ЛУГОВЫЕ РАСТЕНИЯ ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3. Охарактеризуйте ассоциации лесного луга, отметив наиболее характерные доминантные растения. Луга - это пространства, покрытые многолетней травянистой растительностью, требующей для своего развития умеренно богатые, сравнительно теплые почвы с достаточной аэрацией. Лесные луга располагаются внутри лесной зоны. Большинство из них возникли в результате деятельности человека - осушение болот, уничтожение лесной растительности, посевом многолетних кормовых трав и превращением в сенокосы и пастбища. Однако некоторые виды лугов образовались естественным путем под влиянием периодических затоплений. По характеру происхождения луга делятся на естественные и исскуственные. Естественные делятся на два типа: водораздельные - развиваются на месте сведенных лесов на водоразделах; и пойменные (заливные), формируются в речных долинах и периодически испытывающие затопление. Ботанический состав растений их очень разнообразен. Растения лугов относятся к 582 родам 76 семейств. По численности первое место занимают семейство астровые (свыше 900 видов) (тысячелистник, полынь и т.д.), далее следуют злаки, бобовые, лютиковые, норичниковые, зонтичные, розоцветные, гречишные, капустные, колокольчиковые и др. Луговая растительность выполняет средозащитную функцию, препятствуя процессам эрозии и выдуванию почвы, под ней формируются особо плодородные почвы. Видовое многообразие растений является одним из характерных свойств лугов. Ботанический состав фитоценозов насчитывает около 4000 видов трав, среди которых много лекарственных, кормовых и декоративных. Помимо цветковых растений, в состав некоторых луговых сообществ входят мхи, образующие нижний ярус. Растения луговых фитоценозов принадлежат к разным биоморфологическим формам. Около 85% их составляет многолетние растения, 15% - однолетние. 4. Загербаризируйте растения (согласно заданию). Определите их видовую принадлежность. Зафиксируйте их соцветия или цветки, соберите плоды. Семейство Астровые (Asteraceae) Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale) 6 ДЕНЬ. Экскурсия на болото. 1. Из перечисленных в таблице растений их биоморфологических особенностей строения, приведенных в справочном разделе, заполните ее графы, выбрав соответствующие характеристики для каждого вида. Страницы: 1, 2 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |