реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Всемирный конгресс финно-угорских народов в системе региональных международных отношений

Всемирный конгресс финно-угорских народов в системе региональных международных отношений

44

Министерство образования Российской Федерации

Удмуртский государственный университет

Высший колледж социально-политических наук

Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений

Дипломная работа

Всемирный конгресс финно-угорских народов

в системе региональных международных отношений.

Научный руководитель:

Работа допущена к защите ________________

Заведующий кафедрой ___________________

Ижевск 2001

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………

3

Глава 1 I Всемирный конгресс финно-угорских народов ..……………………..

6

1.1 Предпосылки создания конгресса финно-угорских народов ………………

6

1.2 I Всемирный конгресс финно-угорских народов ……………………………

13

Глава 2 II Всемирный конгресс финно-угорских народов ………………………

16

2.1 Секция политика ……………………………………………………………….

17

2.2 Секция экономики ……………………………………………………………..

18

2.3 Секция культуры ……………………………………………………………….

19

2.4 Секция здравоохранения, демографии, экологии и охраны детства,

молодежи и семьи …………………………………………………………………

20

2.5 Секция СМИ ……………………………………………………………………

21

2.6 Секция молодежи ………………………………………………………………

21

Глава 3 III Всемирный конгресс финно-угорских народов ……………………..

25

3.1 Секция - политика …………………………………………………………….

25

3.2. Секция - культура и образование …………………………………………….

31

3.3 Секция - экология и здравоохранение ………………………………………..

39

3.4. Секция -- медна и информационные системы ……………………………...

39

4 Заключение ……………………………………………………………………….

42

5 Примечание к введению …………………………………………………………

45

6 Примечание к Главе 2 ……………………………………………………………

46

7 Примечание к заключению …………………………………………...…………

47

8 Библиография …………………………………………………………………..

48

9 Приложение 1 …………………………………………………………………..

49

10 Приложение 2 …………………………………………………………………

52

Введение

На рубеже веков и тысячелетий в жизни человечества происходит большая переоценка ценностей.

Что-то уходит в безвозвратное прошлое, а то, что раньше находилось в тени, было в забвении, выходит на первый план. Подобные слова относятся ко всем сферам жизни современного общества; это и личная жизнь отдельных людей и общественная жизнь целых народов. В быстро меняющемся мире каждый народ стремится и сохранить себя и в то же время ищет основу сближения с другими народами. Этой основой для финно-угорских общества является языковое родство, т.к. все эти народы входят в одну финно-угорскую языковую семью.

Почему именно финно-угорские народы? Прежде всего, потому что автор этого диплома живет в Удмуртии; потому что мне не раз приходилось бывать на международных слетах старшеклассников финно-угорских народов (1995, 1996 гг) и поэтому я видела воочию как устанавливаются связи между такими, на первый взгляд разными представителями народов, как венгры и коми, финны и удмурты.

Каждый человек имеет право на свой родной язык и собственную культуру [1]. Это закреплено и гарантируется международными конвенциями, что особенно актуально для малочисленных народов, живущих разобщено, т.е. относится и финно-угорским народам.

Думаю, что ни для кого не является секретом, что финно-угорские народы проживающие на территории Российской Федерации в силу ряда исторических, социально-экономических, территориальных, психологических факторов находятся в достаточно тяжелом положении. Практически все имеют отрицательный коэффициент прироста населения; количество людей, говорящих на своем родном языке сокращается; забываются старые традиции [1]. Этот список можно продолжить и далее, однако, я думаю, становится понятным, почему народы финно0угорской языковой общности, вполне осознавая угрозу для своей самобытности, сочли необходимым интегрировать и сообща противостоять угрозе забвения своих языка и культуры.

Начинались все эти процессы с международных конференций финно-угроведов в 1960 году. Они способствовали расширению взаимодействия между народами и углублению знаний окружающего мира об этих народах [2]. Начиная с 1985 года прошли многочисленные научные и политические мероприятия и исследования, посвященные анализу положения финно-угорских народов - экономического положения, демографии, языковой ситуации, правового статуса этих народов [3]. А с 1992 года финно-угорские общественные организации начали вести активную деятельность, что подтверждается созданием Ассоциации финно-угорских народов (АФУН), проведением I съезда финно-угорских народов РФ. Целями и задачами этих мероприятий являлось консолидация усилий и координация действий финно-угорских народов в борьбе за выживание, возрождение, дальнейшее развитие [4].

В наши дни финно-угорское движение вышло на международный уровень. Консультативный комитет финно-угорских народов принимает участие и проводит сам многие международные мероприятия с целью обсуждения языковых, культурных и иных проблем народов [5].

Хотелось бы отметить отсутствие каких-либо серьезных исследований на тему о финно-угорском движении, его влиянии на жизнь финно-угорского общества.

В основном печатаются сборники документов, принятых на тех или иных съездах, конференциях и прочих мероприятиях; декларации, резолюции, уставы, а также доклады и выступления участников этих мероприятий. В данной работе использовались также отчеты различных обществ и отчет консультативного Комитета финно-угорских народов о проделанной работе.

Методологическую основу работы составили доклады участников конгресса, сборники документов; отчеты различных обществ и Консультативного Комитета.

Первая глава базируется на исследованиях Куликова К.И., Перевозчикова Ю.А., а также сборнике документов о Первом Всемирном конгрессе финно-угорских народов и ряде статей-откликов об этом событии. В основу второй главы легли исследования д-ра Нановски Д., а также Отчет Консультативного Комитета финно-угорских народов за 1996-2000гг. А третья глава основывается на резолюции Ш конгресса финно-угорских народов, и различных документов с этого мероприятия.

Цель

В данной работе поставлены следующие задачи: проследить предпосылки формирования финно-угорского движения, создание, проведение и результаты всех трех Всемирных Конгрессов финно-угорских народов, а также роль и достижения этого мероприятия для современного финно-угорского общества. Поставленными задачами соответствует структура работы, состоящая из введения, трех глав и заключения.

1 Глава 1

I Всемирный конгресс финно-угорских народов

1.1 Предпосылки возникновения конгресса финно-угорских народов

Рубеж XX - XXI веков является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической и экономической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. При этом не все народы, прежде всего относящиеся к финно-угорскому сообществу, обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять и оградить себя от этого разрушительного процесса.

Причиной этого своеобразия Финно-угорских народов России является то, что они имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях.

1. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических;

2. В течение длительного периода они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил, прежде всего русского феодально-монархического колониального владычества (XVI--XX вв.). Естественный ход их общественно-политического развития был нарушен почти одновременно русской колонизацией, деформировавшей внутренние процессы зарождения раннеклассовых отношений и насильственно насадившей русский вариант феодализма;

3. В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи совершенно отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления;

4. Эти народы в абсолютном большинстве своем до начала XX в. были земледельческими.

5. Общим для всех этих народов было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства;

6. После Октябрьской революции процесс самоопределения и создания государственности этих народов также имел специфические особенности: он был обусловлен в большей степени не самими народами, а внешними силами. Национально-государственное строительство этих народов с самого начала было направлено на создание недоразвитых государств в виде автономных областей и округов, которые по правовому статусу совершенно не отличались от других административно-территориальных образований. Программной целью государственных образований финно-угорских народов было не фактическое самоопределение, а возмещение ущерба, нанесенного их историческому развитию царским режимом, выравнивание культурного и экономического уровней развития коренного населения с русским. Разница уровня развития по сравнению с русским, также особо не отличающимся высокой степенью, у этих народов была настолько вопиюща, что являлась позором России перед цивилизованным миром.

Известно, что любой малый этнос в условиях современной России может сохраниться и развиваться при наличии ряда основных условий и факторов жизнеобеспечения: 1.Территория и экологическая среда; 2. Самоорганизация или самоопределение; 3. Экономические основы жизнеобеспечения; 4. Свод нормативных и законодательных актов, охраняющих этот народ от внешнего и внутреннего агрессивного воздействия и определяющих его правовой статус;

5. Наличие этнической или конфессиональной идеологии. 6. Сословная достаточность народа, соответствующая данной общественно-политической формации. Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При всем том, что царская Россия была угнетателем и колонизатором малых народов, она сохраняла для финно-угорских народов некоторые условия. Была территория обитания. Власть позволяла функционировать органам самоуправления (у удмуртов -- общинное самоуправление кенеш--совет), которые имели многофункциональное значение: пользовались и распоряжались землей и производственными объектами общественного назначения; исполняли фискальные и некоторые судебные функции; осуществляли страхование от стихийных бедствий всего общества и исполняли роль органа призрения к детям-сиротам, инвалидам и

престарелым, оставшимся без кормильцев. Кенеш же принимал решения об отправлении общеродовых или общеплеменных религиозных обрядов, т.е. осуществлял идеологические функции. На моления, посвященные канонизированным средневековым богатырям и особо почитаемым богам Элену, Булде, Губеру, Идне собирались тысячи удмуртов. Здесь воспитывалось национальное и религиозное самосознание. И если финские и угорские народы в условиях жесточайшей эксплуатации, экономического, религиозного, политического подавления, сплошной неграмотности в течение многих веков сумели сохранить себя как этносы, сберечь язык и культуру, не последнюю роль сыграли в этом те условия, которые, хотя и в усеченном виде, были утверждены для них в царской России в качестве обычного права.

Социализм для финно-угорских народов явился прогрессивным историческим этапом в их судьбе. Советская власть создала государственность этих народов, осуществив, хотя и в усеченном варианте, право на самоопределение и приняв свод законов, защищающих их права. В результате за короткий промежуток времени финно-угорские народы продемонстрировали удивительную пассионарность: осуществили культурную революцию, создали национальную интеллигенцию, частично урбанизировались, в основной своей крестьянской массе приспособились к условиям ведения коллективного хозяйства в колхозах и совхозах, возвратив и внедрив многие функции общинного управления. В их составе образовались три сословные группы; крестьянство, интеллигенция, рабочий класс.

В то же время, в связи с усилением военно-промышленного комплекса, освоением месторождений нефти и газа и других природных богатств, на территорию проживания этих народов произошел приток огромного количества представителей других народов. Удельный вес коренных народов в пределах государственных образований все более снижался. Так в Карелии ныне проживает 6% карел, Мордовии -- 28% мордвы, Коми Республике -- 23% коми, Удмуртии -- 31% удмуртов. Единственное государственное образование, где коренного населения более половины всех живущих в ней -- это Коми-пермяцкий национальный округ, который находится в особо бедственном положении.

Так называемая перестройка и проводимые в ее рамках реформы всех сторон жизни российского общества в корне изменили общественно-политическое и экономическое положение финно-угорских народов. В соответствии с Конституцией РФ (1993) эти и другие народы России теперь не являются субъектом права, не имеют права на самоопределение и даже на защиту собственных интересов. Они не могут защитить территорию обитания - историческую родину от грабежа и распродажи. Их государственность стала скорее призрачной фикцией, чем реальностью. Идет, с одной стороны, последовательное сокращение функций национально-территориальной государственности, утвержденных при её создании, с

другой -- осуществляется вымывание кадров коренных народов из представительных и исполнительных органов управления. В нынешнем составе Государственного Совета Удмуртской Республики депутатов-удмуртов насчитывается всего 11%, а представителей капитала и связанных с ним высших чиновников -- около 75%.

Настоящий грабеж осуществлен и в отношении недр Удмуртии. Нефть, добываемая при советской власти в количестве 8--10 млн. тонн в год (в пересчете на душу населения больше, чем в Татарии), уже не является собственностью народа: 86% акций главного нефтедобытчика -- Объединения “Удмуртнефть” принадлежит компании “Сиданко”, не вложившей никаких инвестиций в промышленность Удмуртии.

Сельские жители финских народов, живущие на селе (ок. 65% мордвы, мари, коми и удмуртов; около 80 % коми-пермяков), в ходе приватизации также пережили настоящую трагедию. В коми-пермяцком крае, превращенном в сырьевой придаток экономики Пермской области, где было всего 6% перерабатывающей промышленности, и где местное население в основном было занято в леспромхозах, с началом приватизации почти все леспромхозы были закрыты, так как в погоне за легкой прибылью лесоторговцы начали разрабатывать близлежащие лесные массивы. Началась настоящая деградация края.

Экономическое и социальное обнищание народа в конце XX века сравнимо лишь с периодом кризиса начала 1920-х гг., когда Россия, пережив 7 лет войны, подверглась стихийному бедствию -- небывалой засухе и эпизоотиям. Промышленное и сельскохозяйственное производство Удмуртии к 1999 г. по сравнению с 1990 годом сократилось вдвое. Впервые в истории на селе появилась безработица. Многие крестьяне живут в основном за счет натурального хозяйства приусадебного участка, годами не получая зарплаты в общественном производстве. В сельскохозяйственной отрасли Марий Эл заработная плата за 1999 г. была на 36 % ниже среднереспубликанского уровня. В Коми-пермяцком национальном округе при прожиточном минимуме на одного жителя в 741 руб. (на дек. 1999 г.) заработная плата в сельском хозяйстве, где занято абсолютное большинство коми-пермяков, составила 282 руб., в образовании - 678 руб. Отсутствие денежных средств приводит к тому, что крестьяне не в состоянии ехать в город для получения медицинской помощи и умирают от таких болезней, которые могли быть излечены.

Ко всем бедам их ожидает еще интеллектуальная деградация. Они не в состоянии из-за отсутствия средств направлять своих детей на учебу.

