реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Вступление России в ВТО

. Перечисленные выше экономические выгоды в большинстве своем вытекают из преимуществ либерализации внешней торговли, рассматриваемых экономической теорией. «Отождествление процессов, протекающих в рамках ГАТТ (ВТО), с движением в сторону растущей либерализации мировой торговли стало в послевоенный период настолько общим местом, что в аудитории, не состоящей сплошь из профессиональных экономистов, часто приходится делать оговорку, что глобальный многосторонний механизм либерализации не является единственным способом достижения большей открытости экономики» Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под ред. Р.М. Нуреева. - М: Аспект Пресс, 2002. - Гл. 6 (автор С.А. Афонцев).

. А что можно сказать об альтернативных механизмах? Прежде всего, это односторонняя либерализация или, иными словами, национальная политика внешней торговли, направленная на либерализацию последней. Эта альтернатива обладает одним бесспорным преимуществом: она позволяет ориентироваться на оптимальный для национальной экономики режим внешней торговли, не связанный с необходимостью учитывать встречные требования со стороны партнеров по внешнеэкономической деятельности. Действительно, если рекомендации ВТО или других партнеров по либерализации так полезны для национальной экономики, что мешает принять их в одностороннем порядке? Зачем связывать себя обязательствами? Проблема возникает, если национальное правительство руководствуется не столько национальными интересами, сколько интересами поддерживающих его бизнес-сообществ, лоббирующих свои интересы. Тогда, действительно, следование нормам ВТО может уберечь от опасности коррупции и лоббирования на национальном уровне. Однако эта оговорка не отменяет отмеченного выше преимущества односторонней либерализации, а скорее заставляет более внимательно относиться к мотивам, лежащим в основе внешнеторговой политики.

В противоположность односторонней либерализации любое многостороннее соглашение - глобальное или региональное - предполагает существенное ограничение национального суверенитета во внешнеэкономической сфере. С одной стороны, участники соглашения могут стремиться реализовать в его рамках внутриэкономические приоритеты (оптимизационная координация), с другой, соглашение может быть направлено на поддержание эффективного и стабильного международного экономического режима (режимная координация). В первом случае национальное правительство стремится достичь наилучшего состояния с учетом как собственных интересов, так и интересов партнеров по соглашению. Режимная координация, напротив, предполагает отказ национальных правительств от достижения оптимальной стратегии в пользу поддержания оговоренного соглашением порядка.

Большинство существующих региональных соглашений относятся к первому типу координации, глобальная же координация склоняется к обеспечению порядка, опирающегося на строго определенные правила. Таким образом, существуют конкурирующие типы многосторонней либерализации внешней торговли, и неудивительно, что представители ВТО рассматривают региональные группировки как "игроков" с потенциально конкурирующими целями. Между тем в последние годы отмечается усиление значимости региональных групп (ЕС, страны Юго-Восточной Азии), а в современной экономической литературе признается факт, что принятие решений в рамках ВТО все больше зависит от процессов, протекающих в региональных блоках. Это и понятно: в рамках регионального соглашения легче прийти к общему решению вследствие меньшего числа участников, а на уровне ВТО эти участники, де-юре независимые и обладающие правом голоса, де-факто действуют согласованно, склоняя чашу весов в ту или иную сторону. Отсюда видно, что региональные соглашения действительно представляют собой реальную и действенную альтернативу таким глобальным организациям, как ВТО, и заслуживают внимания при выборе стратегии либерализации внешней торговли.

Другие поводы усомниться в бесспорности упомянутых преимуществ членства в ВТО вытекают из рассмотрения ее как политического рынка. Как утверждает экономическая теория, свободная торговля оптимальна для достижения наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов, а существование протекционизма обусловлено, скорее всего, политическими факторами. Эти факторы влияния можно представить в виде своеобразного рыночного взаимодействия, где предметом торгов являются мероприятия экономической политики, "спрос" предъявляют избиратели, лоббисты, а "предложение" обеспечивают политики и чиновники. На таком рынке мероприятия экономической политики обмениваются на факторы политической поддержки, начиная от голосов избирателей и заканчивая взятками.

Уже отмечалось, какие опасности для внешнеэкономической политики могут возникать на национальном политическом рынке, а также влияние региональных политических рынков на принятие решений в ВТО. А как работает глобальный политический рынок, институтом которого является эта организация? По большому счету, механизм взаимодействия участников глобального политического рынка не отличается от процессов, происходящих на национальных политических аренах. Здесь также отстаиваются протекционистские интересы, причем умение "расталкивать локтями" имеет, возможно, даже большее значение, поскольку за интересами конкретных компаний-лоббистов стоят национальные правительства с различным потенциалом политического давления Там же..

Это проявляется как в содержании вопросов, обсуждаемых в ВТО, так и в определении правил глобального экономического режима. По сути, на повестке дня в переговорах ВТО - постоянное обсуждение взаимных уступок в отношении доступа к рынкам. Причем возможности влияния часто определяются не экономическим, а политическим потенциалом сторон. В этом смысле политически слабые участники чаще проигрывают. Сами правила урегулирования споров также являются результатом взаимодействия разных групп игроков с различным политическим весом, и, таким образом, нельзя гарантировать беспристрастности принимаемых политических норм. Все это заставляет более внимательно относиться к перспективам вступления в ВТО и задуматься над вопросом, сможет ли Россия успешно конкурировать на политическом рынке ВТО.

Глава 2. Россия и ВТО.

2.1. Цели вступления России в ВТО.

2.1.1. Предпосылки вступления.

Вступление России в международную торговую систему представляет собой длительный и сложный процесс. На протяжении большей части XX века СССР, хотя и поддерживал международные экономические отношения со многими государствами, но в основном развивал свою внешнюю торговлю, исходя из политических и идеологических установок и на основе государственной монополии на все виды экономической деятельности. В таких условиях о полной интеграции страны в международную торговую систему, действовавшую по нормам развитых стран Запада, не могло быть и речи. Основная часть (2/3) Россия и международная торговая система / Под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб.: Изд-во «Петрополис».2000.,стр.19. внешнеторгового оборота СССР приходилась на достаточно узкую группу стран-членов СЭВ, где торговля развивалась под влиянием политических и идеологических приоритетов.

С началом периода рыночных форм в экономике Россия обозначила желание вступить в международную торговую систему. Уже с начала 1990-х годов после распада СЭВ и Советского Союза во внешнеэкономических связях России произошли существенные изменения. В качестве основного инструмента регулирования внешней торговли стали использоваться таможенные тарифы, была ликвидирована государственная монополия внешней торговли, предприятия получили доступ на мировой рынок, в качестве основных торговых партнеров Россия получила ведущие страны Запада и ближайших соседей по СНГ.

В связи с либерализацией внешней торговли в 1992 г. радикально изменилось положение России на мировом рынке. От либерализации внешней торговли выиграли прежде всего продавцы сырья и полуфабрикатов, получив возможность продавать их но мировым ценам. В результате усилилась роль России как поставщика сырья и полуфабрикатов. Заметно присутствие России и на мировом рынке оружия. Но мировой рынок сырья подвержен колебаниям, а рынок оружия зависит от политической ситуации в мире. Это лишь одна из причин неудовлетворенности России ее сегодняшним местом в мировой экономике. К этому можно добавить как минимум аргумент о "проедании" природного капитала России, в то время как другие страны берегут свои ресурсы и зарабатывают на обработке экспортируемых.

Однако попытка изменить ситуацию связана с огромными трудностями. Можно сказать, что внешнеэкономическое положение России определяет вызов ее будущему, а возможности страны адекватно ответить на этот вызов - предмет постоянных дискуссий, далеко не всегда оптимистических. Совершенно естественным, например, кажется требование развивать технологии обработки сырья. Оно может быть реализовано двумя способами: развитием собственной обрабатывающей промышленности и размещением в стране иностранных или совместных технологичных производств. В первом случае вызовом является привлечение инвестиций в условиях, когда их фактически нет, во втором - сохранение качества человеческого капитала, уровня образования и квалификации. Это связано с тем, что развивающиеся страны также готовы предложить недорогой труд производителям извне и в последние годы активно развивают образование, по крайней мере, в нескольких направлениях.

Одним из самых дискуссионных вопросов в этой связи является вступление России в ВТО.

Имеются предпосылки для интеграции России в мировое хозяйство. В долговременном плане наиболее убедительны потенциальные возможности и перспективы России. Имеются в виду те области, которые становятся движущей силой преодоления кризиса и будущего развития. Россия обладает экономическим потенциалом, крупными запасами природных ресурсов, включая энергетическое сырье, руды черных и цветных металлов, другие виды сырья, относящегося к классу стратегического, в количествах, достаточных не только для собственных нужд, но и для экспорта. Население страны характеризуется, в целом, достаточно высоким уровнем образованности, среди работающих большой удельный вес квалифицированных специалистов. Продвижению России в мировое хозяйство способствует улучшение отношений с западными странами. Движение России по пути к интеграции в международную торговую систему зависит от решения накопившихся проблем в области внутренней экономики и внешнеэкономических связей. Для России действительно необходимо восстановление экспортного потенциала за счет быстрого технического переоснащения добывающих отраслей, поскольку оно позволяет обеспечить необходимые валютные поступления. Затем необходимо провести постепенную, но достаточно быструю модернизацию промышленности. Решение этих задач тесно связано с созданием цивилизованной внешнеэкономической системы инструментов, которая обеспечит вступление России в международные экономические организации, в частности, ВТО.

Особенности положения, в котором находится сегодня Россия и с учетом которого должна вырабатываться ее политика, состоят в следующем:

Россия единовременно решает задачу повышения уровня экономического развития и задачу интеграции в систему мирохозяйственных связей;

- исторически сложившиеся хозяйственные связи с бывшими советскими республиками требуют развития экономической интеграции в рамках СНГ;

- предлагаемая ВТО система достаточно жестко определяет рамки внешней и внутренней политики своих членов, а также стран, собирающихся вступить в эту организацию;

- экономика России нуждается в интенсивной структурной перестройке, которая способствовала бы повышению ее технологического уровня и созданию конкурентоспособных производств.

Присоединяясь к ВТО, вместе с обязательствами Россия получит права, которые дадут ей возможность защищать свои внешнеторговые интересы на мировом рынке. Кроме того, это даст положительный импульс сложному процессу интеграции России в мировое хозяйство.

Для России привлекательно присоединение к системе ВТО. Конечно, она не сможет пользоваться всеми привилегиями ВТО до тех пор, пока не будет являться полноправным членом системы. Но даже не начальной стадии положительный эффект очевиден. “Как приливная волна раскачивает все без исключения лодки, так и российские предприниматели наравне со всеми получат шанс извлекать пользу из роста (и большей стабильности) мировых рынков в результате “уругвайского” раунда”. Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 121. Улучшение атмосферы мировой торговли должно стимулировать продолжение перестройки производства с целью извлечения наибольшей пользы из конкуренции.

Что касается сельского хозяйства, то российские природные преимущества смогли бы вновь сделать эту отрасль ведущей силой в экспортной торговле России, как только этот сектор сможет осознать свой потенциал. Эти преимущества станут еще более ценными, как только реализация реформ, начатых в результате “уругвайского” раунда, снизит негативные эффекты от субсидирования.

Сектор сферы обслуживания в настоящее время является одной из крупнейших областей роста российской экономики, чей потенциал по части экономического подъема и создания рабочих мест только начинает проявляться. Как и в случае с сельским хозяйством, более стабильная международная среда может лишь ускорить развитие внутри страны.

Когда же Россия станет полноправным членом ВТО, эти сектора, как и другие, получат дополнительные возможности расширенного доступа к рынку и юридической защищенности. Став членом ВТО, Россия сможет воспользоваться всеми предоставляемыми членам ВТО торговыми преимуществами, одобренными участниками “уругвайского” раунда. (Однако, в равной степени России придется принять на себя все обязательства, согласованные в рамках многосторонних переговоров.) Она получит право экспорта своей продукции и услуг на рынки стран ВТО при размере пошлин и уровне обязательств, согласованных на “уругвайском” и предыдущих раундах ГАТТ. Это включает в себя тарифные ограничения, которые будут распространяться почти на 100% российского экспорта промышленных товаров в развитые страны, причем почти половина этих товаров должна подлежать беспошлинному ввозу. Там же. Россия получит доступ к единственному многостороннему форуму по торговле, а также получит право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров в случае, если ее права будут нарушены другими странами-членами ВТО.

Дополнительная юридическая безопасность, получаемая российским экспортом при условии членства России в ВТО, вероятно, будет способствовать укреплению делового доверия к экспортному сектору, а также увеличит перспективу на увеличение иностранного инвестирования.

Другие преимущества, может быть, менее заметны, но также важны. Для России, как и для других стран переходной экономики, укрепленный, основанный на согласованных принципах порядок торговли не только предоставляет больше возможностей для торговли и больше предсказуемости, но и дает своего рода “путеводную звезду” Sanford J. World Trade Organization opens global markets.

Business America, Washington. - 1995, Jan., p. 6. экономическим реформам, направленным на свободный рынок. Продвижение в сторону полного участия в международной системе торговли делает торговый режим страны и внутреннюю экономическую политику более сопоставимыми с другими странами мира и помогает убедиться в том, что реформы продвигаются в нужном направлении.

Кроме того, надежная юридическая система ВТО жизненно важна для стран переходного периода, которые принимают участие или хотят принимать участие в процессах региональной интеграции, так как членство в многосторонней торговой системе укрепляет их позиции на переговорах с региональными группами и четко закрепляет их в рамках правил, принятых обеими сторонами.

Наконец, ВТО также предоставляет возможность укрепления глобального взаимодействия при разработке экономической политики. ВТО обладает особым мандатом на развитие сотрудничества с МВФ и Всемирным Банком для достижения этой цели. В свете сотрудничества России с этими международными финансовыми структурами она только выиграет от укрепления взаимодополняемости между их работой и деятельностью многосторонней системы торговли.

2.1.2. Конкретные цели.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 149 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

2.2. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику. (Про

текционизм или либерализация торговли?).

В настоящее время достаточно распространено мнение, что российский бизнес не готов к вступлению в ВТО и нужно повысить уровень протекционизма, чтобы дать бизнесу возможность подготовиться. Концепция, что бизнес сможет подготовиться базируется на так называемой теории «зарождающихся отраслей»: новые отрасли, в которых силен эффект «обучения в процессе производства», лучше и быстрее развиваются в том случае, когда у них есть большой рынок сбыта, позволяющий в полной мере использовать эффект отдачи от масштаба. Считается, что именно такая политика позволила Японии и странам Юго-Восточной Азии осуществить скачок в своем развитии. К сожалению, в большинстве стран, которые пытались повторить этот опыт (Латинская Америка, Индия), протекционистская политика не принесла желаемых результатов. В частности, попытка использовать тарифы, чтобы дать национальным предприятиям повысить свою конкурентоспособность в условиях ограничения международной конкуренции, была предпринята в России в конце XIX века. Тарифы были повышены в связи с неготовностью предприятий к функционированию в условиях свободной торговли. Но так как у предприятий не было стимулов совершенствовать свою конкурентоспособность, Россия не смогла преодолеть своей технологической отсталости от Запада с помощью политики протекционизма. Подобная картина наблюдалась и в 90х годах: десятилетний опыт закрытия банковского сектора в связи с его «неразвитостью» способствовал сохранению «недоразвитости» этого сектора.

В то время как протекционизм позволяет увеличить спрос и тем самым улучшить финансовые возможности и воспользоваться преимуществами возрастающей отдачи от масштаба, он абсолютно убивает стимулы к повышению конкурентоспособности. В связи с этим, в последнее время более перспективной, с точки зрения ее влияния на экономический рост, считается политика либерализации торговли.

Какой эффект либерализация торговли и конкуренция с иностранными товарами оказывают на российскую экономику? Это один из самых важных вопросов в связи с вступлением в ВТО. Если перспективы дальнейшего роста в экономике России связаны, в основном, с экономической либерализацией, а не с протекционизмом, то это покажет, что Россия готова к существованию в глобальной экономике, а если нет - то она никогда не будет готова без проведения политики, направленной на интеграцию в глобальную экономику.

В ЦЭФИР был проведен анализ того, как различный уровень конкуренции с иностранными товарами влияет на общую производительность факторов и другие характеристики российских предприятий Юдаева К.В., Влияние вступления в ВТО на российскую экономику. Что выгоднее для России: протекционизм или дальнейшая либерализация торговли? // Россия и международная торговая система. СПб.: Изд-во «Петрополис».2000.,стр.15-18.. Все предприятия были разделены на 5 групп по принадлежности к отраслям: экспортоориентированные предприятия (принадлежащие отраслям, где доля экспорта в выпуске превосходит 30%, доля импорта меньше 30% и индекс внутриотраслевой торговли находится на низком уровне Определение индекса внутриотраслевой торговли следующее: 1 - .), импортозамещающие предприятия, сталкивающиеся с высоким уровнем конкуренции с импортом (подгруппа предприятий, производство которых направлено на импортозамещение Импортозамещающий рост (import-biased growth) - расширение производства того товара, который страна импортирует, ведущее к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам. Киреев А.П. Международная экономика. Ч.1. Учебное пособие для вузов. М.: «Международные отношения».2001.,стр. 402., из отраслей, где доля импорта более 80%), и предприятия из секторов с высоким уровнем внутриотраслевой торговли (индекс внутриотраслевой торговли больше 50%), а также предприятия, производящие неторгуемые на международном рынке товары (все остальные). В ходе исследования было выяснено, что импортозамещающие отрасли опережают все другие по показателям общей производительности факторов и капиталу. Таким образом, появилось доказательство плодотворного влияния конкуренции с импортом на реструктуризацию российских предприятий.

Затем был проведен более детальный регрессионный анализ эффекта конкуренции с иностранными предприятиями за ранние годы либерализации торговли (1993-96) На основе данных Регистра Промышленных предприятий, собираемых Госкомстатом (http://www.gks.ru/), и данных таможенной статистики, публикуемых Государственным Таможенным Комитетом.. Оценки общей производительности факторов проводились отдельно по следующим группам отраслей: химическая, машиностроение (в разбивке на тяжелое машиностроение, приборостроение и электронику, и производство средств транспорта), бумажная, легкая, промышленность строительных материалов и пищевая. В результате, в среднем по обрабатывающей промышленности наблюдается положительный эффект со стороны импорта на производительность, причем есть эффект и за счет роста конкуренции и за счет роста качества комплектующих. Рост конкуренции является наиболее существенным фактором в деревообрабатывающей и пищевой промышленностях. В машиностроении, промышленности строительных материалов и в легкой промышленности наблюдается существенный положительный эффект от использования импортных комплектующих.

Итак, результаты показывают, что конкуренция с импортом и использование импортируемых компонент положительно влияют на общую производительность факторов на российских предприятиях, а значит и на экономический рост. Таким образом, скорее всего в России наиболее благоприятной для экономического роста окажется именно политика либерализации торговли, а не протекционистская политика. В этих условиях вхождение в ВТО, воздействуя на уровень потенциальной конкуренции, предоставляет мощный и по-своему уникальный инструмент давления на отечественные предприятия, подталкивая их к реструктуризации и выходу из бизнеса менее производительных предприятий.

2.3. Процесс вступления России в ВТО.

2.3.1. О ходе переговоров по присоединению России к ВТО.

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.