Общий кризис, насаждающий в народе голод, болезни, психологическую неустойчивость и напряженность, приводит к повышенной смертности. В 1999 г. в Республике Марий Эл родилось 6,5 тыс. чел. и умерло 10,6 тыс. чел. В Удмуртской Республике число родившихся на 1000 чел. населения с 1987 по 1998 гг. снизилось с 17,2 до 9,1, смертность - соответственно увеличилась с 10,5 до 13,5. В Коми-пермяцком округе в 1997 г. коэффициент рождаемости был 11,2, смертности - 16,1, в 1998 г. соответственно - 10,7 и 14,8, в 1999 г. - 11,1 и 16,4. Таким образом, в этом крае ежегодно население на 1 тыс. чел. сокращается на 5 чел.

В ходе реформ у финно-угорских народов ежегодно возрастал суицид, который в среде мужчин удмуртов в 1996 г. дошёл до небывалого уровня - 174 на 100 тыс. человек и лишь с 1997 г. начал несколько снижаться, но сохранялся на самом высоком уровне в России: в 1997г. - 121,6; в 1998 - 107,6. Притом на селе, где в основном проживают удмурты, этот коэффициент среди мужчин в 1998 г. составил 132,7. Среди сельского населения доля лиц, умерших в трудоспособном возрасте, среди мужчин составила в 1997 г. 44,5 %, в 1998 г. - 43,1 %.

Таким образом, в истории финно-угорских народов России, отброшенных в ходе реформ 1990-х годов на самую низкую ступень социальной пирамиды, не было более опасной ситуации, чем сегодняшнее их положение. Если в ближайшее время не будет изменена Конституция РФ и утверждены нормативные акты по защите малочисленных, так называемых титульных, народов, не будут приняты меры по социальной ориентации политики и экономики страны, будущую трагедию или исчезновение финно-угорских народов с лица земли избежать будет невозможно.

Требования и предложения, которые сегодня истекают от встревоженной элиты финно-угорских народов России, тщетно пытающихся освоить стратегию борьбы за “этническую мобилизацию”, возрождение и развитие, в основном проистекают из норм традиционного обычного права, соотнесенных со стандартами, вырабатываемыми на международном уровне. Главное требование связано с реализацией их прав на территорию своего исконного обитания. Но законодательная база ни в одной из финно-угорских республик России не содержит каких-либо норм, регламентирующих индивидуальные и коллективные права коренных народов. Конституция России содержит упоминание о коренных народах, но отсутствует юридический механизм их политического представительства в органах государственной власти. Кроме того финно-угорские народы, “имеющие собственные” национально-государственные образования и считающиеся титульным этносом, фактически лишены специальных прав на свою государственность, территорию, её недра, на средства производства и национальное богатство в любом его виде. Этот антинацменовский антиправовой механизм, похоже, выработан особо тщательно и иезуитски изощренно, с тем, чтобы легче было приватизировать все, что имеется на землях проживания национальных меньшинств, чтобы нейтрализовать их патриотизм и возможную консолидацию в борьбе за выживание.

Между тем, именно в нынешний период, как никогда, должна быть повышена роль государства в осуществлении национальной политики в полиэтничном сообществе, каковым традиционно являлась Россия. Именно государство должно усилить свою роль в сохранении народного добра от разграбления и передачи его в собственность закордонных олигархов. Государство также должно уберечь всю социальную сферу жизни общества, так как новоиспеченные капиталисты полностью исключили ее из функциональных обязанностей. Они даже не владея контрольным пакетом акций предприятий и целых отраслей (энергоресурсы) путем хитроумной организации финансирования обеспечивают себе полный контроль и фактическое всевластие в них. И им совершенно безразлично кто проживает на территории добывания капитала, более того, им выгодно не иметь там коренного населения, обладающего исторической памятью и национальным самосознанием и претендующего на свои исконные права. Именно с этой целью олигархи “Лукойла” предоставляют хантам и манси бесплатно городские квартиры, забирая взамен их родовые владения.

При всем своеобразии финно-угорские народы являются россиянами и в полной мере разделяют трагическую судьбу всех народов. Чтобы решать свою судьбу они должны консолидироваться с ними и бороться за общедемократические перемены в России. Они могут и должны использовать весь опыт самозащиты, имеющийся в различных национальных республиках. Наиболее привлекательным является опыт Коми республики, где принят ряд законов, обеспечивающих правовые гарантии коренному народу. Здесь принят закон о статусе съезда коми народа. Его решения рассматриваются на правительственном уровне, по ним разрабатываются государственные планы осуществляются конкретные мероприятия. Третьей программной задачей финно-угорских народов является использование международно-правовых норм, особенно деклараций ООН, под которыми подписывалась наша страна. Чрезвычайно важным документом является также Международная конвенция №169 Международной Организации Труда о коренных народах. Одним словом, этническим мобилизаторам финно-угорских народов России в современных условиях необходимо выработать новые тактические и стратегические планы в борьбе за выживание.

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.